Природоведение 2 класс (Нарочная, Низова) 1972

Скачать Советский учебник

 Природоведение 2 класс (Нарочная Л.К., Низова) 1972

Назначение: Учебник для 2 класса. Полевая практика по природоведению

© "РАДЯНСЬКА ШКОЛА" Киев 1972

Авторство: Нарочная Л.К., Низова А.М.

Формат: PDF Размер файла: 17.9 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое природа и для чего её изучают 3

Учись наблюдать . . . . . 3

Осень 7

Проведи наблюдения

осенью . . . . . 7

Рябина (Г, Делгченко) . . 9

На зимние квартиры (По В. Пархоменко) 11

Неживая природа 13

Твёрдые тела . . 13

Песок и глина  14

Вода .    15

Вода — жидкость ... 15

Вода— растворитель . 17

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

Зачем пьют воду?

(По М. Ильину) ... 18

Вода — переносчик инфекционных болезней . . . 18

Как изменяется вода при нагревании и охлаждении  20

Термометр ..... 21

Вода в газообразном состоянии ...... 22

Зимняя красавица . . 24 Снег и лёд ..... 24

Почему снег скрипит под ногами? ..... 25

Как вырастают снежные сугробы? .... 25

Значение снега (В. Архангельский) 26

Образование осадков 28

Воздух 30

Воздух вокруг нас . . 30

Свойства воздуха ... 30

Тёплый и холодный

воздух  32

Отчего бывает ветер? 33 Польза от ветра ... 34

Почва ...  35

Из чего состоит почва?  35

Значение почвы для растений 37

Живая природа 38

Растения 36

Деревья, кусты, травы  38

Строение растения . . 38 Корень, стебель, листок и их значение . , 40 Цветки и плоды ... 41 Что нужно для жизни растения? .... 42 Уход за комнатными

растениями  43

Растение — часть живой природы 44

Животные 44

Животное — часть живой природы ..... 44

Домашние

животные 46

Кошка .  47

Собака (По А. Клыкову)  .48

Корова 49

Кролик (По А. Клыкову) ........ 50

Куры . .  51

Утка ....... 52

Дикие животные 53

Тигр  53

Олень ....... 54

Волк ... .... 55

Лисица  56

Зима 57

Наступила зима 57

Проведи наблюдения зимой ........... 58

Лесные растения .... 61

Сосна (Ю. Дмитриев) 61 Ель (Ю. Дмитриев) 63 Пихта ........ 64

Лесной богатырь

(Г. Демченко) .... 64

 

Бук  67

Осина 68

Лесные кусты . . 69

Травянистые лекарственные растения леса  71

Грибы  . 72

Обитатели леса (Г. Скребицкий) 74

Медведь 74

Белка (По И. Никитинскому)  76

Ёж; (И. Соколов-Никитов)  77

Гадюка  78

Кузница дятла (В. Та-

ращук)  79

Кукушка (Ю. Дмитриев)  79

Клесты (Ю. Дмитриев)  80

Муравьи (И. Никитинский)  81

Майский жук 82

Нужно охранять лес ... 83

Весна 84

Здравствуй, весна! (А. Ко пыленко) 84

Проведи наблюдения весной . ! . , 86

Сад 88

Великий садовод И. В. Мичурин .   88

Деревья и кусты сада . . 88 Земляника садовая ... 91

Огород 92

Овощные растения ... 92

Морковь    92

Свёкла   93

Самый лучший, когда зелёный (Г. Демченко)  94

Красные яблочки на кусте (Г. Демченко) 95 

Одёжка без застёжек (Г Демченко) .... 97 

Сорняки огорода .... 98

Полезные и вредные животные сада и огорода . 100

Коровка (Г. Скребицкий) 100

Пчела 101

Яблонная плодожорка . . 101 

Кольчатый шёлкопряд . . 102 Виноградная улитка . . . 103

Капустница 104

Медведка  105

Колорадский картофельный жук 106

Земляная жаба — полезное животное 107

Птицы — наши друзья . .108

Лето  109

От зари до зари (По В. Пархоменко) .... 109

 Задания на лето 110

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Природоведение 2 класс (Нарочная, Низова) 1972 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА И ДЛЯ ЧЕГО ЕЁ ИЗУЧАЮТ.

Солнце, Земля, звёзды, реки, моря, почва, растения, животные, человек — всё это природа. Люди получают от природы всё необходимое для жизни. Они изучают природу, чтобы узнать о ней как можно больше, чтобы заботливо и разумно использовать природные богатства. Наука о природе называется природоведение.

Ты тоже начинаешь изучать природу. Учебник по природоведению поможет тебе познакомиться со свойствами камня, песка, глины, воды, воздуха, почвы, с жизнью растений и животных.

Учись наблюдать природу. Это очень важно. Знания людей о природе возникли из наблюдений.

Охраняй природу, будь её другом.

УЧИСЬ НАБЛЮДАТЬ.

Часто дети говорят, что в их местности нет ничего особенного, интересного. Так ли это? Нет ни одного уголка на Земле, где бы маленький школьник не мог ежедневно делать для себя интересные открытия. А что наблюдать? Прежде всего наблюдай за Солнцем. Да-да! За тем самым

\l

12 часов 30 минут l

 

Солнце всходит-утро

Солнце заходит—вечер

Видимое движение Солнца.

Солнцем, под лучами которого ты любишь загорать на берегу реки.

Солнце даёт свет и тепло, которые так нужны человеку, животным и растениям.

Ранним утром, как только Солнце покажется на востоке, и в течение дня мы видим его огненно-золотистый шар, который словно плывёт по небу, устремляется вверх и, достигнув определённого места, опускается вниз, на запад. Там Солнце заходит, прячется от наших глаз.

Каждому хорошо известно, что чем ниже Солнце, тем меньше оно даёт тепла, а чем выше, тем греет сильнее и светит так ярко, что на него глянуть больно. А утром и вечером глаза без особой боли выдерживают солнечный свет. • Видел ли ты, как всходит Солнце?

Посмотри в отрывном календаре, в котором часу тебе нужно встать, чтобы увидеть восход Солнца. Внимательно наблюдай, как меняется цвет неба там, где появляется Солнце. Запомни, из-за каких предметов на местности оно всходит. Обрати внимание на тень, которая падает от дерева и дома поутру. А потом посмотри на неё днём в 12 часов 30 минут, вечером, когда заходит Солнце. Всегда ли она одинаковой длины?

Определи, в какую сторону падает тень в полдень. Подними руку вверх так, чтобы ладонь закрыла диск Солнца.

Высоко ли пришлось тебе поднять руку? Впредь проверяй, всегда ли Солнце поднимается на ту же высоту. В какое время года Солнце поднимается выше всего, а в какое — ниже? Всегда ли оно всходит и заходит в одном и том же месте?

Нарисуй в тетради восход и заход Солнца, его положение на небосклоне в полдень в разные времена года.

Составь таблицу: «Как изменяется продолжительность дня в разные времена года». Наблюдай за Солнцем ежедневно, а записывай в дни, обозначенные в таблице.

Идя в школу, наблюдай за небосклоном. Красиво ли сегодня небо? Каков его цвет? Всюду ли небо одинакового цвета? Есть ли облака? Какого они цвета, какой формы, редкие или густые?

Ежедневно наблюдай за погодой. Обрати внимание, теплее или холоднее стал воздух, чем был вчера. Записывай в свой календарь природы температуру воздуха в полдень.

Наблюдай за ветром. Рассмотри, как перемещаются облака, покачиваются ветви деревьев, клонится трава. Прислушайся к звукам ветра: шумит лес, шелестят опавшие листья. Когда ветер можно назвать ласковым, когда — игривым, а когда — пронизывающим? Какими ещё словами можно описать ветер?

Какие осадки ты научился отмечать в своём календаре природы в первом классе? Продолжай наблюдения за осадками.

За растениями и животными можно наблюдать круглый год.

С любого дерева или куста срезай ежемесячно веточку. Засушив её, пришей на лист бумаги. Сравнивай веточки между собой. Присмотрись к ним внимательно, и ты заметишь, что их внешний вид изменяется. Меняется и поведение животных на протяжении года. Проследи за этими изменениями.

Наблюдай за работой взрослых и трудись сам. Запиши в своём календаре природы, какие работы выполняют на полях, в садах, парках, что делают учащиеся на школьном участке.

Расширения для Joomla

УЧЕБНИКИ "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ" СПИСКОМ

 
 
Яндекс.Метрика