Основы методики преподавания ботаники (Верзилин) 1955 год

Скачать Советский учебник

Основы методики преподавания ботаники (Верзилин) 1955 

Назначение: Учебное пособие для учителя

© ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР МОСКВА 1955

Авторство: Николай Михайлович Верзилин член-корреспондент АПН РСФСР

Формат: DjVu, Размер файла: 20.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Часть первая

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ

Глава I. Методика преподавания ботаники и основные этапы ее развития 7

Глава II. Ботаника как учебный предмет 30

Глава III. Основные принципы преподавания ботаники 54

Развитие элементов мировоззрения учащихся 59

Развитие ботанических понятий 67

Развитие мышления 88

Развитие умений и навыков самостоятельной практической работы 96

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Глава IV. Система преподавания ботаники 120

Уроки ботаники 126

Ботанические экскурсии 146

Домашние и внеурочные работы учащихся 156

Работа учащихся на школьном учебно-опытном участке 165

Внеклассные занятия 178

 

Часть вторая

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ

Глава I. Введение в изучение ботаники 213

Глава II. Методика преподавания темы «Растения в природе и сельском хозяйстве» 218

Глава III. Методика преподавания темы «Клеточное строение растений» 237

Глава IV. Методика преподавания темы «Семена и посев» 248

Глава V. Методика преподавания темы «Корень. Питание растений из почвы» 284

Глава VI. Методика преподавания темы «Лист. Образование в растении органического вещества» 328=

Глава VII. Методика преподавания темы «Стебель. Передвижение и отложение веществ в растении» 378

Глава VIII. Методика преподавания темы «Размножение растений» 417

Глава IX. Методика преподавания темы «Заключение» или «Растение — живой

организм» 459

Глава X. Практические работы учащихся по курсу V класса на учебно-опытном

школьном участке 483

Глава XI. Методика преподавания темы «Важнейшие культурные растения» 490

Глава XII. Методика преподавания темы «Условия выращивания культурных растений» 563

Глава XIII. Методика преподавания темы «Выведение И. В. Мичуриным новых

сортов плодовых растений» 594

Глава XIV. Методика преподавания темы «Основные группы растений» 621

Глава XV. Методика подготовки и проведения экзаменов по ботанике 724

 

Часть третья

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ

Глава I. Ботаническое оборудование кабинета биологии 727

Глава II. Ботанический живой уголок 757

Глава III. Школьный учебно-опытный участок 786

Литература по методике ботаники 817

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Основы методики преподавания ботаники (Верзилин) 1955 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Построение коммунистического общества в Советском Союзе ставит перед шкодой основную задачу — воспитание всесторонне образованных граждан, сознательных членов социалистического общества и активных строителей коммунизма.

      В этой связи особенное значение приобретает преподавание биологии и, в частности, ботаники.

      Биологические знания играют большую роль в формировании диалектико-материалистического мировоззрения и являются основой практической деятельности каждого человека, особенно в области сельского хозяйства.

      Решения ЦК КПСС и постановления Правительства о крутом подъеме сельского хозяйства в СССР ставят серьезную задачу по подготовке молодежи к работе в сельскохозяйственном производстве.

      Учащимся общеобразовательной школы нужно хорошо знать основы биологических наук и, в первую очередь, ботаники, являющихся фундаментом для знаний и умений агрономических. В связи с этим преподавание ботаники требует надлежащей постановки, во многом зависящей от методических знаний, учителя.

      Учитель должен хорошо ориентироваться во всех вопросах преподавания предмета, сознательно и идейно-направленно осуществляя свою работу с учащимися.

      Поэтому мы считаем необходимым в первой части книги изложить принципы преподавания ботаники, основанные на положениях диалектического материализма, советской педагогики, на критическом анализе истории методики и современного ее состояния.

      В первой части книги освещаются и все формы преподавания ботаники в их взаимосвязи, т. е. приводится система организации всей работы учителя в школе.

      Вторая часть книги посвящена основной и важнейшей форме учебной работы — урокам. В этой части разбирается методика уроков по всем темам курса ботаники V и VI классов, в связи с ней методика проведения экскурсий, домашних и внеурочных работ и летних заданий на основе методических и общепедагогических принципов, рассматриваемых в первой части. Таким образом, методика преподавания рассматривается в единстве с содержанием школьного курса ботаники.

      Учителя ботаники, особенно школ периферии, испытывая затруднение при подборе научного материала для урока и педагогической его обработке, нередко вынуждены ограничиваться пересказом материала учебника. Поэтому мы считаем необходимым дать также материал и по содержанию курса, в особенности требующий нового освещения с позиций мичуринского учения.

      Для ряда уроков приводится материал в несколько расширенном виде или дается несколько вариантов их проведения, чтобы учитель имел возможность выбрать, что ему более подходит, соответственно местным условиям и оборудованию.

      Учитель должен хорошо понимать сущность объясняемых явлений и, кроме того, иметь достаточный запас сведений для работы с сильными классами, ответов на вопросы учащихся, при повторении, во внеурочной работе и т. п.

      Учитывается и то, что не все школы имеют одинаковое оборудование. Из описанных нами самодельных пособий каждый учитель сможет выбрать наиболее доступные для изготовления.

      При пользовании книгой следует учитывать, что методика создается на основе многолетних исследований, анализа массового опыта учителей и экспериментальной работы в школах, поэтому нет возможности заранее учесть все изменения, которые вносятся ежегодно в программы.

      Методика не может дать точной «рецептуры», единой для всех школ. В ней дается лишь принципиальное и примерное решение вопросов преподавания на конкретном для данного времени материале. Каждый учитель из этого материала творчески использует, то, что соответствует условиям его школы и времени.

      Третья часть книги посвящена вопросам оборудования и организации учебно материальной базы преподавания ботаники.

      Данный труд — результат 25-летней работы: личного преподавания в школах, анализа и обобщения опыта учителей, руководства экспериментальной проверкой новых методических положений в школах Ленинграда, Москвы и Ленинградской области.

      Исходя из требований практики школьной работы на основании постановления ЦК ВКП(б) о школе от 1932 г., нами был разработан и напечатан ряд руководств по отдельным вопросам преподавания ботаники, в том числе и методики уроков ботаники:

      Агроботанический участок средней школы, 1935 г.

      Опыты с растениями в живом уголке средней школы, 1937 г.

      Практика преподавания ботаники, 1938 г.

      Внеклассная, работа по ботанике, 1940 г.

      Учебник ботаники, 1950 г.

      Частные вопросы методики, разработанные на основе опыта и проверки их в школе, были обобщены и приведены в систему в ряде статей, сборников и, наконец, в книге «Как преподавать ботанику» (1950, 1953), в книгах: «Уроки ботаники в V классе» (1952) и «Уроки ботаники в VI классе» (1954).

      Перестройка преподавания ботаники на основах мичуринского учения заставила заново пересмотреть принципы учебно-воспитательной работы и систему работы учителя. На основе этих принципов и системы преподавания, с учетом типичного и передового опыта школ написана методика уроков ботаники.

      Таким образом, путь создания книги «Основы методики ботаники» шел от решения отдельных практических вопросов к теоретическому обобщению и от него снова к практике — созданию практического руководства, основанного на единстве анализа и синтеза.

      Вопросы методики уроков, домашних и внеурочных работ, внеклассных занятий, всей системы самостоятельных работ учащихся, развития понятий и повторения, организации учебно-опытного участка,-живого уголка, кабинета ботаники были экспериментально проверены под руководством автора лучшими учителями Ленинграда.

      В экспериментальной работе, проводимой в течение ряда лет, принимали участие учителя: Е. И. Александрова, Л. А. Висковатова, Е. И. Воронова, Л. М. Голицынская, А. И. Горская, М. В. Гурьева, Е. И. Ермоленко, А. К. Жуков , Б. Б. Запартович, 3. И. Ильина, Н. И. Калижникова, Н. И. Каравко, С. Н. Клопова, Е. И. Коробейникова, О. М. Кузьмина, Л. И. Ломберг, С. В. Луговая, Е. С. Любимова, К. Г. Макарова, А. А. Палина, Е. Д. Петрова, А. А. Потапович, Н. А. Рудзик, И. Н. Соколова, 3. Н. Толстая, А. И. Чурина, К. А. Хрущева, Н. Е. Пугачева , Д. Н. Чубинов, Д. В. Эпштейн и др.

      Автор считает своим долгом выразить названным товарищам свою благодарность.

      В книге помещены оригинальные иллюстрации, созданные автором с художником Я. В. Таубвурцель.

     

      Часть I

      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ

     

      Глава I

      МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

     

      МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БОТАНИКИ

      Все вопросы преподавания ботаники в школе изучаются и разрабатываются специальной педагогической дисциплиной — методикой преподавания ботаники.

      Методика рассматривает содержание школьного курса ботаники, систематически излагающего основы ботанической науки, доступные пониманию учащихся определенного возраста; методы преподавания данного курса; организацию учебно-воспитательной работы учителя с учащимися; средства наглядного и действенного обучения; результаты обучения учащихся ботанике — качество знаний: сознательность, прочность, уменье применить их на практике.

      Методика преподавания ботаники тесно связана с ботанической наукой, основы которой являются содержанием преподаваемого в школе предмета. Техника демонстраций и практические работы в школе в упрощенном виде заимствуются из ботанических исследований.

      Методика — педагогическая дисциплина, связанная с педагогикой, поскольку методы преподавания ботаники являются практическим применением общедидактических принципов. Педагогикой определяются и общие цели и задачи воспитания и обучения, осуществляемые преподаванием ботаники.

      Методика связана и с психологией, так как при определении объема содержания курса и методов его преподавания необходимо учитывать возрастные особенности психики учащихся, процесс усвоения знаний, развитие мышления, управление эмоциями (торможение и возбуждение их), проявление интереса к изучаемому предмету.

      Построение методики преподавания исключительно на данных ботанической науки приводит к отрыву от педагогики. При игнорировании педагогики и психологии детям предлагается непосильная для них работа по усвоению сложного и обильного материала, недоступного их пониманию.

      Однако, ограничение методики исключительно педагогическими положениями лишает предмет его специфики и подменяет методику общей дидактикой. Такого рода уклоны наблюдаются в построении курсов методики биологии в педагогических высших учебных заведениях.

      Методика, основываясь на данных педагогики и ботанической науки, в то же время имеет свои принципы, обусловленные историей ее развития и применением ее в практике школы.

      Советская методика преподавания ботаники, как каждая научная дисциплина, строится на методологических основах диалектического материализма. Методика рассматривает обучение в единстве с воспитанием, формы и методы преподавания — в единстве с содержанием. Применение методов рассматривается в развитии, соответственно возрасту учащихся, и весь процесс преподавания — как система взаимосвязанных форм и методов.

     

      Место и структура методики ботаники

      Советская методика преподавания ботаники опирается в своих научных обобщениях на передовой творческий опыт учителей и на массовую практику школ.

      Методика преподавания ботаники, имея свои особенности, определяемые содержанием ботанической науки, в то же время является частью общей методики преподавания биологии (или методики естествознания), устанавливающей общие формы и методы преподавания и взаимосвязь между биологическими предметами в школе. В силу этого методика преподавания ботаники называется частной методикой.

      Методику преподавания ботаники мы определяем как научную педагогическую дисциплину.

      Иногда методику преподавания относят к искусству, считая ее зависящей исключительно от творческих способностей учителя. Такое понимание неправильно, так как смешивает два понятия: методику как науку о методах преподавания и методику, осуществляемую учителем в преподавании в школе.

      Методика — прикладная наука, и ее научные данные, законы, правила применяются на практике творчески, в зависимости от определенных условий и способностей преподавателя. Даже в области искусства каждый художник пишет картину по-своему, но не может игнорировать закона перспективы, не может не учитывать правил сочетания красок. Также и композиторы руководствуются научными курсами — теорией музыки, теорией композиции и т. д.

      Искусство — область эстетики, а методика — часть педагогики, науки о воспитании и обучении, — объявлять методику искусством значит отрицать руководящее значение науки, теории и признавать только практику, что ведет к слепому эмпиризму и прагматизму.

      Об опасности такого отрицания теории образно сказал почти 500 лет назад Леонардо да Винчи: «Кто, увлекаясь практикой, пренебрегает теорией, походит на мореплавателя, который пускается в путь без руля и компаса и никогда не знает, куда он плывет».

      Об этом же говорил и К- Д. Ушинский: «Одна педагогическая практика без теории то же, что знахарство в медицине».

      Довольно распространенно мнение, что методик столько же, сколько методистов. Из этого положения развиваются и дальнейшие рассуждения, что каждый учитель создает свою методику, что важно — знать содержание предмета, а до методики его преподавания учитель может дойти практически, самостоятельно. Последним и объясняется то обстоятельство, что в некоторых педагогических высших учебных заведениях и университетах поручалось чтение методики ученым-биологам, не знающим ни школы, ни педагогических наук.

      Приведенные факты показывают наличие в методике волюнтаристических тенденций, по существу отрицающих методику как науку, тормозящих ее развитие и оправдывающих методический произвол.

      В обществе, планово строящем коммунизм, ее может быть терпима стихийность на таком ответственном участке, как воспитывающее обучение подрастающего поколения. Советскому учителю необходима научно обоснованная методика направленного воспитания, управления закономерностями обучения.

      Наукой именуют ту дисциплину, в которой открыты и определены закономерности, объясняющие те или иные явления. Знание закономерностей позволяет добиваться в практической работе безошибочных результатов.

      В практике преподавания объективно существуют методические закономерности, но они еще далеко не все определены в методике. Изучение массового опыта школ, как типичного, так и передового, доказывает, что в равных условиях одинаковые методы приводят к одним результатам — к усвоению знаний учащимися, что подтверждает наличие закономерностей в обучении.

      Закономерности методические базируются на закономерностях общепедагогических и. в конечном счете, на основных диалектических закономерностях, определяемых диалектическим материализмом. Методические закономерности определяют успех воспитывающего обучения — приобретение прочных знаний и навыков и общее развитие учащихся.

      Эти закономерности следующие:

      целостная система преподавания; взаимодополняющие методы и формы;

      преемственность и взаимосвязь между предметами, темами и уроками;

      единство содержания и методов (степень сложности и логика развития содержания требуют соответствующей формы подачи материала);

      единство приобретения теоретических знаний с практическим применением, обеспечивающим их осознанность;

      постепенное развитие понятий и навыков и, соответственно, методов обучения;

      соответствие методов и форм обучения возрастному развитию учащихся;

      развитие (повышение, усложнение) требований, адекватно вызывающее выполнение их (ответов, практических работ и т. п.).

      Эти общие закономерности методики, основанные на диалектических законах о взаимосвязях, целостности, развитии, подтверждаются школьной практикой.

      От общих методических закономерностей производятся частные методические правила:

      применение натуральной формы наглядности в сочетании с изобразительной;

      упражнение в применении знаний на практических занятиях; сочетание изучения фактов с обобщениями; приобретение четких знаний путем сравнений; культура вопросов учителя, развивающих речь и мышление учащихся, и т. п.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ - ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика