Режим дня - залог здоровья (Сухарев) 1988 год

Скачать Советский учебник

 Режим дня - залог здоровья (Сухарев) 1988

Назначение: В брошюре рассказывается о рациональном режиме труда и отдыха, даются конкретные рекомендации, как правильно распределить время между учебной и трудовой деятельностью, занятиями физической культурой и спортом

© "Медицина" Москва 1988 

Авторство: Сухарев А.Г. 

Формат: PDF Размер файла: 4.62 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Физиологические основы режима

Суточный режим

Режим обучения

Физическая культура в режиме дня

Режим питаний

Скачать бесплатный учебник  СССР - Режим дня - залог здоровья (Сухарев) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Приветствуя друг друга, люди на разных языках произносят слова, смысл которых один — пожелание здоровья. И это не удивительно: ведь здоровье — самое дорогое для человека, его главное богатство,4 непременное условие осуществления намеченных планов. Но здоровье не только личное, но и общественное достояние.

В нашей стране придается огромное значение укреплению здоровья народа, повышению его благосостояния. В новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом КПСС, в качестве важнейшей задачи названа охрана и укрепление здоровья населения, воспитание гармонично развитого молодого поколения. И нет другой более важной социальной задачи, чем эта. Для ее решения социалистическое государство делает очень многое, создавая возможности для каждого из нас сохранить и укрепить свое здоровье.

Но все ли подростки, юноши и девушки используют эти возможности в полной мере? В этом возрасте многим кажется, что здоровье будет всегда крепким. И не надо прилагать никаких усилий, чтобы сохранить его.

Мы, врачи, говорим, что здоровье, как и честь, надо беречь смолоду. Добавим: не только беречь, но и укреплять. Что для этого нужно, как этого добиться? Медицинская наука и практика утверждают, что здоровье человека зависит не только от общества, состояния здравоохранения, но и от него самого. Одним из важнейших условий для укрепления здоровья является рациональный режим жизни.

Соблюдение режима в подростковом и юношеском возрасте закладывает фундамент здорового образа жизни. Каким будет этот фундамент — зависит от вас. Вы можете создать его прочным, значит сохранится здоровье на всю жизнь, либо слабым, неустойчивым и тогда ваши юношеские мечты о счастье, о смелых дерзаниях на пользу общества, Родины не сбудутся, не смогут воплотиться в жизнь. Дом, построенный на песке, недолговечен.

В разъяснении важности рационального режима для

укрепления здоровья особая роль принадлежит санитарному активу обществ Красного Креста и Красного Полумесяца школ и профессионально-технических училищ (ПТУ). Зная своих товарищей, условия их жизни, активисты могут в доступной форме разъяснить важность рационального режима, убедить в целесообразности его соблюдения. Именно режим поможет сберечь не только здоровье, но и время, создаст возможность для интересной, наполненной жизни, для использования всех богатств, которые предоставляет молодежи наше социалистическое общество.

От активной позиции первичной организации общества Красного Креста или Красного Полумесяца в школе и ПТУ в значительной степени зависит создание условий для вы-полнения рационального режима (гимнастика перед началом занятий, активный отдых на переменах; использование спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, рациональное питание и т. д).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА

Знание физиологических основ и принципов построения режима, а также важности каждого его элемента помогает осознавать необходимость соблюдения рационального рас-порядка дня.

Античные философы выдвинули идею о ритмичности процессов, происходящих в природе и организме. Об этих закономерностях писали Гераклит, Аристотель, Платон. У поэта древней Греции Архилоха мы читаем: «Познай, какой ритм владеет людьми».

Интерес к этой особенности жизнедеятельности природы и организма человека поддерживался на протяжении веков. К. Линней, живший в XVIII веке, предложил ввести в обиход «цветочные часы», используя способности многих цветов раскрываться утром, а вечером закрываться. В начале XIX века медики впервые применили термин «живые часы» для обозначения суточного ритма функций организма, называя сутки «единицей нашей естественной хронологии».

В наши дни для изучения биологических ритмов создана специальная наука — хронобиология. Это название можно перевести как «временная биология».

Под биологическим ритмом ученые понимают периодическое чередование различных состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций. Важнейшей характеристикой любого ритма является его период, т. е. отрезок времени, по истечении которого происходит повторение состояний организма.

Основным ритмом организма является суточный (циркадный) ритм, имеющий продолжительность около 24 ч с частотой повторяемости один раз в сутки. Циркадный ритм присущ более чем 300 функциям и процессам организма. Разработана даже циркадная система человека, объединившая выявленные учеными временные закономерности сос-тояния организма. Например, максимальных значений достигают масса тела человека в 18—19 ч, температура — в 16—18 ч, частота сердечных сокращений — в 15—16 ч, частота дыхания — в 13—16 ч, артериальное давление — в 15—18 ч. _

Многочисленными исследованиями ученых установлено, что биоритмы — один из важнейших механизмов приспособ

ления организма к окружающей среде. Кроме того, они являются критерием функционального состояния организма, его благополучия, так как изменения биоритмов — это ранние, а иногда первые признаки влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, сигнал о неблагополучии.

Многие гигиенические рекомендации по рациональному режиму дня основаны на знании суточных ритмов. Существуют биоритмы физической и психической деятельности, сезонные, лунные и другие колебания биоритмов. На биоритмы влияют климатогеографические условия. Так, у людей, живущих в Заполярье, активность биоритмов изменена — ее подъемы в период полярной ночи наступают в более поздние часы.

Наше время предъявляет к организму человека повышенные требования. При этом на биологические ритмы могут оказывать неблагоприятное воздействие социальные факторы. К ним относятся:

: — увеличение времени бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня, просмотра радио- и телепередач;

увеличение времени напряженного бодрствования, в результате возрастания учебной нагрузки в школе и домашних заданий;

более частые стрессовые нагрузки вследствие интенсивного учебного и производственного труда.

Накопленные наукой теоретические знания о биоритмах, закономерностях их проявлений, их пластичности, т. е. способности приспосабливаться, помогать организму адаптироваться к условиям среды, имеют важное практическое значение. Знание этих закономерностей, их учет дают возможность разработать режим жизни, труда и отдыха, при которых достигается соответствие биологических ритмов социальным условиям. Нарушение этих требований ведет к развитию состояния, называемого десинхронозом. Это — первый сигнал грядущего неблагополучия организма. Де- синхроноз является постоянным спутником многих заболеваний.

Выделяют явный и скрытый десинхроноз.

Явный десинхроноз проявляется раздражительностью, плохим сном, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности. Нарушается частота пульса, изменяются артериальное давление крови, температура тела и ряд других функций. Состояние скрытого десинхроноза приводит к снижению приспособительных возможностей организма, повы-шает риск возникновения заболеваний.

Организм детей и подростков очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, следовательно, особенно нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим дня. Объясняется это не только тем, что распорядок дня строится с учетом биоритмов, но и тем, что соблюдение изо дня в день одних и тех же часов сна, приема пищи, занятий утренней гимнастикой и т. д. ведет к выработке рефлекса на время, формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, результаты многолетних экспериментальных исследований ученых, огромный практический опыт, накопленный физиологами и медиками в процессе изучения высшей нервной деятельности человека, позволили подойти к пониманию режима как системы условнорефлекторных реакций, действующей по типу динамического стереотипа.

Формирование и закрепление динамического стереотипа вызывает дополнительное напряжение нервной системы, требует времени, поэтому привыкание к новому режиму про-исходит не сразу, а постепенно, только при повторении его элементов, т. е. строгом соблюдении распорядка дня. Далеко не безразлична для организма и «переделка» сложив-шегося динамического стереотипа, его разрушение. В таких случаях происходит торможение, угасание положительных, выработанных многократным повторением, условных рефлексов и появляется необходимость в формировании новых рефлексов. Если эта «переделка» для нервной системы сложна и чрезмерна, могут возникнуть отклонения в состоянии здоровья.

Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий функционирование организма.

Таковы биологические и физиологические основы режима. Их надо знать каждому подростку. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» сказано: «Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».

СУТОЧНЫЙ РЕЖИМ

В понятие режима входят: длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Различают следующие виды деятельности школьников и учащихся ПТУ

 

{/spoilers}

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ЗДОРОВЬЕ И ГИГИЕНА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО 22222 СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС (6)

Еще из раздела - ЗДОРОВЬЕ И ГИГИЕНА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЗДОРОВЬЮ И ГИГИЕНЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика