Методика преподавания рисования в I и II классах (Лошаков, Ростовцев, Титов) 1958 год

Скачать Советский учебник

 Методика преподавания рисования в I и II классах (Лошаков, Ростовцев, Титов)1958

Назначение:  Данное методическое пособие предназначается учителям, которые в своей работе будут пользоваться учебниками по рисованию для I и II классов начальной школы (автор Н.Н. Ростовцев). Оно поможет им правильно организовать учебный процесс.

© "Учпедгиз" Москва 1958

Авторство: Лошаков Н.И., Ростовцев Н.Н., Титов Е. П. 

Формат: DjVu, Размер файла: 6.69 MB, Формат: PDF, Размер файла: 3.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глава /. Обучение рисованию в школе.

Глава //. Организация учебных занятий

Глава III. Методика обучения  26

Рисование с натуры. Наблюдение натуры . .

Методическая последовательность в работе над

рисунком 33

Декоративное рисование и рисование на темы . 52

Домашние задания   61

Глава IV. Методические пособия  63

Предметы для рисования с натуры

Репродукции с картин, схемы, методические таблицы  67

Список литературы  . . 69

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика преподавания рисования в I и II классах (Лошаков, Ростовцев, Титов)1958 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Владея элементарными навыками в рисовании с натуры, человек может зарисовать деталь машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму вновь открытого микроба.

Выдающиеся деятели науки и культуры не раз указывали на огромное значение рисунка для практической деятельности человека. Так, например, М. И. Калинин писал: «... умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов.

Рисование и черчение приобретает теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне»

ГЛАВА I

ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ШКОЛЕ

Перед советской школой поставлены большие задачи: подготовить всесторонне развитых и образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни. Эти задачи практически могут быть осуществлены на основе повышения уровня всей учебно- воспитательной работы школы и, в частности, повышения качества преподавания рисования.

Владея элементарными навыками в рисовании с натуры, человек может зарисовать деталь машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму вновь открытого микроба.

Выдающиеся деятели науки и культуры не раз указывали на огромное значение рисунка для практической деятельности человека. Так, например, М. И. Калинин писал: "... умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов.

Рисование и черчение приобретает теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне" 1.

Н. К. Крупская в одной из своих работ писала: "Кроме черчения, которое теснейшим образом должно быть связано с программами по труду, с моделированием, необходимо поставить во всех группах самым серьезным образом рисование, развивающее зрительную память, помогающее точности образного мышления, что

1 М. И. К а л и н и н, О коммунистическом воспитании и обучении, изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М.-Л., 1948, стр. 108-109.

для овладения техникой, для развития политехнического кругозора, для творческой работы в области техники имеет исключительное значение" 1.

Умение рисовать необходимо и архитектору, и инженеру-строителю, и врачу, и ботанику, и географу, и геологу-разведчику.

Выполнение упражнений по рисованию в начальной школе оказывает большое влияние на формирование у учащихся четких представлений об окружающих его предметах и явлениях. Запас представлений способствует умственному развитию ученика, выработке у него материалистического миропонимания.

Воспитывая у учащихся ясные образные представления на уроках рисования, мы тем самым влияем и на развитие их памяти. В жизни человека велика роль образной памяти, и именно она в первую очередь развивается на уроках рисования. Но уроки рисования оказывают влияние не только на развитие образной памяти учащихся. Значительно их влияние на развитие и других видов памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе в первую очередь ясных представлений о предметах и явлениях развивается у ученика и способность воображения.

Умелое разрешение задачи развития воображения учащихся имеет большое значение для осуществления политехнического обучения в школе, для дальнейшего развития научной, технической и художественной культуры нашей родины.

Процесс изображения дает детям возможность глубже познать те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только лишь их созерцанием.

С процессом изображения тесно связан процесс наблюдения. Несомненно, что целенаправленное рассматривание предмета развивает наблюдательность ученика. Но значительно больше активизируется его наблюдательность во время работы над рисунком. Стремясь изобразить какой-либо предмет, ученик изучает его пропорции, внимательно рассматривает не только его общую

1 Н К Крупская, К вопросу о программах политехнической школы (к Всероссийской конференции по производственному обучению в ФЗС), Наркомпрос РСФСР, Учпедгиз, 1931, стр. 9-10.

форму, но и ее более мелкие детали, без знания которых невозможно реалистическое воспроизведение формы предмета на изобразительной поверхности. Не изучив те качественные особенности, которые характерны для данного предмета, не сумев вскрыть влияние окружающей обстановки на предмет, ученик не смог бы никогда создать реалистически грамотный рисунок. Чем больше развита наблюдательность ученика, тем точнее, правильнее изображает он натуру. Процесс изображения, требуя от ученика постоянного внимания, развивает у него это очень ценное качество. Ученик приучается наблюдать. Ребенок не сможет достаточно овладевать в школе основами наук, если с самого начала не будет обращено внимание на развитие его способностей к наблюдению. Способность наблюдать оказывает влияние не только на успешность овладения учащимся основами наук в общеобразовательной школе. Эта способность оказывает влияние на формирование в сознании ребенка предпосылки для научно-исследовательской работы, воспитывает в нем те качества, которые позволяют ему в дальнейшей практической деятельности творчески подходить к разрешению тех или иных производственных операций.

Наблюдение является особым видом преднамеренного восприятия. Правильно организованное оно оказывает большое влияние на развитие зрительного восприятия.

Существует прямая связь между развитием восприятия ребенка, его органов чувств и общим процессом эстетического воспитания ребенка в школе. С. Г. Бережков в статье "Эстетическое воспитание" справедливо отмечает: "Развитие органов чувств, развитие восприятия и на основе его - эмоциональной жизни воспитуемых-это первая задача, это фундамент, без которого все здание эстетического воспитания было бы призрачным замком, фикцией" К

В познании объективно существующего мира большое место принадлежит зрению.

Процесс познания объективной реальности при помощи зрения во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. 1

1 С. Г. Бережков. Эстетическое воспитание, журн. "Советская педагогика", 1938, № 10, стр. 55.

Большими возможностями для развития у детей таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, располагает рисование. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности.

Сложный процесс изображения включает в себя восприятие предмета (зрительный анализ его формы, окраски, положения в пространстве, освещенности), нанесение вначале на изобразительную поверхность обобщенных очертаний предмета, прорисовку всего предмета с большим вниманием к его деталям (анализ) с целью более полной характеристики его, заключительный этап - обобщение (синтез).

В ходе выполнения этой сложной работы воспитывается не только образное мышление ученика, но и элементы абстрактного мышления. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом.

Кроме вышеперечисленных качеств, рисование воспитывает в ребенке волю и целеустремленность.

Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом.

Рисуя, ребенок имеет перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Очень часто на пути к ней встречаются препятствия. Бывают случаи, когда ученик пасует перед ними, заявляя: "...я не умею рисовать, у меня не выходит". Но чаще видишь, как он, напрягая все свои возможности, старается преодолеть вставшие перед ним трудности и достигает определенного успеха.

Умение сосредоточить свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая целеустремленность в ребенке в процессе работы над рисунком, мы тем самым уже на школьной скамье вырабатываем в нем очень важную способность для его дальнейшей жизни и для жизни всего общества.

Преподавание рисования в школе имеет огромное значение и для эстетического воспитания учащихся.

Воспитание ребенка в духе коммунистической нравственности - процесс сложный и длительный. Ведущее место в этом процессе занимает школа. 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика