Уроки природоведения во 2 классе (Клепинина, Чистова) 1969 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Уроки природоведения во 2 классе. Пособие для учителя. (Клепинина, Чистова) 1969

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

© Издательство  Просвещение Москва 1980 

Авторство: Зоя Александровна Клепинина, Людмила Петровна Чистова

Формат: DjVu, Размер файла: 3.35 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

Некоторые общие вопросы преподавания природоведения во II классе 3 

Учебно-воспитательные задачи природоведения 

Методы и приемы преподавания природоведения 8 

Работа с «Дневником наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» 10 

Учебник по природоведению и его место в учебном процессе 13 

Особенности уроков природоведения 17 

Повторение пройденного материала и проверка знаний 19 

Наглядные пособия по природоведению 22 

Поурочиое планирование тем курса природоведения 25 

Тема «Летние и осенние изменения в природе» 

Тема «Зимние изменения в природе» 59 

Тема «Весенние изменения в природе» 88

 


Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки природоведения во 2 классе.  (Клепинина, Чистова) 1969 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ВО II КЛАССЕ 

      УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 

      Во II классе начинается изучение нового для учащихся предмета — природоведения. В I классе сведения о природе включены в программу чтения. 

      Начальное природоведение имеет своей целью: а) сообщить младшим школьникам элементарные сведения о природе и труде людей своего края, привить некоторые навыки охраны своего здоровья, личной и общественной гигиены; б) на основе этих знаний раскрыть некоторые доступные для их возраста причины и взаимосвязи предметов и явлений природы, влияние изменений в природе на труд людей; в) подвести учащихся к пониманию необходимости охраны природы и их непосредственному участию в этом важном деле. 

      Вооружая учащихся знаниями о природе, природоведение вносит большой вклад в решение воспитательных задач, поставленных партией и правительством перед советской школой. Особую важность приобретает данный предмет в связи с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Прежде всего природоведение дает некоторые возможности для воспитания у учащихся коммунистического мировоззрения, в основе которого лежит диалектический материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Наблюдая в природе предметы и явления по специальным заданиям, дети не только накапливают в своем сознании определенный запас конкретных представлений о природе, но и исследуют объекты природы различными органами чувств и тем самым убеждаются, что предметы и явления действительно реально существуют. Как уже отмечалось выше, в процессе изучения природоведения учащиеся должны усвоить некоторые взаимосвязи в природе, например: зависимость характера осадков, состояния водоемов и почв от температуры воздуха, зависимость от этого фактора жизни растений и животных, зависимость поведения птиц и других животных от наличия в природе корма и т. п. Эти знания положат начало формированию взгляда на единство материального мира. И наконец, младшие школьники накапливают знания об изменяемости мира, а именно об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изменении веществ под действием температуры воздуха (переход снега в воду, воды — в лед). Многие вопросы природоведения во II классе — роль снега в жизни растений, снегозадержание, размножение растений различными способами, зависимость труда людей от природных условий и др. — лежат в основе практики и в свою очередь возникают из практики. Эго дает начало формированию правильного взгляда на соотношение науки и практики. Следует отметить также, что, наблюдая природу, изучая природоведение непосредственно на уроке, ученик получает определенные знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение, что окружающий мир можно познать, т. е. что мир познаваем. Разумеется, никаких философских выводов из названных выше фактов учащиеся не должны делать. Кроме того, содержание знаний по природоведению не позволяет касаться и основного вопроса философии, вопроса о первичности материи и вторичности сознания. Поэтому на материале природоведения можно формировать лишь элементы научного взгляда на природу. С формированием элементов коммунистического мировоззрения тесно связано атеистическое воспитание. Выясняя связи в природе, некоторые причины происходящего в ней, наблюдая постоянную изменчивость предметов и явлений, дети убеждаются в естественности происходящего. Уже на основе природоведческих знаний следует разоблачать нелепость различных суеверий и предрассудков, связанных с теми или иными явлениями природы. Особенно это важно делать в тех местностях, где среди населения еще сильны религиозные верования. 

      Во II классе дети наблюдают за развитием растения из семени. Затем на пришкольном участке в ходе опытов выясняют влияние различных факторов (густоты посева, сроков посева, внесения удобрений) на урожай. Таким образом, второклассники получают первоначальные знания о том, как выращивают растения, как получают высокие урожаи, узнают, что урожайностью можно управлять. Эти знания противоположны утверждению религии о том, что урожай посылает бог. Другой пример. Религия утверждает, что все растения созданы богом и остались неизменными со времени их создания. Но вот на уроке «Части растения» учащиеся узнают о том, что человек выращивает различные растения в соответствии со своими потребностями. У одних растений он употребляет в пищу семена, у других — листья, у третьих — плоды. В зависимости от этого человек научился управлять ростом определенной части растения. По сравнению с дикими предками у капусты, выращиваемой человеком, очень крупный кочан, у яблони — крупные и вкусные плоды и т. п. Эти примеры убеждают учащихся, что изменяет природу растений человек, а не бог и что растения не остаются неизменными. 

      Изучая природу, наблюдая предметы и явления внешнего мира, дети сравнивают их, пытаются делать простейшие обобщения, задумываются над причинами происходящих явлений. При этом ум их упражняется в анализе и синтезе получаемых сведений, в умении находить черты сходства и различия в предметах и явлениях, в общении сходных черт. Все это имеет большое значение для развития умственных способностей, особенно логического мышления учащихся. Большую роль в развитии логического мышления детей отводил природе К. Д. Ушинский. Он считал предметы природы «самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности... логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». 

      Неоценима роль природоведения в развитии наблюдательности детей. Наблюдательность — это умение замечать в предметах и явлениях характерные, часто малозаметные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии: мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Для развития наблюдательности необходимо активное и целенаправленное восприятие. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы наблюдений, указываются их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксации результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований строится методика наблюдений в начальном природоведении. 

      Природоведение способствует эстетическому воспитанию младших школьников. На экскурсиях, в ходе самостоятельных наблюдений дети видят красоту увядающего осеннего леса или возрождающуюся природу весной в яркости первой зелени, первого цветка, в веселом гомоне птиц. Это видение вызывает в детях восторг, удивление, грусть, радость. Оно заставляет прочувствовать природу, учит видеть красивое в окружающем мире. Природу как фактор эстетического воспитания высоко ценил К. Д. Ушинский: «... я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». 

      Через эстетическое воспитание идет воспитание любви к природе. Но эмоциональные переживания, связанные с восприятием природы, лишь один путь воспитания этого чувства. Любовь к природе воспитывается и при формировании природоведческих знаний. Чем больше узнаёт ребенок о природе, о ее значении для жизни человека, тем больше он ее любит. 

      Вместе с любовью к родной природе у младших школьников формируется привязанность сначала к родному краю, а затем любовь к своей стране. Во II классе развитию патриотических чувств способствует изучение тем, связанных с трудом людей в разные времена года. Учитель на этих уроках приводит конкретные примеры о достижениях тружеников своего или ближайшего колхоза, показывает, что благодаря заботе партии и правительства о сельских жителях почти все тяжелые сельскохозяйственные работы механизированы: машины пашут, косят, убирают урожай, поливают поля и т. п. Этот материал следует использовать для воспитания гордости за нашу Родину, за наше социалистическое государство. 

      На уроках по изучению укрепления организма и охраны здоровья в различные времена года следует обратить внимание учащихся на ту большую заботу о здоровье людей, которую проявляют партия и правительство в нашем социалистическом обществе. В статье 42 Конституции СССР сказано: «Граждане СССР имеют право на охрану здоровья». Учащиеся должны знать о том, что каждый гражданин нашего государства обеспечивается бесплатной медицинской помощью, что особую заботу в нашей стране проявляют о здоровье детей. 

      В неразрывной связи с воспитанием любви к природе, к Родине стоит вопрос о формировании у учащихся бережного отношения к природным богатствам. Уже в I классе во время экскурсий дети узнают, что природу надо беречь. Во II классе дети не только должны иметь представление о том, как надо беречь окружающую природу (не ломать ветви деревьев, не разорять гнезд, не убивать жаб, не разорять муравейники и т. д.), но знать и понимать, почему необходимо бережно относиться к природе (значение отдельных компонентов природы для жизни человека, природа — источник эстетического наслаждения и т. д.). Знакомя учащихся с жизнью птиц осенью и зимой, учитель может рассказать второклассникам о том, что перелетные птицы, преодолевая большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму или перекочевывающих из северных районов, необходимо заранее заготавливать корм, строить кормушки, а весной для перелетных птиц — искусственные гнездовья. Необходимо внушать детям, что в период насиживания яиц нельзя сгонять птиц с гнезда, рассматривать гнездо, птенцов. Внимание школьников должно быть привлечено к вопросам охраны не только животных, но и растений. Учитель должен рассказать им, как надо вести себя в лесу, в поле, на лугу, почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, понапрасну мять траву, обрывать с растений цсетки. Особое внимание желательно заострить на нецелесообразности сбора огромных букетов цветущих растений, объяснить учащимся, что во многих случаях это ведет к постепенному вымиранию растений, а это значит, что другие поколения людей не смогут полюбоваться красотой цветущих растений. 

      Говоря об охране природы, необходимо сообщить второклассникам, что наша страна — единственная страна в мире, которая имеет специальный закон об охране природы. Каждый гражданин СССР обязан охранять природу. Это его гражданский долг перед своим народом, перед Родиной. В статье 67 Основного Закона нашего государства — Конституции — записано: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства». 

      Второклассники на уроках природоведения должны понять, что неразумное отношение человека к природе всегда приводит к пагубным последствиям. Учащиеся принимают некоторое практическое участие в охране природы (подкормка птиц и зверей в зимний период, уход за комнатными растениями и т. п.). Октябрята могут взять шефство над зелеными насаждениями в сквере, парке, на улице, пришкольном участке. Это приучит детей к бережному отношению к зеленым насаждениям. Можно организовать патрули друзей природы, наблюдать и ухаживать не только за растениями, но и за птицами. Учителю следует организовать эту работу, рассказать учащимся, когда и какие плоды и семена можно собирать для подкормки птиц в зимние месяцы, как сделать домик для птиц весной, а кормушку — зимой. 

      Природоведение во II классе вносит определенный вклад в решение задач политехнического образования и трудового воспитания учащихся. Второклассники изучают сезонный труд людей, в том числе и сельскохозяйственный, знакомятся с жизнью домашних животных. По специальным заданиям они наблюдают за работой отдельных машин, занятых в земледелии и животноводстве. Все это формирует элементы знаний о сельскохозяйственном производстве. 

      Как известно, готовить детей к труду надо с самого раннего детства. Эта подготовка складывается из формирования определенных умений и навыков и положительного отношения детей к труду. Природоведение развивает у учащихся такие практические умения, как умение наблюдать в природе, измерять температуру воздуха, ухаживать за комнатными растениями и др. В ходе выполнения назвапных практических работ у учащихся формируются такие качества, как аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. Эти качества наряду с практическими умениями формируют человека труда. Очень важно также воспитать уважение к труду взрослых, к самим людям труда. Для этого при изучения труда людей в разные времена года необходимо на конкретных примерах из окружающей жизни показывать детям успехи тружеников города и села, убеждать их в том, что человек именно своим трудом создает все необходимое для жизни. Все это не только воспитывает детей в духе уважения к труду взрослых, но и побуждает самих детей к активной общественно полезной деятельности (участие в мероприятиях по охране природы, сбор семян, веточного корма, золы и т. п.). 

      Природоведение способствует умственному развитию школьников. При формировании знаний от учащихся требуется сравнивать, анализировать, сопоставлять известные им факты, делать обобщения и выводы, отвечать на вопрос «почему». 

      Этот предмет участвует и в решении задач физического воспитания младших школьников. Эго прежде всего уроки по охране и укреплению здоровья в разные времена года, где в соответствии с погодными условиями того или иного времени года детям рекомендуются различные спортивные занятия, игры на свежем воздухе, указывается их место в режиме дня, даются рекомендации по закаливанию организма. Большое значение в физическом воспитании второклассников имеют предусмотренные программой экскурсии в природу, наблюдения, практические работы на пришкольном участке. 

      Систематическое знакомство с конкретными предметами и явлениями природы обогащает язык школьников специальной терминологией, наполняет их речь определенным содержанием. 

      И наконец, природоведение готовит детей к изучению естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Например, знания второклассников о строении растений, их размножении, развитии растения из семени, сезонных изменениях в жизни растений послужат основой для изучения многих вопросов курса ботаники. Сведения о жизни животных, о связях их с окружающей средой будут нужны учащимся при изучении вопросов зоологии в курсе VII класса. 

      

      МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 

      При переходе школы на новое содержание образования природоведение было выделено в самостоятельный учебный предмет. Если раньше знания о природе дети получали в ходе объяснительного чтения статей природоведческого содержания, то теперь при изучении курса природоведения ведущее место занимают методы, свойственные системе естественных наук. В изложении методов преподавания начального природоведения мы придерживаемся классификации методов обучения, данной Н. М. Верзил иным в «Общей методике преподавания биологии»1. Из словесных методов преподавания наиболее применима в младших классах беседа. Беседа, как правило, опирается на сведения, уже известные детям. Основным структурным элементом беседы являются вопросы, составленные в определенной логической последовательности. Беседа может быть индуктивной и дедуктивной. Но в обоих случаях наибольший эффект в обучении этот метод дает тогда, когда вопросы заставляют ребенка «открывать» знания, т. е. когда беседа носит эвристический характер. 

      Другим применимым в младших классах видом словесных методов является рассказ. Он используется, когда учитель излагает сведения, не опирающиеся на предыдущие знания учащихся. Например, рассказ уместен во II классе в городских школах на уроках по изучению сезонного труда людей в сельской местности, при рассмотрении вопросов о жизни диких животных в разные времена года и др. Учитель может коротким рассказом сделать также обобщение по теме. Но во всех случаях продолжительность рассказа не должна превышать 3 — 5 минут, так как младшие школьники быстро утомляются, перестают слушать учителя и рассказ теряет свою эффективность. 

      На уроках природоведения довольно часто применяются наглядные методы обучения, сущность которых заключается в том, что учащиеся получают знания в ходе анализа демонстрируемых натуральных объектов, например изобразительных наглядных пособий. Анализ демонстрируемых пособий идет под руководством учителя с помощью специальных заданий. Последние сами по себе не несут знания, а помогают ученику получить знания в ходе работы с наглядным пособием, т. е. демонстрируемое наглядное пособие выступает как источник знания. 

      Наглядные пособия используются и при других методах преподавания, например при словесных. Но в этом случае источником знания выступает слово, а демонстрируемое пособие лишь иллюстрирует сказанное учителем или детьми. 

      Следующая группа методов — наблюдение, распознавание и определение объектов, эксперимент. Последние два вида методов имеют весьма ограниченное применение при изучении курса природоведения во II классе. Наиболее доступным для младших школьников из названных выше методов является наблюдение предметов и явлений природы в самой природе, а также на уроках и во внеурочное время.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ - ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика