За повышение эффективности уроков истории и обществоведения в средней школе 1964 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учителей
Авторство: Печатается по решению Ученого совета Института общего и политехнического образования Академии педагогических наук РСФСР
Формат: DjVu, Размер файла: 3.47 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I.
Изучение и распространение передового опыта преподавания истории и обществоведения
Введение (Ф. П. Коровкин) 3
Р. Г. Виноградова, И. И. Малкин. Обобщение и «внедрение передового опыта преподавания истории и обществоведения в школах Татарии 29
Л. А. Мицкун. Из опыта работы ростовских учителей истории 42 А. Н. Соболев. Из опыта преподавания истории в школах Липецкой области 30
Раздел II.
Изучение материалов XXII съезда КПСС в курсе истории. Из опыта преподавания обществоведения
Введение (В. И. Мазуренко) 77
А. П. Жихарев. Выпускники школы должны быть хорошими производственниками и активными общественниками 83
Е. Н. Боярская. Семинарские занятия в курсе обществоведения 101
Л. И. Сильченко. Изучая обществоведение, глубже знакомиться с жизнью 112
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Раздел III.
О методике обучения истории в восьмилетней школе
Введение (Н. И. Запорожец, П. С. Лейбенгруб) 117
М. В. Калмыкова. Самостоятельная работа учащихся на уроках истории в V — VI классах 122
Г. Р. Косова. Использование изобразительного искусства древнего мира и средних веков для научно-атеистического
воспитания учащихся 141
А. И. Александров. За активные методы коммунистического воспитания 163
Раздел IV.
Исследовательский принцип в обучении истории.
Школьный семинар
Введение (И. Я. Лернер) 176
М. И. Левин. Опыт фронтально-поискового метода обучения истории 190
Ф. Б. Горелик. Некоторые приемы применения исследовательского метода в обучении истории 205
Г. В. Клокова. Занятия семинарского типа по истории в IX классе 222
Л. М. Гурвич, И. Н. Канторович. Опыт проведения семинарских занятий по теме «Империализм, как высшая и последняя стадия капитализма» 236
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - За повышение эффективности уроков истории и обществоведения в средней школе 1964 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
В сборнике публикуются доклады учителей истории и обществоведения, прочитанные на Центральных «Педагогических чтениях» АПН РСФСР в январе 1.963 г.
Отдельные разделы сборника посвящены изучению и внедрению передового опыта в массовую практику, изучению в школе материалов XXII съезда КПСС, Программы КПСС, преподаванию в выпускных классах курса обществоведения, актуальным вопросам методики обучения истории в восьмилетней школе.
Особое внимание уделяется вопросам изыскания эффективных путей коммунистического воспитания учащихся, активизации их познавательной деятельности и развитию у школьников умений и навыков самостоятельной работы.
Статьи сборника отредактировали и подготовили к печати научные сотрудники сектора обучения истории и обществоведению Института общего и политехнического образования АПН РСФСР: Ф. Я. Коровкин (I раздел), В. И. Мазуренко (И раздел), Я. С. Лейбенгруб и Я. Я. Запорожец (III раздел), Я. Я. Лернер (IV раздел); статью Г. Р. Косовой редактировал Ф. Я. Коровкин, статью Ф. Б. Горелика — Я. Г. Дайри.
РАЗДЕЛ I.
ИЗУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Доклады по методике истории, прочитанные на «Педагогических чтениях» Российской Федерации, издаются уже в течение многих лет. Однако впервые в настоящем сборнике публикуются наряду с сообщениями учителей о своем личном опыте доклады, обобщающие коллективный опыт преподавания истории.
Появление на «Педагогических чтениях» докладов о коллективном опыте преподавания истории не случайно. Огромное внимание, уделяемое Коммунистической партией идеологической работе, и в частности коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, вызвало большой творческий подъем среди учителей истории. Стимулом к творческой работе явилось также введение курса обществоведения, который в большинстве школ преподают учителя истории. В поиски путей к достижению высоких образовательно-воспитательных результатов обучения включились уже не отдельные учителя истории, а широкие круги учительства. Многое из того, что раньше встречалось лишь на страницах методической литературы и на уроках передовых учителей, стало входить в массовую педагогическую практику.
Все это не только привело к созданию новых форм и приемов обучения истории и обществоведению, но и потребовало значительного расширения работы по обмену опытом преподавания и новых форм руководства методической работой учителей. Конечно, разрешены далеко не все методические проблемы обучения истории и обществоведению далеко не все учителя достигли мастерства в преподавательской работе, однако несомненно, что за последние годы в преподавании истории произошли большие сдвиги. О поисках, о достигнутом, а отчасти и о задачах © обучении и в организации обмена опытом рассказывают статьи данного раздела сборника.
Хотя все три статьи раздела освещают общую проблему, аспекты ее освещения в них различны.
Статья Р. Г. Виноградовой и Я. Я. Малкина «Обобщение и внедрение передового опыта преподавания истории и обществоведения -в школах Татарии» в основном освещает вопросы изучения и распространения опыта передовых учителей истории Татарской АССР. Ха* рактеристики работы отдельных учителей служат иллюстрациями, примерами того опыта, который внедряется в массовую практику. В раскрытии целенаправленности и многообразия форм работы по внедрению передового опыта в практику и заключается, на наш взгляд, наиболее интересная сторона статьи товарищей из Татарии 1.
В статье Л. А. Мицкун «Из опыта работы ростовских учителей истории» в центре внимания находится учитель-организатор и руководитель учебного процесса, ищущий наиболее действенные средства разрешения образовательно-воспитательных задач каждого урока и всего процесса обучения предмету в целом. В этом, с нашей точки зрения, ценная сторона статьи об опыте ростовских учителей.
В статье А. Я. Соболева «Из опыта преподавания истории в школах Липецкой области» материал излагается с большей степенью обобщения, чем в двух предшествующих статьях. Автор ее рассказывает, какое отражение в работе учителей истории Липецкой области нашла методика, разработанная первоначально в пре-
1 Опыт работы передовых учителей истории Татарской АССР освещается также *в статье iH. И. Запорожец, Р. Г. (Виноградовой «Из опыта преподавания истории учителей Татарии», помещенной в журнале «Преподавание истории в школе» (1963 г., № 4) и в статье М. В. Калмыковой «Самостоятельная работа учащихся на. уроках истории в V — VI классах» из этого сборника.
подавании русского языка и математики в школах той же области. Автор знакомит читателя с обобщенными итогами работы липецких учителей над основными проблемами методики преподавания истории.
В деятельности учителей истории и в организации распространения передового опыта в разных областях и республиках есть свои особенности, ко (много и общего. Все учителя истории работают над решением общих задач, поставленных Коммунистической партией перед школой в период перехода от социализма к коммунизму. Работали учителя не в одиночку каждый, а широким развернутым фронтом, внимательно изучали опыт преподавания истории и обществоведения не только в соседних школах, но и в других областях и республиках Советского Союза, сами охотно делились своим опытом, изучали одну и ту же методическую и дидактическую литературу. Особенно большой интерес среди учителей истории разных областей и республик вызвал к себе опыт преподавания истории в школах-Липецкой области. Основные его идеи получили значительное распространение и за пределами области. Постоянный обмен опытом работы происходит и между работниками институтов усовершенствования учителей.
Общие условия работы и живая связь между учителями приводят к тому, что в творческих поисках учителей истории двух указанных областей и Татарской республики немало общего. Это позволяет рассмотреть в целом методическое творчество учителей, освещаемое во всех трех статьях раздела, останавливаясь на общих чертах и отмечая некоторые особенности.
Несмотря на указанные выше различия в содержании и структуре статей, а отчасти и благодаря им раздел дает относительно полную картину творческих поисков учителей истории и работы институтов усовершенствования учителей по изучению передового опыта преподавания истории и внедрению его в массовую практику. Нам представляется, что многие черты рассмотренного в статьях опыта типичны для преподавания истории за последние годы и в других областях и республиках нашей страны.
Целеустремленностью, направленностью на разрешение основных образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой в период развернутого строительства коммунизма, характеризуется не только содержание преподавания, но и методическое творчество передовых учителей истории и обществоведения.
Возрастающее значение идеологического воспитания подрастающего поколения, непримиримая борьба с пережитками капитализма в сознании людей, укрепление связи школы с жизнью, с практикой коммунистического строительства поставили перед преподавателями истории в качестве главной, центральной задачи дальнейшее повышение осознанности учащимися знаний о жизни общества, превращение знаний в убеждения, выработку партийного, коммунистического подхода к явлениям общественной жизни прошлого и настоящего. Над решением этой важнейшей задачи творческая мысль учителей истории и работает последние годы особенно настойчиво и целеустремленно.
Одним из основных условий решения центральной задачи, стоящей перед преподавателями истории, является вооружение учащихся умениями самостоятельно приобретать исторические знания из различных источников, анализировать и обобщать эти знания, использовать их в своей последующей учебной и практической деятельности. Знания, приобретенные путем самостоятельной работы, отличаются не только прочностью, но и убедительностью и глубокой осознанностью. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать над вопросами прошлой и современной жизни общества — одна из важнейших сторон подготовки учащихся к труду, к общественной деятельности, в частности к политико-просветительной работе. Над решением этой второй задачи учителя истории работали в последние годы так же настойчиво и творчески, как и над решением первой из указанных задач.
Существенное место в образовательно-воспитательной работе по истории занимают внеклассная работа и выполнение учащимися домашних заданий. Однако главная, определяющая роль в решении указанных выше задач принадлежит уроку. Поэтому естественно, что творческие усилия учителей были направлены прежде всего на повышение педагогической эффективности урока истории и обществоведения.
При рассмотрении работы по повышению эффективности уроков истории и обществоведения мы попытаемся
наметить те взаимосвязанные между собой линии, по которым шли творческие поиски учителей. По некоторым из этих линий достигнуты значительные успехи, другие линии только еще наметились.
{/spoilers}