Закаливание школьников (Чусов) 1985 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Авторство: Юрий Николаевич Чусов
Формат: PDF, Размер файла: 5.53 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Закаливание в жизни человека 9
§ 1. Поражающее действие холода на человека.
§ 2. Место закаливания в жизни людей 14
§ 3. История развития учения о закаливании 16
§ 4. Роль закаливания в укреплении здоровья и профилактике заболеваний 21
§ 5. Содержание понятия «закаливание». 23
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Глава II. Физиологические механизмы закаливания 27
§ 1. Понятие о гомойотермии —
§ 2. Физиологические механизмы терморегуляции. 29
§ 3. Поведенческая терморегуляция. 39
§ 4. Регуляция температуры тела 45
§ 5. Особенности терморегуляции у детей и подростков. 47
Глава III. Взрослым о детях 52
§ 1. Значение физиологических данных для воспитания детей
§ 2. Рост и развитие ребенка 54
§ 3. Основные факторы развития детей и подростков. 57
§ 4. Краткая характеристика отдельных возрастных периодов 61
§ 5. Критические и сенситивные периоды 73
§ 6. Индивидуальная изменчивость организма человека. 76
Глава IV. Программа закаливания школьников 83
§ 1. Обоснование целесообразности программы закаливания
§ 2. Режим дня 84
§ 3. Вредные привычки и их предупреждение у школьников. 93
§ 4. Средства, виды и формы закаливания 97
§ 5. Принципы закаливания 105
§ 6. Пропаганда закаливания
§ 7. Закаливающие мероприятия 112
§ 8. Специальные закаливающие процедуры 115
Литература 127
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Закаливание школьников (Чусов) 1985 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
Ровесникам — ленинградским школьникам суровых и героических блокадных лет — посвящает автор.
ВВЕДЕНИЕ
Цель советской школы — воспитание активных борцов за победу коммунизма, формирование всесторонне разбитой личности. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» от 22 декабря 1977 г. наряду с задачами по дальнейшему усовершенствованию учебно-воспитательного процесса предусмотрело и осуществление обширного комплекса мероприятий по охране и укреплению здоровья школьников. И это закономерно.
С первых дней рождения нашей Родины здоровье людей, особенно детей, — предмет неустанной заботы Коммунистической партии и Советского правительства. В. И. Ленин называл здоровье государственным достоянием, «казенным имуществом». В трудные для молодого Советского государства дни летом 1918 г. в письме народному комиссару А. Д. Цюрупе, который, будучи тяжелобольным, продолжал напряженно работать, он писал:
«Дорогой А. Д.! Вы становитесь совершенно невозможны в обращении с казенным имуществом.
Предписание: три недели лечиться! И слушаться Лидию Александровну (Л. А. Фотиеву. — Ред.), которая Вас направит в санаторий.
Ей-ей, непростительно зря швыряться слабым здоровьем. Надо выправиться!
Привет! Ваш Ленин»1
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 50, с. 177.
Сегодня в нашей стране забота о здоровье детей возведена в ранг важнейшей государственной задачи. Для ее успешной реализации созданы все необходимые условия. Постоянно осуществляется широкий комплекс мер по оздоровлению внешней среды, по созданию оптимальных условий учебы и отдыха детей, по дальнейшему развитию детского здравоохранения и физического воспитания.
Одним из наиболее действенных средств достижения отличного здоровья и физического совершенства служит научно обоснованное физическое воспитание. Оно — составная часть коммунистического воспитания и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на подготовку морально стойких, здоровых и всесторонне физически развитых людей, готовых к труду и к защите нашей Родины.
Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характера заболеваемости людей. В настоящее время резко уменьшилась распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны таких болезней, как чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных, почти полностыо исключена.
Вместе с тем сегодня все большее распространение получают хронические, неинфекционные заболевания, такие, как сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания. В их профилактике важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре.
В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического воспитания детей. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено: «Надо, чтобы человек смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке»1.
В сочетании со здоровым образом жизни физическое воспитание полностью устраняет вероятность возникновения хронических заболеваний. На это указывал и известный врач-терапевт, Герой Социалистического Груда Е. И. Чазов: «Особое место занимает закаливание физическое. Оно включает и правильно дозированную мышечную нагрузку, и водные процедуры, и оптимальный режим труда и отдыха, и повышение устойчивости к изменяющимся климатическим и гелиогеофизическим факторам. Здесь же — рациональное питание, исключение курения и злоупотребления алкоголем. Это основа здоровья и работоспособности человека любого возраста»1.
Важным средством физического воспитания является закаливание. Оно укрепляет здоровье, делает человека способным без каких-либо отрицательных воздействий переносить-жару и холод, значительные перепады внешней температуры, сохраняя при этом хорошее самочувствие и высокую работоспособность.
В СССР особо важное значение имеет закаливание к голоду. Это обусловлено преобладанием на территории нашей Родины районов с суровыми климатическими условиями (рис. 1, 2). На территории СССР расположены 4 климатических пояса; арктический, субарктический, умеренный и субтропический. Они в .свою очередь подразделяются на 24 климатические области. Примерно 75% всей территории характеризуются длительными морозными периодами. Так, например, в Якутске преобладает холодная погода: среднемесячная температура января составляет — 41,6°С, прочный снежный покров держится 206 дней в году, общая длительность морозного периода равняется 271 дню.
Впечатляющие успехи в развитии науки и техники могут создать иллюзию полной независимости человека от климата. Используя специальные жилища, одежду, различные технические средства защиты от холода, человек живет и трудится в ледяных просторах Арктики и.на землях суровой Антарктиды, осваивает и обживает космос и глубины Мирового океана. Сегодня он не пассивно приспосабливается к внешней среде, а активно воздействует на нее, изменяя и приспосабливая для своих нужд. «Лишь человеку, — указывал Фридрих Энгельс, — удалось наложить свою печать на природу: он не только переместил различные виды растений и животных, но изменил также внешний вид и климат своего местожительства...»2.
Вместе с тем ошибочно полагать, что современный человек освободился от влияния климата, одержал над ним полную победу. Человек — часть природы, и полностью освободиться от ее влияний, в том числе и от климатических, он не может. Победа над природой может оказаться «пирровой» победой. Об этом предостерегал Фридрих Энгельс, когда писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит»1.
Широкое использование искусственных средств защиты от холода значительно расширило диапазон внешних температур, при которых человек может жить и трудиться. Но одновременно это вызвало и негативный эффект: демобилизовало его собственные защитные механизмы, обеспечивающие постоянство температуры тела. Они «отвыкли и разучились» самостоятельно противостоять охлаждению, организм человека стал чрезвычайно чувствительным к нему, легко подвергается различным нарушениям под влиянием холода.
Это отметил еще в конце прошлого века знаменитый русский физиолог И. Р. Тарханов в книге «О закаливании человеческого организма» (1899 г.). Он писал, что искусственные меры постепенного отучения ног от холода и довели до высокой болезненной чувствительности к нему, и это, несмотря на то что их естественная термическая чувствительность вовсе не так высока. Французские ученые Лабори и Гюгенар (1956 г.) метко назвали современного человека испорченным гомойотермом, т. е. организмом, не способным самостоятельно поддерживать температуру, своего тела на необходимом уровне в условиях охлаждения.
Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше это начинать с самого раннего детства. Закаливание не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка. Поэтому оно должно занимать прочное место в режиме дня всех детей и подростков. При этом надо помнить, что закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно увязанный со всеми другими, составляющими режим дня.
Для успешного решения задач воспитания и обучения надо хорошо знать организм ребенка, основные закономерности его роста и развития, специфические особенности. Только в этом случае возможно полное овладение процессом воспитания и обучения, предельная минимизация вероятных ошибок в нем. Важность этих знаний для воспитателей (родителей и учителей) неоднократно подчеркивали многие замечательные отечественные ученые и педагоги. Известный русский врач-педиатр Н. П. Гундобин в конце восьмидесятых годов прошлого века по этому поводу писал, что правильное развитие и воспитание детей — залог для роста и развития страны, а нормальное физическое и умственное развитие немыслимо без знакомства с природой развиваемого. Вот почему материалу о закаливании детей предшествует краткое изложение физиологических данных об основных закономерностях их роста и развития, о наиболее характерных специфических особенностях их организма.
Человек использует закаливание на протяжении тысячелетий. Учение о закаливании прошло длинный и сложный путь. К настоящему времени, накоплен большой фактический материал, который позволяет расширить и уточнить представления о нем, модифицировать формы и методы его применения. Появление новых материалов 6 закаливании вызвано тем, что со времени издания фундаментальных работ И. М. Саркизова-Серазини (1938, 1953), А. С. Блудорова (1954), А. П. Парфенова (1960), Г. Н. Сперанского и Е. Д. Заблудовской (1964), К. М. Смирнова (1969) и других, ставших в наши дни уже библиографической редкостью, прошло более 15 — 30 лет.
Глава I. ЗАКАЛИВАНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. ПОРАЖАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ХОЛОДА НА ЧЕЛОВЕКА
Охлаждение, в зависимости от его интенсивности, может вызвать в организме человека, особенно ослабленного, самый широкий спектр эффектов: от холодовых травм различной, тяжести, включая летальные исходы, до изменений, устранение которых находится в пределах его возможностей и поэтому относительно безопасных для организма.
Охлаждение может вызвать смерть. Причем не обязательно при очень низких температурах воздуха; смерть от замерзания может наступить и при относительно благоприятных температурах. Этому способствует истощение организма, сильное утомление, алкоголь, страх перед холодом. В условиях повседневной жизни смерть от замерзания — явление, к счастью, довольно редкое. Как правило, это наблюдается при аварийных ситуациях. Вероятность смертельных исходов резко увеличивается при охлаждении в воде. Только при кораблекрушениях ежегодно в мире в наши дни от переохлаждения погибает более 200 000 человек (Клинцевич, 1973).
Значительно чаще охлаждение вызывает холодовые травмы. Так, во время Крымской войны 1854 — 1856 гг. в английской и французской армиях отморожения составили 6% от общего числа всех потерь. В первую мировую войну во французской армии они составили 14,3% (Рагоза, 1966). Во время второй мировой войны потери вследствие отморожений среди личного состава американской армии были такими же, а в отдельные периоды даже больше, чем вследствие ранений. В мирное время, исключая .аварийные ситуации, количество холодовых травм невелико. Однако, учитывая, что средняя длительность стационарного лечения отморожений в зависимости от их тяжести колеблется от трех дней до одного года и более, становится очевидным тот огромный вред, который могут нанести человеку низкие температуры.
Существует определенная закономерность в локализации отморожений. Наиболее часто они возникают на ногах и руках. На других частях тела отморожения возникают реже (рис. 3, А, Б, В). Это обстоятельство следует учитывать при проведении загородных экскурсий и туристических походов в зимнее время, при лыжных прогулках и соревнованиях по зимним видам спорта. Особое внимание следует обращать на защиту от холода наиболее уязвимых участков тела — ног и рук.
Носки, обувь, перчатки должны соответствовать размеру, быть чистыми и сухими. Обувь не должна быть тесной. Необходим подробный инструктаж по правилам пользования туристическим или спортивным инвентарем. Например, неправильное пользование лыжными палками приводит к тому, что их петли блокируют кровоток в предплечьях, что может нарушить кровоснабжение кистей, а это будет способствовать их отморожению.
Большую угрозу представляет сочетание воздействия холода и влаги, так называемый влажный холод. Такая ситуация возникает при сырой обуви или одежде. Этот вид холодового поражения называют траншейная стопа. Впервые оно было описано во время первой мировой войны у солдат, которые длительное время находились в сырых траншеях в мокрой обуви (отсюда и название). При этом поражении кожа стоп краснеет, ее чувствительность понижается, появляется отек. Больные говорят, что они «ходят, как по вате» (Бартон и Эдхолм, 1957). Запущенные формы этого поражения могут привести к инвалидности. Нужно помнить, что «траншейная стопа» может возникнуть и при длительном ношении резиновой обуви. В данном случае водяные пары конденсируются на ее внутренней поверхности, что создает повышенную влажность. В холодную погоду это может вызвать холодовое поражение стоп.
Охлаждение играет большую роль и в этиологии (возникновении) так называемых простудных заболеваний (Штраус, 1928; Койранский, 1966; Кучерин, 1975). Это одни из самых распространенных заболеваний. Около 50% всех обращений в лечебно-профилактические учреждения среди городского и сельского населения приходится на болезни органов дыхания, к которым относятся и простудные заболевания (см. табл. 1).
Простудные заболевания — самые распрюстраненные и среди школьников. Так, 27,1% заболеваемости ангиной всего населения страны приходится на детей и подростков. Во всех возрастных группах школьников болезни органов дыхания (в них входят и простудные заболевания) занимают первое место (см. табл. 2).
Несомненно влияние простудных заболеваний и на успеваемость школьников. По данным ученых ГДР, острые респираторные заболевания, — одна из основных причин пропуска уроков в школах ГДР (Войводт, Дере-Волчков, 1979, и др.).
Наибольшую угрозу здоровью представляют резкие колебания температуры воздуха. Климат нашей планеты характеризуется неожиданными резкими изменениями температур. В одной из старинных русских летописей говорится, что 2 июля 1454 г. «мороз рожь побил». В другой древней рукописи читаем! «...в 1485 году два месяца января и февраля было так тепло, что сады раскинулись и цвели и трава великая была и птицы гнезда вили».
Богаты такими событиями и наши дни. В январе 1981 г. в Закавказье наступило резкое потепление и далее началось цветение плодовых деревьев. Особенно богат подобными событиями был 1982 г. В январе этого года в Чикаго температура воздуха опустилась до — 63°С! Только за два первых месяца зимы, по неполным данным, от холода (замерзания) погибло 260 американцев.
На юге Иордании, где обычно весной температура воздуха не опускается ниже 4-40°С, в один из майских дней 1982 г. неожиданно похолодало, выпал обильный снег.
При резких и необычных изменениях температуры воздуха усиливается поражающее действие холода. Возникают простудные и многие другие заболевания. Еще великий Гиппократ указывал: «Перемены времен года’ больше всего рождают болезни, но и большие перемены то холода, то тепла, а также все прочее в течение этих времен имеют такое же действие»1 2. Так, в 1780 г. в Петербурге стояла суровая зима. В один из дней января внезапно и очень резко потеплело: за одну ночь температура воздуха поднялась с —43,6 до +6°С. Размах ее колебаний составил почти 50°! Именно в эту ночь около 40 000 человек заболели (Прейфер, 1966).
О последствиях резкой с.мены температур писала и замечательная советская спортсменка, чемпион мира и Олимпийских игр по конному спорту Елена Петушкова. В 1972 г. она готовилась к Олимпийским играм. Подготовка проходила в Москве, где в этот год лето было жарким. В Мюнхене, где проводились Игры, стояла холодная погода. Резкая смена температуры при переезде из Москвы в Мюнхен вызвала заболевание; она простудилась. У нее повысилась температура до 38,5°. Только своевременная медицинская помощь, а главное — огромный эмоциональный подъем и желание участвовать в Играх помогли ей одолеть недуг, а затем и победить в состязаниях.
В чем состоит механизм отрицательного действия холода на организм человека? Охлаждение в зависимости от интенсивности понижает защитные силы: повышается проницаемость защитных барьеров; болезнетворные агенты легко проникают в организм. В результате охлаждения уменьшается активность фагоцитоза, т. е. способности организма противостоять возбудителям болезни. Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы. Все это приводит к ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых.
Важно отметить, что указанные изменения возникают только у незакаленных людей. Закаленные же люди легко переносят охлаждение. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма.
§ 2. МЕСТО ЗАКАЛИВАНИЯ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
Осваивая планету, человек заселял и обживал новые регионы, климат которых далеко не всегда был благоприятным для жизни. В борьбе с суровыми стихиями веками отрабатывались различные приемы устранения или смягчения неблагоприятных климатических и, в частности, холодовых воздействий. В дальнейшем они закреплялись в обычаях, в обрядовых и ритуальных действиях.
Высоко ценились в этом плане различные приемы закаливания. Сведения о его месте в общем укладе жизни у русских людей мы находим в памятниках письменности, в трудах врачей и историков, педагогов и общественных деятелей. Имеющиеся данные позволяют судить о широком использовании всевозможных активных форм закаливания в жизни наших предков.
Наибольшее распространение имела знаменитая и поныне русская баня. Она была обязательным атрибутом каждого поселения русских людей. Мытье в бане обязательно Сочеталось с обливанием ледяной водой летом, а зимой — с обтиранием снегом или купанием в проруби. «Как ся мыют, — читаем в летописи Нестора, — хвощут... видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокутся, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити... и облиются водой студеною и таке живут». Известный исследователь физической культуры и физического воспитания детей в России Е. А. Покровский (1884) отмечал, что баня для простого народа всегда была школой той удивительной нечувствительности ко всем крайностям температуры, какою отличались русские, удивляя этим иностранцев.
Поучительно в этом плане знакомство с укладом жизни первоселов русского Севера. В большинстве своем это были, переселенцы из более теплых мест. Новые условия были для них суровы. Обживая незнакомые земли, где, как указывается в памятниках письменности того времени, дуют «ветры буйные», стоят «мразы лютые» и «хлад безмерный», они создавали веками своеобразный свод правил, приемов-и рекомендаций, помогающий выжить в столь суровых условиях. Это нашло отражение в устройстве жилищ, в материале для одежды и в ее покрое, в питании, в специальных рекомендациях по профилактике отморожений.
Для поддержания тепла в жилище были созданы эффективные приспособления: дым и нагретый воздух из печи сначала проходили по встроенным в стены трубам и только затем выводились наружу. Были созданы «антихолодовые» диеты. Для «зверовщиков» (охотников) рекомендовалось есть кабанину, потому что «с нее не сколеешь», т. е. не замерзнешь. В одной из новгородских рукописей XIV — XV вв. прямо указывается, что «незеблость» (нечувствительность к холоду) коренных жителей Севера объясняется тем, что они «присно и не мало лои (жира. — Авт.) вкушають», поэтому в холодный период года рекомендовалось больше есть жира. Для профилактики «зеблости» рекомендовалось на морозе активно двигаться. С целью исключения вероятности отморожения рекомендовалось смазывать тело свиным, медвежьим или птичьим салом. В каждом поселении русских на Севере были бани, которым, следует еще раз подчеркнуть, в кругу санитарно-бытовых построек и сооружений принадлежала выдающаяся роль в истории материальной культуры русского народа (Богоявленский, 1966).
Интересно проследить отражение отношения человека к холоду в языке. Язык — это яркий выразитель жизни народа. Словарный фонд в известной мере определялся значимостью отдельных предметов или явлений для жизни человека и всего народа. Чем больше значил предмет или явление, тем больше было в языке слов, обозначающих его. Например, в лапландском языке имеется и посейчас несколько десятков слов, обозначающих снег: снег лежащий, падающий, несомый ветром, тающий, фирновый и т. д. И это не случайно. Обилие синонимов подчеркивает значимость предмета, а для лапландцев от состояния снега зависел успех охоты или рыбной ловли, а следовательно, и сама жизнь.
Любопытная особенность наблюдается и в обычаях номинации (выборе имени ребенку) у народов, населяющих холодные регионы. В них прослеживается отношение человека к холоду. Так, у удмуртов женское имя
Эбылек означает «мерзлячка». Мужское имя Патари у нанайцев означает «дрожащий», т. е. плохо переносящий холод и постоянно зябнущий. В прошлом были широко распространены мотивированные имена, отражающие наиболее яркие и характерные физические и психические особенности человека. Поэтому учет этой черты в обычае номинации имел приспособительный характер, представляя собой своеобразную характеристику по отношению к холоду.
Следует отметить, что уже в давние времена люди создавали способы устранения или смягчения холодовых воздействий, приемы повышения устойчивости организма к холоду. Для дальнейшего изложения важно То обстоятельство, что повышение устойчивости человека к холоду предусматривало не одно какое-то средство, а целый комплекс закаливающих мероприятий в общем укладе жизни.
{/spoilers}