Школьный гербарий (Ильин) 1971 год

Скачать Советский учебник

 Школьный гербарий (Ильин) 1971

Назначение: Пособие для учителей 

В этой книге рассказывается о значении гербария местных растений, собранных учащимися; о том, какое оборудование необходимо для сбора растений; как собирать, засушивать и определять растения; как хранить гербарий и использовать его на уроках и во внеклассной работе.

© "Просвещение" Москва 1971 

Авторство: Ильин М.П.

Формат:DjVuРазмер файла: 3.85 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 1

Оборудование, необходимое для сбора растений ....

Как и какие растения следует брать для гербария . .

Засушивание растений

Сбор растений учащимися под руководством учителя .... 23

Определение растений .   41

Как монтировать гербарий 44

Хранение гербария   47

Изучение собранных в гербарий растений. Пополнение гербария 48

Использование гербария во внеклассной работе. Экспонирование

на школьных выставках и в музее 30

Приложение:

Список растений с указанием их хозяйственного значения и некоторых биологических особенностей   63

Рекомендуемая литература 95

Скачать бесплатный учебник  СССР - Школьный гербарий (Ильин) 1971 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ВВЕДЕНИЙ

Учащиеся средней школы из курса ботаники получают необходимые сведения по морфологии, физиологии, систематике растений, но учащиеся мало узнают о конкретных растениях местной природы. Для ознакомления ребят с представителями флоры нашей страны многие учителя проводят экскурсии в природу, используют гербарии, приобретаемые через торговые организации. Но более ценным и интересным может оказаться гербарий, собранный руками самих учащихся.

Известно, что наблюдение растений в природе и гербаризация (сбор и сушка растений) являются плодотворным и увлекательным способом ознакомления с растительным миром. Кроме того, сбор гербария позволяет познакомить учеников с приемами определения растений и обеспечить уроки ботаники и общей биологии наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.

Первые уроки ботаники в пятом классе проводятся еще в такое время, когда в качестве наглядных пособий могут быть использованы живые растения. Но и в этом случае гербарий может оказаться весьма ценным пособием. При изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» дети должны усвоить, что всякое цветковое растение имеет органы: корень, стебель, лист, цЕ1еток, что из цветка развивается плод с семенами, а также узнать, какие растения относятся к цветковым. Далеко не все учащиеся пятых классов знают о том, что деревья цветут, а еще меньше среди них наблюдавших это явление. Поэтому им очень полезно показать гербарные образцы древесных растений с цветками и плодами, например липы, березы, дуба и других.

Знакомясь с семействами цветковых растений (крестоцветных, пасленовых и др.), учащиеся не смогут представить себе разнообразия этих растений, если нс увидят их хотя бы в гербарии. При изучении этого раздела программы коллекции гербарных образцов растений изучаемых семейств (как культурных, так и дикорастущих) следует считать необходимыми пособиями.

С большим эффектом гербарий используется при изучении темы «Основные группы растений».

Уже эти немногие примеры показывают большое значение гербария при проведении уроков ботаники. А умело организованный сбор и монтировка школьного гербария могут Сказаться ценными внеклассными занятиями.

Изучение богатств местной природы имеет большое значение в Деле привития учащимся любви к родному краю. А это уже начало решения вопроса охраны природы.

На совещании работников народного образования 30 января 1941 г. М. И. Калинин говорил, что воспитаний в детях патриотизма «начинается с глубокого познания Родины».

Надо, чтобы учащиеся школ больше знали о природе— о лугах, о лесах, проявляли интерес к растениям, животным, умели видеть красоту природы и понимать ее значение.

Но, к сожалению, если с проведением ботанических экскурсий в наших школах дело обстоит более или менее благополучно, то с организацией гербария из местных растений — далеко не так.

На школьных выставках ученических работ можно наблюдать замечательно выполненные руками юных умельцев приборы, макеты, модели, поражающие посетителей изобретательностью и мастерством изготовления. В большинстве случаев это результат внеклассных занятий школьников.

Встречаются на выставках и гербарии. Чаще всего это альбомы с наклеенными без всякой системы на их листы засушенными растениями, собранными отдельными учащимися.

4

И очень редко в школах можно встретить гербарий местных растений, приведенный в систематический порядок,

При проведении учителями экскурсий с учащимися в природу с целью ознакомления детей с растениями в их естественной обстановке во многих случаях растения для гербария школьники либо не собирают, либо берут неумело. Часто растения засушиваются неправильно. Такой гербарий и после монтировки его не может быть ценным и интересным.

На Земле известно около 500 000 видов растений, из них цветковых (покрытосеменных) около 300 000 видов. На территории одного какого-либо района, расположенного, например, в зоне нашей лесостепи, можно встретить не менее 600—700 широко распространенных дикорастущих растений, но большинство населения этого же района знает названия местных растений лишь в пределах нескольких десятков.

Иметь в школе гербарий самых распространенных, обычных для окружающей природы растений, познакомиться с их хозяйственными и биологическими особенностями весьма ценно как для учащихся, так и для учителя. Такую цель может поставить любая школа, приступающая к изучению природы своей местности.

ОБОРУДОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ СБОРА РАСТЕНИЙ

Для сбора растений и составления гербария необходимо следующее оборудование:

прежде всего, следует иметь некоторый запас бумаги для засушивания растений, по возможности пористой, не проклеенной. Прекрасной бумагой для этой цели является фильтровальная и промокательная, но та и другая не всегда доступны в большом количестве. Вполне пригодны некоторые сорта оберточной бумаги, а также старые газеты;

ботаническую папку для переноса собранных растений и запасов бумаги можно сделать из двух листов плотного картона размером 45X30 см (или 50X35 см) с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания (рис. 1). Папку полезно оклеить клеенкой или другой непромокаемой тканью; папка наполняется сложен

5

ными пополам листами газетной или оберточной бумаги, нарезанной по размерам папки. Сложенный пополам лист для папки размером 45x30 см должен иметь длину 43 см и ширину 29 см. Такой размер имеет сложенный вдвое лист газеты;

'Корзины для сбора растений на экскурсии и переноски их на небольшие расстояния;

ботанические лопатки, необходимые для выкапывания растений из почвы, могут заменить крепкие кухонные ножи или широкие стамески (рис. 2);

карманные или садовые складные ножи (рис 3) для срезания веток с деревьев и кустарников, а также для разрезания крупных растений, толстых корней и корневищ;

луцы экскурсионные (рис. 4), увеличивающие в 3—5 раз. Но при определении растений в домашней обстановке удобнее пользоваться штативной препаровальной лупой (рис. 5);

пинцеты для отделения мелких частей цветка при определении растений (рис. 6);

препаровальные иглы можно сделать из обыкновенных швейных иголок, вставив их в рукоятки (рис. 6);

очень нужны блокноты небольших размеров, листки которых могут служить полевыми этикетками к собираемым растениям, и записные книжки для различных заметок и записывания наблюдений;

для дальних походов понадобятся еще компас (рис. 7) и карта.

Все мелкое снаряжение: компас, ножи, пинцет, карандаш и т. п. — во избежание потери рекомендуется носить на шнурках.

Для засушивания растений необходимы ботанические прессы. Для юннатского кружка в 20—25 человек следует иметь прессов не менее 4—6 штук.

Ботанический пресс состоит из двух рамок, затянутых проволочными сетками. Рамки бывают металлическими или деревянными (рис. 8).

Пресс из деревянных планок в 1,5 см толщиной и 4 см шириной можно сделать в школьной мастерской силами учащихся.

Размер рамки можно рекомендовать 45x30 см (рис. 9). Углы рамок надо скрепить в «полдерева» или на шипах. ПЛОСКОСТИ соединения надо смазать столярным клеем и сразу же скрепить шурупами или гвоздями. На рамку следует натянуть проволочную сетку, а еще лучше заплести рамку миллиметровой проволокой. Для этого с наружных сторон в нее надо вбить (не до конца) небольшие гвоздики на расстоянии 4—5 см. К одному из крайних гвоздей привязывают проволоку, затем ее натягивают поперек рамки, зацепляют за гвоздь, расположенный на противоположной стороне рамки, переводят к соседнему гвоздю и натягивают назад поперек рамки. Гвозди же, после того как за них зацепляют и натягивают в другом направлении проволоку, загибают, а образовавшуюся петлю заколачивают в доску. Проволоку удобнее тянуть не руками, а плоскогубцами. Вместо гвоздей, за которые прикрепляется проволока, можно воспользоваться предварительно просверленными в рамке отверстиями.

Проволочные сетки на рамках можно заменить фанерными досками с проделанными в них отверстиями (рис. 10).

КАК И КАКИЕ РАСТЕНИЯ СЛЕДУЕТ БРАТЬ ДЛЯ ГЕРБАРИЯ

Если при изучении растений в их естественной обстановке поставлена цель собрать гербарий, который бы по возможности полно отражал флору toft или иной местности, чтобы изучение растений можно было продолжить в домашней или школьной обстановке, нужно собирать все, что встречается, начиная с самых обычных, всюду распространенных растений.

Собирая растения, следует помнить, что в каждой местности могут встретиться очень редкие виды, имеющие ограниченную область распространения. Такие растения нередко являются реликтовыми, т. е. растениями, сохранившимися от прежних, иногда очень древних флор: они представляют большой научный интерес, а иногда и большую хозяйственную ценность.

Реликтовым растением является, например, чилим, или водяной орех-рогульник со съедобными плодами, кое-где встречающийся в центральных областях, в озерах и заливах рек; красиво цветущий лотос с вкусными семенами, растущий в дельте реки Волги и на Дальнем Востоке; уцелевшее в некоторых местах на Кавказе не большое деревце самшит имеет чрезвычайно твердую и тяжелую древесину. Эти и многие другие растения объявлен^ государством заповедными, т. е. подлежащими охране.

С ними можно знакомиться только на месте их произрастания, не причиняя им никаких повреждений. Но в целях охраны природы следует относиться бережно не только к заповедным видам, а и к таким растениям, которые в данной местности встречаются изредка. Эти растения следует брать в таком количестве, чтобы не было опасности уничтожить их совсем. Это нравственная обязанность каждого любителя природы. К сожалению, ботаники не всегда придерживаются этого правила, «напротив того, — как справедливо замечает профессор С. И. Ростовцев, — они иногда даже стараются собрать как можно больше экземпляров наиболее редких и интересных в той или иной местности растений. Такой усиленный и беспощадный сбор стал особенно замечаться в последнее время. Теперь можно уже указать несколько местностей, откуда совсем исчезли вследствие беспощадного сбора наиболее редкие растения, которые так недавно еще росли там в изобилии». И действительно, например, кувшинка белая в Московской области встречается редко, тогда как в начале настоящего столетия встречалась очень часто. Совершенно исчез в Московской области ятрышник-дремлик. Очень редкими стали кочедыжник городчатый, копеечник, цинна. Встречаются чаще, но нуждаются в охране ковыль обыкновенный, лилия дикая (саранка), тюльпан, шпажник, офрис, надбородник, ятрышники, борец, волчье лыко, поленика, лунник, хохлатка полая, лен желтый, цмин песчаный, серпуха, змееголовник, черемиса черная, бузульник сибирский, лапчатка белая, хохлатка Маршалла, дельфиниум, башмачок крапчатый.

Редкие и подлежащие охране растения имен гея в каждой области. Задача местных краеведов, ботаников и членов обществ охраны природы выявить эти растения и взять на особый учет.

При сборе растений нельзя никогда забывать требований охраны природы. Необходимо стремиться сохранить целостность местной флоры. И учителю постоянно следует помнить о том, что вопрос охраны природы имеет очень важное воспитательное значение. Говоря о редких видах, следует заметить, что подавляющему большинству растений, встречающихся массами на наших лугах, в лесах, болотах и других растительных сообществах, сбор гербария не угрожает их исчезновением. И уже совсем безопасен сбор растений на возделываемых площадях: полях, огородах, а также по сорным местам. Здесь можно найти много интересных растений как в биологическом, так и в хозяйственном отношениях.

Для гербария нужно брать, не первые попавшиеся экземпляры, а подыскивать растения хорошие, т. е. неповрежденные, с цветками, а лучше с цветками и плодами. Собирать следует в сухую погоду, так как после дождя или обильной росы растения плохо сохнут и нередко чернеют. Ни в коем случае их нельзя срывать, а надо тщательно выкапывать, так как корни, подземные побеги, корневища, клубни, луковицы нередко играют очень важную роль при определении взятого растения. Выкопанные растения, прежде чем уложить в бумагу, освобождаются от приставшей земли (сухая земля стряхивается, вязкую лучше смыть). Не следует удалять побуревшие и отмирающие листья, если такие имеются у взятого растения. Например, для определения некоторых видов осок важно иметь неповрежденными прошлогодние засохшие листья у основания стеблей.

Высокие, не умещающиеся на листе растения следует коленчато изгибать, чтобы уместить в прессе или папке. Чтобы они не разгибались, на концы перегибов надевают бумажные бандажики (рис. 11). Более крупные приходится резать на части и укладывать на нескольких листах или срезать с них ветви с цветками или плодами, верхними листьями, часть стебля со средними листьями, а также взять нижнюю часть стебля с корнями и прикорневыми листы 1И.

Толстые ко ши и стебли разрезаются вдоль и пополам, а мясистые корневища, разрезанные вдоль, выдалбливаются изнутри.

С деревьев и кустарников срезаются ветки с листьями, цветками и плодами. (Для гербарного экземпляра следует брать не менее двух хороших веток). Если растения цветут до распускания листьев, надо брать его побеги два и даже три раза (сначала с цветками, затем облиственные и наконец плодоносящие).

 

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ - ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика