Уроки ботаники в 5-6 классах (Белов, Корчагина) 1968 год

Скачать Советский учебник

 Уроки ботаники в 5-6 классах (Белов, Корчагина) 1968

Назначение: Пособие для учителей

Настоящее пособие поможет учителю быстрее ориентироваться в новом материале программы и учебника по ботанике, правильнее спланировать изучение этого материала. Трактовка тем курса дается на современном научном уровне. 

© "Просвещение" Москва 1968 

Авторство: Белов И.Г., Корчагина В.А.

Формат:DjVuРазмер файла: 5.56 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов ......... 3

V класс

Введение, Общее знакомство с цветковыми

растениями (7 часов) 5

Введение (I час) 6

(6 часов) . * 10

Клетка (6 часов) 24

Семя (8 часов) 36

Корень (9 часов) 54

Побег (22 часа) 74

Общее знакомство с цветковыми растениями

Строение и развитие побега (3 часа) . . 75

Лист (12 часов) с 83

Стебель (5 часов) 108

Видоизмененные побеги (2 часа) . . .119

Вегетативное размножение цветковых растений (3 часа) 123

Цветок и плод (8 часов) s 130

Растение — целостный организм (5 часов) 150

VI к а а с с

Цветковые растения и их классификация

(17 часов) 161

Основные группы растений (18 часов) . .199

(2 часа) ... ...... 237

Растительный покров СССР и земного шара (П часов) 

Развитие растительного мира на Земле

Литература для, учащихся 262

Литература для учителя .....

Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки ботаники в 5-6 классах (Белов, Корчагина) 1968 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ОТ АВТОРОВ

Биологическая наука за последние годы достигла больших успехов в изучении жизненных явлений. В связи с этим пересмотрена и переработана программа курса биологии для средней школы, составлен и издан новый учебник ботаники для 5 и 6 классов.

Изданный учебник отличается от прежних не только включением новых вопросов, но и более высоким научным уровнем.

Изучая курс ботаники в V и VI классах по новому учебнику, учащиеся должны получить элементарные сведения о строении и жизнедеятельности растений, а также об их эволюции и разнообразии; понять значение' их в растительном покрове и в народном хозяйстве; научиться проводить наблюдения над растениями и ставить элементарные опыты; узнать о биологических основах выращивания и охраны растений; принимать посильное участие в выращивании растений, в охране природы и зеленых насаждений.

Книга «Уроки ботаники в 5—6 классах» должна оказать помощь учителям в преподавании уроков ботаники в школе по новому учебнику. Эта книга представляет поурочную разработку курса ботаники в 5 и 6 классах. Разумеется, учитель получит лишь общую ориентировку в предстоящей работе. Планы уроков, разработанные авторами, не должны сковывать творческую инициативу учителя, который может изменить или дополнить материал, предлагаемый авторами, применяясь к местным, конкретным условиям. Учитель внесет также свои поправки как в распределение материала по урокам, так и в последовательность его изучения, подбор оборудования и методы преподавания.

Однако бесспорно, что данная книга поможет учителю быстрее ориентироваться в новом материале учебника, правильнее планировать изучение этого материала, а затем более уверенно проводить уроки.

Книга разделена на две части. В первой части помещены разработки уроков курса ботаники в 5, во второй — в 6 классе (в том числе лабораторные занятия, киноуроки, экскурсии).

Уроки излагаются по следующему плану:

1) цель урока;

2) план урока;

3) оборудование урока;

4) указания к проведению урока.

Уроки по темам «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Клетка», «Семя», «Стебель», «Растение — целостный организм», «Основные группы растений» и «Растительный покров СССР и земного шара» разработаны учительницей биологии школы № 1 Москвы В. А. Корчагиной.

Уроки по темам «Корень», «Лист», «Цветок», «Развитие растительного мира на Земле», «Цветковые растения и их классификация» составлены зав. кафедрой методики биологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина И, Г, Беловым.

И. Г. Белов В. А. Корчагина 

V КЛАСС

I

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ

{7 часов)

Изучение ботаники начинается темой «Общее знакомство с цветковыми растениями». Этой теме предваряется введение, которому посвящается первый урок. 

Задачами темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» является ознакомление учащихся с типичными формами цветковых растений разных мест обитания, с основными органами растений, с разнообразием плодов и способами их распространения, с осенними явлениями, наблюдаемыми в жизни растений. Рассматривается также вопрос, характеризующий значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека, а затем дается представление о ботанике как науке о жизни растений.

Эта тема как бы подводит итог всему, что дети узнали о внешнем строении цветкового растения в начальной школе, и вместе с тем уточняет и дополняет эти знания, обогащает представления учащихся новыми примерами. Успешному изучению темы благоприятствует ранняя осень, на которую приходится начало учебного года. В это время уроки легко оснащаются живыми растениями, необходимыми для более успешного изучения материала темы. Осеннее время года благоприятно также и для проведения экскурсий учащихся в природу. Такие экскурсии при правильной их организации не только обогащают знания, приобретаемые учащимися, но и значительно облегчают формирование у детей научно-материалистических и атеистических убеждений, прививают им любовь к родной природе, учат бережно относиться к растениям.

Для изучения «Введения» и темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» отводится 7 уроков. Уроки целесообразно спланировать в следующем порядке: 1) «Введение» (раскрытие значения растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека, первоначальное знакомство с разнообразием растений и наукой ботаникой); 2) «Органы цветкового растения»; 3) «Строение цветка и соцветия»; 4) «Плоды»; 5) «Распространение плодов и семян»; 6) «Разнообразие растений' (травы, деревья и кустарники)»; 7) «Продолжительность жизни и осенние явления в жизни растений» (Осенняя экскурсия). Изучая с учениками материал темы, учитель не должен расширять и углублять их знания по сравнению с тем, что предусматривает программа и дает учебник ботаники. Так, при изучении органов цветкового растения не следует загромождать представления учащихся разъяснением значения видоизменений органов. Не следует также брать слишком большое количество растений, особенно растений с резкими видоизменениями органов. Более четкие представления изучаемых вопросов у детей слагаются в том случае, когда ознакомление с цветковыми растениями проводится на немногих, удачно подобранных растениях и других наглядных пособиях, подготовленных к уроку. Удачно подобранными следует считать растения с типичными вегетативными органами и крупными цветками несложного строения (как у мака, табака душистого, редиса, дикой редьки, анютиных глазок, петунии). Если на уроке рассматриваются видоизменения органов, то следует брать такие растения, у которых метаморфизованные органы легко распознаются. Живые растения, гербарные образцы, образцы плодов, семян и другой материал, изучаемый на уроке, необходимо раздавать учащимся на руки для внимательного рассматривания в процессе лабораторной или практической самостоятельной работы. Нужно также давать возможность детям учиться устно или письменно, отвечать на простые короткие вопросы, описывать рассматриваемые растения.

ВВЕДЕНИЕ. (1 час)

Урок 1. Значение растений в природе", народном хозяйстве и жизни человека.

Ботаника — наука о растениях.

Цель урока: на ярких примерах ознакомить учащихся с разнообразием цветковых растений, их значением в природе, жизни и производственной деятельности человека; дать общее представление о других группах растительного мира и о науке о растениях — ботанике, возбудить интерес учащихся к предмету.

План урока

1. Знакомство с классом.

2. Рассказ учителя о разнообразии цветковых растений и значении их в природе, о существовании на Земле других групп растительного мира (грибы, мхи, папоротники и др.).

3. Беседа о значении растений в жизни человека и народном хозяйстве. Определение ботаники как науки о жизни растений.

4. Задание на дом. Знакомство с учебником и с порядком ведения тетради.

5. Обобщение изученного материала.

Оборудование: букет садовых или полевых цветов:

2—3 плода (муляжи или натуральные); 2—3 небольших снопика зерновых культур; кактус; аквариум с водными растениями; образцы мха; гербарный образец папоротника; рисунки с изображением шляпочных грибов; коллекции на тему «Что растения дают человеку», оформленные учащимися V класса прошлого года, и 2—3 их тетради (из числа лучших); учебник.

Указания к проведению урока

Целью первого урока ботаники является первоначальное ознакомление учащихся с разнообразием растений, их значением в природе, жизни и производственной деятельности человека, а также разъяснение задач ботаники. Однако не менее важно на первом уроке возбудить у детей интерес к предмету, который они будут изучать в 5 и 6 классах.

Возникновение интереса определяется уже тем, как учитель знакомит детей с темой урока, как ведет урок, особенно первый.

На первом уроке проще всего написать на доске название темы и изложить содержание первого параграфа учебника. Но вряд ли подобное изложение вызовет большой интерес к изучаемому предмету.

Впервые встретившись с учащимися 5 класса на уроке ботаники, учитель должен удивить детей новым для них материалом, раскрыть значимость науки, которая занимается изучением жизни растений, воздействовать на детей эмоционально.

Вот почему в начале урока учитель с успехом может рассказать о многообразии растений, затем о значении их в природе и жизни человека и в завершение предложить детям участвовать в работе по охране растительных богатств своего района.

Рассказ нужно вести просто, убедительно и интересно, заранее подбирая не только нужные примеры, но и наглядные пособия, которые, демонстрируются во время рассказа.

В рассказе учитель приводит цифру, характеризующую многообразие растений земного шара,— 500 тысяч растений разных названий.

