Ваша коллекция. Сбор и изготовление зоологических коллекций. (Козлов, Нинбург) 1971 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Авторство: Михаил Алексеевич Козлов, Евгений Моисеевич Нинбург
Формат: DjVu, Размер файла: 8.48 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1, в которой рассказывается о том, что прежде всего должен знать начинающий натуралист-коллекционер
Полевой дневник
Составление этикеток
Выбор животных для коллекционирования
Глава 2, которая содержит описание способов сбора наземных насекомых
Коротко о насекомых
На лугу
Энтомологический сачок
Морилка
Ловля насекомых сачком
Сбор очень мелких насекомых
Сбор насекомых с растений
Полевое снаряжение энтомолога В лесу
Ручной сбор насекомых на стволах» ветвях листьях деревьев и кустарников
Стряхивание насекомых на полотно
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Сбор насекомых способом просеивания
Сбор добычи ос
Сбор обитателей грибов
Рядом с домом
Ловушки и приманки для насекомых
Световые ловушки
Сбор обитателей навоза и мертвоедов
Сбор почвенных насекомых
Выведение взрослых насекомых из личинок и куколок
Глава 3, в которой говорится о том, как хранить и расправлять собранных насекомых
Общие сведения об упаковке и хранении насекомых
Укладывание насекомых на ватные матрасики
Сохранение естественной окраски насекомых
Мумификация личинок и куколок
Надувание гусениц
Засушивание и хранение гусениц и других личинок в естественных позах (инъецирование воском или парафином)
Размягчение и накалывание насекомых
Расправление бабочек
Расправление других насекомых
Расправление насекомых в естественных позах
Глава 4, в которой рассказывается о сборе наземных беспозвоночных (кроме насекомых)
Особенности сбора беспозвоночных (кроме насекомых)
Сбор паукообразных
Сбор многоножек
Сбор мокриц
Сбор почвенных червей
Сбор моллюсков
Глава 5, содержащая описание сбора пресноводных беспозвоночных
Кратко об обитателях пресных вод Особенности сбора водных животных
У пруда
Сачок для ловли водных животных
Разбор и сортировка улова
На реке
Скребок
На берегу озера
Планктонный сачок и планктонная сеть
Глава 6, в которой описываются способы умерщвления и хранения водных и наземных беспозвоночных (кроме насекомых)
Общие сведения о способах умерщвления и хранения различных беспозвоночных (кроме насекомых)
Хранение паукообразных
Умерщвление и хранение многоножек
Хранение ракообразных
Хранение планктона
Умерщвление и хранение моллюсков
Умерщвление и хранение различных червей
Хранение кишечнополостных, губок и мшанок
Глава 7, в которой рассказывается об определении животных
Глава 8, в которой описываются основные способы окончательного оформления коллекций
Коротко о способах оформления зоологических коллекций
Монтирование коллекций в застекленных коробках
Монтирование коллекций на щитах
Приготовление влажных препаратов
Изготовление простейших биогрупп
Глава 9 и последняя, посвященная уходу за зоологическими коллекциями и предохранению их от вредителей 153
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Ваша коллекция. Сбор и изготовление зоологических коллекций. (Козлов, Нинбург) 1971 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
Вступление
Животные окружают нас всюду. Нет такого уголка Земли, где не было бы жизни. Вся суша — от тундры до раскаленных пустынь, вес# океан — от берега до тысячеметровых глубин населены множеством больших и малых живых существ. Одни из них знакомы всем, а о существовании большинства других знают лишь немногие специалисты. Одни весят десятки тонн, другие же так малы, что их можно увидеть только в самые сильные микроскопы.
Ученые считают, что на Земле обитает свыше полутора миллионов различных видов животных. Сколько их в действительности, мй точно не знаем. До сих пор зоологи постоянно находят и описывают новые, неизвестные ранее виды. Если рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, т. е. позвоночные животные, относительно хорошо изучены, то с беспозвоночными дело обстоит иначе. Как правило, они значительно мельче, меньше бросаются в глаза, поэтому изучить их значительно сложнее, нежели позвоночных. А знакомство с этими мелкими и часто невзрачными существами особенно важно.
Но в самом деле, стоит ли заниматься всякой мелочью? Что с того, что не все еще виды известны человеку? Разве что-нибудь изменится, если, например, мы найдем еще один ранее неизвестный вид насекомых? Будет ли это иметь какое-то значение или нет?
К сожалению, такие вопросы задают не только школьники. Нередко приходится слышать их и от взрослых людей.
Что можно им ответить?
Во-первых, так уж устроен человек, что нму всегда хочется знать то, чего он еще не знает. Не всегда наши знаний приносят непосредственную пользу сегодня же. Бывает так, что какое-то открытие; может пригодиться через десять, двадцать, сто лет. Предусмотреть Ото заранее невозможно. Знание само по себе — величайшая ценность, независимо от того, приносит оно непосредственную выгоду или нет.
Во-вторых, мелкие и незаметные животные играют подчас огромную роль в жизни человека, хотя нередко мы этого и не подозреваем, а может быть, престо не задумываемся над этим. Мы едим мед, который дают нам пчелы. С глубокой древности человек одевается в прекрасную тонкую ткань — шелк; шелк — результат работы гусениц тутового шелкопряда. На доске мы пишем мелом, образовавшимся из известковых раковин давно погибших корненожек — фораминифер.
Многие беспозвоночные животные идут в пищу: устрицы, мидии, раки, крабы, креветки. Армий Муравьев защищают леса от вредителей. А разве мало у человека грозных врагов, размеры которых не превышают одного-двух сантиметров, а подчас й миллиметров! Известно, что от вредителей и сорняков человечество теряет от 30 до 50% урожая продовольственных культур. Общие мировые потери зерна от вредителей и болезней составляют 83 000000 тонн в год! Этим хлебом можно было бы кормить 400 000 000 человек в течение целого года. А веда голод до сих пор постоянно грозит почти половине населения нашей планеты.
Чтобы врагов победить, надо как можно лучше их знать. Не зная животного, нельзя сказать, кто это — друг или враг.
В Советском Союзе работает около 4000 зоологов. Их усилия направлены на то, чтобы изучить фауну нашей страны, как можно больше узнать об образе жизни и строении животных, разработать меры борьбы с вредителями и меры охраны полезных животных, 4000 зоологов — это не мало, но и не много для огромной страны. Всюду им не поспеть. Специалистам-Зоологам трудно обойтись без помощи других людей — учителей, агрономов; краеведов и любителей природы. И первыми их помощниками должны быть юные натуралисты.
Однако для того, чтобы заниматься животными, надо немало знать и немало уметь. Прежде всего, надо научиться отличать животных друг от друга, а это не всегда просто. Вспомните, как часто вы не могли узнать пролетевшую мимо птицу, бабочку, жука. Большинство позвоночных можно узнать, не обязательно держа их в руках. Напротив, большинство беспозвоночных животных даже специалисты могут определить только в лаборатории с помощью лупы, бинокуляра, микроскопа и специальных книг, которые так и называются — определители. Вот почему нужно обязательно уметь поймать животное и сохранить в таком виде, чтобы потом его можно было определить. Иными словами, нужно уметь сделать зоологическую коллекцию. О том, как делать такие коллекции, и рассказывает эта книга.
Мы намеренно не будем ничего говорить о собирании и способах сохранения позвоночных. Вы не найдете в этой книге ни слова и о том, как надо собирать и хранить морских животных. Для того чтобы обо всем этом рассказать, понадобилось бы написать не одну, а по крайней мере три книги. Наша задача гораздо уже: мы расскажем о собирании наземных и пресноводных беспозвоночных, т. е. именно тех животных, с которыми учитель, студент, юннат сталкиваются в природе чаще всего.
Коллекция животных непохожа на любую другую коллекцию: Разница прежде всего вот в чем. Марки или спичечные этикетки, например, вы покупаете в магазине, вымениваете у знакомых. Богатая ли получилась коллекция, зависит часто не от самого собирателя, а от того, что есть в продаже, какой суммой денег он располагает. Иное дело коллекция животных. Тут уж всё Зависит только от вас, от ваших знаний и умения.
Животных собирают не только потому, что всякое коллекционирование — интересное, увлекательное занятие. Конечно, если у коллекционера нет хорошего охотничьего азарта, он никогда не соберет богатой интересной коллекции. Следует, однако, помнить, что собирание животных — не только увлекательное, но и очень нужное занятие. Коллекции животных очень нужны в школах, домах пионеров. Не секрет, что редкая школа может похвастать хорошим собранием насекомых или раковин моллюсков. А между тем хорошие коллекции — незаменимое наглядное пособие на уроке, они помогают лучше узнать природу родного края. В любом краеведческом музее непременно есть отдел родной природы. Обычно в этом отделе имеются гербарии растений, чучела птиц и зверей. А вот коллекций насекомых, моллюсков, червей, пауков часто нет. Во многих школах есть свои небольшие музеи. Пусть они невелики, но они служат той же благородной цели, что и настоящие музеи.
В Зоологический музей Академии наук и другие музеи страны часто приходят. письма от сотрудников краеведческих музеев, от учителей биологии и, конечно, чаще всего от школьников. Как собирать животных, как хранить, как подготовить их для показа на стендах музея — на такие вопросы сотрудникам музея приходится отвечать чуть ли не ежедневно.
Ответы на некоторые из них вы сможете найти в этой книжке.
Чтобы собранная коллекция имела научную ценность, важно уметь не только собрать животных и оформить сборы, но, самое главное, необходимо правильно документировать собранный материал. Вот почему прежде всего мы познакомим читателей с правилами ведения дневника наблюдений и этикетирования сборов.
Глава 1, в которой рассказывается о том, что прежде всего должен знать начинающий натуралист-коллекционер
Полевой дневник
Изучение любых животных начинается со знакомства с ними в природе. Обычно начинающему натуралисту не хочется ничего записывать. Нередко проходит много лет, прежде чем он на собственном горьком опыте убедится в необходимости тщательно записывать наблюдения. Как правило, новичок рассуждает так: «А стоит ли писать? Только время потеряешь. Не лучше ли все хорошенько запомнить?»
Спору нет, запомнить можно многое. Скажем, то, что видел сегодня, вчера, позавчера. Но ведь зоологу важно помнить всё, что он видел, причем помнить совершенно точно. Иногда ему нужно знать подробности какого-то события, которое происходило давным-давно, часто не сколько лет назад. Конечно, даже человек с самой хорошей памятью запомнить всё не в состоянии. Если же какие-то детали забылись, что-то вспомнилось не совсем точно, вы можете сделать неверный вывод, прийти к неверному представлению о жизни животного. Таким образом, отсутствие записей лишает ваши наблюдения самого главного их достоинства — абсолютной точности и правдивости. Отсюда, вывод: непременно записывай?е все свои наблюдения. Приучите себя пользоваться только теми фактами, которые вы вовремя записали, а не теми, которые вы с трудом вспомнили. Это оградит вас от возможных ошибок.
Итак, каждому натуралисту во время экскурсии необходимо иметь при себе карандаш и полевой дневник. Полевым он называется потому, что записи в нем делаются не дома, а в полевых условиях. Каждая запись делается только во время наблюдения или сразу же после него. Несколько позже вы можете уже Чтo-тo забыть и напутать. Поскольку записи должны быть абсолютно точны, Лучше вообще ничего не писать, чем записывать но памяти.
Записи в полевом дневнике — не только документ наблюдений, но и отчет о работе. Просматривая и разбирая свои записи, зоолог может составить план дальнейших наблюдений. Он выяснит то, что ускользнуло от его внимания, что надо уточнить, а что проверить. Сравнивая свои наблюдения с тем, что известно вам по книгам, вы можете выяснить, что нового вы узнали, чем ваши наблюдения дополняют те сведения, которые были получены другими.
Часто появляется необходимость что-нибудь зарисовать, начертить, измерить. Опять-таки для этой цели вам необходим дневник. Если вы умеете фотографировать й у Вас есть фотоаппарат, заносите в полевой дневник и сюжеты своих снимков. Кстати, не только натуралисты, но и все опытные фотографы записывают сюжеты и технические подробности съемки. Без записей трудно бывает установить, где и когда сделан тот или иной снимок, а без этого вы не сможете воспользоваться им для работы.
Как должен выглядеть полевой дневник?
Для него подойдет любая записная книжка, лучше цо-толще и в твердом переплете. Тогда она не будет мяться. Величина книжки должна быть небольшой, такой, чтобы книжка легко помещалась в кармане. Чересчур маленький дневник, правда, тоже неудобен — в нем неудобно писать и трудно рисовать. Лучше, если бумага будет в клеточку, так как на такой бумаге легче чертить и рисовать.
В дневнике следует писать только простым карандашом. Никогда не пользуйтесь чернилами или химическим карандашом — это может привести к большим неприятностям. Ведь дневник-то полевой. А мало ли что может случиться в походе, в экспедиции, на экскурсии.
В последнее время широко вошли в обиход шариковые авторучки. О них стоит здесь упомянуть, так как запись, сделанная такой ручкой, обладает рядом преимуществ перед карандашной. Она четче, легче читается, в то же время не смывается водой. Поэтому можно делать ааписи и шариковой ручкой, не забывая, однако, об ее существенных недостатках. Их два. В отличие от мягкого (М или 2М) карандаша, шариковая ручка не пишет но влажной бумаге. Пользоваться ею можно только в сухую погоду. Второй недостаток заключается в том, что паста, которой наполняются стержни шариковых авторучек, растворяется в спирте. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы не капнуть на запись спиртом.
. Чтобы превратить записную книжку в полевой дневник, надо ее по всем правилам оформить. На первом листе пишется фамилия и имя наблюдателя, дата начала наблюдений. Позже сюда же приписывают дату окончания наблюдений. Напишите обязательно свой адрес, а если вы юннат — название кружка или номер и адрес школы.
Все, что написано в дневнике, должно быть понятно не только автору, но и любому грамотному человеку. Надо писать чисто, разборчиво, подробно г- словом так, чтобы вашими записями без труда мог воспользоваться другой человек. Ни в коем случае нельзя сокращать слова, особенно географические названия. Исключением из этого правила могут быть лишь самые обычные и общепринятые сокращения, список которых вы найдете в таблице.
Общепринятые сокращения, которыми ложна пользоваться в дневнике:
(...)
1 Можно также пользоваться общепринятыми сокращениями названий мер длины, веса, времени и т. д.
Обязательно оставляйте в дневнике поля — они пригодятся для заметок.
Каждая запись должна начинаться с даты наблюдения, которую удобно ставить на полях. После даты записывают место, где производятся наблюдения, и время суток. Не лишним будет записать и погоду: солнечно или пасмурно, идет ли дождь, какой ветер, какова температура воздуха. Записав эти сведения, вы можете переходить к самим наблюдениям.
Писать следует только то, что видишь. Это не всегда легко. Нередко неопытный натуралист не умеет четко разграничить наблюдения и догадки. Например, такая запись неправильна:
Я сегодня видел бабочку. Она сидела на цветке. Когда я подошел, она испугалась и улетела.
Не говоря уж об отсутствии точности, такая запись попросту неверна. В котором часу дня, где, на каком цветке, какая бабочка — не сказано. Наблюдатель видел только то, что бабочка улетела, а то, что она «испугалась», — догадка. В запись закралась ложь, хотя и невольная. Человек написал то, чего он никак не мог видеть. В дневнике можно и нужно записывать свои догадки и предположения, выводы из наблюдений. Но записывать это надо отдельно от наблюдений, лучше всего на полях или на оборотной стороне листа, если вы пишете только на одной стороне. Вот как должна выглядеть правильная запись в только что описанном случае:
20 июня 1963 г. или
20/V1-1963
Лесная поляна у дер. Ящера, Лужского р-на, Ленинградской обл. 14 час. Солнце, тепло, ветра нет. На соцветие таволги прилетела желтушка. Когда я приблизился метра на два, улетела.
{/spoilers}