Система обучения математике в 5 - 6 классах (Совайленко) 1991 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учителя: Из опыта работы
В книге отражен многолетний опыт работы автора — учителя математики. Созданная им система обучения прошла длительную экспериментальную проверку в ряде школ РСФСР. Не являясь, по мнению издательства, бесспорной, она заслуживает внимания и представляет безусловный интерес для учителя.
© "Просвещение" Москва 1991
Авторство: Совайленко В.К.
Формат: PDF Размер файла: 12.3 MB
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВО К УЧИТЕЛЮ
Практика преподавания в школе по различным учебникам математики, последовательно сменяющим друг друга за последние 30 лет, убедила меня . в том, что, несмотря на напряженные поиски и безусловные достижения методики преподавания, степень усвоения учащимися учебного материала невысока. Я далек от мысли предъявлять современным учебникам (а также и тем, которым они пришли на смену) какие-либо принципиальные упреки. Все же можно предположить, что следующие причины имеют определенное значение при оценке сравнительно небольшой эффективности реализуемых в учебниках методических положений.
Заметный разрыв с традиционным способом организации учебного мате¬риала. При этом, как правило, страдают в первую очередь навыки выполне¬ния простейших действий (сокращение дробей и т. п.), что сильно тормозит усвоение более важных в теоретическом отношении понятий и целых разделов курса.
Малая занимательность как теоретической части учебников, так и сюже¬тов задач. Это обстоятельство делает возможным успешное обучение только тех детей, которые уже приобрели устойчивый интерес к самому процессу учения.
Отсутствие в основном тексте учебников сложных задач. Они обычно сгруппированы в специальный раздел — «Задачи повышенной сложности;*. Но всегда ли учитель может вовремя указать нужную задачу из этого раздела при прохождении определенной темы?
Слабая представленность в учебниках задач производственной тематики (например сельскохозяйственной); слабая связь с другими предметами.
{spoiler=ОТКРЫТЬ: СЛОВО К УЧИТЕЛЮ полностью...}
Отсутствие в тексте многих учебников образцов контрольных заданий, которые могли бы указать учителю, на что следует обратить особое внимание.
В данной книге делается попытка избежать отрицательных последствий проявления указанных причин. В некоторых местах считаю целесообразным возвратиться к традиционным приемам изложения (например, при изучении действий с дробями); во многих случаях предлагается выполнить действия с достаточно «большими» числами, чтобы ученик смог прочувствовать все детали вычислительного алгоритма. Частично восстановлена традиционная структура арифметических задач (выделены типы задач на встречное движе¬ние, на пропорциональное деление и т. д.). Задачи повышенной сложности распределены по всему тексту. Предполагается такие задачи решать на каждом уроке даже в слабом классе.
Особое внимание уделяется тематике задач. Многие задачи, кроме своего математического содержания, имеют общеобразовательную направленность. Следует иметь ввиду то, что в некоторых задачах могут встретиться термины, неизвестные учащимся. Обязанность учителя — объяснить их детям.
Предлагаемая книга не свободна от недостатков. Некоторые из них, к сожалению, не удалось преодолеть. Например, в книге имеется (как и во всех учебниках по математике для 5—6 классов) слишком большое количест¬во задач, относящихся к типу задач, обратных практическим. В таких задачах требуется узнать то, что на практике и так хорошо известно, а дано то, что на практике как раз и требуется вычислить. Например, даны периметр и разность измерений прямоугольника, а требуется найти его стороны. Ясно, что обычно стороны известны, а все остальное вычисляется. Возможно, естественных с практической стороны задач на составление уравнений в книге окажется недостаточно.
Весь учебный материал пособия расчленен на укрупненные логически очерченные дидактические дозы, завершающиеся контрольными работами. Каждый параграф соответствует одному уроку. Это облегчит учителю раз¬работку тематического и поурочного планирования. Однако замечу, что параграф — это не конспект урока, а лишь материал к нему. Учитель сам окончательно определяет, какие упражнения решать в классе, какие дома. Во всех случаях последнее слово остается за учителем. 4
В рубрике «Вопросы и упражнения для повторения» под номерами 1—8 даются варианты для проведения кратких самостоятельных работ. Парагра¬фу «Вопросы для самопроверки» следует отводить не более половины урока, на второй половине урока следует решить один из вариантов контрольной работы. Другой вариант рекомендуется задать на дом. В пособии предусмот¬рены уроки для проведения анализа контрольной работы. Здесь используется параграф «Дополнительные упражнения».
Буду считать свою цель достигнутой, если учитель найдет здесь полезный для себя материал, если попытки преодолеть те или иные особенности изложения, неудовлетворительные с его точки зрения, приведут его к само¬стоятельному творчеству в деле совершенствования обучения математике.
Автор с признательностью воспримет критические замечания по пред¬ставленному в книге материалу.
Автор
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Система обучения математике в 5 - 6 классах (Совайленко) 1991 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ВВЕДЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ НАС МИР И МАТЕМАТИКА
Если в темную безоблачную ночь посмотреть на небесный свод, то можно увидеть бесчисленное множество звезд. Самой близкой к нам звездой является Солнце. Вокруг Солнца движется 9 планет (рис. 1) и среди них наша планета Земля. Земля представляет собой шар, вокруг которого по замкнутой кривой движется ее спутник Луна.
С помощью математики люди научились определять расстояния до звезд, определять высоты гор и глубины океанов, рассчитывать прочность строений, машин, космических аппаратов и многое другое необходимое людям. Приведем некоторые интересные сведения, кото¬рыми мы теперь располагаем.
Луч света проходит в секунду 300 000 км. От Солнца до Земли луч света идет 8 мин 18 с, а до самой далекой планеты Плутон луч Солнца идет более 5 дней.
После Солнца ближайшая к нам звезда Проксима Центавра, свет от которой доходит на Землю за 4 года 3 месяца. Солнце не яв¬ляется самой большой звездой. Например, если звезду Альфа из созвездия Геркулес поместить на место Солнца, то она заполнила бы все пространство Солнечной системы далеко за планету Плутон. Из-лучая энергию, масса Солнца ежесекундно уменьшается на 4 млн. т. Часть этой энергии попадает на Землю. За счет этой энергии на Земле дуют ветры, текут реки, растут растения, развивается животный мир, живет человек.
Менее уу поверхности Земли занимает суша, и более pj- занимают моря и океаны. В воздухе содержится воды в 11 раз больше, чем во всех реках на земном шаре. Самая высокая вершина земного шара — Эверест (в Гималаях), ее высота 8848 м, а самая глубокая впадина — Марианский желоб (в Тихом океане), ее глубина 11 022 м. Самая высокая температура воздуха на земной поверхности 4-58° была от¬мечена в г. Триполи (Северная Африка), а самая низкая температу¬ра —88° была отмечена в Антарктиде.
Для обеспечения жизни более 5 млрд, жителей Земли ежегодно выращивается 1200 млн. т зерна, из морских глубин извлекается 70 000 000 т разной рыбы, производится 100 000 000 т мяса домашних животных, Для своих нужд население Земли сжигает огромное количество топлива, для чего ежегодно из воздуха потребляется 4900 млн. т кислорода и выделяется 5800 млн. т углекислого газа, отравляющего воздух.
{/spoilers}