Природоведение 3 класс (Скаткин) 1974 год

Скачать Советский учебник

 Природоведение 3 класс (Скаткин) 1974

Назначение: Учебное пособие для 3-го класса. Один из самых интересных и доходчивых учебников от корифея советской педагогики.

Природа нашего края. Поверхность нашего края. Полезные ископаемые. Вода в природе. Почвы. Растения и животные леса. Растения и животные луга. Растения и животные поля. Растения и животные мелких водоемов. Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины. Использование и охрана природы человеком. Организм человека и охрана здоровья.

© " Просвещение" Москва 1974 

Авторство: Скаткин Михаил Николаевич

Формат: PDF Размер файла: 37.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Как работать с учебным

пособием 2

Введение ...... 3

ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ.

ПЛАН И КАРТА.

Что называют горизонтом. 5 Как изменяется горизонт при движении. (Рассказ.) По К. А. Сонгайло. .... — Как определить стороны горизонта по солнцу. . . 6

Компас 7

Местность вокруг школы. (Задания для самостоятельной работы.) ... 8

Рисунок и план. .... 9

План класса и школьного участка. (Задания для самостоятельной работы.) . 12

Изображение пути. . . 14

Учитесь читать план местности. ....... 16

Земля с самолёта*. . . 19

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

Географическая карта. .

ПОВЕРХНОСТЬ.

Равнина.  23

Как образуются овраги. . 24 Какой вред приносят овраги. (Рассказ.) По А. Л. Нечаеву

Холм 26

Как лёд перемещает глину, песок, камни*. ... 27

Горы 28

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.

Что называют полезными

ископаемыми 29

Гранит 30

Песок. .  32

Глина. ........ 33

Известняки. ...... 35

Как образовался известняк*. (Рассказ школьника.). 36

Торф 39

Каменный уголь. По В. А. Тетереву и В. Ю. Ульянинскому. ..

Нефть. ....... 41

Горючий газ. По М. Кондрашовой 42

Чугун, сталь и железо. . . 43

ВОДА В ПРИРОДЕ.

Как образуется источник. 44 Наш ручей. (Рассказ

школьников.) 45

Река. (Вопросы и задания.)  47

Озеро, болото, пруд. . .

Фильтрование воды. . . 49

Море 50

Круговорот воды в природе 51

ПОЧВА.

Экскурсия к обрыву. (Рассказ школьника.) ... 53

Состав почвы. .... 54

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ.

Примерный план рассказа

о растении 56

Чина луговая. . .

Тимофеевка 57

Лиственница

Примерный план рассказа

о животном 58

Жаворонок. . ....

Позаботимся о птицах — наших друзьях. Из обращения к пионерам и школьникам учёного-био- лога Я. А. Мантейфеля. 59 Что было в очень далёком прошлом на Московской земле*... По Л. Викторову. 62 Уголок родного края. . . 63

Вопросы и задания для повторения темы «Природа родного края». ... 64

НАША РОДИНА НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ НАШЕЙ РОДИНЫ.

Земля — шар 67

Глобус. По В. Я. Горощенко. 69 Солнце. ...... 70

Отчего бывают день и ночь 71

Почему бывают зима и лето. По В. Я. Горощенко. 72

Почему летом тепло, а зимой холодно

Природа нашей Родины. . 73 На севере нашей Родины. 74 Жизнь и труд людей в тундре. По Я. Е. Виткови

чу, М. Зингеру, Л. Г Тереховой и В. Г. Эрдели. 77 Природа лесного края. По Я. В. Витковичу, Л. Г. Тереховой и В. Г. Эрдели. 79 Какую пользу приносит

лес 82

Труд людей в лесном крае. 84 Природа степей. По Я. Е. Витковичу, Л. Г. Тереховой и В. Г. Эрдели ... 86 Труд людей в степях. . . 88

Природа пустыни. Труд людей в пустыне. По Я. В. Витковичу, Л. Г. Тереховой и В. Г. Эрдели. . . 89 На хлопковых полях Ферганы. По Я. И. Блонской

и В. А. Рауш ..... 92 На Черноморском побережье Кавказа. По Я. И. Блонской и В. Л. Рауш. 95 Радиоперекличка*. По В. Бианки 97

Как разные края обмениваются между собой продуктами и изделиями. . 98

Вопросы и задания для повторения темы «Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины» 99

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ.

Режим дня 101

Что служит опорой и защитой тела. ...... 102

Из чего состоят кости. По Я. Г. Маркову 104

Что нужно делать, чтобы вырасти стройным. По И. И. Мильману. . . .

Мышцы. По А. Н. Кабанову- . 

Кожа и уход за ней. По С. Динину и Л. Нимену . Внутренние органы. . . .

Органы пищеварения. . .

Берегите зубы

Наша пища

Правила питания. По И. И.

Мильману

Дышите свежим, чистым воздухом  .

О вреде курения. По С. Динину и Л. Нимену. .

Как беречь и укреплять сердце. По А. Н.Кабанову. Как удаляются из тела вредные вещества. . . .

Мозг и нервы

Органы чувств. По И. И. Мильману. ......

Как оберегать себя и окружающих от заразных болезней. По И. И. Мильману 

Уничтожайте мух. . . .

В летние лагеря. (В рассказе помещено стихотворение С. Михалкова.) . .131 Вопросы и задания для повторения темы «Организм человека и охрана здоровья» 132

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКОМ.

Поиски полезных ископаемых. По М. Ильину. . .135

Как человек использует природу 136

Как охраняют природу в нашей стране

Для чего устраивают заповедники 137

Розовая чайка — жемчужина Арктики*. По К. Воробьёву  138

Природа и труд людей летом  139

Вопросы и задания для повторения темы «Использование и охрана природы человеком» 140

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Природоведение 3 класс (Скаткин) 1974 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

Статьи и рассказы пособия читайте в классе и дома. Внимательно рассматривайте рисунки, выполняйте задания, старайтесь ответить на вопросы. Это поможет вам лучше понять и запомнить самое главное из прочитанного.

Если в вашем крае есть растения и животные, о которых ничего не говорится В' пособии, учитель посоветует вам, как наблюдать за ними, какие книги о них читать. Научитесь рассказывать о них по планам, которые вы найдёте на стр. 56, 58.

В пособии есть статьи и рассказы, отмеченные звёздочкой. Звёздочкой отмечены и некоторые трудные задания. Они не обязательны для всех: вы их можете читать и выполнять по совету учителя.

Наша Родина - Союз Советских Социалистических Республик. На просторах Советского Союза раскинулись леса и пустыни, болотистая тундра и высокие горы, степи и моря.

Советские люди разумно используют природу того края, в котором живут, бережно её охраняют, и поэтому природа щедро дарит им свои богатства.

В этом году вы будете изучать природу своего края и всей нашей страны.

Чтобы лучше узнать природу, вы будете вести наблюдения, делать опыты, собирать коллекции, выращивать растения, ухаживать за животными. Вы узнаете, как используют и охраняют, природу.

В конце года вы будете изучать строение тела человека, узнаете, как надо вести себя, чтобы быть здоровыми и сильными.

Глина бывает коричневой, жёлтой, белой, красной, серой, чёрной. Чаще всего встречается светло- коричневая глина.

Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.

"Опыт. Насыпьте немного песка на стёклышко. Осторожно надавливая пальцем на песок, потрите им стекло. Стряхните песок и посмотрите стекло на свет. Что вы заметите на стекле?

Проделайте то же самое с комочком сухой глины. Сделайте вывод из опыта.

Сырая глина пластична: ей легко придать любую форму, из неё можно лепить различные предметы. Сырая глина вязкая и липкая. После дождя по глинистым дорогам трудно ходить: ноги вязнут, и глина прилипает к ним.

Когда глина высохнет, её частицы прочно слипаются между собой. Поэтому фигурки, сделанные из глины, не рассыпаются, как песчаные, а сохраняют свою форму, становятся твёрдыми.

Если глиняную фигурку или кирпичик обжечь на углях, то глина становится твёрдой и прочной как камень.

На кирпичных заводах из глины с добавлением песка делают кирпичи. Обожжённые кирпичи очень прочны и не размокают в воде. Из них строят здания фабрик и заводов, жилые дома, печи.

На гончарных заводах из глины делают посуду.

Из обыкновенной глины изготовляют цветочные горшки, кринки, миски и другую посуду. Из белой глины делают фарфоровые и фаянсовые чашки, блюдца, тарелки, чайники.

Известняки.

Во многих краях нашей страны известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый вам мел, обыкновенный известняк и мрамор. Отличить известняки от других камней очень легко.

Опыт. Возьмём куски мела, мрамора и обыкновенного известняка. Капнем на каждый из них по нескольку капель уксуса. Что вы будете наблюдать?

Попробуйте капнуть уксус на гранит и другие камни. Будет ли наблюдаться выделение пузырьков газа и слышаться шипение теперь?

Обыкновенный известняк - плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Слои известняка часто хорошо видны на обрывистых берегах рек.

Известняк идёт на строительство домов, используется для приготовления извёстки. Извёсткой скрепляют кирпич при постройке домов, штукатурят помещения.

Мел - самый мягкий известняк. Его можно разломать руками, растереть в порошок. Мелом пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Мел идёт на приготовление замазки, зубного порошка.

Мрамор - это твёрдый и плотный камень. Если его разбить, то можно заметить, что он состоит как бы из отдельных блестящих зёрнышек. Мрамор бывает различной окраски. Он хорошо полируется.

Мрамор идёт на украшение зданий; из него делают статуи, колонны, ступени лестниц, подоконники, доски для умывальников и т. д. Многие станции Московского, Ленинградского, Киевского метро отделаны мрамором разных цветов (рис. 27).

Вопросы и задание. 1. О каких известняках говорится в статье? 2. Как отличить известняки от других камней? 3*. Соберите коллекцию образцов известняка для уголка родного края. 4. Для чего употребляют обыкновенный известняк, мрамор и мел?

КАК ОБРАЗОВАЛСЯ ИЗВЕСТНЯК.

(Рассказ школьника.)

^ Вчера мы ходили в каменоломню - посмотреть, как добывают известняк. Ещё издали мы за метили на берегу реки кучу серых камней.

Вот и каменоломня. Это большое углубление на обрывистом берегу реки. Мы осторожно спустились вниз и остановились у отвесной стены, чтобы рассмотреть слои (рис. 28).

Много миллионов лет назад здесь было море. Вы стоите на самом дне древнего моря. Вся наша местность была тогда под водой. В море жили разнообразные животные. Многие из них имели раковины. Животные умирали и падали на дно. За долгие годы на дне получился слой раковин толщиной в несколько метров.

Сверху раковины занесло глиной и песком. Верхние слои давили на нижние. Раковины слёживались и скреплялись друг с другом. Из них- то и получился камень - известняк. Так же из мельчайших раковин образовался мел. Если взять мелкий порошок мела и рассмотреть его в микроскоп, то будет видно, что мел состоит из маленьких раковин (рис. 31). В этих раковинах миллионы лет назад жили морские животные.

- Кто-то из вас нашёл вот этот камень, - продолжал учитель, показывая всем мою находку, похожую на палец.- Откуда же взялся этот странный камень? Оказывается, это тоже остаток морского животного.

Учитель открыл книгу, которую взял с собой, и показал нам изображение этого животного (рис. 32).

 

 

Расширения для Joomla

УЧЕБНИКИ "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ" СПИСКОМ

Яндекс.Метрика