Практикум по географии населения (Шувалов) 1978 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для студентов географических специальностей пед. институтов
В пособии дана система лабораторных и практических работ для студентов педагогических институтов по курсу «География населения » в соответствии с новой программой утвержденной Министерством просвещения СССР.
© "Просвещение" Москва 1978
Авторство: Шувалов Е.Л.
Формат:DjVuРазмер файла: 4.56 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . , .
Воспроизводство населения
Рождаемость населения•.
Смертность населения
Естественный прирост населения . «
Динамика численности населения . . . ,
Половая и возрастная структура населения Составление половозрастных
Этнический состав населения
Изменение национального состава населения Анализ этнографических карт ....
Трудовые ресурсы и их использование . . .
Анализ карты «Трудовые ресурсы» .. .
Использование трудовых ресурсов . . .
Размещение населения
Анализ карт плотности населения СССР Составление карт размещения населения
Городское и сельское население
Анализ карт урбанизованности территории СССР Составление графиков динамики населения крупнейших городов мира Сельское расселение
Комплексная характеристика населения своего края (республики, области) .
Приложение
Скачать бесплатный учебник СССР - Практикум по географии населения (Шувалов) 1978 года
СКАЧАТЬ DjVu
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
С 1973/74 учебного года на географических и географо-биологических факультетах педагогических институтов введен курс "География населения". На его изучение по программе отведено 30 часов. Этот предмет стал неотъемлемой частью подготовки будущих учителей географии по экономико-географическим дисциплинам.
Курс по географии населения имеет пропедевтическое назначение. Он предшествует отраслевым и региональным курсам по экономической географии СССР и зарубежных стран и служит методологической основой изучения населения отдельных стран и районов. Основное внимание в курсе уделено рассмотрению главных закономерностей, определяющих движение, структуру и географию населения, раскрытию понятий и категорий этой и смежных с ней дисциплин. Теоретические положения в нем даны на основе материала о Советском Союзе и зарубежных странах.
Наряду с лекциями программа предусматривает проведение лабораторных занятий в объеме 10 часов. Тематика их тесно увязана с лекционным курсом и составляет с ним единое целое. Поэтому учебное пособие по лабораторным занятиям следует рассматривать как дополнение к ранее изданному пособию по географии населения. Как и по другим географическим дисциплинам, практические и лабораторные занятия по географии населения должны обеспечить закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в процессе самостоятельной работы с географической литературой, конспектами лекций, справочниками и другими источниками. Особое внимание при проведении практических занятий по географии населения необходимо обратить на выработку навыков составления графиков и диаграмм, на работу со статистическим материалом и экономическими картами.
з
В последние годы в нашей стране выпущено несколько справочников о населении земного шара. Среди них справочник "Народонаселение стран мира" (М., 1974) представляет большую ценность для экономико-географов, так как в нем представлены разнообразные и полные сведения о населении земного шара в целом и отдельных его регионов и стран. В этом справочнике опубликованы материалы по всем основным аспектам характеристики населения: его динамике, естественному движению, миграциям, возрастному, расовому, этническому и социальному составу, занятости, распределению населения между городом и деревней. Наряду со статистическими материалами, сгруппированными по отдельным регионам мира и типам стран, в нем имеется интересный по содержанию пояснительный текст. Поэтому справочник "Народонаселение стран мира" должен быть широко использован на практических занятиях по курсу "География населения".
Статистические материалы о населении Советского Союза начиная со второй половины 50-х годов систематически публикуются в ежегодниках "Народное хозяйство СССР". Такие же ежегодники выпускают статистические управления союзных республик. В них имеются сведения о численности, динамике и составе населения нашей страны (половом, возрастном, классовом, профессиональном), о естественном движении населения, его занятости, образовательном цензе и некоторые другие. Статистические справочники периодически издаются областными и краевыми статистическими управлениями.
Видное место при проведении практических занятий должны занять материалы переписей населения СССР в 1959 и 1970 гг. Итоги Всесоюзной переписи- 1959 г. изданы в 16 томах, один том посвящен СССР в целом, 15 томов - союзным республикам. Итоговые материалы Всесоюзной переписи населения 1970 г. (всего издано 7 томов) сгруппированы по тематическому принципу и содержат сведения по более широкой программе, чем материалы предыдущей переписи. Группировка материала по тематическому принципу создает больше удобств при его использовании, особенно при выявлении географических различий в том или другом явлении.
В 1975 г. издан сборник "Население СССР" (численность, состав и движение населения), подготовленный
на основе данных переписей и текущей статистики населения. Этот сборник существенно дополняет итоговые материалы переписей и статистических ежегодников и также должен быть использован при проведении лабораторных занятий.
В работе со статистическими материалами главное внимание должно быть обращено на выработку умений сопоставлять ряд цифровых показателей, отбирать среди них необходимые, наиболее ярко характеризующие специфику явления, оценивать порядок, соотношение и динамику изучаемых величин. Для выполнения ряда лабораторных работ указанные выше справочники не дают полных данных, а некоторые сведения в них отсутствуют. Кроме того, библиотеки педагогических институтов не располагают достаточным количеством справочников, а демографические ежегодники ООН вообще в них не комплектуются. В связи с этим возникла необходимость поместить в пособии статистические таблицы, составленные на основе этих источников.
Все таблицы можно разделить на две части: основные, непосредственно отражающие рассматриваемые в пособии вопросы, и дополнительные, помогающие студентам объяснить те или другие закономерности в географии населения, выявленные при анализе основных таблиц. Первая группа таблиц помещена в соответствующих разделах пособия, вторая - в приложении.
В работе с экономическими картами большое внимание должно быть уделено упражнениям по анализу демографических и этнографических карт, карт расселения, сопоставлению их между собой и выявлению зависимостей в отображаемых на этих картах явлений.
В изданных за последние десятилетия атласах наряду с традиционными для них картами плотности и этнического состава населения стали публиковаться карты, характеризующие размещение и состав населения отдельных стран и районов. Среди них для экономико-географов значительный интерес представляет карта "Трудовые ресурсы" в атласе "Развитие народного хозяйства и культуры СССР" (М., ГУГК, 1967). В этом же атласе имеется карта роста городов, грамотности населения СССР, образовательного уровня и некоторые другие. Кроме того, карта "Трудовые ресурсы СССР" издана в 1976 г. в настенном варианте.
Особое место среди картографических произведений по географии населения занимает "Атлас народов мира" (М., ГУГК, 1964). Большинство карт атласа посвящено показу плотности и этнического состава населения континентов и стран. Изданный ограниченным тиражом, атлас, к сожалению, имеется не во всех педагогических институтах. Однако ознакомление студентов- географов с "Атласом народов мира" необходимо.
Характеристике населения большое внимание стало уделяться в средней школе. Однако школьные атласы по-прежнему ограничиваются публикацией лишь карт плотности и этнического состава населения. Исключение составляет картографическое приложение к учебнику экономической географии зарубежных стран для IX класса, в котором содержатся карты о естественном движении, половом составе, занятости населения, уровне урбанизации, миграциях. Эти карты целесообразно использовать на лабораторных занятиях по географии населения.
Лабораторные занятия должны привить навыки по составлению статистических карт - картодиаграмм, картограмм и точечных карт. По составлению некоторых из них в пособии даны методические рекомендации.
Так как в курсе географии населения студенты впервые сталкиваются с практическими занятиями по экономической географии, на первых порах необходимо уделить достаточное внимание выполнению упражнений и заданий в аудитории под руководством преподавателя. При этом задания от одного занятия к другому должны постепенно усложняться. В дальнейшем в аудитории целесообразно совместно рассматривать наиболее трудные вопросы - подготовку исходных данных, составление легенды карт, отбор статистических показателей и т. п. Техническую часть заданий - составление объяснительных записок по статистическим таблицам, картам, графикам, диаграммам-следует относить для работы дома.
Работа на занятиях может быть как групповая, так и индивидуальная, при этом первая обычно должна предшествовать второй.
Проведение практических и лабораторных занятий без предварительной самостоятельной работы неэффективно. Поэтому по каждой теме студентам должны быть даны вопросы, которые необходимо подготовить во внеаудиторное время. Проверка знаний по этим вопросам
в отдельных случаях может быть проведена в начале занятия в виде краткой беседы, в других случаях - в ходе выполнения задания.
Кроме тем, рекомендованных программой курса, в пособие включены некоторые вопросы по размещению и миграциям населения. Как правило, по каждой теме разработано по нескольку вариантов, позволяющих производить отбор материала по усмотрению преподавателя. Приведенные в книге статистические материалы дают возможность выполнять задания индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека. По недостающим статистическим материалам, необходимым для выполнения заданий, указаны источники. По некоторым темам для контроля знаний студентов приведены таблицы с показателями, характеризующими структуру населения (возрастную, занятости) по отдельным странам или районам без указания этих территорий. На основе сопоставления этих показателей необходимо определить, к какому типу стран или районов они относятся.
В пособии разработаны лабораторные работы по всем темам курса. Однако в отведенное учебным планом время все их выполнить невозможно. Поэтому преподаватель может выбрать из рекомендованных те занятия, которые он считает наиболее важными.
В качестве итогового рекомендуется провести занятие по составлению комплексной характеристики населения своей республики (края, области) по статистическим материалам и картам. В качестве иллюстрации в пособии приведены материалы по Свердловской области и дан примерный план ее характеристики. Не исключено использование статистических и картографических материалов по своему краю при постановке практических занятий по каждой теме курса географии населения. В этом случае в качестве итогового может быть собеседование по теме "География населения своего края".
Материал курса географии населения должен быть связан с региональными курсами по экономической географии СССР и зарубежных стран. Только при этом условии возможно прочное усвоение материала программы курса "География населения", все вопросы которого включены в программу государственных экзаменов по географии для географических специальностей педагогических институтов.
{/spoilers}