Планы уроков по арифметике для 1 класса (Архангельская, Нахимова) 1957  год

Скачать Советский учебник

Планы уроков по арифметике для 1 класса (Архангельская, Нахимова) 1957

Назначение: Настоящее пособие составлено применительно к учебнику арифметики для I класса А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка.

Цель пособия — помочь учителю, особенно начинающему, в планировании уроков арифметики, а также дать некоторые методические указания, как проводить уроки и отдельные виды работ по арифметике. Пособие следует рассматривать как дополнительное к руководствам по методике арифметики.
Учитывая важное значение наглядности для успешного обучения арифметике в I классе, авторы старались дать более или менее подробное описание классных и индивидуальных наглядных пособий, которые целесообразно использовать при введении новых понятий, новых действий, новых видов задач. Конечно, учитель может применять и другие наглядные пособия, которые оправдали себя в опыте его работы.

Как в учебнике арифметики, так и в настоящем пособии уделено много внимания выяснению вычислительных приёмов, с помощью которых выполняются изучаемые действия. Наряду с этим в „Планах уроков" рекомендуется заучивание детьми таблиц действий, главным образом таблицы сложения до 10 и таблицы умножения до 20. Заучивание этих таблиц проводится на уроках, под руководством учителя, а также дома.

© УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва — 1957

Авторство: Наталия Вениаминовна Архангельская и Мария Сергеевна Нахимова

Формат: PDF Размер файла: 8.74 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  3

Первый десяток

Подготовительный период (уроки 1—5) 6

Изучение чисел и цифр первого десятка (уроки 6—28) 13

Сложение и вычитание (уроки 29—66). 34

Метр (уроки 67—68) 57

Повторение (уроки 69—74). 58

Второй десяток

Нумерация (уроки 75—77) 61

Сложение и вычитание (лёгкие случаи) (уроки 78—81) 63

Сложение без перехода через десяток (уроки 82—88) 66

Увеличение числа на несколько единиц (уроки 89—93) 70

Вычитание без перехода через десяток (уроки 94—100) 72

Уменьшение числа на несколько единиц (уроки 101 — 105) 75

Задачи в 2 действия (уроки 106—110) 76

Сложение с переходом через десяток (уроки 111—118) 79

Вычитание с переходом через десяток (уроки 119—126) 82

Килограмм (урок 127). 85

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Вычитание двузначных чисел (уроки 128—131) 86

Литр (урок 132) 88

Повторение (уроки 133—138) 89

Умножение в пределах 20 (уроки 139—158). 90

Деление в пределах 20 (уроки 159—174) 100

Повторение (уроки 175—179) 105

Первая сотня

Нумерация (уроки 180—182). 107

Сантиметр (урок 183) 108

Сложение и вычитание круглых десятков (уроки 184—189) 109

Умножение и деление круглых десятков (уроки 190—195) 111

Повторение и учёт (уроки 196—206) 114

Примерное распределение учебного материала на год 117

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ГОД

I ЧЕТВЕРТЬ (57 уроков).

I Подготовительный период 5 уроков

II. Изучение чисел 1-го десятка и ознакомление с простейшими задачами на сложение и вычитание.

1) Изучение чисел 1—5 9 ур.

2) Знакомство со знаками сложения и равенства 2 ур.

3) Изучение числа 6 2 ур.

4) Знакомство со знаком вычитания 2 ур.

5) Изучение чисел 7—10 8 ур.

23 ур.

III. Сложение и вычитание в пределах 10 и решение задач в 1 действие.

1) Прибавить и отнять 1. 3 ур.

2) Прибавить и отнять 2 6 ур.

3) Прибавить и отнять 3. 6 ур.

4) Прибавить и отнять 4. 6 ур.

5) Прибавить и отнять 5. 5 ур.

6) Повторение пройденного 3 ур.

29 ур.

II ЧЕТВЕРТЬ (45 уроков).

I. Сложение и вычитание в пределах 10(продолжение) и решение задач в 1 действие.

1) Прибавить и отнять 6 4 ур.

2) Прибавить и отнять 7 2 ур.

3) Прибавить и отнять 8,. 9 2 ур.

4) Повторение сложения. и вычитания 6, 7, 8, 9 1 ур.

5) Случай вычитания, когда в остатке получается 0 1 ур.

6) Метр; измерение метром. 2 ур.

7) Повторение сложения и вычитания в пределах 10 и проверочная работа 6 ур.

18 ур.

II Устная и письменная нумерация в пределах 20 3 ур.

Случаи сложения и вычитания в пределах 20, когда одно из чисел равно 10. 4 ур.

7 ур.

III. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Решение задач в 1 действие и ,,иепочек“ простых задач (подготовка к решению’задач в 2 действия)

1) Сложение без перехода через десяток 8 ур.

2) Увеличение числа на несколько единиц 5 ур.

3) Вычитание однозначных чисел без перехода через десяток 5 ур.

4) Учёт 2 ур.

Ill ЧЕТВЕРТЬ (62 урока).

I. Сложение и вычитание в пределах 10 без перехода через десяток (продолжение). Решение задач в 1 действие и „це

почек** простых задач.

1) Уменьшение числа на несколько единиц 5 ур.

2) Решение задач в 2 действия 5 ур.

II. Сложение с переходом через десяток в пределах 20. Решение задач в 1—2 действия. Проверочная работа. 8 ур.

III. Вычитание с переходом через десяток в пределах 20. Решение задач в 1—2 действия. Проверочная работа. 8 ур.

IV. Ознакомление с килограммом 1 ур.

V. Вычитание двузначного числа из двузначного в пределах 20.

Решение задач в 1—2 действия 6 ур.

VI. Ознакомление с литром. 1 ур.

VII. Повторения сложения и вычитания в пределах 20. Проверочная работа 5 ур.

39 ур.

VIII. Умножение в пределах 20. Решение задач в 1—2 действия.

1) Умножение 2. 3 ур.

2) Умножение 3. 3 ур.

3) Умножение 4 и проверочная работа 4 ур.

4) Умножение 5 2 ур.

5) Умножение 6 2 ур.

6) Умножение 7, 8, 9, 10 1 ур.

7) Повторение и проверочная работа 5 ур.

8) Деление на 2. 3 ур.

23 ур.

IV ЧЕТВЕРТЬ (45 уроков).

1 Деление в пределах 20 (продолжение). Решение задач в 1—2 действия.

1) Деление на 3

2) Деление на 4 и проверочная работа

3) Деление на 5

4) Деление на 6

5) Деление на 7, 8, 9, 10

6) Повторение 4-х действий в пределах 20 и проверочная работа

II. Устная и письменная нумерация в пределах 100

III. Знакомство с сантиметром

IV. Сложение круглых десятков в пределах 100

V. Вычитание круглых десятков и повторение

VI. Умножение круглых десятков.

VII. Деление круглых десятков и проверочная работа

VIII. Повторение пройденного и проверочная работа

Скачать бесплатный учебник СССР - Планы уроков по арифметике для 1 класса (Архангельская, Нахимова) 1957 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В целях повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся „Планы уроков", как и учебник арифметики, содержат задания практического характера, в которых от детей требуется выполнение тех или иных действий на дидактическом материале. Принтом иногда от учащихся даже не требуется нахождение результата действий. Так, чтобы дети лучше поняли смысл умножения, как сложения равных чисел, им предлагается взять по 2 кружка (карандаша, кубика) сначала 2 раза, потом 3 раза и т. д., при этом вначале не требуется нахождение результата, а лишь умение правильно откладывать равные группы единиц указанное количество раз. Желательно, чтобы подобные практические упражнения были реализованы учителями в процессе обучения.

Аналогичное пожелание хочется высказать в отношении заданий, в которых требуется составление детьми примеров и задач. Такие задания, как показывает опыт, полезны для математического развития детей, для повышения их активности и интереса к занятиям.

В „Планах уроков" уделено много внимания самостоятельным работам детей, при этом последние часто даются в двух вариантах, чтобы, по возможности, было обеспечено вполне самостоятельное выполнение заданий каждым учеником.

Материал, который берётся из учебника арифметики, в „Планах уроков4 излагается сжато, потому что методика изучения материала в известной мере ясна из самого текста учебника.

Распределение учебного материала и планы уроков, данные в настоящем пособии, следует рассматривать как примерные. В зависимости от конкретных условий работы учитель может вносить поправки и изменения в предлагаемые планы, может, в частности, расчленять материал одного урока на два урока, если это вызывается необходимостью. Однако при всех обстоятельствах следует стремиться к тому, чтобы цель каждого урока была достигнута.

Проверочные работы и домашние задания в данном пособии также являются лишь примерными. Домашние задания должны подбираться учителем так, чтобы избежать перегрузки детей домашней учебной работой и чтобы дети могли самостоятельно справиться с этими заданиями.

При распределении материала учебника по урокам не представлялось возможности учесть, на какой день недели придётся тот или иной урок, а значит, какой урок должен быть свободен от домашнего задания. Рекомендуется материал для домашних заданий, приходящийся на субботу, брать на учёт и использовать его или при повторении, или для индивидуальных занятий, или, частично, на уроках.

Программой по арифметике в I классе предусмотрено 198 часов. Но ввиду продления учебного года (в 1955 г.) авторы разработали 206 уроков.

Планируя материал учебника по своему усмотрению в зависимости от конкретных условий работы, учитель должен добиваться, чтобы учебный материал, входящий в состав программы данного года обучения, был пройден полностью и прочно усвоен учащимися.

Авторы хотели бы, чтобы со стороны учителя было проявлено критическое отношение к данному пособию и творческое его использование.

Авторы.

ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (уроки 1—5)

Урок 1. Предметный счёт в пределах 10. Уточнение понятий „налево", „направо".

Оборудование. 1) У учителя учебник „Арифметика" для учащихся I класса.

2) Листки бумаги в клетку размером в половину страницы тетради с заранее подписанными фамилиями и именами детей.

3) Несколько тетрадей, ручек, карандашей для счёта.

4) Часть классной доски до урока разлинована в клетку.

5) У каждого ученика простой карандаш.

I. Счёт на окружающих предметах.— Дети, начинаем урок арифметики. На уроках арифметики вы будете учиться считать. Посчитайте и приготрвьтесь ответить: сколько в классе дверей? Сколько окон? Что это? (Это парта.) Парты в классе стоят рядами. Парты, стоящие ближе к окнам, будем называть первым рядом; парты перед столом учителя — вторым рядом; парты, стоящие ближе к двери,— третьим рядом.

Учитель указывает на 1-й ряд и спрашивает:

— Который ваш ряд? (Наш ряд первый.)

Этот же вопрос учитель задаёт детям 2-го и 3-го ряда.

— Сколько всего рядов парт в классе? (3 ряда.)

— Сколько парт в первом ряду? Во втором ряду? В третьем ряду?

— Сколько учеников сидит за этой партой?

Затем учитель последовательно показывает учащимся 3 тетради, 5 карандашей, 4 ручки. Показывая детям предметы для счёта, учитель каждый раз даёт задание всему классу: „Посчитайте тихо, про себя: сколько показано тетрадей? Кто сосчитал, поднимите руку. Встань, сосчитай вслух и ответь". (3 тетради.)

II. Работа по учебнику. Учитель показывает детям учебник арифметики для I класса и сообщает, что по этой книге они будут учиться считать.

Учитель выдаёт детям новые учебники и предлагает рассмотреть их, напомнив о бережном и аккуратном обращении с книгой.

Потом проводится счёт предметов, изображённых на обложке учебника; выясняется, что изображено на каждом рисунке и сколько предметов.

III. Уточнение понятий „направо", „налево". По заданию учителя дети поднимают левую, потом правую руку; показывают левую, правую сторону парты; одни ученики кладут свой учебник на левую сторону парты, другие — на правую. Дальше выясняется, что окна в классе находятся с левой стороны, а дверь — с правой.

— Какой рукой надо держать карандаш, когда вы рисуете? Проводится упражнение в правильном держании карандаша.

Учитель сообщает детям, что сейчас они будут рисовать на листах то, что им будет показано на классной доске; затем детям выдаются листки бумаги.

По указанию учителя дети перегибают листки пополам, проводят по сгибу ногтем, развёртывают листки и кладут их перед собой.

— Покажите левую сторону листка; правую сторону.

IV. Рисование. Учитель медленно рисует на доске слева 1 флажок, справа 2 флажка.

После выяснения, что нарисовано, где и сколько, детям даётся задание: нарисовать на листке 3 флажка так, как указано на доске.

Учитель даёт указания о правильной посадке, о правильном держании карандаша, проверяет положение листков, после чего дети приступают к работе.

V. Задание на дом. Дома раскрасить нарисованные флажки; завтра принести листки в школу, чтобы показать учителю, как выполнили задание.

Математика - Арифметика, Математика - Для Учителей, Математика - 1 класс, Автор - Архангельская Н.В., Автор - Нахимова М.С.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Яндекс.Метрика