Опыт работы по арифметике в 1 классе (Попова) 1959 год

Скачать Советский учебник

Опыт работы по арифметике в 1 классе (Попова) 1959 

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.

Излагая опыт работы по обучению арифметике в I классе начальной школы, мы имели в виду следующие цели. 1) Познакомить учителей с некоторыми новыми приемами и наглядными пособиями: а) при усвоении детьми нумерации и арифметических действий; б) при знакомстве с мерами и измерениями и в) при объяснении и решении арифметических задач. 2) Ввести кое-какой игровой материал, имея в виду его использование как на уроке, так и во внеурочное время в комнате продленного дня.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1959

Авторство: Наталия Сергеевна Попова

Формат: PDF Размер файла: 9.39 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

      Подготовка к началу учебного года 5     

      Первый десяток

      Подготовительный период 10

      Первый пяток 15

      Второй пяток 31

      Сложение и вычитание в пределах десяти 38

     

      Второй десяток

      Нумерация и простейшие случаи сложения и вычитания в пределах двадцати 67

      Сложение без перехода через десяток и увеличение числа на несколько единиц 72

      Вычитание без перехода через десяток и уменьшение числа на несколько единиц 77

      Задачи в два действия 81

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

      Сложение с переходом через десяток 88

      Вычитание с переходом через десяток (включая знакомство с килограммом) 93

      Вычитание двузначных чисел (включая знакомство с литром) 98

      Повторение 102

      Умножение в пределах двадцати 107

      Деление в пределах двадцати 119

      Повторение раздела «Второй десяток» (включая контрольную работу) 124

     

      Первая сотня

      Устная и письменная нумерация (включая знакомство с сантиметром) 129

      Повторение 134 

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Опыт работы по арифметике в 1 классе (Попова) 1959 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Некоторые вопросы преподавания арифметики в I классе трактуются нами иначе, чем в стабильном учебнике. Речь идет главным образом о незначительных перестановках материала и небольших добавлениях, которые дают возможность достигнуть лучших результатов. В частности, эти изменения касаются методики работы над первым десятком. Учитель вправе согласиться или не согласиться санами. Ведь безусловно обязателен только объем программного материала, вести же работу можно по-разному. Во всяком случае, желательно, чтобы учитель проявлял творческую инициативу, не придерживался готовых шаблонов и тем самым вносил ценный вклад в методику преподавания арифметики.

      Для непосредственного использования в работе с детьми существует специальный дидактический материал 1. Образцы карточек с рисунками и с текстом учитель найдет и в этой книге, что даст ему возможность при отсутствии покупного дидактического материала пользоваться самодельным. Для некоторых игр достаточно иметь набор чисел, монет и кружков из таблиц, которые прилагаются к стабильному учебнику.

      Предлагаемые нами приемы работы неоднократно проверялись в 210-й базовой школе при Ленинградском Государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена. В годовых контрольных работах за 1957/58 учебный год во всех трех первых классах не было ни одной неудовлетворительной оценки. Приводим следующие официальные данные:

      1 А класс (Ф. Б. Иоффе): 12 пятерок, 10 четверок, 7 троек.

      1 Б класс (В. А. Самарина): 11 пятерок, 12 четверок, 6 троек.

      1 В класс (Р. М. Измайлова): 12 пятерок, 10 четверок, 6 троек.

      В задачах не было ни одной ошибки. Оценки снижались в основном за помарки.

      Учительница Ф. Б. Иоффе (I А класс) руководила объединением учителей первых классов Куйбышевского района. В конце учебного года учителя района отметили успешное усвоение первоклассниками арифметического материала.

      Новые программные требования еще не могли быть проверены в опыте школ. На данном этапе приходится ограничиться предварительными соображениями по тем разделам курса, в которые вносятся некоторые, правда, незначительные изменения.

      Все ссылки на стабильные.учебники арифметики даны по изданиям 1958—1959 годов.

      Июнь 1959 года.

      Автор.

     

      ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА.

      К началу учебного года необходимо подготовить учебные пособия, без которых нельзя приступить к занятиям по арифметике в I классе. Остановимся прежде всего на тех пособиях и на том оборудовании класса, о котором должна позаботиться школа. Отдельно будет сказано о самодельных пособиях, которые готовят родители первоклассников под руководством учителя.

      В каждом классе 210-й школы имеются классные счеты. Часть доски разлинована в клеточку, чтобы учителю не приходилось делать это мелом от руки во время перемены или, что еще хуже, в процессе урока. На доске висит занавеска из плотной марли, окрашенной в темный, цвет (зеленый или синий). Занавеска эта закрывает то, что написано или нарисовано учителем до начала урока, чтобы эти записи, рисунки или прикрепленные к доске наглядные пособия не привлекали к себе до поры до времени внимание детей. Для демонстрации наглядных пособий имеется «наборное полотно» размером 70 см на 50 см из плотной бумаги счетырьмя загибами (или картонными планками), куда вставляются изображения предметов и цифры. В магазине учебных пособий можно купить «наборное полотно», но оно мало по размеру, так как на уроках арифметики приходится нередко располагать предметы в 3 и 4 ряда по высоте и ширине, а для этого на покупном полотне не хватает места. Наконец, надо иметь довольно много изображений различных мелких предметов: яблок, грибов, морковок, флажков, звездочек и т. п. Некоторые из них можно вырезать из покупных таблиц, предназначенных для старших дошкольников и для первоклассников. Необходим также ассортимент разрезных цифр и знаков действий для наборного полотна.

      Нам кажется, что в I классе лучше иметь вместо парт столики и стулья, соответствующие росту детей. Во время фронтальной работы дети могли бы сидеть по двое за каждым столиком лицом к учителю. К концу урока характер занятий меняется. Дети садятся .по 4 — 6 человек за каждый столик, чтобы играть.в арифметическое лото или другую настольную игру. Прямые столики в отличие от наклонных парт удобны еще в том отношении, что ни игровой материал, ни наглядные пособия по арифметике с такого столика не скатываются. По тем же соображениям и на уроках ручного труда предпочтительнее пользоваться не партами, а столиками. Во время большой перемены столики покрываются белой бумагой (если нет, салфеток), и дети располагаются за ними со своими завтраками.

      Вопрос о столиках вместо парт находит горячую поддержку в Ленинградском научно-исследовательском институте педагогики АПН РСФСР (директор Б. Г. Ананьев) и ставится как очередная проблема в 210-й школе1. Но пока в классах остаются парты, на уроке мы применяем игры для двух партнеров, сидящих рядом, а в комнате продленного дня — для группы в 4—6 человек.

      Перехожу к тем пособиям для I класса, которые в нашем опыте готовят родители под руководством учителя или ученики IV класса на уроках труда.

      Наряду с классными счетами применяется пособие под названием «кружки на резинке». Кружки эти делаются из толстой папки, например из обложек старых, изъятых из библиотеки книг. Диаметр кружка — 5 см. Каждый кружок надо разрезать пополам, половинки слегка раздвинуть и заклеить целиком сначала с обеих сторон картоном, а поверх картона, с одной стороны красной, а с другой стороны зеленой глянцевой бумагой. В образовавшуюся между половинами щель продевают резинку или эластичный шнурок, концы которого прикрепляют кнопками к доске. Шнур должен быть туго натянут. В то же время он должен плотно прилегать к доске. В этих условиях кружки не отвисают и не вертятся, но свободно двигаются по шнуру слева направо и справа налево. Учитель может поворачивать их то красной, то зеленой стороной к классу. Для начала достаточно иметь один шнур с десятью кружками, на которых демонстрируется счет и действия в пределах первого десятка. В дальнейшем, при переходе ко второму десятку придется добавить второй такой же шнур.

      Нечто аналогичное классным счетам представляет собой так называемая «арифметическая доска», сделанная из фанеры (рис. 1). Ее разновидность из картона описана Н. Талановым в журнале «Начальная школа» (1954 год, № 9). Наша «арифметическая доска» представляет собой квадрат, разделенный на 10 полосок, которые закрываются выдвижными дощечками. Отодвигая дощечку, мы открываем кружки в том количестве, которое нас интересует. На каждой полоске помещается по 10 кружков. Кружки могут быть красного или черного цвета.

      Наряду с перечисленными классными пособиями, готовыми и самодельными, необходимо обеспечить учащихся наборами раздаточного материала. Речь идет прежде всего об использовании того материала, который приложен к стабильному учебнику арифметики для ?класса в виде двух таблиц из плотной бумаги,на которых изображены кружки, квадратики, монеты, цифры, знаки действий и числовые фигуры. Их надо вырезать и сложить в коробку размером 12Х8Х2,5 см. Крышку такой коробки можно украсить пестреньким орнаментом и написать на ней имя и фамилию ученика. В нашем опыте такой подарок первоклассникам готовят ученики IV класса на уроках труда. Кроме разрезного материала из учебника, в коробке помещается 10 палочек длиной 8 см. Лучше всего скрутить такие палочки из бумаги. Перед каждым новым загибом смазывают ближайшую полоску бумаги клеем и приклеивают к ней то, что уже скручено. В отличие от покупных палочек цилиндрической формы палочки из бумаги можно слегка сплющить. Благодаря этому они не скатываются с наклонной парты, как это бывает с деревянными палочками фабричного изготовления. Спички без голе вок, которыми пользуются некоторые учителя, мало пригодны ввиду их небольших размеров. Детям трудно раскладывать их в определенном порядке, группировать, придвигать, отодвигать и т. п. «Счетные пеналы», склеенные из спичечных коробок, неудобны в том отношении, что в спичечную коробку нельзя поместить палочки длиной в 8 см, а также числовые фигуры из таблиц учебника. Целесообразнее поэтому пользоваться коробками, в которые входят все 7 ви-ов пособий, нужных первокласснику.

      Заметим, что .все перечисленные нами классные пособия и материал из индивидуального набора являются необходимыми уже на первых этапах работы по арифметике, но не обеспечивают дальнейшей работы по этому предмету. О дополнительных видах пособий будет сказано в своем месте, когда это потребуется по ходу дела.

      Опыт 210-й базовой школы при институте нм. А. И. Герцена показал, что первоклассников можно с самого начала учить писать авторучками. Описание этого опыта, проведенного В. В. Андриевской и продолженного в 1957/58 учебном году учителями В. А. Самариной, Р. М. Измайловой и Ф. Б. Иоффе, а в 1958/59 году — А. А. Шаниной и К. Д. Зайцевой, помещено в журнале «Начальная школа» № 4 за 1958 год. Письмо авторучкой освобождает детей от лишних усилий, а шрифт — от чрезмерных нажимов. Гораздо быстрее дети овладевают техникой письма, так как, не утомляясь, успевают сделать на уроке значительно больше, чем при письме обыкновенным пером. Пишут чисто, без клякс. Почерк получается ровный и красивый. При письме авторучкой детям не приходится сильно сжимать ее, как обыкновенную ручку, которая дает только волосную линию, если держать ее свободно. Между тем авторучка и без усилия с нашей стороны дает легкий нажим просто в силу того, что линия, которую приходится вести сверху вниз, несколько толще той линии, которая ведется снизу вверх. Дети, которые с самого начала пользуются при письме авторучкой, не сжимают ее и не сгибают под острым углом указательный палец, что облегчает в дальнейшем переход к скорописи.

      В I классе удобнее пользоваться авторучкой небольшого формата, марка которой «АР-30», модель I, хотя и обычная ручка «АР-25 не тяжела для детей, если при письме не надевать на нее наконечник.

      Циркуляром от 25.111.1958 г. за № 81-М министр просвещения Е. И. Афанасенко разрешает учащимся V — X классов пользоваться авторучкой, а в младших классах вводить ее в экспериментальном порядке.

      Заметим в заключение, что наличие в классе чернильниц, особенно у семилеток, приводит к нежелательным инцидентам: чернильница может опрокинуться, чернила могут пролиться и запачкать парту, тетрадь, руки или платье детей. Применение авторучек исключает возможность таких нежелательных нарушений порядка в классе.

     

      ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК.

     

      Подготовительный период.

      Цель подготовительного периода — первоначальное ознакомление учителя с детьми, а детей — с школьными порядками под углом зрения предстоящей работы над арифметическим материалом. Ничего нового в математическом отношении на этих уроках им не сообщается.

      Опыт, проведенный в одном из первых классов 157-й школы (Ленинград), показал, что около 403-6 детей, поступающих в I класс, умеют считать во всяком случае до 20, а может быть и дальше. Интересно взять таких детей на учет, как будущий актив класса. Их можно рассадить за парты с таким расчетом, чтобы они помогали своим более слабым соседям выполнять очередные задания учителя: открыть учебник арифметики на определенной странице, найти на этой странице нужный рисунок, отсчитать в тетради требуемое число клеток и т. п.

      Не следует смешивать подготовку детей к письму, чем они занимаются на первых уроках, с рисованием. Для рисования они получают карандаши — черный и цветные. Карандашами рисуют бордюры, изображенные на страницах 3 — 6 стабильного учебника, флажки,- цветные кружочки и т. п. Обводить квадратики, .выписывать «лежачие», «стоячие» и наклонные линии лучше с самого начала при помощи пера. Рисование карандашом не может служить по-настоящему подготовкой к письму.

      Кроме перечисленных прямоугольных фигур, никаких других фигур при подготовке к письму мы не вводим. У детей, которые учились писать цифры по частям, при последующем соединении элементов получается неправильное начертание данного знака. Так, первый элемент единицы соединяется с ее вторым элементом не острым углом, а закруглением. У двойки аналогичное закругление получается внизу.

      В 210-й школе (Ленинград) дети учатся писать цифры не по отдельным элементам, а в целом. Поэтому во время подготовительного периода они пишут пером только прямые линии: палочки, елочки, бордюры из черточек и точек.

      Все остальное лучше выполнять карандашами — черным и цветными.

      В подготовительный период широко практикуется счет предметов. В частности, дети отсчитывают заданное число косточек на классных счетах. Полезно пересчитывать предметы слева направо и справа налево, так как данное упражнение поясняет, пока еще без слов, основную аксиому счета: результат счета не зависит от того порядка, в котором пересчитывают элементы множества. Полезно также предлагать детям называть числа в прямом и обратном порядке.

      Возникает еще один вопрос: следует ли в подготовительный период подводить детей к решению задач? Мы отвечаем на этот вопрос отрицательно. Прежде чем решать задачи, надо научить детей прибавлять и отнимать, пользоваться выражениями «прибавить — получится» и «отнять — получится». Пока дети не усвоят хотя бы первой пары выражений («прибавить — получится») при сложении групп предметов, когда арифметическое действие прямо подсказано, нельзя переходить к решению задач. Ведь при решении задачи необходимо неч только владеть упомянутыми выражениями, но надо, кроме того, уметь самостоятельно установить нужное действие.

     

      Итак, чем же могут заниматься дети в подготовительный период?

      Желательно обеспечить шесть основных линий в работе с начинающими:

      1. На первых уроках дети упражняются в сравнении предметов, устанавливая соотношения больше — меньше, длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше и т, д. Работая над этими выражениями, мы не столько развиваем математические представления учащихся, сколько пополняем их словарный запас. Математика знает только три выражения: больше, меньше и равно, для которых существуют знаки , и =. Предметы могут быть больше или меньше по объему, длине, ширине, высоте, весу, вместимости и т. д. Варианты выражений, которыми мы пользуемся в обиходе, свидетельствуют о богатстве языка, но не меняют существа дела.

      2. С первого же урока дети начинают знакомиться с учебником, учатся находить нужную

      страницу, а на странице тот или иной рисунок. Попутно уточняются пространственные ориентировки: налево — направо, над — под, выше — ниже, посредине, между, ближе — дальше, впереди — позади и т. д. Выражения «ближе — дальше» можно связать с работой над картинкой, на которой изображены дети у реки (учебник, стр. 4). Выражения «впереди — позади» можно отнести к группе детей, которые идут в школу (стр. 3), и т. д.

      -Соотношения: больше — меньше, длиннее — короче, шире — уже, ближе — дальше, которые на первых порах дети устанавливают на глаз, следует в дальнейшем связывать с измерением метром, а еще позднее — с измерением сантиметром; соотношение тяжелее — легче уточняется в процессе знакомства с килограммом и весами.

      3. На протяжении всего подготовительного периода дети занимаются счетом. Если приходится пересчитывать больше трех предметов, надо прикасаться к ним карандашом(рисунки в книге, клеточки в тетради), или указкой (рисунки на доске, предметы на наборном полотне), или, наконец, рукой (косточки на счетах). Считать «глазами»--трудно даже взрослому, если предметов в группе больше 5 — 6 и если они к тому же расположены в один ряд. Кроме того, само понятие «счет» предполагает непосредственное

      соотнесение последовательных чисел натурального ряда, начиная с единицы, с элементами множества. Такое соотнесение или, как говорится в математике., установление взаимно однозначного соответствия, конкретизируется на данном этапе через прикосновение к предмету.

      4. С первых же дней учащиеся знакомятся не только с учебником, но и с тетрадью. В тетради они учатся рисовать по клеточкам бордюры, причем молено использовать в разных сочетаниях с черточками, точками и кружками, которые даны в учебнике, также прямые и косые крестики (рис. 3), что послужит подготовкой к письму знаков сложения и умножения. Рисуют и раскрашивают флажки, воздушные шары на веревочке. Пером они учатся проводить линии — «лежачую», «стоячую» и наклонную, ставить точки, обводить квадратики, чертить елочки.

      5. Согласно новому учебному плану урок в I классе продолжается 35 минут. После 20 минут занятий дети проделывают несколько легких гимнастических движений. Ритмичность этих движений после того, как дети встали, можно устанавливать такими стишками: «Раз, два — выше голова! Три, четыре — руки шире, шире! Пять, шесть — снова сесть!» Если в классе тесно, то встает сначала только средний ряд. Проделав гимнастическое упражнение два-три раза, средний ряд садится. Затем подымаются одновременно оба крайних ряда и повторяют те же движения. После этого учебная работа продолжается. В двухкомплектной школе оставшиеся до конца урока в других классах 10 минут можно в I классе посвятить настольным играм.

      6. В подготовительный период можно организовать игру в «лото с картинками».

      Игра состоит из карточек с изображениями разных предметов в количестве от одного до пяти, по 3 рисунка на каждой карточке, и соответствующих числовых фигур. Под каждым рисунком на карточке имеется пустое место для числовой фигуры.

      Каждый из двух играющих берет две любые карточки с рисунками и кладет их перед собой, а соответствующие числовые фигуры помещаются кучкой на середине парты, «лицом» вниз.

      Начинающий игру берет одну из числовых фигур и ищет для нее место под картинками на своих карточках. Если место найдется, ученик кладет на него числовую фигуру, если не найдется, возвращает ее обратно в кучку. Так же поступает в порядке очереди и его партнер.

      Заметим, что на двух карточках у одного и того же играющего некоторые числа могут повторяться, а некоторые числа могут отсутствовать.

      Выигрывает тот, кто первый закроет все пустые места на своих карточках. Образец двух заполненных карточек дан на рисунке 4.

      Чтобы продлить игру, дети могут взять другие карточки либо из запаса, либо в порядке обмена с той парой играющих, которые также закончили игру.

      Раскладывая числовые фигуры, ребенок устанавливает .взаимно однозначное соответствие между количеством предметов на картинке и количеством точек на числовой фигуре. При этом он волей-неволей присматривается к числовым фигурам и привыкает узнавать сразу, без сосчитывания, число точек на каждой из них.

     

      Первый пяток.

     

      В 210-й школе первый пяток изучается несколько иначе, чем второй пяток, т. е. числа 6 — 10. В пределах первого пятка дети могут усвоить не только устную и письменную нумерацию, но и все 10 случаев сложения, относящиеся к этим числам, а отсюда и их состав из слагаемых. Работа над сложением является исходной, а запоминание состава числа — производным от сложения. Целесообразнее начинать с прямой операции, т. е. с образования числа из слагаемых. Тогда обратная операция, т. е. разложение числа на слагаемые, займёт подобающее ей место.

      В дальнейшем, зная наизусть состав чисел первого пятка, дети выполняют, сложение в этих пределах по памяти.

      Заметим также, что выделение первого пятка в качестве отдельной самостоятельной темы соответствует той исторической роли,-которую играл именно первый пяток (а не первые шесть чисел) в развитии системы счисления, а также наличию у детей более отчетливых представлений чисел 1 — 5, чем чисел 6-10.

      В работу над первым пятком мы включаем 10 случаев сложения: 1+1, 2+1, 1+2,3+1, 1+3, 2+2, 4+1, 3+2, 2+3 и 1+4. Вычитание в пределах 5 вводится позднее, после окончания работы над первым пятком.

      Если сопоставить наш материал с материалом стабильного учебника, то разница сводится только к более раннему знакомству с действием и знаком сложения и к добавлению щести случаев, сложения (1+2, 2+2, 1+3, 3+2 и 2+3, 1+4), которые нужны для усвоения в целом состава чисел 3, 4 и 5. Опыт показывает, что эти добавления вносят разнообразие в работу и вполне посильны учащимся.

      Материал первого пятка подразделяется на следующие семь тем: 1) число и цифра 1; 2) число н цифра 2; 3) число и цифра 3; 4) число и цифра 4; 5) число и цифра 5; 6) знакомство с вычитанием; 7) повторение пройденного.

      Трудно заранее установить, сколько времени придется затратить на каждую из этих тем при 35-минутном уроке. Поэтому мы будем расчленять их не на уроки, а на последовательные этапы работы, которые должны быть соблюдены в любых условиях.

     

      Первая тема: число и цифра 1.

      Цель работы — сопоставление понятий «много» и «один», вычленение одного предмета из группы предметов. На рисунке в учебнике (стр. 7) мы видим вблизи одно дерево, а вдали много деревьев. В тетради клеточек много, а обвести надо одну клеточку. Нарисовать надо много синих крестиков — целый ряд, а среди них только один красный. Заметим, что легче рисовать не прямые, а косые крестики, такие, как знак умножения. Заметим также, что в стабильном учебнике на странице 7 письменная единица имеет излишний наклон. Вторую часть цифры надо вести не из уголка в уголок, а кончать правее, так, как это показано в том же учебнике на странице 17.

     

      Вторая тема: число и цифра 2.

      Цель первого этапа — ввести выражения «прибавить — получится» в связи с образованием числа 2. Цифру 2 надо писать не по элементам, а целиком, как это было разъяснено выше (стр. II).

      Цель второго этапа — повторить на разных предметах образование числа 2 из одного и одного; научить детей рассуждать: «если к одному прибавить один, получится два; значит, два состоит из одного и одного».

      Итак, уже в связи с работой над числом 2 мы вводим сложение, которое дает возможность установить состав этого числа из одного и одного. Знак + и обозначение сложения при помощи разрезных цифр вводится позднее.

     

      Третья тема: число и цифра 3.

      Прежде всего надо продемонстрировать на предметах образование числа 3 из дпух и одного, одного и двух; от сложения перейти к составу числа из этих слагаемых. Заметим, что с этого урока начинают играть роль наряду с классными счетами или «кружками на резинке» (см. описание этого пособия на стр. 6) и числовые фигуры. Пособия первого рода, на которых предметы счета расположены в один ряд, поясняют с большим успехом порядковое значение числа, а числовые фигуры, при восприятии которых легче охватить зрительно всю группу в целом, конкретизируют его количественное значение.

      Цифру 3, как и предыдущие цифры, лучше писать не по элементам, а целиком. При этом необходимо следить за тем, чтобы точка не выходила за пределы нижней клеточки. Вообще все цифры пишут с небольшим наклоном, высотой в две клеточки и шириной в одну клеточку, как это показано на рисунке 5.

      В отношении двойки имеется расхождение между стабильным учебником и утвержденными Министерством просвещения прописями. Мы полностью согласны с учебником: верхняя часть этой цифры должна напоминать рыболовный крючок.

      Цель следующего этапа — знакомство на разрезном материале со знаками + и =, которые применяются при составлении примеров 1+1=2, 2+1=3 и

      1+2=3. Раннее введение знака сложения выгодно в том отношении, что цифры, с которыми дети успели уже познакомиться, тотчас находят себе применение. Заметим также, что вслед за составлением примера пз разрезных цифр было бы преждевременно давать на том же уроке письмо знаков+- и =Во-первых, пет оснований перегружать урок и, во-вторых, на данном этапе, поскольку дети еще не вполне овладели письмом цифр (изучают число 3, а писать как следует цифру 3 еще не научились), пришлось бы отрывать письмо знаков действий от записи примеров в целом, что едва ли уместно.

      Цель последнего этапа — повторение состава пройденных чисел и работа над их количественными отношениями.

      Для уяснения количественных отношений между . пройденными числами мы пользуемся наборным полотном, на котором выставляются в первом ряду один «гриб», числовая фигура с одним кружком и цифра 1; во втором ряду — все, что относится к числу 2 и в третьем ряду — к числу 3 (рис. 6).

      Глядя на грибы, дети приходят к выводу, что два гриба больше одного на один; три гриба больше двух тоже на один. Говорить о том, что два гриба — на один меньше трех, а один — на один меньше двух, преждевременно..Соотношение «больше на один» усматривается непосредственно, так как лишний гриб находится перед глазами, а недостающих грибов видеть нельзя, они не представлены на полотне.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика