Природа в детском саду (Залкинд) 1947 год

Скачать Советский учебник

 Природа в детском саду (Залкинд) 1947

Назначение: Пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей дет. садов. 

Создание этой книги, необходимой для учащихся дошкольных педагогических училищ и воспитателей детских садов, стало возможным благодаря многолетней работе большого коллектива воспитателей детских садов и методистов, стремившихся осуществить всестороннее развитие детей на основе знакомства их с природой.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР Ленинград 1947

Авторство: Залкинд Эсфирь Иосифовна

Формат: PDF Размер файла: 53.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Предисловие . . . .  2

Введение  . . 3

Глава I

Задачи, принципы и содержание знакомства детей с природой 7

Глава II

Методы знакомства детей с природой  29

A. Наблюдение природы детьми .32

Б. Прогулки и экскурсии в природу 51

B. Труд детей в природе 66

Г. Знакомство детей с природой во время игры .... 77 

Д. Иллюстрация, слово и книга в знакомстве с природой 87 

Е. Закрепление представлений детей о природе .... 96

Глава III

Природа на участке детского сада 100

A. Озеленение участка

Б. Детский огород и цветник  101

B. Животные на участке детского сада 117

Глава IV

Уголок природы   .127

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

A. Растения в уголке природы  . 137

Б. Водные обитатели в уголке природы ....... 142

B. Птицы в уголке природы 153

Г. Млекопитающие в уголке природы 160

Д. Земноводные й пресмыкающиеся в уголке природы . 

168 Е. Насекомые в уголке природы   173

Глава V

Знакомство детей с домашними и дикими животными . . . 176

А. Знакомство с домашними животными

Б. Знакомство с дикими животными  180

Глава VI

Знакомство детей с природой в разное время года . . . .189

A. Осень     191

Б. Зима 204

B. Весна 220

Д. Лето  230

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Природа в детском саду (Залкинд) 1947 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

Дети с самых ранних лет проявляют интерес к природе.

Животные своими движениями, звуками, повадками, растения — яркой окраской, ароматом цветов, плодами привлекают внимание детей.

Малыш с интересом следит за кошкой, собакой, птичкой, прислушивается к мяуканью, лаю, чириканью. Первые слова ребёнка часто связаны с этими впечатлениями — «мяу-мяу», «гав-гав», «му-му» называет он животных, подражая их голосам.

Ребёнок 5—б лет способен с поразительной неутомимостью бегать за яркой бабочкой, стрекозой, с большим вниманием следить за ползущей гусеницей.

Выверните карманы ребёнка. Чего вы тут только не найдёте: камешки, ракушки, шишки, жолуди. Посмотрите, как играют ими дети. Чего-чего только они не придумывают. Листья липы — тарелочки для угощения, из чашек жолудя можно напоить кукол чаем. Нарядные бусы из красной рябины — красивое украшение для праздника. Дубовая коряга — лодка. Сколько творчества, изобретательности, находчивости проявляют в этих играх дети.

Старший дошкольник с жадностью присматривается к окружающей природе. . Своим пытливым детским умом он старается проникнуть в её тайны. Он хочет знать: «куда деваются днём 'звёзды», «кто сеет лесные травы», «много ли песен знают птички», «плавают ли селёдки «солёные» в море» и т. д.

Яркие впечатления о родной природе, полученные ещё в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда они определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Об этом красноречиво говорят биографии великих людей: художников, поэтов, писателей, музыкантов, естествоиспытателей.

Вот что читаем мы о детстве Дарвина: «В один из весенних дней 1817 г. по узкой немощёной улице английского города Шрюсбери шёл худенький мальчик лет 8—9 на вид с живыми вдумчивыми глазами.

Весна наступила недавно. У края тротуара торчали зелёные щёточки травы; над забором склонялись ветви деревьев, покрытые маленькими клейкими листьями: было по-весеннему тепло и ясно.

-Мальчик иногда сходил с тротуара и носком ботинка переворачивал булыжники, лежавшие на дороге. На месте, где лежали камни, земля была совсем чёрная и сырая. Под одним из камней копошились муравьи, мальчик присел на корточки и долго их рассматривал.

Ребёнок вышел за город. Кругом желтели одуванчики. Он рвал их и внимательно глядел на то, как выступает беловатый клейкий сок, даже лизнул его, но поморщился и плюнул».

Это был Чарлз Дарвин. С ранних лет Чарлз интересовался природой. Он собирал растения, насекомых. камни, с неустанным вниманием следил за полётом птиц, за их гнездованием и был уверен, что всякий настоящий джентльмен должен быть орнитологом.

Знаменитый русский биолог К. Тимирязев с детства был окружён природой, к которой он чутко прислушивался и присматривался.

Вся обстановка, в которой протекало раннее детство 'Ивана Владимировича Мичурина, благоприятствовала развитию в нём наклонностей к работе с растениями. Несколько поколений Мичуриных были страстными садоводами и это, несомненно, оказало сильное влияние на будущего учёного — преобразователя природы.

Страстным любителем природы был маленький Левитдн, (впоследствии знаменитый пейзажист, певец русской природы. Когда наступала Весна, его никоим образом нельзя было удержать дома. Его тянуло за город, на простор, в поле, в лес, где он пропадал целыми днями.

Глубокая любовь к родной природе, зародившаяся ещё в детстве, вдохновляла и русских писателей-классиков: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Толстого; творцов классической музыки"— Чайковского, Глинку, Римского-Корсакова.

Интерес к природе в детстве присущ, однако, не только выдающимся людям, но и большинству людей, проявляющих в ранние годы жизни внимание к окружающему и наблюдательность.

Этот интерес к природе при умелом руководстве со стороны взрослых может сыграть огромную роль в воспитании ребёнка, а между тем, он часто угасает, не будучи вовремя поддержан и развит.

Исключительное значение общению ребёнка с природой придавал великий русский педагог К. Д. Уши н- с=кий. «Природа, — говорил он, — есть один из могущественных факторов (агентов) воспитания человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвавши полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы. Никогда оно не разовьётся со всей полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».

В советском детском саду знакомство с природой является одним из основных средств всестороннего развития ребёнка, его коммунистического воспитания.

Программно-методические указания Министерств а просвещения РСФСР — «Руководство для воспитателя детского сада» выдвигает перед воспитателем задачи по ознакомлению детей с природой, осуществление которых должно оказать положительное влияние на физическое* нравственное, эстетическое и особенно умственное развитие ребёнка.

Роль воспитателя в осуществлении этих задач чрезвычайно велика. Основными условиями для правильного их решения являются: наличие у самого воспитателя любви и интереса к природе, знание природы, умение ухаживать за животными и растениями. Воспитатель должен быть свободен от предрассудков и суеверий, владеть диалектическим методом познания природы и на основе материалистического мировоззрения воспитывать детей, знакомя их с природой.

Изучение окружающей природы, знание биологии поможет воспитателю умело выбрать материал для работы с детьми. Наряду с этим воспитателю необходимо понять, как велико значение знакомства детей с природой. осознать задачи этой работы в советском детском саду и овладеть методами ознакомления детей с природой.

Задача данной книги — помочь в этом воспитателю.

 

 

Расширения для Joomla

УЧЕБНИКИ "БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ" СПИСКОМ

Яндекс.Метрика