Военизированные игры на местности( Гавриков) 1972 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Брошюра предназначается в качестве пособия для руководителей военизированных игр (начальников учебных пунктов, военруков школ и техникумов), а также для юношей допризывного и призывного возрастов.
Авторство: Фёдор Кузьмич Гавриков
Формат: PDF, Размер файла: 3.61 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Роль и значение военизированных игр
Организация и проведение военизированных игр (Общие положения)
Марш мотострелковой роты в пешем порядке и наступление с ходу на обороняющегося противника
Беседа с участниками игры
Тактико-строевое занятие
Организация и проведение игры
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Атака мотострелковым взводом обороняющегося «противника» из положения непосредственного соприкосновения с ним и бой в глубине его обороны
Беседа с участниками игры
Тактико-строевое занятие
Организация и проведение игры
Действия мотострелковой роты по уничтожению десантной группы противника
Беседа с участниками игры
Тактико-строевое занятие
Организация и проведение игры
В брошюре на фоне решения конкретных тактических задач показывается подготовка, организация и методика проведения военизированных игр на местности с юношами допризывного и призывного возрастов. Рассказывается о характере действий мотострелкового взвода в наступлении из положения непосредственного соприкосновения с «противником», о марше мотострелковой роты с переходом в наступление с ходу, а также о ее действиях при уничтожении десантной труппы «противника». Приводятся боевые эпизоды из опыта Великой Отечественной войны и примеры с тактических учений наших войск.
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Военизированные игры на местности( Гавриков) 1972 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ИГР
«Защита Отечества, — говорится в Конституции СССР, — есть священный долг каждого гражданина Союза Советских Социалистических Республик».
Чтобы стать достойным защитником Родины, нужно обладать высокими политическими, морально-боевыми и психологическими качествами, в совершенстве владеть оружием, уметь действовать в различных условиях боя, быть физически развитым и закаленным.
Искусству ведения боя, как известно, юноши обучаются во время прохождения ими действительной военной службы. Однако им необходимо заранее готовиться к трудному, но благородному солдатскому труду. Этапами такой подготовки является прохождение курса начальной военной подготовки в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности, а также сдача нормативов комплекса «Готов к защите Родины».
«Большое значение имеет подготовка молодежи к защите Родины, которая проводится комсомолом, Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту, а также другими организациями и спортивными обществами», — говорил Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии.
Спортивно-технический комплекс ГЗР включает различные нормативы. Если рассматривать эти нормативы с чисто военной точки зрения, то в бою их придется выполнять в различной обстановке. Например, чтобы сблизиться с противником в наступлении, воин должен уметь передвигаться различными способами (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием) в зависимости от характера местности и степени воздействия огня противника. Сблизившись с врагом, стремительно атаковать и уничтожать его живую силу и огневые средства стрельбой в упор, штыком, гранатой. Первоначальной, подготовительной ступенью к овладению такими приемами и являются нормативы по бегу, кроссу, метанию гранат и стрельбе.
В целом же сдача юношами нормативов комплекса «Готов к защите Родины» способствует их всестороннему физическому развитию, повышению выносливости, подготовке к ведению боевых действий. И с этой точки зрения особое место среди нормативов принадлежит военизированным играм на местности. Ведь бой, как известно, требует от каждого воина огромного напряжения моральных и физических сил. Победу одерживает тот, кто умеет выполнять приемы передвижения и стрельбы осмысленно, в соответствии со сложившейся обстановкой, проявляя при этом инициативу, военную хитрость, настойчивость, стойкость и мужество.
Военизированные игры помогают юношам получить представление о действиях в боевой обстановке. Выступая в роли солдат (а некоторые из них и командиров отделений), они практически выполняют различные воинские приемы в конкретно сложившейся тактической обстановке и на разнообразной местности. В частности, совершают марши с мерами походного охранения и разведки, отражают налеты самолетов и вертолетов «противника», с марша вступают в бой с целью уничтожения его разведывательно-диверсионных групп. На военизированных играх по темам наступательного боя атаковывают «противника» (двигаются в боевом порядке своего подразделения, точно выдерживая указанное направление и ©едя огонь на ходу, преодолевают заграждения по заранее проделанным проходам), уничтожают его огнем, штыком, прикладом и гранатой. После овладения передним краем и при развитии наступления в глубине обороны передвигаются различными способами (в рост, пригнувшись, перебежками, переползанием) под воздействием огня «противника», преследуют и отражают контратаки его танков и мотопехоты.
Даже такое общее перечисление приемов и способов действий, которые предстоит юношам выполнять в ходе военизированных игр, показывает, что от каждого из лих требуется большое физическое напряжение.
Однако военизированную игру на местности нельзя рассматривать только как один из нормативов комплекса «Готов к защите Родины». Этот комплекс, как известно, рассчитан на юношей 16 — 18 лет, то есть допризывного и призывного возрастов. Они, как правило, либо ученики 9 — 10-х классов, либо учащиеся техникумов и других средних учебных заведений, которые в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности проходят начальную военную подготовку.
В программе начальной военной подготовки предусматривается изучение различных дисциплин, в том числе и таких, как тактическая, огневая и строевая подготовка. По тактической подготовке, в частности, юноши знакомятся с основами боевых действий подразделений Сухопутных войск, изучают сигналы управления, отрабатывают приемы и способы, которые им необходимо выполнять в различных условиях наступательного и оборонительного боя.
Учитывая это, военизированные игры на местности являются важным этапом в общей системе подготовки молодежи к воинской службе, к защите социалистической Родины. Следовательно, организацию и проведение военизированных игр необходимо рассматривать не изолированно, а в комплексе с другими мероприятиями военно-патриотического воспитания молодежи.
Целесообразно игры проводить в конце учебного года, лучше всего во время пребывания юношей в военно-спортивных лагерях.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ИГР
(Общие положения)
Поучительное проведение военизированной игры на местности по любой теме во многом зависит от личной подготовленности руководителя, его помощников, посредников и самих участников. Причем подготовка должна проводиться продуманно, по плану.
Рекомендуется заблаговременно разработать календарный план подготовки военизированной игры. Форма его может быть различной. Важно, чтобы в нем были предусмотрены все необходимые мероприятия по подготовке игры, сроки их исполнения и ответственные лица.
Круг вопросов зависит от темы игры, степени подготовленности юношей «местных условий школы (предприятия, колхоза). Обычно в плане указывается время и ответственные лица за выполнение следующих мероприятий:
— разработка тактического замысла и плана игры, выбор и рекогносцировка района ее проведения;
— инструктаж помощника руководителя по обозначенному «противнику» я посредников (их целесообразно иметь во взводах) непосредственно на местности;
— подготовка средств имитации и обозначения действий «противника»;
— проведение занятий (инструктаж) командиров взводов и отделений, назначенных из числа участников игры;
— проведение беседы и занятия на ящике с песком или тактико-строевого занятия.
Календарный план подготовки военизированной игры рассматривается представителями военкомата и комитета ДОСААФ, утверждается директором школы (предприятия, колхоза), а если она проводится в военно-спортивном лагере, то — начальником лагеря.
Календарный план руководитель игры согласовывает с директором учебного заведения, представителями администрации завода (совхоза, колхоза), военного комиссариата или шефствующей воинской части. Это поможет ему полнее решить вопросы материального обеспечения игры, выбора времени и места ее проведения.
Руководителем игры обычно назначается военрук, начальник или один из инструкторов учебного пункта, офицер военкомата или офицер шефствующей воинской части.
При назначении руководителя обычно исходят из темы игры. Руководитель должен иметь ясное представление о характере действий мотострелкового взвода и роты на марше, во встречном бою, в атаке и при бое в глубине обороны противника.
Личную подготовку к игре руководитель начинает с уяснения ее темы. На основе этого он определяет цель и учебные вопросы, изучает соответствующие разделы Строевого устава Вооруженных Сил СССР и Боевого устава Сухопутных войск, определяет тактический замысел. После этого по топографической карте выбирает соответствующий район местности. В ходе рекогносцировки уточняет тактический замысел, время и место отработки учебных вопросов, где, как и какие действия «противника» обозначить. В заключение разрабатывает план проведения игры, после утверждения которого приступает к подготовке помощника, посредников, командиров взводов и отделений, а затем и (всех играющих.
Помощнику по обозначенному «противнику» руководитель сообщает план проведения игры и непосредственно на местности указывает, где, когда, какими средствами и какие действия обозначить. Кстати заметим, что такие средства имитации, как взрывпакеты, сигнальные ракеты и холостые патроны в целях обеспечения безопасности разрешается применять только военнослужащим. На основе полученных указаний помощник инструктирует группу юношей (военнослужащих), выделенных для обозначения «противника», и готовит соответствующие средства имитации. Если игра проводится на учебном поле воинской части, то договаривается о воспроизводстве шумовых эффектов боя, показе управляемых по радио целей (мишеней) и имитации действий «противника».
С посредниками руководитель проводит занятие непосредственно на местности методом группового упражнения, привлекая и своего помощника по обозначенному «противнику». Он проверяет умение посредников ориентироваться на местности, сообщает тактическую обстановку (кем и как обозначается «противник»), поочередно заслушивает их решения в роли командиров взводов, при которых они должны Находиться. После этого подводит итог, указывая, на что обратить внимание и каких действий добиваться от играющих в той или иной обстановке. В конце занятия дает задание посредникам подготовить для командиров взводов и отделений на отдельных листках бумаги примерные варианты постановки задач и подачи соответствующих команд.
Занятие с командирами взводов и отделений проводится либо непосредственно на местности, либо на ящике с песком. В ходе ого руководитель знакомит их с темой, учебными вопросами и характером действий того или иного взвода (отделения), тренирует в подаче соответствующих команд (к этому времени каждый командир взвода и отделения должен иметь подготовленные посредниками записи команд и распоряжений).
Участникам игры руководитель рассказывает о характере действий подразделения, в состав которого они включены. Отдельные положения он подтверждает поучительными эпизодами из опыта Великой Отечественной войны. После этого проводит с ними тактико строевое занятие, в ходе которого по элементам отрабатывается техника выполнения таких приемов, как перестроение роты (взвода) из походного порядка - в предбоевой; развертывание в боевой порядок; движение в атаку; преодоление заграждений по проделанным проходам и другие.
В зависимости от темы и местных условий военизированная игра может начинаться по-разному. Руководитель, построив играющих во дворе школы или у одной из палаток (если юноши находятся в военно-спортивном лагере), проверяет наличие средств материально-технического обеспечения игры и знание каждым своих обязанностей по боевому расчету. После этого объявляет порядок движения в район игры. По прибытии в исходный пункт объявляет тему и учебную цель, ставит задачу играющим сориентироваться на местности и приступить к действиям.
Важно, чтобы игра проходила в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Этого можно добиться своевременным и удачным обозначением (имитацией) разнообразных действий «противника», которые вызывали бы у обучаемых инициативу и творчество, стремление во что бы то ни стало добиться успеха.
В конце игры руководитель производит разбор: напоминает ее тему и учебную цель, отмечает, в какой обстановке проходили действия подразделения играющих и кто и как справился со своими обязанностями, называет юношей, проявивших разумную инициативу, военную хитрость и способствовавших тем самым успешному выполнению задачи подразделением.
МАРШ МОТОСТРЕЛКОВОЙ РОТЫ В ЛЕШЕМ ПОРЯДКЕ К НАСТУПЛЕНИЕ С ХОДУ НА ОБОРОНЯЮЩЕГОСЯ ПРОТИВНИКА
Беседа с участниками игры
Под маршем принято считать передвижение войск своим ходам — на машинах, пешим порядком или на лыжах. Марши совершаются на большие расстояния и в условиях постоянной угрозы применения противником оружия массового поражения, радиоактивного, химического и бактериального заражения местности, воздействия его авиации, разрушения дорог, мостов и переправ через водные преграды. Не исключены внезапные нападения на походные колонны воздушных десантов и диверсионно-разведывательных групп.
Все это свидетельствует о том, что в какой бы обстановке ни приходилось совершать марш, подразделения всегда должны быть готовы немедленно вступить в бой и отразить нападение противника с любого направления.
{/spoilers}