Уроки природоведения в 3 классе. (Мельчаков) 1980 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Уроки природоведения в 3 классе. (Мельчаков) 1980

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

© Издательство  Просвещение Москва 1980 

Авторство: Леонид Фёдорович Мельчаков

Формат: DjVu, Размер файла: 1.22 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      Общие вопросы методики природоведения в 3 классе 

      Система знаний — 

      Основные направления в работе учителя 5 

      Работа с географической картой 8 

      Работа с учебником 14 

      Методика поурочного планирования тем курса природоведения 18 

      Изучение раздела «Природа нашего края» 

      Изучение раздела «Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины» 63 

      Изучение раздела «Организм человека и охрана его здоровья» 95 

      Изучение раздела «Использование и охрана природы человеком» 116 

      Заключение 124

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки природоведения в 3 классе. (Мельчаков) 1980 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В III КЛАССЕ 

      

      СИСТЕМА ЗНАНИй 

      В процессе изучения природоведения в III классе дети получают широкий круг знаний о природе, приобретают важные умения и навыки, необходимые в жизни. Отбор учебного материала строится на системной основе. Изучение природоведения начинается с раздела «Природа нашего края». У детей постепенно формируются пространственные представления и понятия, которые затем закрепляются в умениях и навыках. Они знакомятся с пространством, горизонтом, линией горизонта, сторонами горизонта, ориентированием, способами ориентирования, планом и картой. В системе формирования этих знаний предусмотрена строгая логическая последовательность, нарушение которой может привести к механическому усвоению детьми приобретаемых знаний. Пространственные представления и понятия составляют необходимую основу формирования знаний о природе своего края, а в дальнейшем — о природе нашей Родины. 

      Природу своего края дети изучают также в строгой логической последовательности, обусловленной объективными природными связями. Во второй части раздела «Природа нашего края», дети знакомятся с положением края на карте нашей Родины, с его поверхностью, изучают формы поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Затем знакомятся с богатствами недр — полезными ископаемыми, погодными условиями, физическими свойствами воды, водоемами, почвами. Все эти элементы неживой природы и их изучение создают основу для изучения элементов живой природы: растительности и животного мира. В процессе изучения детьми живой природы устанавливаются связи живой природы с неживой. Природа всесторонне используется человеком, поэтому он должен бережно относиться к ней, охранять ее богатства. Учащиеся на уроках природоведения приобретают первоначальные природоохранительные знания. 

      Прочные, осознанные знания о природе своего края в дальнейшем используются при изучении раздела «Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины» и реализуются в краеведческом подходе как методическом приеме. Раздел делится на две части: первая часть подготовительная. Изучая ее, дети получают элементарные знания о форме нашей Земли, распределении суши и воды, движении Земли, с которым связаны смена дня и ночи, смена времен года. Формирование этих элементарных знаний создает необходимую научную основу для знакомства детей с разнообразием природы нашей Родины. Характер изменения природы прослеживается с севера на юг, на основе закона зональности. Изменение природы по поясам связано с изменениями относительной высоты солнца над линией горизонта и отношения к экватору (ближе, дальше) как самому теплому месту на Земле. По мере удаления от экватора солнце поднимается ниже над линией горизонта, поэтому тепла поверхность Земли получает меньше. От соотношения тепла и влаги зависит растительность. 

      Таким образом, при изучении разнообразия природы нашей Родины реализуется научный подход, выражающийся в установлении объективных природных связей. 

      Знакомство с природой нашей Родины начинается с Крайнего Севера, далее дети изучают тундру, лесную полосу, степь, пустыню и Черноморское побережье Кавказа и Крыма. Изучение природы тесно связано с использованием ее человеком, т. е. с занятиями населения. Это дает возможность прививать детям любовь к природе и способствует действенной ее охране. 

      Изучение природы своего края и нашей Родины завершается разделом «Использование и охрана природы человеком». В элементарной форме дети получают знания об использовании человеком воздуха, воды, недр, почв, растительности и животного мира. На этой основе учащиеся усваивают природоохранительные знания, столь нужные и важные в современных условиях жизни. Дети знакомятся с основными положениями статей об охране природы Конституции СССР, в которых указывается на обязанности советских людей по охране и разумному использованию природы, знакомятся с Законом об охране природы. На уроках выделяются те мероприятия по охране природы, в которых могут принять участие деги. 

      Особняком от понятийной системы выше указанных разделов стоит раздел «Организм человека и охрана его здоровья», при изучении которого дети получают жизненно важные знания о природе человека, его органах и системах. Эти знания являются основой для выработки гигиенических умений и навыков, как индивидуальных, так и общественных. В основу положены функциональные связи, зависимости отдельных органов и систем. Дети получают знания о покровной, опорно-двигательной системах (коже, скелете, мышцах), органах пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, органах чувств, нервной системе. В заключение учащиеся знакомятся с мероприятиями партии и правительства по охране здоровья трудящихся и подводят итоги по соблюдению личной и общественной гигиены. Осмысленная система знаний для учителя — непременный залог успешного изучения природоведения в III классе. 

      

      ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ 

      Всемерная активизация познавательной деятельности детей в процессе изучения природоведения — одно из основных направлений в работе учителя. Она обеспечивает формирование осознанных и прочных знаний, создает условия для всестороннего воспитания и развития учащихся. Организация познавательной деятельности детей начинается с подготовки восприятий при овладении природоведческими знаниями. Важнейшее значение в этой работе имеют организованные наблюдения за окружающей природой, постановка опытов, практических занятий на местности, использование жизненного опыта детей. Вот почему каждый урок необходимо начинать с выяснения знаний детей по изучаемой теме и сообщать им цели и задачи предстоящего урока. Доведение задач урока до сознания учащихся — важнейший прием развивающего обучения. Активность учащихся повышается, если учитель поставленную задачу включает в проблемную ситуацию, создает такие условия, при которых ученик отвечает на вопросы: «Почему происходит данное явление? Какова причина этого явления?» и т.п. Такие вопросы ставятся и б период организованных наблюдений, которые являются первоисточником знаний о природе. Они помогают ученику подметить не только внешние проявления того или иного явления, но и выяснить основные признаки, вникнуть в сущность явления. Осмысление воспринятого материала учеником, приведение его в общую систему знаний по природоведению происходят одновременно с восприятиями, однако роль отвлечений при осмыслении возрастает. При этом учитель организует мыслительную деятельность учеников, используя различные методические приемы: сравнение — аналогия, анализ — синтез, обобщение — конкретизация. В аналитико-синтетической деятельности ученика при усвоении природоведческих знаний особое значение приобретает методический прием сравнения (нахождение сходств и различий между однородными предметами), позволяющий сделать обобщение, вывод. В результате обобщения и осмысления знаний формируются природоведческие понятия. В III классе природоведческие понятия в одних случаях включают в себя характеристику признаков (при этом соблюдается строгая логическая последовательность), в других — определение этого понятия, т. е. концентрированное обобщение. Так, при формировании понятия «степь» ученик усваивает основные признаки, выраженные в положении степи на карте по отношению к лесной полосе, более высоком положении солнца, обеспечивающего большее поступление тепла и света, но недостаточном количестве осадков. В результате этого поверхность степи покрыта травами, а не лесом. В дальнейшем эти признаки расширяются; углубляются, детализируются. У детей формируются знания о степи. Другой пример, когда понятие дается в виде определения: почвой называют верхний плодородный рыхлый слои земли, на котором растут растения. Признаки, введенные в определения, подтверждаются результатами наблюдений на экскурсии, опытами в классе. Выделяется основной признак почвы — плодородие. В процессе опытов этот признак углубляется выявлением в почве перегноя, воды, воздуха, т. е. всего того, что нужно растению для роста. 

      В процессе формирования природоведческих представлений и понятий у детей развиваются познавательные способности: умения анализировать явления, составлять целостную картину б них (синтез), отвлеченно мыслить и обобщать единичные предметы, явления, факты, подтверждать правила примерами, выводить правила из целого ряда фактов, полученных в процессе наблюдений опытов, работы с книгой, слов учителя и, наконец, проверять, доказывать правильность суждений. 

      В сложном мыслительном процессе принимают участие чувства и воля, воображение и память, внимание и интерес ребенка и учителя.

      В процесс усвоения природоведческих знаний включают закрепление и повторение, а также применение знаний в новых условиях, на практике. Большая роль в этом принадлежит первичному закреплению учебного материала, которое проводится в ходе объяснения нового материала по отдельным логическим частям. Нельзя двигаться вперед, если учитель не уверен, что материал детьми усвоен. Закрепление может быть обобщающим, т. е. повторением. Повторение организуется по темам, группе однородных тем, по разделам. Приемы закрепления и повторения разнообразны. Особенно удачным приемом закрепления являются упражнения в виде практических работ, применение знаний в новых условиях, использование знаний в практической деятельности. 

      Таким образом, овладение природоведческими знаниями протекает через восприятия и осмысливание их, в закреплении и повторении, в применении учебной и производственной деятельности людей. Сочетание всех сторон обучения — одно из важнейших условий осознанного усвоения природоведческих знаний.

      В целях развития познавательных способностей детей и осознанного усвоения знаний по природоведению учитель использует разнообразные формы организации детей, применяет наиболее эффективные методы и приемы. Выбор форм, методов, приемов зависит от содержания учебного материала, задач, поставленных перед обучением и воспитанием. Специфической формой организации учебного процесса по природоведению является экскурсия, позволяющая изучить объект в натуре, во взаимоотношении его во времени и в пространстве. На экскурсии учитель учит детей наблюдать, тем самым создает условия для самостоятельного приобретения знаний. Очень ценны на экскурсии самостоятельные работы детей. 

      В активизации познавательной деятельности детей при усвоении природоведческих знаний, несомненно, большое место принадлежит различным наглядным пособиям. Особое место при обучении природоведению среди наглядных пособий принадлежит картинам, таблицам и картам. Эффективность применения технических средств общеизвестна. В отдельных случаях наглядные пособия являются основным источником знаний. 

      Значение природоведения как предмета не ограничивается только получением знаний о природе, велико его значение в воспитательном воздействии на учеников. При изучении природоведения у детей формируется бережное отношение к природе, воспитывается любовь к ней,- дети готовятся к разумному использованию природы и приумножению ее богатств. На этой основе дети получают природоохранительные знания, столь нужные на современном этапе развития общества. На доступном материале учитель показывает заботу Коммунистической партии и Советского правительства о рациональном использовании и улучшении природы. Ярчайшим проявлением этой заботы является новая Конституция СССР, многие статьи которой обязывают граждан Советского Союза рационально использовать природу и активно охранять ее. «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды» (статья 18 Конституции СССР). 

      Охрана природы — одна из задач коммунистического строительства. Каждый гражданин Советского Союза обязан перед Родиной беречь природу, охранять ее богатства. 

      Идея охраны природы, приумножения богатств природы пронизывает весь учебный материал по природоведению. Поэтому учитель заранее продумывает с учетом местных условий систему природоохранительных знаний, которые могут получить дети при изучении природоведения. Внимание детей обращается на соблюдение норм и правил поведения в природе. Знакомство и выполнение правил поведения в природе — одно из средств реализации природоохранительных знаний, практического применения их. Благоприятные условия для этой работы создаются при изучении природы родного края, рассмотрении картин разнообразия нашей Родины. 

      Формирование природоохранительных знаний способствует укреплению срязи обучения с жизнью, с коммунистическим строительством. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» говорится, что необходимо «укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее связывать с жизнью, с практикой коммунистического строительства» Б Поэтому формирование у детей бережного, разумного отношения к природе и вооружение их природоохранительными знаниями — важнейшая задача обучения детей природоведению. 

      Природоохранительные знания будут усвоены учащимися в том случае, если природоведение изучается на строгой научной основе, важнейшим звеном которой является работа учителя, направленная на выявление причинно-следственных связей. Нельзя считать урок совершенным, если учитель не направляет деятельность учащихся на установление причинных связей, на их объяснение. При этом вопрос «почему?» должен быть основным во всех видах проявлений познавательной деятельности детей. 

      Совершенно четкие требования к уроку даны в декабрьском (1977 г.) Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, где сказано, что педагогические коллективы должны добиваться, «чтобы каждый урок стособствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний; воспитывать у молодежи любовь к труду, глубокое уважение к людям труда»2.- Эти требования относятся и к уроку природоведения в III классе. Они реализуются в применении практических работ на уроках, экскурсиях, во всех видах работы с учащимися; в приемах, способствующих самостоятельному приобретению знаний (организации наблюдений за окружающей природой, работа с книгой, картиной, картой); в показе героизма советских людей в борьбе с неблагоприятными природными условиями (засухой и пыльны-, ми бурями, недостатком воды в степях и пустынях и др.). 

      

      РАБОТА С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ 

      Учащиеся знакомятся с физической картой Советского Союза, картой своей области, картой полушарий, глобусом и атласом «Наша Родина». 

      Работа с картой, ее различными комбинациями условных знаков, раскрытие их смысла обостряет детское восприятие, побуждает детей к умственной деятельности, развивает их мышление. Навыки, приобретенные детьми при работе с картой, наряду с навыками письма, чтения, счета относятся к элементарным и являются неотъемлемой частью начального образования. 

      Всю учебную работу с картой как в начальной, так и в средней школе можно свести к решению трех основных задач: научить детей понимать карту, добиться, чтобы дети хорошо знали ее, и научить их читать карту. 

      Для понимания карты дети должны научиться измерять расстояния и изображать их в уменьшенном виде на бумаге или доске, уметь пользоваться масштабом, изображать направления. А изображение направлений предполагает умение ориентироваться. Очень важно научить детей по изображениям на плане и карте видеть реальную природную действительность. 

      Знать карту — это значит знать ее содержание, Иметь четкие представления о размещении на карте суши и воды, гор и равнин, отдельных населенных пунктов.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ - ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика