РУССКИЙ ЯЗЫК учебник для 5—6 классов (Баранов, Григорян, Ладыженская, Тростенцова) 1974
Скачать учебник времен СССР
Назначение: учебник для 5—6 классов Средней школы
Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1974
Авторство: Михаил Трофимович Баранов, Лариса Трофимовна Григорян, Иван Иванович Кулибаба, Тайса Алексеевна Ладыженская, Лидия Александровна Тростенцова
Формат: DjVu, Размер файла: 8.84 MB
Утвержден Министерством просвещения РСФСР
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
5-й класс
О русском языке
Повторение изученного в IV классе
Словосочетание. Предложение
Члены предложения
Однородные члены предложения. Обращение
Простое и сложное предложения
Синтаксический разбор предложения. Порядок разбора
Прямая речь и диалог
Морфология
Орфография
Лексика м фразеология
Повторение изученного в IV классе
Общеупотребительные слова
Диалектные и профессиональные слова
Заимствованные слова
Устаревшие и новые слова
Фразеологические обороты
Повторение
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Словообразование
Повторение изученного в IV классе
Буквы о и а в корнях -кос кас-, гор гар
Производящая основа
Морфологический способ образования слов
Буквы ы и после приставок
Гласные в приставках пре- и при-
Сложение — разновидность морфологического способа образования слов
Сложносокращённые слова
Морфологические способы образования слов
Разбор слова во составу и словообразовательный разбор слова
Повторение
Морфология
Имя существительное
Повторение изученного в IV классе
Разносклоняемые имущество существительные
Несклоняемые имена существительные
Род несклоняемых имён существительных
Имена существительные общего рода
Морфологический разбор имени существительного
Приставочный способ образования имён существительных
Слитное и раздельное написание не с существительными
Суффиксальный к приставочно-суффиксальный способы образования имён существительных
Буквы щ и ч в суффиксе -щик- (-чик-)
Правописание гласных в суффиксах существительных -ек, -ак
Гласные после шипящих в суффиксах существительных
Образование имён существительных путём сложения
Образование имён существительных путём перехода прилагательных в существительные
Повторение
Имя прилагательное
Повторение изученного в IV классе
Степени сравнений имён прилагательных
Качественные прилагательные
Относительные прилагательные
Притяжательные прилагательные
Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные
Морфологический разбор имени прилагательного
Приставочный способ образования имён прилагательных
Слитное и раздельное написание не с прилагательными
Суффиксальный способ образования имён прилагательных
Буквы о—е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
Одна и две буквы я в суффиксах прилагательных
Суффиксы -к- и -ск-
Образование прилагательных путём сложения
Повторение
Имя числительное
Имя числительное как часть речи
Простые, сложные и составные числительные
Разряды количественных числительных
Мягкий знак в конце и в середине числительных
Числительные, обозначающие целые числа
Дробные числительные
Собирательные числительные
Порядковые числительные
Морфологический разбор имени числительного
Повторение
Местоимение
Местоимение как часть речи
Личные местоимения Возвратное местоимение себя
Вопросительные местоимения
Относительные местоимения
Неопределённые местоимения
Отрицательные местоимения
Притяжательные местоимения
Указательные местоимения
Определительные местоимения
Морфологический разбор местоимения
Повторение
Глагол
Повторение изученного в IV классе
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы переходные и непереходные
Наклонение глагола Изъявительное наклонение
Условное наклонение
Повелительное наклонение
Употребление наклонений
Безличные глаголы
Морфологический разбор глагола
Способы образования глаголов
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Повторение
Повторение и обобщение изученного в V классе
Лексика и фразеология
Словообразование
Морфология
Орфография
6-й класс
О русском языке
Повторение изученного в IV—V классах
Синтаксис. Пунктуация
Фонетика. Лексика
Словообразование
Морфология
Орфография
Морфология
Причастие
Повторение изученного о глаголе в IV—V классах
Понятие о причастии
Склонение причастий
Понятие о причастном обороте
Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия настоящего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия прошедшего времени
Краткие страдательные причастия
Правописание гласных и согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Морфологический разбор причастия
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Переход причастий в прилагательные и существительные
Одна и две буквы я в суффиксах прилагательных, образованных из причастий
Повторение
Деепричастие
Понятие о деепричастии
Раздельное написание не с деепричастием
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
Понятие о деепричастном обороте
Морфологический разбор деепричастия
Повторение
Наречие
Наречие как часть речи
Степени сравнения наречий
Морфологический разбор наречия
Суффиксальный способ образования наречий
Приставочный способ образования наречий
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о(-е)
Отрицательные наречия
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
Буквы о и а на конце наречий
Дефис в наречиях
Неморфологические способы образования наречий
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Повторение
Служебные части речи
Предлог
Предлог как часть речи
Употребление предлогов с одним и несколькими падежами
Непроизводные и производные предлоги
Морфологический разбор предлога
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Союз
Союз как часть речи
Простые и составные союзы
Союзы сочинительные и подчинительные
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Морфологический разбор союза
Слитное написание союзов
Повторенйе сведений о предлогах и союзах
Частица
Частица как часть речи
Формообразующие частицы
Отрицательные частицы
Модальные частицы
Морфологический разбор частицы
Частица не и приставка не-
Частица ни, союз ни—ни и приставка ни-
Повторение
Междометие
Междометие как часть речи
Повторение и обобщение пройденного в IV—VI классах
Русский язык и разделы науки о нём
Фонетика Графика
Лексика Фразеология
Словообразование
Морфология
Синтаксис Пунктуация
Орфография
Приложения
Список изученных пунктограмм
Список изученных орфограмм
Список слов с непроверяемыми орфограммами, выделенных в учебнике для запоминания их правописания
Список слов, выделенных в учебнике для запоминания их произношения
Словарь
{/spoilers}
Скачать учебник СССР - РУССКИЙ ЯЗЫК учебник для 5—6 классов 1974 года
Скачать...
{spoiler=Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год}
Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПУНКТУАЦИИ, ДАННЫЕ В УЧЕБНИКЕ
Каждая пунктограмма (об этом говорилось выше) обслуживает самые разнообразные синтаксические построения, осмыслить которые ученик может только при строгом отборе нужного дидактического материала. Кроме того, каждая пунктограмма требует определенных видов упражнений и определенной их последовательности. Так, например, виды упражнений, используемые для усвоения детьми пунктограммы № 1 (знаков, которые ставятся в конце предложений), совсем не подходят для работы над пунктограммой № 2 или 3.
Какие действия должен проделать ученик, чтобы правильно расставить знаки в конце предложения? Он должен, во-первых, определить границы предложения, во-вторых, мысленно проговорить предложение; найти опознавательные признаки, необходимые для характеристики предложения по цели высказывания и по выражению чувств (например, интонацию, вопросительные слова), в-третьих, установить, какой из трех знаков необходимо поставить.
Членение текста на предложения и интонационные наблюдения при членении текста — это самый эффективный вид упражнения по осознанию детьми структурно смыслового и интонационно-смыслового принципов в расстановке знаков препинания. Этот вид упражнения помогает учащимся осознать и основное назначение пунктуации (членение речи), и ее роль в письменном общении (помогает правильно передать и воспринять содержание высказывания). Членение текста является основой для усвоения пунктограммы № 1. Выполняя такое упражнение, учащиеся практически осознают и предложение как основную единицу синтаксиса. Вот почему важно, чтобы учитель не слепо шел за учебником, а знал, какие упражнения, в какой последовательности даны в учебнике, и в необходимых случаях (объем учебника не позволяет дать нужного количества упражнений и выдержать строгую систему в подаче дидактического материала) сумел бы дополнить учебник такими упражнениями, которые вписались бы в общую систему работы по пунктуации.
В упражнениях учебника предусмотрено членение текста не только на предложения, но и на абзацы (см. упр. 43, 62, 105, 108 и др.).
Членение текста обычно проводится письменно, но этот вид упражнений полезно проводить и устно (с графической записью текста). Так, например, при первом чтении учащиеся знакомятся с содержанием текста, при втором с помощью вертикальных черточек они обозначают конец предложения и рядом ставят нужный знак препинания. Основная цель устного членения текста с графической записью — осознание соотношения интонации и пунктуации, развитие интонационного слуха. С такой же
38
целью учебник предусматривает и интонационно-смысловые упражнения (см. упр. 111, 112, 116, 122 и др.)1.
Объяснение имеющихся, расставляемых или расставленных самим учеником знаков препинания (пунктуационный разбор) широко представлено в учебнике и широко используется в практике учителей на всех этапах обучения. Этот вид упражнения можно использовать сразу же после ввода правила. При объяснении ученик формулирует правила, на основе которых в тексте поставлены знаки препинания.
Объяснение можно вести устно и письменно. При устном разборе соблюдается такая последовательность: объяснить, почему в данном месте нужен знак, почему именно этот знак, а не другой, на основании какого правила он поставлен. При письменном разборе в IV классе достаточно над знаком поставить номер пунктограммы.
Объяснение можно вести: а) по готовому (печатному или написанному) тексту (учащиеся видят текст, сами его читают и объясняют имеющиеся в нем знаки); б) при записи текста под диктовку (ученик записывает текст и одновременно объясняет или объясняет знаки препинания до записи текста, воспринимая его только на слух).
Четвероклассникам полезны и такие упражнения, в которых требуется вначале провести сопоставление синтаксических явлений, а затем объяснить имеющиеся знаки. Например, дается два предложения: Наступила осень, и журавли улетели. Осенью дикие утки и журавли улетели. Требуется объяснить, почему в одном предложении перед союзом и есть запятая, а в другом нет.
Отыскивание примеров на изучаемое или изученное пунктуационное правило развивает пунктуационную зоркость учащихся. Этот вид упражнения реализован в учебнике в основном через дополнительные задания и совмещен с синтаксическими заданиями, например: найдите в тексте предложение с обращением; найдите предложение с двоеточием после обобщающего слова и др.
Расстановка знаков препинания в предложении (тексте), написанном без знаков, используется во всех классах, начиная с первого, при изучении любого пунктуационного правила, на этапе его применения. Эти упражнения очень различны по степени сложности. В учебнике даны тексты с пропуском знаков на одно правило, на два и три (см. упр. 117, 120, 161, 162, 163 и др.).
Придумывание (составление) примеров с тем или иным знаком препинания, например: «Составьте предложения с обращением»; «Составьте побудительное предложение,
1 К упражнениям этих видов изданы пластинки, поэтому рядом с заданием стоит специальный знак.
в конце которого вы поставите точку (восклицательный знак)».
Учащиеся составляют такие предложения по схемам и образцам (см. упр. 173, 196, 216 и др.).
Переконструирование (по образцу и без образца) примеров так, чтобы выделяемое или отделяемое синтаксическое явление занимало в предложении другое место. Например, если обращение было в начале, предлагается перенести его в середину или конец предложения; если прямая речь стояла перед словами автора — поставить после. Этот вид упражнения очень эффективен, его основная цель — осознание условий постановки знаков препинания (см. упр. 172, 176, 205 и др.).
В учебнике широко представлено графическое обозначение пунктограммы, которое дано рядом с примерами, иллюстрирующими введенные пунктуационные правила. Пунктограмма № 1 (знаки препинания в конце предложения) иллюстрируется тремя схемами. В каждой схеме показан один вариант этой пунктограммы: запятая, вопросительный и восклицательный знаки. Пунктограмма № 2 (знаки препинания при однородных членах) иллюстрируется четырьмя схемами. Пунктограмма № 3 (запятая и восклицательный знак при обращении) иллюстрируется четырьмя схемами и т. д.
Нужно, чтобы учащиеся видели в этих схемах отражение пунктуационных правил и умели бы их читать. Чтение пунктуационных правил по моделям-схемам — один из эффективных видов упражнений, так как помогает учащимся осознать сущность формулировки пунктуационного правила.
Диктанты, предусмотренные учебником, также являются одним из видов упражнений по пунктуации. Тексты этих диктантов даны: а) без пропусков знаков препинания (при подготовке к диктанту требуется от учащихся обоснование (объяснение) имеющихся в тексте знаков препинания); б) с пропуском знаков препинания (дети вначале должны указать место, где пропущен знак, доказать, что именно в этом месте он нужен, и объяснить это с помощью пунктуационного правила).
Известно, что учащиеся более осознанно овладевают пунктуацией не на готовых примерах, иллюстрирующих ту или иную синтаксическую конструкцию и связанное с ними пунктуационное правило, а в процессе самостоятельной работы над изложениями или сочинениями, когда у них появляется потребность точнее выразить свою мысль. Эта потребность, вполне естественная, и будет развиваться в процессе выполнения некоторых упражнений, предназначенных для развития речи (см. упражнения с буквенными сигналами Рр).
Написание сочинений позволяет более успешно формировать у школьников навыки самостоятельного употребления изученных пунктуационных правил, контролировать состояние пунктуационной грамотности.
{/spoilers}