Внеклассная работа по математике в начальной школе (Труднев) 1975 год

Скачать Советский учебник

 Внеклассная работа по математике в начальной школе (Труднев) 1975

Назначение: БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Особенность настоящего пособия состоит в том, что в нем даны не только материалы обобщающего характера, но и на конкретных примерах показана методика проведения внеклассных групповых занятий с детьми, занятий математических кружков, отдельных форм работы клуба юных математиков, показано место математики на экскурсиях, дано примерное содержание викторин и олимпиад.

      Математическое содержание всех видов внеклассной работы находится в соответствии с ныне действующей школьной программой.

© " Просвещение" Москва 1975 

Авторство: Виктор Петрович Труднев

Формат: DjVu, Размер файла: 6.21 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

Глава I. Общие вопросы организации и методика проведения внеклассной работы ни математике с младшими школьниками 4

§ I. Особенности внеклассной работы по математике 6

§ 2. Формирование и развитие интереса к математике 7

§ 3. Роль занимательности во внеклассной работе по математике 10

§ 4. Игры на занятиях по математике 12

§ 5. О логических упражнениях для младших школьников 16

 

Глава II. Виды внеклассной работы по математике

§ I. Занимательная математика в минуты отдыха и на групповых занятиях после уроков 20

§ 2. Математическая газета и математический уголок в газете 46

§ 3. Математические уголки в классах 50

§ 4. Кружковая работа по математике 55

§ 5. Клубная форма внеклассной работы по математике 89

§ 6. Математика на экскурсиях

§ 7. Математические викторины, олимвиады 111

 

Глава III. Материалы к различным видам внеклассной работы по математике

§ 1. Занимательные вопросы и задачи-смекалки 121

§ 2. Задачи-шутки 129

§ 3. Логические упражнения 131

§ 4. Игры (I—III кл.) 137

§ 5. Загадки 144

§ 6. Ребусы 145

§ 7. О ребятах, увлеченных математикой 146

Приложение. Внеурочные занятия по математике с логическими упражнениями 149

Использованная литература 175

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Внеклассная работа по математике в начальной школе (Труднев) 1975 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Глава I

      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

     

      Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое занятие?» И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник.

      Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюбленно, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности.

      Удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках отдельных учителей в процессе обучения математике. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеклассной работы по математике.

      Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний н навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета — математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.

      Значение внеклассной работы по математике с младшими школьниками состоит в следующем:

      1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения «...Ни один наставник не должен забывать,— говорил К. Д. Ушинский,— что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»

      2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур, в, организации коллектива своих товарищей, чтобы с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру и т. д.

      3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни: при отборе числовых данных во время экскурсии на производство, в поле при сборе урожая, на животноводческую ферму и т. д., при составлении задач на основе собранного числового материала, при непосредственном измерении площадей участков под сельскохозяйственными культурами, при наблюдении за взвешиванием собранного урожая, при учете надоя молока.

      4. Внеклассная работа по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазет, при организации командных соревнований на занятиях, в процессе клубной работы и т. д.), накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

      5. Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках обычно руководствуются прежде всего не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом речь идет главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью,— так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающими из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости и огорчения и др.).

      6. Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей младших школьников. При этом надо учитывать, что понимается под математической способностью. На основании исследования В. А. Крутецкий по этому поводу сделал следующие выводы:

      «1) способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм н оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

      2) способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

      3) способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

      4) способность к «последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

      5) способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

      6) способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

      7) гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свободу от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов. Эта особенность мышления важна в творческой работе математика;

      8) математическая память... это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

      9) способность к пространственным представлениям».

     

      § 1. ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

      По сравнению с классно-урочной формой внеклассная работа по математике имеет ряд особенностей:

      1. По своему содержанию она строго не регламентирована государственной программой. Однако на внеклассных занятиях математический материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий по математике для внеклассных занятий непосредственная связь с текущим программным материалом желательна, но не обязательна. Надо исходить только из общего уровня знаний и умений учащихся по математике. Это означает также, что сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках (решение примеров, задач и пр.).

      2. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут, То внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 2—3 минуты, и на целый час.

      3. Если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом микрорайона жительства, то для внеклассной работы по математике дети из данной школы могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одной и той же формы внеклассной работы, может меняться (например, состав редколлегии математической газеты).

      4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, математические уголки, викторины и олимпиады, клубы, экскурсии и т. д.

      5. Особенностью внеклассной работы по математике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

      Однако внеклассная работа с классно-урочной имеет общие черты.

      1. Методологической основой обучения в том и другом случае является марксистско-ленинская теория познания, которая В. И. Лениным кратко выражена формулой: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

      2. В обоих видах работы в процессе обучения младших школьников соблюдаются одни и те же дидактические принципы: научность, сознательность и активность учащихся, наглядность, индивидуальный подход.

      3. Оба вида работы как две части единого учебно-воспитательного процесса не только содействуют формированию знаний, умений, навыков и любви к математике, но и воспитанию моральных качеств будущего строителя коммунистического общества.

     

      § 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

      Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него? Во всяком случае не принуждение. Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения.

      Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к тем математическим, логическим заданиям, которые он предлагает в процессе внеклассной работы. Вызванный у детей интерес к отдельным заданиям, к математике вообще послужит стимулом для их участия в выпуске математической газеты, создания математического уголка, активного участия в математических викторинах, экскурсиях и т. п. Происходит и обратное влияние: участие в интересных математических экскурсиях, викторинах, в выпуске газет, в занятиях, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес и к самой математике.

      Чтобы возбудить интерес к внеклассной работе, прежде всего к внеклассным занятиям по математике, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление. При непродуманной ситуации может быть и наоборот: возникнуть неприятное удивление. Поэтому важно на начальной стадии организации внеклассной работы по математике создавать ситуации для приятного удивления. Надо учитывать, что удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.

      Привлечь первоначальное внимание детей к внеклассному занятию по математике, например, можно разными средствами: особым, красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, создавшего этим ситуацию, в которую включены любимые детьми герои современных сказок и рассказов. Математика и сказки! Математика и любимые герои! Разве это не привлечет внимание ребят и не вызовет у них радостного удивления? Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, шарады, ребусы, несложные логические упражнения.

      Интерес, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении, в словесных откликах. По этим внешним признакам учитель всегда может судить о том, вызван ли у детей интерес к данному внеклассному виду работы или нет. Однако приходится иногда сожалеть, что некоторые учителя на внеклассных занятиях в моменты повышенного интереса детей, во время вдохновенной мыслительной их работы, сопровождаемой внешним их возбуждением, бывают слишком строги к поведению ребят, стараясь заглушить в зародыше естественное внешнее проявление детьми своих чувств. В результате у детей нечетко сохраняются следы того удовольствия, тех чувств, которые возникли у них на внеклассных занятиях. С полной уверенностью мы утверждаем, что при соблюдении определенной меры на внеклассных занятиях можно допускать более свободное, чем на уроках, переживание детьми удовольствий, с более свободным внешним их проявлением. Тогда у детей будет дольше сохраняться тот заряд интереса, который возник во время внеклассной работы, и служить стимулом к участию в последующих видах этой работы. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые, яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

      Привлечь внимание детей и вызвать их удивление — это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к внеклассной работе по математике и сделать его достаточно стойким.

      Выше мы отметили, что для сохранения дальнейшего интереса к внеклассной работе по математике нужно, чтобы дети не растеряли те чувства удовольствия, которые возникли у них на занятиях. Но это лишь один из приемов.

      Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики. Этот процесс сложный, длительный, и его результаты зависят главным образом от педагогического мастерства учителя. В этом процессе нет готовых рецептов. Однако есть некоторые общие положения, которые не новы, но которых следует придерживаться в процессе воспитания интереса к математике. При организации внеклассной работы по математике надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика — организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий. Надо, чтобы каждый представлял себя или был действительно активным участником той ситуации, которую организовал учитель. (Это относится и к ситуации, описанной в задаче, к проводимой игре, к изготовлению наглядных пособий, к выпуску стенной газеты, плакатов, к созданию математического уголка и т. п.)

{/spoilers}

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Яндекс.Метрика