Существование множества разнообразных растений удивляет учащихся, особенно если учитель перечислит десяток-другой видовых названий (например: яблоня садовая, земляника лесная, капуста огородная, редька дикая, крапива жгучая, клевер луговой, василек синий, ромашка аптечная и т. д.) и за-

метит при этом, что перечисление десятка растений занимает полминуты, а перечень всех 500 тысяч названий потребует более 150 часов.

Удивляет учащихся и то, что сами они могут вспомнить и быстро перечислить сравнительно немного названий растений.

Используя затруднение учащихся, учитель напоминает детям о небольшой осведомленности их в вопросах, характеризующих жизнь растений, и необходимости изучения таких вопросов в школе.

Углубляя представление детей о многообразии растительного мира, учитель говорит о повсеместной распространенности растений (можно прочитать первые три абзаца первого параграфа учебника) и различиях растений разных мест обитания. При этом нужно показать детям карликовую полярную березу или иву из тундры, колючие кактусы, растущие в пустыне, фикус, ствол которого в тропическом лесу трудно обхватить даже взрослому человеку. Можно показать и водные растения, растущие в аквариуме, подушкообразные растения горной местности, веточку эвкалипта, достигающего в Австралии высоты более 150 м, и ряску, умещающуюся на ногте большого пальца.

Надо показать детям удивительное и в растениях хорошо им известных. Например, колосья или снопики пшеницы двух сортов, отличающихся друг от друга по внешнему виду (ветвистую пшеницу или пшеницу, приносящую большие урожаи, необычные для данной местности); два разных сорта яблок, из которых, один, например, выведен И. В. Мичуриным (можно использовать рисунки или муляжи Бельфлер-китайки или Антоновки шестисотграммовой); соцветия двух-трех сортов георгинов, резко различающихся по своей форме, окраске и размерам (например, из группы помпоновидных и стрельчатых, крупных декоративных и кактусовых) и др.

Рассказ и показ растений поддерживает интерес учащихся на протяжении всего урока.

А возникает этот интерес благодаря удивлению детей тому, как мало они знают о растениях, окружающих их, и как интересно знать новое даже о самых знакомых растениях.

В конце рассказа учитель подчеркивает, что цветковые растения обладают чудесной зеленой окраской, имеют цветки й цветут один или много раз в жизни.

Он говорит о значении зеленых растений в природе (оздоровляют воздух, дают пищу животным, создают прохладу летом, задерживают рост оврагов и движение песков, смягчают климат и т. д.).

Заканчивая рассказ, учитель объясняет, что такое ботаника и от какого слова происходит название этой науки. После рассказа учитель переходит к беседе. Опираясь на запас знаний учащихся, он ведет беседу о значении растений в жизни человека и в народном хозяйстве. В процессе беседы учащимся предлагаются вопросы примерно следующего содержания: зеленые цветковые растения имеют большое значение в природе, а каково их значение в жизни человека? Какие растения человек использует в пищу и на корм скоту? Из каких растений человек получает одежду, делает бумагу, строит дома, изготовляет мебель? Из каких растений человек получает лекарства? Какую роль играют цветковые растения в украшении городов и селений?

Заключая беседу, учитель помогает учащимся сделать вывод о том, что цветковые растения разнообразны, роль их в природе, в жизни человека и в народном хозяйстве очень велика, что зеленые растения надо беречь и охранять, принимать участие в посадках деревьев и кустарников и в других работах по озеленению. Надо изучать растения, знакомиться с их строением, не проходить мимо интересных явлений в жизни растений, изучать ботанику.

Успеху беседы, так же, как и рассказа, в значительной мере содействуют самодельные наглядные пособия. Это коллекции на тему «Что растения дают человеку», изготовленные учащимися 5 класса прошлого года обучения («Что человек получает из льна и хлопка», «Образцы лекарств из лекарственных растений», «Что можно получить из древесины», «Что получают из пшеницы» и т. д.).

После беседы учитель знакомит учащихся с некоторыми правилами поведения в биологическом кабинете; показывает учебник и объясняет, как им нужно пользоваться; говорит о необходимости ведения тетради для записей и зарисовок на уроках ботаники; дает задание на дом: прочитать § 1 учебника,' подготовиться отвечать на вопросы, помещенные в конце параграфа, а в течение недели сделать коллекцию «Чти человек получает из растений».

В конце урока следует провести проверку учащихся по списку в журнале. Это дает возможность учителю познакомиться с классом, обратить внимание на тех, кто выделяется своей организованностью или, наоборот, плохой дисциплиной, внешним видом или другими особенностями; позволяет учителю быстрее запомнить имена и фамилии детей, пришедших в 5 класс из начальной школы.

Если некоторые учащиеся толково отвечали на вопросы во время беседы или сообщали что-либо интересное в связи с содержанием урока, учитель может поставить им отличную или хорошую оценку. Это вызовет у детей желание и дальше учиться по ботанике хорошо и отлично. 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ - ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика