Занимательная геоботаника (Ярошенко, Кушхов) 1972 год

Скачать Советский учебник

 Занимательная геоботаника  (Ярошенко, Кушхов) 1972

Назначение: ОЧЕРКИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ГЕОБОТАНИКОВ. 

Задача книжки "Занимательная геоботаника" в том, чтобы заинтересовать учащуюся молодежь этой наукой.Что в геоботанике самое занимательное? Не то ли, что связано с путешествиями, с посещением новых мест? Наша задача в том, чтобы найти важное и занимательное в растительности любого места, любого района. С другой стороны, мне, например, всё в геоботанике кажется занимательным, но нужно выделить то, что заинтересует и негеоботаника и склонит его заниматься нашей наукой.

© «ЭЛЬБРУС» НАЛЬЧИК  1972

Авторство: П. Д. ЯРОШЕНКО А. X. КУШХОВ

Формат: PDF Размер файла: 7.94 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия 3

За деревьями увидим лес 5

Химическое влияние растений друг на друга 9

Подземные тайны растительных сообществ 13

Биогеоценозы, консорции и ландшафты 18

Микрогруппировки 22

Смены микрофит ценозов 27

Смены фитоценозов 32

Еще о сменах фитоценозов 37

Геоботаника и кибернетика 41

Эксперимент в природе 46

Континуум и дискретность. Типы растительности

и переходы между ними 51

Комплексы 55

Геоботаника и флористика 62

Геоботаник в мире чисел 68

Геоботаника и лесоводство 77

Геоботаника и луговодство 83

Из воспоминаний старого геоботаника 86

Геоботаники в клубе путешественников 89

Первое знакомство с лесами Приморья -

По Южному Сахалину 96

Мегринская фригана 100

На полонинах Карпат 103

В окрестностях гор. Владимира 107

В горах Кабардино-Балкарии 112

Весна на Кизиловке близ Нальчика 120

От Мамисона до Каспия 124

Тропики и субтропики 128

Геоботаника и охрана природы 145

Литература 152

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занимательная геоботаника  (Ярошенко, Кушхов) 1972 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Мое знакомство с геоботаникой началось с чтения небольшой, но очень содержательной книжки «Растительные сообщества» В. Н. Сукачева, с которой впервые я познакомился, будучи студентом 1 курса. Мне особенно запомнились слова В. Н. Сукачева, которыми он заканчивал книжку, слова о том, что перед этой молодой отраслью знания откроются новые заманчивые горизонты, о которых мы сейчас не можем и гадать. Это были 20-е годы, и тогда еще действительно трудно было предугадать дальнейшее развитие этой науки, а теперь мы убеждаемся в том, что много «заманчивых горизонтов» в геоботанике уже раскрылось и, конечно, еще больше будет раскрываться. Что меня особенно привлекло в геоботанике, это, во-первых, то, что геоботаник должен работать в природе: в лесу, на лугу или в степи, а я еще с малых лет очень любил природу, а во-вторых, меня привлекло то, что геоботаник изучает взаимосвязь растительных сообществ или фитоценозов, т. е. групп растений одного, нескольких или многих видов со средой, в первую очередь с почвой, а это казалось мне особенно интересным. Отдельные растения не создают почву, они Могут образовать лишь ее зачатки, но группировки растений, сообщества уже создают ее, превращая вначале безжизненный субстрат: песок, камни, глину и т. д. в кишащую микроорганизмами, пронизанную корнями почву. Изучить, как происходит в деталях это почвообразование под влиянием растительных сообществ и как сами сообщества при этом изменяются, — это ли не интереснейший круг вопросов?!

Однако, чтобы стать геоботаником, недостаточно любить природу и с интересом читать геоботанические книги, а нужно еще хорошо знать растения, для начала хотя бы местную флору. Знание растений для геоботаника так же необходимо, как знание нот для музыканта. Если вы не любите возиться с гербарием и не загораетесь, когда находите где-нибудь в природе новое, до этих пор незнакомое вам растение, то лучше не беритесь за геоботанику. Некоторых отпугивает от геоботаники будто бы ее отрыв от народного хозяйства, от запросов практики. Но такое мнение очень поверхностно. Геоботаника обслуживает в первую очередь такие отрасли народного хозяйства, как лесоводство и луговодство, а кроме того начинает заниматься и культурными сообществами. К последним относятся и хлебные поля, и плодовые сады, и чайные или хлопковые плантации и многие другие. Не приходится разъяснять и огромное значение геоботаники в благородном и насущно необходимом деле охраны природы.

В наши дни, когда ученые биологи многих стран и в том числе Советского Союза включились в выполнение Международной биологической программы, геоботаника приобретает особенно важное значение. Дело в том, задача МБП — это изучение сообществ живых организмов (растений, животных и микроорганизмов), именуемых биоценозами или биогеоценозами, и разработка мер по повышению их продуктивности. Растительное же сообщество является очень важной, ведущей частью биогеоценоза и от урожайности массы растений в основном-то и зависит продуктивность всего биогеоценоза.

Но геоботанику приходится решать и много таких вопросов, которые, казалось бы, имеют только теоретическое значение. В связи с этим приведем слова академика Н. Н. Семенова: «То, что особенно важно для теории, всегда, как показывает опыт, оказывается в дальнейшем наиболее важным и для практики» (газ. «Правда» от 6 февраля 1964 г.).

Задача книжки «Занимательная геоботаника» в том, чтобы заинтересовать учащуюся молодежь этой наукой. «Занимательная геоботаника» нисколько не претендует на какую-либо полноту и последовательность расположения материала. Она никоим образом не может заменить учебник или даже учебное пособие по геоботанике,, но авторы надеются, что, прочитав ее. начинающие будут с большим интересом изучать пособия и учебники по геоботанике, а также пожелают вести наблюдения и ставить опыты в природе, открывая новые черты в жизни растительных сообществ.

Что в геоботанике самое занимательное? Не то ли, что связано с путешествиями, с посещениями новых мест? Это, может быть, и так, но при этом интерес новых мест самих по себе может оказаться сильнее, чем те геоботанические впечатления, которые вы там получите. Наша же задача в том, чтобы найти важное и занимательное в растительности любого места, любого района, но мы не оставим в стороне и растительность, некоторых из тех мест, которые могут особенно привлекать любителей путешествовать. С другой стороны, мне, например, все в геоботанике кажется занимательным, но нужно выделить то, что заинтересует и не геоботаника и склонит его заниматься нашей наукой.

П. Д. Ярошенко

 

ЗА ДЕРЕВЬЯМИ УВИДИМ ЛЕС

«За деревьями не видеть леса». Это — ходячая поговорка, предостерегающая против опасности за частностями, за отдельными предметами просмотреть общее, что их объединяет. Эту поговорку можно применить и к природе, растительному миру. Надо определить, что служит основой основ для понимания сущности растительного сообщества или, что то же самое, фитоценоза, Фитоценоз состоит из особей одного, нескольких или многих видов растений. Если мы будем тщательно собирать их в гербарий, определять их названия, рассматривать и изучать строение цветков и других органов, мы узнаем то, что необходимо знать каждому ботанику, в том числе геоботанику, но мы еще не поймем фитоценоза как целого, мы «за деревьями еще не увидим леса».

В книге знаменитого лесовода Г. Ф. Морозова «учение о лесе» приведен эпиграф, взятый из старой книги «Основание лесоводства» Котта. В нем лес сравнивается с часами, а отдельные составляющие его деревья и другие растения — с пружинками, винтиками и другими частями часового механизма, действие которых невозможно понять порознь, как невозможно при этом понять и всю работу часов. Правда, сравнение с лесом здесь очень грубое, очень схематичное, так как лес, как и всякое другое растительное сообщество, не .машина, но значение этого сравнения как раз в том, что оно подчеркивает особые качества леса как совокупности.

Поскольку мы упомянули о том, что растительное сообщество не машина, то разберем это немного подробнее. Оно не машина прежде всего уже потому, что состоит из живых растений, которые питаются, растут, размножаются, чего нельзя сказать про детали машин.

Растительное сообщество создает почву — совершенно особое природное тело, образующееся из неживого субстрата в результате накопления в нем растительных остатков, и появления вместе с ними мелких почвенных насекомых, рачков, дождевых червей и других почвенных животных, а также мириадов микроорганизмов, разлагающих мертвые остатки растений и животных.

Работа микроорганизмов создает почвенный перегной, или гумус, который богат коллоидными веществами, хорошо накопляющими не только влагу, но и необходимые для жизни растений минеральные соли. Таким образом, растительное сообщество создает то, что называют почвенным плодородием, Почвенное плодородие дает возможность произрастания на данном месте большего числа растений и появления таких растений, которые приспособлены к плодородной почве. Следовательно, создавая почву, растительное сообщество этим самым создает условия для изменения своей густоты и видового состава, создает условия для смены себя другим растительным сообществом, а другое обязательно сменится потом третьим и т. д. Всем этим растительное сообщество коренным образом отличается от машины.

Всем этим растительное сообщество отличается и от отдельного организма, хотя некоторые геоботаники, преимущественно американские, и пытались рассматривать сообщество, как организм. Смену одного сообщества другим они рассматривали, как достижение им зрелости, а затем и смерти, а заселение растениями голых мест — как юность сообщества. Такие сравнения не менее грубы, чем уподобление сообщества машине, и лучшим их опровержением являются опять-таки взаимоотношения сообщества с созданной им же самим почвой. Отдельные изолированные растения не могут создать почву, и здесь мы снова вспоминаем про то, что «за деревьями не видят леса». Сообщество, по существу, и не умирает, так как смену одного сообщества другим, например, луга—лесом, или леса—лугом, или соснового леса—еловым, нельзя рассматривать как смерть одних сообществ и рождение других: это не смерть и не рождение, а замена, сначала неполная, частичная и лишь впоследствии могущая стать полной.

Однако такая замена иногда бывает обратимой, так как в почве еще остаются семена, корневища и другие зачатки прежнего сообщества, и при изменении условий среды снова в благоприятную для них сторону они могут вновь развиться и вытеснить другое сообщество.

Уподобление сообщества организму приводило некоторых ботаников, как, например, С. И. Коржинского, к представлению о сильных и слабых сообществах, когда при соприкосновении леса и степи лес будто бы обязательно, как более сильное сообщество, наступает на степь и вытесняет ее. Однако впоследствии было установлено, что вытеснение степи лесом бывает далеко не при всяких климатических и почвенных условиях; бывает и так, что степь наступает на лес и вытесняет его даже и без вмешательства человека с его рубками и выжиганием леса.

Те, кто за деревьями не видит леса, недооценивают целостность сообщества, а те, кто уподобляет сообщество организму, преувеличивают целостность сообщества, которое всегда менее целостно, чем организм. Например, между находящимися рядом разными растительными сообществами очень обычны постепенные переходы, и тогда между ними бывает трудно провести границу. Но все же сообщество целостно в том отношении, что, действуя, как целое, оно создает почву, создает свой специфический климат, или фитоклимат, а также нередко способно всей своей массой надвигаться и вытеснять соседнее сообщество. Понять эти и многие другие особенности растительного сообщества— это и означает за деревьями увидеть лес.

Хочется коснуться еще одного вопроса — это невозможности найти глубокое сходство между растительным сообществом и обществом людей. Приходилось слышать от некоторых начинающих геоботаников желание непременно найти между растительным обществом и обществом людей какое-то сходство; некоторые даже пытались сравнивать ярусы с классами, а почву с производительными силами общества или даже с капиталом, но эти сравнения не имеют никакого основания уже хотя бы потому, что в растительном сообществе отсутствует труд и сознание, определяемое бытием и в первую очередь трудовыми отношениями. Вот почему советские геоботаники еще в 30-х годах отказались от названия этой науки также фитосоциологией и в качестве синонима геоботаники стали применять термин фитоценология.

Итак, мы пришли к выводу, что растительное сообщество (фитоценоз) это и не машина, и не организм, и не социальная единица. Оно живет и развивается согласно своим специфическим закономерностям. Было бы, например, бесплодно пытаться найти в нем какое-то сходство и с обществом насекомых, допустим — муравьев или пчел.

Главными задачами геоботаники следует признать изучение явлений, протекающих в результате непрерывного и тесного взаимодействия растений сообщества между собою, а также всего сообщества в целом с почвой, климатом и другими факторами среды и наконец — разработку приемов активного вмешательства в эти взаимодействия с целью направления их на пользу народному хозяйству, а также с целью охраны природы.

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ - ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика