Природоведение 4 класса (Клепинина) 1990 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы
© "Просвещение" Москва 1990
Авторство: 3.А. Клепинина
Формат: PDF Размер файла: 50.1 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Ориентирование на местности 7
Горизонт. Линия горизонта 7
Изменение горизонта 9
Стороны горизонта 10
Ориентирование на местности по солнцу 12
Компас. Ориентирование на местности по компасу . . .15
Устройство компаса 15
Ориентирование на местности по компасу 17
Ориентирование по местным признакам 20
План и карта 22
Природа нашего края 27
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Поверхность нашего края 27
Поверхность равнинная 27
Поверхность гористая 28
Поверхность нашего края 30
Равнины и горы в жизни человека 30
Полезные 32
Гранит 33
Нефть 34
Каменный уголь 35
Железная и алюминиевая руды 36
Свойства полезных ископаемых 39
Полезные ископаемые нашего края. Охрана полезных ИСКОПАЕМЫХ 41
Песок и глина 41
Торф 42
Известняк 43
Охрана полезных ископаемых 44
Погода нашего края 46
Вода и её свойства 50
Круговорот воды в природе 54
Охрана воды 57
Водоёмы нашего края 59
Родник 59
Ручей. Река 60
Озеро. Море 62
Охрана водоёмов 63
Почва и её состав 65
Почва нашего края. Использование и охрана почв ... 67
Растения и животные леса 72
Растения леса 72
Животные леса 76
Лес и человек 78
Растения и животные луга 82
Растения луга 84
Животные луга 85
Охрана лугов 86
Растения и животные водоёма 88
Растения водоёма 88
Животные водоёма 90
Охрана растений и животных водоёма 93
Растения и животные болота 95
Охрана болот 99
Растения и животные поля 102
Растения поля 102
Животные поля 106
Поле и человек 107
Растения и животные сада 111
Растения сада 111
Животные сада 113
Сад и человек 114
Полезный или вредный? . 117
Организм человека и охрана его здоровья 119
Кожа. Гигиена кожи 119
Кожа 119
Гигиена кожи 121
Скелет и осанка 124
Мышцы и их значение 128
Органы пищеварения. Гигиена питания 132
Зубы и уход за ними 133
Органы дыхания. Гигиена дыхания 136
Органы кровообращения 140
Кровь и кровеносные сосуды 140
Сердце и его тренировка 140
Нервная система. Органы чувств 144
Гигиена нервной системы 144
Глаз — орган зрения 146
Ухо — орган слуха 148
Нос — орган обоняния 148
Язык — орган вкуса 149
Забота о здоровье народа в нашей стране 150
Заключение 155
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Природоведение 4 класса (Клепинина) 1990 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
1. По заданиям учебника веди наблюдения в природе, ставь опыты, выполняй практические работы. На вопросы, данные перед текстом, не спеши искать ответы в учебнике. Старайся ответить на них сам на основе проведённых опытов, практических работ, наблюдений. Только после этого проверь себя по учебнику.
2. Проверить свои знания и узнать новое тебе помогут тексты и рисунки учебника.
Рассмотри иллюстрации, данные к уроку. Сравни изображённое на них с тем, что ты наблюдал сам. На иллюстрациях ты увидишь немало такого, что тебе ещё не известно. Поэтому при повторных наблюдениях обрати на это внимание.
Читай текст целиком. Находи на рисунках то, о чём говорится в тексте. Не старайся запоминать весь текст, не заучивай его. Выдели лишь самое основное. В этом тебе поможет вывод в конце статьи.
3. Проверь свои знания по вопросам для повторения.
4. Постарайся провести наблюдения по заданиям. Это поможет тебе лучше усвоить материал на следующем уроке.
5. Если хочешь, прочитай текст, данный после заданий. В нём ты найдёшь интересные сведения по теме урока.
Немало интересного о природе ты найдёшь в «Детской энциклопедии», «Энциклопедическом словаре юного натуралиста», «Энциклопедическом словаре юного краеведа- географа».
ВВЕДЕНИЕ.
Вопрос и задания к уроку. 1. Вспомни, что ты изучал на уроках природоведения в третьем классе. 2. Какие сведения показались тебе особенно интересными? 3. Расскажи, какие практические дела, связанные с природой, ты научился выполнять.
В этом году ты продолжишь изучать природоведение. На уроках природоведения совершишь путешествия по родному краю.
Родной край! Как много вместили эти слова! Это и люди, и их славный труд. Это и мощные заводы и фабрики; это и различные машины, облегчающие труд человека; это и красивые уютные города. И конечно, это природа, которая может всё: накормить хлебом, напоить студёной водой, согреть своим теплом, удивить своей красотой.
Было время, когда люди только брали всё от природы, не заботясь о ней. В результате немало случилось бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Мы можем их видеть сейчас только на фотографиях или иллюстрациях. Некоторые красивейшие водоёмы превратились в сточные канавы. Люди вырубили леса, не посадив новые. Вслед за этим пересохли совсем или остались «лужами» некоторые когда-то полноводные озёра, реки, ручьи. Как видишь, немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы — обязанность всех нас вместе и отдельно каждого.
В настоящее время в нашей стране создан Государственный комитет по охране природы. В Конституции СССР (статья 67) сказано: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять её богатства». Всё больше становится людей, которые, выполняя свой долг перед природой, сажают леса и сады. Благодаря труду людей становится чище воздух в наших городах, вода в водоёмах. Но работы предстоит ещё немало.
• В деле охраны природы можешь участвовать и ты. Сколько бы взрослые ни сажали деревьев, а их всё мало. И здесь нужна твоя помощь: окружи заботой и вниманием каждый куст около школы, во дворе своего дома, в парке, саду. Позаботься о зверях, птицах, насекомых.
На уроках природоведения ты получишь много интересных сведений о природе. Знания о родной природе, забота о ней помогут тебе ещё больше полюбить свой край, свой город или село, в котором ты живёшь. А твой край — это часть большой и прекрасной страны — Союза Советских Социалистических Республик. СССР — это твоя и моя, это наша Родина.
В каждой стране есть главный город — столица. Ты уже знаешь, что столица нашего государства — город Москва. В состав СССР входят 15 союзных республик. В каждой республике есть своя столица.
Вопросы и задания. 1. В какой области (крае, автономной республике) ты живёшь? 2. Назови главный город твоей области (края, автономной республики). 3. Узнай, в состав какой союзной республики входит область, в которой ты живёшь. 4. Какой город является столицей твоей республики?
На уроках природоведения ты узнаешь, как беречь и укреплять своё здоровье. Одно из важных условий, при котором ты будешь иметь крепкое здоровье,— выполнение режима дня.
Практическая работа. Изучи режим дня ученика четвёртого класса. Сравни его с режимом, который ты выполнял в третьем классе. Найди, -«то в них общего, чем они отличаются. 1. Назови виды труда, предусмотренные в режиме. Какое время занимает труд? Какие виды труда ты включаешь в свой режим дня? 2. Назови виды отдыха в режиме дня. Какое время занимает отдых? 3. Как чередуются труд и отдых в режиме дня? Объясни это чередование. 4. Какие мероприятия по закаливанию орга- -изма предусмотрены в режиме дня? 5. Просмотри ещё раз режим дня. пак ты думаешь, когда можно совместить труд и отдых, труд и закаливание организма? 6. В какое время ты должен ложиться спать? Посчитай, сколько времени отведено на сон. Какие занятия предусмотрены перед сном? Подумай почел»
Вопросы для повторения. 1. Что ты будешь изучать на уроках природоведения в этом учебном году? 2. Почему природу надо охранять? 3. Какое значение имеет режим дня?
Задания. 1. Продолжай вести наблюдения по заданиям «Дневника наблюдений». Результаты наблюдений записывай в дневник и общеклассный календарь природы и труда. 2. Строго выполняй режим дня. Помни, выполнение режима дня — залог успеха во всех делах, залог крепкого здоровья. 3. Вспомни или повтори по учебнику третьего класса, как надо вести себя в природе во время наблюдений, экскурсий, прогулок. Не забывай выполнять эти правила. Продолжай участвовать в охране природы.
Интересно узнать,
почему так названо твоё село, посёлок, город, улица, ближайшая река, озеро, районный или областной центр. О происхождении названия можно расспросить взрослых людей, поинтересоваться в краеведческом музее, прочитать в литературе о твоём крае. Иногда происхождение названия можно установить по- значению самого слова. Иногда может быть несколько мнений о том или ином названии. Тогда подумай, какое из них самое убедительное. Попытайся объяснить, почему. Например, город Москва получил название по реке. А откуда пошло название реки? Есть несколько объяснений этого слова, которые на современный язык переводятся как «коровья река», «медвежья река», «тёмная река». Но самое убедительное следующее. В далёкой древности на берегах теперешней Москвы-реки поселились люди, в языке которых было слово «москвы». Оно означает «влага». Значит, слово «Москва» — топкая, мокрая, болотистая. Такими и были берега этой реки. Да и вытекает она из топкого болота, которое позднее назвали «Москворецкой лужей».
ГОРИЗОНТ. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА.
Вопрос и задания к уроку. 1. Представь какое-нибудь место, например; двор своего дома, пришкольный участок, улицу, уголок леса, парка. Расскажи, какие предметы ты видел вокруг себя. 2. Какие из них справа, слева, сзади, спереди от тебя?
В свободное время ты бываешь в поле, на лугу, в парке, на улице. Вокруг себя — спереди, сзади, справа, слева — ты видишь разные предметы: дома, телеграфные столбы, деревья, камни и т. д. Одни из них расположены ближе, другие дальше от тебя. Это местность. Местность можно видеть только до определённого предела. В городе далеко видеть мешают дома, в лесу — деревья. Такую местность на-зывают закрытой, (рис. 1). В поле, на лугу, где на местности мало предметов, видно далеко вокруг себя. Такую местность называют открытой (рис. 2).
I. Закрытая местность.
2. Открытая местность.
Сравни местность, изображённую на рисунках 1 и 2. На каком рисунке изображена закрытая местность? На каком — открытая? Приведи свои примеры, где ты наблюдал открытую и закрытую местность.
Местность, которую мы видим вокруг себя, называют горизонтом. На открытой местности легко можно убедиться, что горизонт имеет форму круга, в центре которого ты стоишь (рис. 3). Если, поворачиваясь вокруг себя, проследить глазами линию, где вдали небо как бы сходится с землёй, можно обнаружить, что она имеет форму окружности. Эту видимую линию называют линией горизонта. Горизонт и линия горизонта хорошо видны на любой открытой местности, особенно на море.
Рассмотри рисунок 3. Покажи на нём горизонт и линию горизонта. Убедись ещё раз, что горизонт имеет форму круга, а линия горизонта — форму окружности.
3. Горизонт. Линия ’
горизонта
4. Изменение горизонта при движении в стороны.
Изменение горизонта.
Можно ли дойти до линии горизонта? В далёкой древности многие старались дойти до неё в надежде увидеть край земли, посмотреть, что же находится дальше, за краем земли. Но стоило человеку пройти часть пути, как он замечал, что линия горизонта осталась так же далеко, как и была. Менялись лишь предметы на окружающей местности.
Если пойти в какую-то сторону, можно увидеть, что вокруг по-иному расположились предметы, появились новые, которые раньше не были видны. Рассмотри рисунок 4. Человек идёт по дороге из деревни в город. Он в нескольких местах сделал остановки, чтобы отдохнуть и осмотреть окружающие предметы. То, что он видит на каждой остановке, на рисунке показано пунктирной линией. Первую остановку
5. Изменение горизонта при подъёме.
Спустился я пониже — стал край ко мне поближе. Но всё ж и не мечтай схватить тот круг за край.
Ориентирование на местности по солнцу.
Вопрос и задание к уроку. 1. Приходилось ли тебе вместе со взрослыми отыскивать дорогу (направление движения) в незнакомом месте? 2. Расскажи, как это делали.
По-разному люди определяют направление своего движения в незнакомой местности. О том, как пройти или проехать, можно спросить у прохожих, в справочном бюро, воспользоваться схематическим планом. Ну, а если человек находится там, где нет ни прохожих, ни справочного бюро, не имеет он и схематического плана? Как же быть? В таких случаях надёжным помощником окажется знание сторон горизонта и умение находить их. Прежде всего надо определить, где сейчас находится человек, в каком направлении от него север, запад, юг, восток. В ясный день эти направления можно определить по солнцу. Вспомни, как это делают.
6. Определение сторон горизонта
7. Основные и промежуточные сто-
Потренируйся сам находить стороны горизонта по солнцу. В этом тебе поможет практическая работа.
Практическая работа. В полдень в ясный, солнечный день определи стороны горизонте на местности. Сделай это так. 1. Встань спиной к солнцу. Ты уже знаешь, что падающая от тебя тень покажет направление на север (рис. 6). 2. Вытяни руки в стороны. Слева от тебя будет запад, справа — восток, впереди — север, сзади — юг. 3. Обрати внимание и запомни, какие предметы находятся в северной части горизонта окружающей школу местности, какие — в западной, южной и восточной. Запиши в «Дневник наблюдений» в задание 1 2 (с. 1 2—13). 4. Определи, какая сторона горизонта противоположна северу, западу, югу, востоку. 5. Встань лицом на запад и определи, какие стороны горизонта будут сзади, справа, слева. 6. Справа от тебя север. В каком направлении от тебя будет запад, восток, юг?
Есть ещё один способ находить стороны горизонта на местности по солнцу. Надо помнить, что в 7 часов утра солнце бывает на востоке, в 13— на юге, в 19— на западе.
Итак, ты узнал, как определять стороны горизонта по солнцу. Знание сторон горизонта помогает находить направление своего движения. Чтобы убедиться в этом, выполни устно несколько упражнений.
1. В лес ты пошёл от села на север. В каком направлении ты должен возвращаться домой? 2. Встань лицом на юг. Повернись так, чтобы идти на север. 3. Туристы отправились в путешествие. Путь их лежал на запад. Как они могут определить направление своего движения к дому? Какое это направление?
Между направлениями на основные стороны горизонта проводят направления на промежуточные. Между севером и западом находится северо-запад, между югом и западом — юго-запад, между югом и востоком — юго-восток, между севером и востоком — северо-восток (рис. 7).
Знание сторон горизонта и умение определять их в любом месте, где бы ни был в данное время человек, помогает ему находить правильное направление движения, то есть ориентироваться.
В третьем классе, наблюдая за погодой, ты определял, дует ветер или нет. При этом, наверное, замечал, что он в разные дни дует с разных сторон. Определяют направление движения ветра по прибору, который называют флюгером.
Флюгер обычно устанавливают на пришкольном участке. Рассмотри, из каких частей он состоит. В нижней части флюгера четыре указателя. На конце каждого — буквы. Какие это буквы? Что они означают? Значит, по флюгеру можно определить направление сторон горизонта в данной местности. В верхней части флюгера помещена подвижная стрелка, которая показывает, откуда дует ветер. Определи по флю-геру, откуда дует ветер во время наблюдений. Допустим, что стрелка показывает на запад. Значит, дует западный ветер. Какой дует ветер, если стрелка флюгера показывает на юг?
Направления сторон горизонта можно перенести на бумагу. Условились, что верхний край листа — север, нижний — юг, левый — запад, правый — восток.
//Записывают названия сторон горизонта так: север — С. запад — 3, юг — Ю, восток — В, северо-запад — С-3, юго- запад — Ю-3, юго-восток — Ю-В, северо-восток — С-В.
Вопросы для повторения. 1. Какие ты знаешь стороны горизонта? 2. Как по солнцу их можно определить на местности? 3. Для чего служит флюгер? Почему для флюгера обязательны указатели сторон горизонта?
В полдень в солнечный день тени от предметов показывают направление на север. Если встать лицом на север, сзади будет юг, слева — запад, справа — восток. Значит, направления сторон горизонта можно определять по солнцу. Направление ветра определяют по флюгеру.
Вопросы и задания. 1. Определи по солнцу направления сторон горизонта около своего дома. В каком направлении ты идёшь из дома в школу? В каком — из школы домой? На какую сторону горизонта выходят окна твоей квартиры? 2. Продолжай наблюдать за положением солнца в своей местности утром, днём, вечером. При этом запомни, какие предметы находятся в южной, северной, западной, восточной сторонах. Это поможет тебе в любое время найти направления сторон горизонта в своей местности. 3. До сих пор ты наблюдал и отмечал лишь факт, что ветер есть. С сегодняшнего дня определяй по флюгеру направление ветра и отмечай стрелочкой в «Дневнике наблюдений». При этом не забывай рисовать стрелочку соответственно принятому на листе бумаги расположению сторон горизонта. В «Дневнике наблюдений» (с. 3) познакомься с условным знаком обозначения ветра.
Подумай хорошенько!
В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от домов?
КОМПАС. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КОМПАСУ.
Вопросы к уроку. Как можно ориентироваться в солнечную погоду? А как быть в пасмурную, когда солнце закрыто тучами?
Устройство компаса.
Определять направления на местности можно с помощью прибора — компаса (рис. 8). Рассмотри части компаса.
Основная часть компаса — подвижная стрелка. Один конец её синий, другой — красный. Стрелка помещена в круглую коробочку, на дне которой находится циферблат. На нём уже знакомыми тебе буквами С, 3, Ю, В обозначены стороны горизонта. Вспомни названия этих сторон. В некоторых компасах есть предохранитель. Обрати внимание, что :дин конец предохранителя подходит к стрелке, другой, еде данный в виде головки, выходит наружу коробочки.
Положи компас на стол. Придерживая левой рукой коробочку, правой — потяни головку предохранителя. Стрелка сразу придёт в движение и через некоторое время оста
новится, показывая два противоположных направления. Компас устроен так, что одним концом стрелка всегда показывает на север, другим — на юг. Условились конец стрелки, показывающий на север, закрашивать синим цветом, противоположный — красным. Теперь осторожно поворачивай коробочку до тех пор, пока синий конец стрелки не совпадёт с буквой С на циферблате. Синий конец стрелки показывает точно на север, красный — на юг. Поверх коробочки поставь ребром линейку так, чтобы она проходила через буквы В и 3. Какие направления покажут концы линейки? Закончив работу, закрой предохранитель.
Чтобы компас долго и надёжно служил, нужно правильно им пользоваться при работе:
1. Установи компас на ровную горизонтальную поверхность — стол, дощечку, картонку, фанерку.
2. Открой предохранитель. Дай стрелке успокоиться. Следи, чтобы стрелка вращалась свободно, не прижимаясь ни к стеклу, ни к циферблату.
3. Поверни коробочку так, чтобы синий конец стрелки
8. Компас. 9. Планшет.
совпал с буквой С на циферблате, красный — с буквой Ю. Определи другие направления.
4. Закрой предохранитель. Храни компас только с закрытым предохранителем.
5. Не работай с компасом во время грозы, вблизи линий электропередачи, железных дорог. В этих случаях компас не покажет правильное направление, и ты можешь сбиться с пути.
Выполни упражнения (в классе).
1. По компасу определи, в каком направлении от твоей парты находятся окна класса, дверь, доска. 2. Какие ещё предметы есть в классе? Определи по компасу, в каком направлении от твоей парты они нахо-дятся.
Ты убедился, что по компасу можно определять стороны горизонта. Значит, в незнакомой местности компас помогает находить нужные направления, то есть ориентироваться. Не случайно компас люди берут с собой, когда идут в незнакомый лес за грибами, ягодами или отправляются в поход. Компас помогает геологам в пути. Без компаса не отправляется в путь ни один корабль. Компас — обязательный прибор на пульте управления самолёта.
Отгадай, что это.
Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь.
Объясни свой ответ.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПА МЕСТНОСТИ
ПО КОМПАСУ.
Ты узнал, что с помощью компаса люди находят направления на местности. Но компас окажет помощь если им уметь пользоваться. Чтобы научиться пользоваться компасом, выполни практическую работу. Для её выполнения приготовь компас, карандаш, планшет (рис. 9). Планшет — это картонка или фанерка размером 25X35 см с прикреплённым листом бумаги меньшего размера. В левом верхнем углу на бумаге ставят стрелку, которая показывает направление север — юг.
Практическая работа. 1. Выбери место для работы. Отметь точкой в центре листа место остановки. 2. Наметь 4—5 предметов с разных сторон от себя. 3. Положи компас на планшет так, чтобы он при работе был на ровной поверхности. Совмести направление стрелки на компасе с буквами С, Ю и со стрелкой на бумаге. 4. Определи направление на первый предмет. Проведи линию от точки в центре листа бумаги по направлению на предмет. 5. Не сдвигая планшета, пройди по определённому направлению до намеченного на местности предмета. 6. Теперь вернись на то место, откуда начал движение. Подумай, в каком направлении надо идти. Определи по компасу это направление. При движении по выбранному направ-лению не сдвигай планшета и время от времени сверяй правильность движения по компасу. 7. Проделай эти упражнения по направлению к другим намеченным предметам и обратно. При этом в двух-трёх случаях пройди туда и обратно, пользуясь только компасом, без вычерчивания на бумаге линии, показывающей направление движения.
Как видишь, компас в пути окажется полезным только в том случае, если человек с самого начала знает направление своего движения. Поэтому, когда ты пойдёшь в какое-то незнакомое место, определи по компасу и запомни, в каком направлении ты идёшь. Возвращаться тебе .придётся в обратном направлении.
Вопросы для повторения. 1. Как устроен компас? 2. Как надо правильно пользоваться компасом? 3. Почему каждый человек должен уметь пользоваться компасом? 4. Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего села. В каком направлении они должны возвращаться домой?
Компас — прибор для определения направлений на местности. При работе с ним соблюдают определённые правила. Каждому человеку нужно уметь пользоваться компасом.
Задания и вопрос. 1. Определи по компасу, в какую сторону горизонта выходят окна твоей квартиры. Сопоставь это наблюдение с тем, какое сделал по заданию 10 на странице 12 «Дневника наблюдений». 2. Понаблюдай, какая сторона заборов, стен зданий — обращённая к солнцу или противоположная — просыхает быстрее после дождя. Объясни почему. 3. Осмотри в лесу, парке, сквере стволы деревьев. Не покрылись ли они тёмным или зеленоватым налётом? Определи, с какой стороны имеется этот налёт.
Предшественники компаса.
В далёкой древности, когда не было компаса, мореплаватели пользовались так называемыми солнечными, или путеводными, камнями. Эти камни даже в пасмурную погоду указывали то место на небе, где в данный момент находится солнце. Долгое время учёные не принимали всерьёз сведения о солнечных камнях. Но со временем в природе были найдены такие камни. Одним из таких камней является исландский шпат. Эти камни при наведении их на солнце изменяют свою окраску. Мореплаватели, поворачивая камень, замечали изменение его окраски и указывали положение солнца на небе.
Интересно, что подобным свойством обладают глаза пчёл. С помощью своих глаз пчёлы определяют положение солнца m небе и так в пасмурную погоду находят путь во время полётов.
{/spoilers}