Планы уроков по арифметике для 4 класса (Галафутник, Иляхинская, Шор) 1958 год

Скачать Советский учебник

 Планы уроков по арифметике для 4 класса (Галафутник, Иляхинская, Шор) 1958

Назначение: Данные «Планы уроков» составлены в соответствии со стабильным учебником арифметики для IV класса авторов А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка, Учпедгиз, 1955 г.

      Планы являются примерными, отнюдь не обязательными. Наоборот, учитель должен учесть особенности того класса, который он ведёт, и в зависимости от этого внести необходимые изменения при использовании планов. Учитель может видоизменять расположение как отдельных этапов урока, так и планирование нескольких уроков или целой темы.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1958

Авторство: Ева Моисеевна Галафутник, Клавдия Николаевна Иляхинская, Яков Александрович Шор

Формат: PDF Размер файла: 7.86 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

      Первая четверть 7

      Вторая четверть 47

      Третья четверть 78

      Четвёртая четверть 131

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Планы уроков по арифметике для 4 класса (Галафутник, Иляхинская, Шор) 1958 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Данное пособие не ставит своей целью заменить методику. Здесь даны лишь некоторые указания к ведению уроков. Это не освобождает учителя от тщательного изучения методики, а также чтения текущей методической литературы в процессе подготовки к урокам.

      Программный материал IV класса обширен и разнообразен по содержанию. Необходимо, чтобы учитель добился от учащихся сознательного, правильного и быстрого выполнения всех арифметических действий над любыми числами в пределах, установленных программой. В программе IV класса имеется также раздел об именованных числах. Чтобы безошибочно производить с ними вычисления, учащиеся должны получить представления о действительной величине мер, научиться пользоваться ими, получить навыки в измерении и взвешивании, развить глазомер.

      Во II и III четвертях часть времени отводится на изучение геометрического материала. Учащиеся должны получить навыки в измерении и вычислении площадей и фигур, имеющих форму прямоугольника и квадрата, научиться вычислять объёмы тел, имеющих прямоугольную форму.

      При изучении темы «Простейшие дроби» учитель должен дать детям представление о долях, дробях, о величине их, для чего надо широко применять наглядность.

      Большое внимание надо уделить решению задач. В IV классе наряду с задачами, которые изучили в III классе, решаются новые задачи: на нахождение среднего арифметического нескольких чисел, на определение чисел по сумме и кратному отношению, на нахождение одной и нескольких частей числа, на применение способа отношений.

      Нужно обучить детей решению задач по краткой записи условия, по числовой формуле, составлению задач, проверке решения, умению кратко записывать условие задачи. Необходимо уделить внимание и решению задач с числовыми данными, взятыми из окружающей жизни.

      Учитель должен систематически тренировать учащихся в устном счёте. Упражнения следует проводить не только над отвлечёнными числами, но и над именованными, простыми и составными. В первую очередь надо добиваться усвоения учениками общих приёмов устных вычислений, а затем уже особых.

      Следует привить учащимся навыки устного умножения и деления многозначных чисел на однозначное и в лёгких случаях на двузначное, записывая результат в строчку, без промежуточных вычислений. Например:

      1452X4=5808

      3876:12=323

      Ввиду большого значения устного счёта последний включён в каждый урок. В большинстве уроков материал связан с темой урока и помогает усвоению объясняемого материала.

      Следует научить детей сложению и вычитанию на счётах.

      Желательно, как это указано в планах, использовать на уроках различные способы проверки домашних заданий:

      1. Выборочная проверка домашнего задания.

      2. Полная проверка домашнего задания.

      3. Проверка примеров по действиям.

      4. Проверка примеров только по результатам.

      5. Параллельная проверка (один или два учащихся выполняют одну часть домашнего задания у доски, а в это время с классом проводится проверка другой части).

      6. Чтение составленных учащимися задач и т. д.

      4

      В планах домашние задания даются в конце урока, но иногда можно давать их до самостоятельной работы учащихся.

      При проведении контрольных работ целесообразно домашнее задание давать до начала контрольной работы.

      Рекомендуемые в уроках домашние задания являются примерными. Учитель может исключать часть задач или примеров, дополнять или заменять задание.

      Почти вся IV четверть отводится систематическому повторению пройденного. Цель повторения: привести в систему все знания, полученные учениками за время обучения, закрепить пройденное; выделив наиболее важное и существенное, выявить пробелы в знаниях как отдельных учеников, так и класса в целом и обеспечить ликвидацию этих пробелов.

      Кроме того, повторение проводится в течение всего учебного года, параллельно с изучением нового материала.

      Настоящие «Планы уроков по арифметике для IV класса» составлены коллективом учителей. Геометрический материал: уроки 29—42 (II четверть), 1—5 и 8—21 (III четверть) и меры времени: уроки 22—47 (III четверть) разработаны Я. А. Шором, остальные уроки — К. Н. Иляхинской и Е. М. Галафутник. Это, естественно, сказалось на характере изложения отдельных уроков.

     

     

      ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ГОД

     

      I четверть — 56 уроков

      1. Повторение пройденного в III классе 12

      2. Нумерация и четыре действия над многозначными числами 41

      3. Задачи на вычисление среднего арифметического 3

     

      II четверть — 44 урока

      1. Задачи, решаемые способом отношений 3

      2. Именованные числа 24

      3. Черчение диаграмм 1

      4. Квадратные меры 14

      5. Решение ранее пройденных задач 2

     

      III четверть — 62 урока

      1. Задачи на нахождение чисел по сумме и кратному отношению 5

      2. Особые приёмы устного счёта 4

      3. Кубические меры 14

      4. Меры времени 26

      5. Повторение и учёт 2

      6. Обыкновенные дроби 11

     

      IV четверть — 38 уроков

      1. Обыкновенные дроби 8

      2. Повторение 30

     

     

      ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

     

      ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В III КЛАССЕ

      (12 уроков)

     

      Урок 1

     

      Тема урока: Повторение нумерации шестизначных чисел и действия сложения.

      Оборудование: классные счёты.

     

      Повторение нумерации шестизначных чисел.

      Учитель предлагает вызванному ученику написать цифрами шестизначное число, указать в нём классы и разряды.

      Повторить, на каком месте справа пишутся единицы, десятки, сотни, единицы тысяч и т. д. Ученики читают числа из учебника, №1 и выборочно из №3 (первая строчка).

      Провести упражнения в откладывании учащимися чисел на счётах и записи их на доске; проверить правильность записи.

      Затем провести запись чисел в тетрадях под диктовку учителя (последние пять чисел из №3).

     

      Повторить сложение шестизначных чисел.

      Решить письменно на доске и в тетрадях примеры №4 (первая строчка всех столбиков). Одновременно повторить названия компонентов действия сложения.

      Вопросы: Какие числа складывали? Какое число получили? Как называются числа при сложении? Назовите слагаемые, сумму.

      Решить задачу №6. Устно составляется план. Решение записывается учащимися самостоятельно в тетрадях.

      Домашнее задание. №2, 4 (вторая строчка всех столбиков), 8.

     

     

      Урок 2

      Тема урока: Вычитание чисел первых двух классов.

     

      Проверка домашнего задания. Два вызванных ученика записывают решение домашних задач на доске, не пользуясь тетрадью. Другие в это время читают ответы примеров по тетради. Каждому ученику, решившему одну из проверяемых задач домашнего задания, поставить вопросы из нумерации. Ответы оценить отметками.

      Устный счёт. Решить примеры №11 и задачи №9, 10.

      Учитель сообщает цель урока: «Сегодня мы будем решать примеры и задачи на вычитание шестизначных чисел».

      Решить на доске с подробным объяснением примеры №12 (первая строчка всех столбиков).

      Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание на доске и в тетрадях: №12 (вторая строчка всех столбиков). Решить самостоятельно примеры №13 (второй столбик), задачу №14.

      Домашнее задание. №13 (первый столбик), 7, 15. Дать указание к решению задачи №7.

     

     

      Урок 3

      Тема урока: Умножение на однозначные и двузначные числа.

     

      Проверка домашнего задания. К доске вызвать двух учеников. Одному предложить записать решение примера 13 (первый пример), а второму — объяснить решение задачи №7. Затем проверить ответы второго примера и задачи №15.

      Устный счёт. Решить примеры №18 с объяснением приёма умножения некоторых чисел.

      Умножение на 10: 87X10; 785X10.

      Повторить правило умножения чисел на 10.

      Решить задачу №16.

      Цель урока. Учитель сообщает, что на этом уроке будут проводиться упражнения в умножении чисел на однозначные и двузначные числа.

      Решить на доске (с подробным объяснением) пример №19 (второй, третий и четвёртый столбики).

      Одновременно повторить названия компонентов действия умножения.

      Самостоятельно решить примеры №20 (первая строчка всех столбиков) и задачу №21. Проверку решения провести в классе.

      Домашнее задание. №20 (вторая строчка всех столбиков), 22.

     

     

      Урок 4

      Тема урока: Умножение на трёхзначные числа.

      Проверка домашнего задания. Два вызванных ученика записывают ответы примеров из тетради на доске, с остальными в это время проверяют решение задачи. Вызванные ученики опрашиваются дополнительно, их ответы оцениваются.

      Устный счёт. Решить примеры №23 (выборочно) с объяснениями приёма умножения.

      Решить задачу: Скорость поезда 50 км в час. Это в 6 раз меньше скорости пассажирского самолёта. Вычислить скорость самолёта в час.

      Цель урока. Учитель сообщает: «Мы повторили умножение чисел на однозначные и двузначные числа. Сегодня будем повторять умножение на трехзначные числа».

      Письменно решить примеры на доске и в тетрадях №24 (первая строчка всех столбиков).

      Самостоятельно решить следующие примеры

     

      I вариант

      323X800

      405X504

      502X236

     

      II вариант

      456X400

      306X402

      601X328

     

      Проверить решение.

      Решить задачу №61 (1) (самостоятельно). Проверить решение дома.

      Домашнее задание. №25 (первая и вторая строчки), 27.

     

     

      Урок 5

      Тема урока: Деление на однозначное число, на 10 и на круглые десятки.

     

      Проверка домашнего задания. Форма проверки та же, что и на предыдущем уроке.

      Устный счёт. Решить задачи №28, 29; примеры №30 (третий столбик). Составить и решить два подобных примера. Повторить правило деления на 10.

      Учитель сообщает цель урока: «Повторение деления чисел на однозначное число, на 10 и на круглые десятки».

      Решить примеры на доске с подробным объяснением: №30 (первый, второй и четвёртый столбики). Повторить названия компонентов деления.

      Самостоятельно решить примеры №31 (вторая строчка всех столбиков) и задачу №33 без записи плана.

      Домашнее задание. №31 (первая и третья строчки всех столбиков), 32.

     

     

      Урок 6

      Тема урока: Деление на двузначные и трёхзначные числа.

     

      Проверка домашней работы. Вызванный ученик у доски рассказывает решение задачи №32. Ответы примеров зачитать по тетрадям.

      Устный счёт. Задача №35; примеры №36 (выборочно). Во сколько раз 98 больше 14? 91 больше 13? 60 меньше 420? 8 меньше 240?

      Решить примеры №37 (первая строчка всех столбиков) с подробным объяснением. Решить задачу №39. Составить устно план решения задачи и предложить самостоятельно записать решение с планом в тетрадях.

      Домашнее задание. №34 (устно), 38, 40.

     

     

      Урок 7

      Тема урока: Порядок действий (когда в примерах нет скобок).

     

      Проверка домашнего задания.

      Учитель сообщает цель урока: «Сегодня будем повторять порядок действий в примерах без скобок».

      Устный счёт. Решить примеры из №41 (1) и по два примера из первой строчки №41 (2) и 42 (1). Выяснить, в каком порядке производятся действия в каждом из этих примеров. Повторить правила порядка действий в случае, когда даны действия одной ступени, разных ступеней.

      Самостоятельно решить примеры второй строчки №41 (2) и 42 (1).

      Решить задачу на доске и в тетрадях №43 (1, 2, 3). Решение первой задачи вначале записать двумя действиями, а затем действия записать в строчку. Решение остальных задач разобрать устно, а затем записать в строчку.

      Домашнее задание. Решить примеры третьей строчки из №41 (2) и 42 (1), 43 (4).

     

     

      Урок 8

      Тема урока: Порядок действий при вычислении примеров со скобками.

     

      Проверка домашнего задания. Вызвать к доске двух учеников. Один записывает решение №43 (4) в строчку, а второй решает пример №42. В это время проверить ответы примеров №41 (2). По окончании записи на доске первому ученику предложить составить пример на действия первой и второй ступени, второму — на действия второй ступени.

      Учитель сообщает цель урока: «Сегодня будем решать примеры на все действия со скобками».

      Устный счёт. Решить примеры первого и второго столбиков из №42 (2). При решении примеров повторить, в каком порядке производятся вычисления в примерах со скобками.

      Самостоятельно решить примеры второй строчки №42 (3). Решить задачу №44. Устно составить план. Решение с планом записать в тетрадях.

      Домашнее задание. Решить остальные примеры из №42 (2, 3),45.

     

     

      Урок 9

      Тема урока: Повторение мер длины и веса.

     

      Проверка домашнего задания. Вызванные два ученика записывают решение примера №42 (3) на доске, в это время устно проверить решение №45 и остальных примеров и повторить правило порядка действий.

      Учитель сообщает цель урока: «Сегодня будем повторять таблицу мер длины и веса».

     

      Повторение мер длины. Вспомнить, какими мерами измеряли длину класса, длину и ширину доски, крышку стола, длину спички. Определить на глаз длину и ширину парты, доски, окна. Проверить ответы измерением. Учитель предлагает измерить длину доски, длину данной тесёмки. Вывешивается таблица мер длины и зачитывается.

      Решить устно примеры №47 (1, 2) (первый и второй столбики).

     

      Повторение мер веса. Провести упражнения во взвешивании некоторых предметов: пачки чая, овощей. Таблица мер веса вывешивается на доске и зачитывается.

      Решить устно примеры №47 (1, 2) (третий и четвёртый столбики).

      Домашнее задание. Повторить таблицу мер длины и веса, записать её в тетрадях, решить №51, 52, 53 (1,2).

     

     

      Урок 10

      Тема урока: Повторение геометрического материала.

     

      Проверка домашнего задания и опрос по заданному материалу.

      Устный счёт. Выразить крупные меры в более мелких: 3 т, 6 ц, 8 м, 4 км.

      Мелкие меры выразить в более крупных: 4000 кг, 800 кг, 60 дм, 50 мм. Составить по два аналогичных примера.

      Учитель сообщает цель урока: «Сегодня на уроке мы вспомним свойства квадрата, прямоугольника, проведём упражнения в измерении отрезков, черчении отрезков и фигур указанных размеров».

      Предложить на доске начертить прямую линию, отрезок прямой, измерить отрезок линейкой, указать в классе отрезки прямых. Выполнить задание №49, 50. Определить на глаз длину и ширину класса, проверить правильность ответа измерением.

      Показать квадрат и прямоугольник, повторить свойства их сторон и углов. Предложить вызванному ученику выполнить упражнение №54 на доске, а остальным в тетрадях. Начертить на доске квадрат со стороной 2 дм. Предложить детям начертить в тетрадях квадрат со стороной 3 см. Решить задачи №56 (1, 2).

      Домашнее задание. №57, 61 (3), 62 (вторая строчка).

     

     

      Урок 11

      Тема урока: Контрольная работа.

     

      I вариант.

      Задача. Надо вывезти 5 409 брёвен. В первые пять дней вывозили по 645 брёвен в день, а потом стали вывозить ежедневно по 728 брёвен. Во сколько дней были вывезены все брёвна?

      Примеры:

      1) 4 756+34 804+56 738,

      2) 64 207—23 739,

      3) 394X567,

      4) 8 784:36.

     

      II вариант.

      Задача. Путешественники должны были проехать 4 772 км. В первые три дня они проезжали по 468 км в день, а потом стали проезжать по 421 км в день. За сколько дней путешественники проехали весь путь?

      Примеры:

      1) 43 584+12 352+7 248,

      2) 42 506—31 481,

      3) 832X274,

      4) 5 152:46.

      Домашнее задание. №61 (2), 65, 66.

     

     

      Урок 12

      Тема урока: Анализ контрольной работы.

     

      Провести анализ контрольной работы, дать характеристику работ. Указать лучшие. Провести дополнительные упражнения, составленные учителем на основе анализа контрольных работ. Учащимся, допустившим ошибки, дать соответствующие упражнения на дом.

      Проверить домашнее задание урока 10.

      Домашнее задание урока 11 проверяется учителем дома.

      Домашнее задание. №63 (первый столбик), 64.

     

     

      НУМЕРАЦИЯ И ЧЕТЫРЕ ДЕЙСТВИЯ НАД МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

      (44 урока)

     

     

      Нумерация — один из наиболее трудных разделов арифметики. Сознательное усвоение нумерации является одним из важнейших условий овладения навыками вычислений с многозначными числами. Практика показывает, что значительная часть ошибок, допускаемых учащимися в арифметических действиях, в особенности в трудных случаях вычитания и деления, имеет своим источником недостаточно чёткое понимание основ десятичной системы счисления. Особое внимание надо обратить на образование счётных единиц, на значение разрядов, на способ группировки разрядов в классы, на раздробление и превращение многозначных чисел. Эти преобразования имеют применение при выполнении арифметических действий.

      Действия над многозначными числами опираются в первую очередь на прочное знание нумерации. Поэтому изучение арифметических действий должно сопровождаться соответствующим образом подобранными упражнениями на нумерацию. Сложение и вычитание требует свободного владения вычислениями с однозначными числами, а умножение и деление требует навыков быстрых устных вычислений не только в пределах табличного и внетабличного умножения, но и умения умножать и делить трёхзначные и двузначные числа, умения быстро находить цифру частного и проверять правильность найденной цифры. В силу этого все изучение действий с многозначными числами должно быть построено так, чтобы устные и письменные вычисления были теснейшим образом связаны между собой, взаимно дополняли друг друга. Так, например, действия с однозначными числами ученики должны научиться свободно переносить на любые разрядные единицы (5+7=12, или 1 дес. 2 ед.; 5 сот.+ 7 сот.=12 сот., или 1 тыс. 2 сот.; 5 сот.X7=35 сот., или 3 тыс. 5 сот. и т. д.).

      Переместительное свойство сложения и умножения должно быть для учащихся действенным орудием для устных вычислений.

      Надо довести до сознания учащихся важность проверки вычислений (самоконтроль), поэтому знание зависимости между компонентами действий имеет практическое значение, так как позволяет проверять правильность вычислений.

      При умножении надо обратить внимание учащихся на чтение неполных произведений, а при делении на определение первой цифры частного и количества цифр частного, на необходимость следить за тем, что остаток должен быть меньше делителя.

      Всё изучение арифметических действий надо связать с применением этих действий к решению простых зацач как в прямой, так и в косвенной форме.

     

     

      Урок 13

      Тема урока: Повторение нумерации шестизначных чисел.

     

      Проверка домашнего задания. Проверить по действиям решение примера №63 (3), объяснить порядок действий. В это время вызванный ученик записывает решение задачи на доске.

      Устный счёт. Решить следующие примеры и задачу.

      1) (92:4+77):25=4, 2) 12X8:24X125=500.

      Примеры записать на доске и предложить проверить правильность данных ответов.

      3) Задача. Грузовая машина за два часа прошла 96 км, а велосипедист за 3 часа 48 км. Во сколько раз скорость грузовой машины больше скорости велосипедиста? (Сделать краткую запись условия на доске.)

      4) Отложить на счётах и записать на доске:

      256 898; 795 000; 600 956.

      Учитель сообщает цель урока: «Повторение нумерации шестизначных чисел».

      Учитель предлагает учащимся прочитать текст из учебника на странице 12. После чтения ставятся следующие вопросы: Какие числа называются целыми? Назовите наименьшее целое число. Можно ли назвать наибольшее целое число?

      Как можно считать предметы? Какие единицы называются единицами первого разряда? второго? третьего и т. д.? Как называются знаки, обозначающие числа? Сколько всего цифр? Что обозначает цифра нуль?

      Выполнить упражнение №83 и 84.

      Домашнее задание. №62 (третья строчка), 64. Прочитать текст на странице 12.

     

     

      Урок 14

      Тема урока: Нумерация чисел третьего класса.

      Оборудование: счёты, нумерационная таблица.

     

      Проверка домашнего задания. Вызванный ученик записывает решение домашней задачи на доске, не пользуясь тетрадью. Решение примеров проверяется по действиям.

      Устный счёт и опрос. Составить и решить задачу по краткому условию, заранее написанному на доске.

     

      91 км

      первый день — 3 часа,

      втоорой день — 4 часа.

      Сколько километров проедет велосипедист в каждый день?

     

      Как называются единицы первого, второго, третьего и т. д. разрядов? На какой проволоке откладываются единицы каждого разряда? Какие вы знаете классы? Какие разряды входят в первый класс? второй класс? Сколько единиц низшего разряда содержится в одной единице следующего высшего разряда? Что называется цифрой? Какие цифры вы знаете? Что обозначает нуль? На каком месте справа пишутся единицы? десятки? сотни? и т. д.

     

      Сообщение цели урока.

      Предложить ученику отложить на счётах 9 сотен тысяч и прибавить ещё одну сотню тысяч. Сколько получили? (10 сотен тысяч). Учитель сообщает, что десять сотен тысяч называются миллионом, миллионы откладываются на седьмой проволоке, они являются единицами седьмого разряда.

      Записать на доске слово миллион (полностью и сокращённо) . Учитель говорит детям, что считают миллионами. Он сообщает, что численность населения различных стран выражается в миллионах. Так, например, в СССР 200 миллионов человек, в Китае приблизительно 600 миллионов.

      Учитель откладывает на счётах 3, 5, 7 миллионов и предлагает учащимся прочитать эти числа. Дальше эти числа записываются на доске, выясняется, на каком месте справа пишутся единицы миллионов.

      Таким же образом проводится знакомство с десятками и сотнями миллионов, сообщается, что они называются единицами восьмого и девятого разрядов и пишутся на восьмом и девятом местах справа. Сообщается, что седьмой, восьмой и девятый разряды образуют третий класс — класс миллионов.

      Выполнить упражнение №90 (1).

      Упражнения в записи чисел третьего класса под диктовку учителя: 26 000 000; 70 000 000; 506 000 000;

      700 000 000 и т. д.

     

      Подведение итогов урока. С каким новым классом чисел сегодня познакомились? Какие разряды образует третий класс? Что считают миллионами?

      Домашнее задание. Начертить таблицу по образцу №86. Прочитать и записать в ней числа из №91 (1), выучить напечатанное жирным шрифтом на странице 13, решить №67.

     

     

      Урок 15

      Тема урока: Изучение нумерации многозначных чисел в пределе первых трёх классов.

      Оборудование: нумерационная таблица.

     

      Проверка домашнего задания. Просмотреть начерченные таблицы в тетрадях учеников Предложить вызванным ученикам записать числа в таблице, заранее начерченной на доске.

      Опрос учащихся. Какие разряды образуют третий класс? На каком месте стоят единицы миллионов? десятки миллионов? сотни миллионов? Какие единицы стоят на пятом месте? на седьмом месте? на девятом месте справа? Сколько тысяч в миллионе? Чтение и откладывание чисел третьего класса на счётах.

      Устный счёт. 1) Решить задачу №68 (взять в ней число 720 вместо 765).

      2) Чтение и запись многозначных чисел в пределе первых трёх классов.

      Учитель пишет в нумерационной таблице число 4 639 000. Вопросы: Сколько разрядов в этом числе? Какой высший разряд в нём? Сколько классов? Прочитать это число. Аналогичная работа проводится с числами: 86 330 000; 4 328 514; 15 304 705.

      Отложить на счётах и записать в таблице числа из №90 (3) (выборочно). Прочитать числа из №90 (4).

      Записать на доске и в тетрадях под диктовку учителя числа из №88, только в тетрадях №90 (3).

      Домашнее задание. №89, 91 (2, 3); числа записать в таблице, имеющейся в тетрадях, №69.

     

     

      Урок 16

      Тема урока: Нумерация чисел четвёртого класса.

      Оборудование: счёты.

     

      Проверка домашнего задания. Предложить одному ученику отложить числа из №91 (3) в таблице, другому записать числа из №89, а с остальными провести чтение и откладывание чисел (выборочно) на счётах из №91 (2) и проверить решение задачи №69.

      Устный счёт. №93 (первые две строчки всех столбиков), №92 (назвать числа), задача №70.

      Сообщение цели урока. Учитель сообщает, что сегодня на уроке он познакомит учеников с числами больше миллиона, с миллиардами.

      Предложить ученику отложить на счётах 9 сотен миллионов и прибавить ещё одну сотню миллионов. Сколько получилось? (10 сотен миллионов). 10 сотен миллионов называются миллиардом. Миллиарды откладываются на десятой проволоке, они являются единицами десятого разряда. Слово миллиард пишется на доске (полно и сокращённо) и записывается число один миллиард. Указать, что население всего земного шара равно 2 млрд. 500 млн.; в 1956 г. выплачено пенсий на 47 млрд. руб. больше, чем в 1937 г.

      Учитель откладывает на счётах 3, 5, 7 миллиардов и предлагает учащимся прочитать эти числа. Затем выясняет, на каком месте справа пишутся миллиарды. Таким же образом учитель знакомит учащихся с десятками, сотнями миллиардов и сообщает, что они являются единицами одиннадцатого и двенадцатого разрядов и пишутся на одиннадцатом и двенадцатом месте справа, что десятый, одиннадцатый и двенадцатый разряды образуют четвёртый класс — класс миллиардов.

      Упражнения в чтении чисел: №100 (1). Записать числа под диктовку учителя на доске и в тетрадях:

      60 000 000 000;

      125 000 000 000;

      408 000 000 000.

      Подведение итогов урока. Ответить на вопросы №95 и 96.

      Домашнее задание. №98 (2), 99 (1), 97, кроме последнего числа, №71, 82 (2) (первый пример). Выучить определение на странице 15.

     

     

      Урок 17

      Тема урока: Изучение нумерации многозначных чисел в пределе первых четырёх классов.

      Оборудование: счёты, нумерационная таблица.

     

      Проверка домашнего задания. Один ученик записывает в таблице заданные числа из №97, другой записывает на доске решение задачи №71. В это время проверить решение примера №82 (2), а затем рассмотреть различные способы решения задачи и отметить наиболее рациональный. Вызванным ученикам задать дополнительные вопросы по нумерации чисел первых четырёх классов; ответы оценить.

      Опрос учащихся. Какие разряды образуют класс миллиардов? Сколько сотен миллионов составляет 1 миллиард? На каком месте от правой руки стоят единицы миллиардов? десятки миллиардов? сотни миллиардов? Какое число обозначает 4 единицы десятого разряда? 7 единиц одиннадцатого разряда, 46 единиц четвёртого класса? 123 единицы четвёртого класса?

      Устный счёт.

      460—60X2=800,

      90X4—80:4=320.

      Проверить правильность ответов. Примеры должны быть записаны заранее на доске.

      Сообщение цели урока: «Чтение и запись многозначных чисел в пределе первых четырёх классов».

      Учитель откладывает на счётах, а затем пишет в таблице число 9 326 849 321.

      Вопросы: Сколько разрядов в этом числе? Какой высший разряд? Сколько классов в этохМ числе? Прочитать это число.

      Аналогично разбираются числа: 23 000 328 169; 42 534 006 305.

      Прочитать числа из №100 (2) (выборочно), №101 (первый столбик). Записать числа на доске под диктовку учителя: №102 (1). Записать числа в тетрадях под диктовку учителя: №102 (2).

      Домашнее задание. №75, 102 (3), 103, 104 (1, 2).

     

     

      Урок 18

      Тема урока. Раздробление разрядных единиц.

     

      Проверка домашнего задания. Один ученик записывает на доске числа из №102 (3), а другой из №104 (2). Учащиеся называют числа из №103. Остальное задание учитель проверяет дома.

      Упражнения в записи и чтении многозначных чисел. Выполнить упражнения №106 (первые три числа), 105, 114.

      Цель урока: «Раздробление разрядных единиц».

      Повторить раздробление чисел первых двух классов. Сколько всего единиц в 7 десятках? в 4 десятках 9 единицах? в 52 десятках? в 75 десятках 4 единицах? Сколько всего десятков в 1 сотне? в 3 сотнях? в 7 сотнях 5 десятках?

      Сколько всего сотен в 1 тысяче? в 8 тысячах? в 8 тысячах 7 сотнях?

      Сколько всего тысяч в 1 десятке тысяч? в 1 десятке тысяч 8 тысячах?

      Учащиеся дают объяснения полученных ответов.

      Объяснение раздробления чисел первых четырёх классов учитель проводит на примерах, аналогичных примерам №108.

      Решить на доске и в тетрадях — сколько всего единиц в числах: 374 дес., 926 сот., 576 тыс., 54 дес. тыс., 6 дес. млн.. 9 сот. млн., 26 млрд., 42 дес. млрд., 8 сот. млрд.

      Самостоятельно решить примеры №107 и 108 (первые строчки всех столбиков); задачу №77. Решение проверить в классе.

      Домашнее задание. №107, 108 (вторые и третьи строчки всех столбиков), 115, 116, 78.

     

     

      Урок 19

      Тема урока: Превращение разрядных единиц.

     

      Проверка домашнего задания. Вызвать к доске двух учеников, из которых первый должен выполнить задание №115, а второй №116. В это время другие учащиеся зачитывают решение примеров №107 и 108 по тетрадном и излагают решение задачи №78, пользуясь задачником. Затем учащиеся сверяют ответы №115 и 116 с записями на доске.

      Повторение нумерации многозначных чисел. Отложить на счётах и записать цифрами числа, которые содержат 132 единицы второго класса и 560 единиц первого класса; 13 единиц третьего класса и 18 единиц второго класса;

      20

      5 единиц четвёртого класса, 6 единиц третьего класса и 26 единиц первого класса.

      Указать, единицы каких разрядов в третьем числе отсутствуют.

      Повторение превращения разрядных единиц чисел первых двух классов. Сколько всего десятков содержится в числах: 962; 2 400? Как узнать? Сколько тонн составляют 760 ц? Сколько всего сотен содержится в каждом из следующих чисел: 1 200, 7 225? Как узнать? Сколько центнеров составляют 1200 кг? Сколько всего тысяч содержится в числах: 35 000? 23 318? Как узнать? Сколько тонн составляют 17 000 кг?

      Сообщение цели урока: «Превращение разрядных единиц первых четырёх классов».

      Провести следующие упражнения. Определить, сколько десятков в числах: 12 768, 14 040 293;

      сотен в числах: 140 325 200; 5 324 748 126;

      тысяч в числах: 38 000; 542 000, 15 823; десятков тысяч в тех же числах.

      Объяснение сопровождается следующей записью: 140 325 200=1 403 252 сот.; 15 823=15 тыс. 823 ед. На основании решения примеров вывести правило определения всего числа единиц данного разряда в числе и прочитать его по задачнику.

      Решить на доске и в тетрадях №109 (1, 3, 6), 110 (1, 3, 7), 111 (1, 4, 5).

      Решить самостоятельно №109 (2, 7), ПО (4, 8), 111 (2, 6).

      Домашнее задание- Выучить правило на странице 18, решить №109, 110, 111 (неиспользованные примеры), №79.

     

     

      Урок 20

      Тема урока: Контрольная работа.

      1) Записать числа 125 137 245; 65 000 324; 50 050 050; 10 000 000 000.

      2) Записать числа, содержащие: 8 единиц девятого разряда; 6 единиц одиннадцатого разряда; 25 единиц четвёртого класса.

      3) Записать, сколько всего единиц в данных числах:

      125 сот.=

      1525 тыс.=

      4) Записать три числа, которые следуют за 100 999, и три числа, предшествующие числу 7 000 001.

      Работу выполнить в одном варианте, числа записывать под диктовку учителя.

      Домашнее задание. Решить устно №82 (3) (первый столбик), 80.

     

     

      Урок 21

      Тема урока: Сложение многозначных чисел. Определение действия. Название компонентов сложения.

      Анализ контрольной работы. При проверке контрольных работ надо записывать в тетради учащихся примеры на те действия, в Которых были допущены ошибки, и предлагать им решить их дома. Копии индивидуальных заданий учитель должен иметь у себя. При раздаче работ следует делать краткие характеристики работ отдельных учеников, а также и всего класса.

      Проверка домашнего задания. Заслушать решение домашней задачи. Проверить ответы промежуточных действий и итоговый ответ №82 (3) (учащиеся пользуются тетрадью).

      Цель урока: «Познакомить детей с определением действия сложения, провести упражнения на сложение многозначных чисел». Объяснение дать на задаче №117, прочитать определения по учебнику.

      Закрепление. Решить задачу №118 (2). При выполнении действия вспомнить правило сложения многозначных чисел. Сделать'вывод, что правило для сложения шестизначных чисел распространяется и на сложение больших чисел. Результаты проверить выполнением сложения на счётах.

      Самостоятельно решить задачу №124 без записи плана.

      Домашнее задание. №118 (1, 3, 4), 123.

 

Расширения для Joomla
 
 
Яндекс.Метрика