Зоология. Учебник для педагогических училищ. (Плавильщиков) 1955 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
Авторство: Николай Николаевич Плавильщиков
Формат: DjVu, Размер файла: 14 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Краткий обзор основных подразделений животного мира
§ 1. Классификация животного мира 8
§ 2. Тип. Простейшие 19
§ 3. Тип. Кишечнополостные 23
§ 4. Черви 27
§ 5. Тип. Моллюски 36
§ 6. Тип. Членистоногие 41
Насекомые
§ 7. Высота организации насекомых 52
§ 8. Вредители сада 60
§ 9. Вредители огорода 62
§ 10. Вредители поля 66
§ 11. Вредители леса 69
§ 12. Основные меры борьбы с вредителями 72
§ 13. Насекомые — переносчики заболеваний и паразиты-кровососы 77
§ 14. Муравьи 85
§ 15. Медоносная пчела 87
§ 16. Тутовый и дубовый шелкопряды 93
§ 17. Инстинкты насекомых 96
Рыбы
§ 18. Тип хордовых животных 99
§ 19. Особенности строения рыбы как обитателя водной среды 101
§ 20. Рыбы хищные и мирные 104
§21. Передвижения рыбы 107
§ 22. Промысловые рыбы 109
§ 23. Разведение рыбы 112
Земноводные
§ 24. Земноводные как первые наземные позвоночные 117
§ 25. Развитие лягушки 121
§ 26. Бесхвостые и хвостатые земноводные 122
Пресмыкающиеся
§ 27. Пресмыкающиеся как вполне наземные животные 127
§ 28. Ящерицы и змеи 130
§ 29. Черепахи и крокодилы 136
§ 30. Особенности строения и жизни птиц 140
§ 31. Происхождение птиц 145
§ 32. Основные группы птиц 148
§ 33. Вороновые птицы 149
§ 34. Мелкие зерноядные птицы 153
§ 35. Насекомоядные птицы 157
§ 36. Хищные птицы 164
§ 37. Охрана и привлечение птиц 167
§ 38. Болотные и луговые птицы 170
§ 39. Водоплавающие птицы 173
§ 40. Куриные птицы 176
§ 41. Куроводство 181
§ 42 Промысловые и охотничьи птицы 184
Млекопитающие
§ 43. Млекопитающие — наивысшая ступень развития животного мира 187
§ 44. Отряд насекомоядных 192
§ 45. Отряд рукокрылых 195
§ 46. Отряд грызунов 197
§ 47. Отряд хищных 206
§ 48. Пушные богатства СССР 215
§ 49. Отряд ластоногих 217
§ 50. Отряд китообразных 220
§ 51. Отряд парнокопытных 222
§ 52. Отряд непарнокопытных 235
§ 53. Значение мичуринского и павловского учений в развитии животноводства 238
Заключение 242
ЭКСКУРСИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Экскурсия на водоём
Экскурсии в парк, сад, на огород 14
Помещения для животных. Устройство аквариума, террариума, инсектария 16
Простейшие. Культура простейших. Наблюдения над туфельками 19
Кишечнополостные. Содержание гидр и наблюдения над ними 23
Кольчатые черви. Добывание и содержание дождевых червей и пиявок, наблюдения над ними 34
Моллюски. Добывание и содержание моллюсков. Наблюдения над беззубкой, перловицей, прудовиком, катушкой, лужайкой, лесной улиткой и слизнем 37
Членистоногие. Добывание и содержание дафний и циклопов, наблюдения над водяными осликами и пауками 41
Насекомые. Содержание насекомых. Наблюдения над личинками стрекозы и ручейника, над плавунцом, божьими коровками и яблоневым цветоедом, над развитием капустницы и кольчатого шелкопряда. Выведение бабочек зимой. Выкармливание дубового шелкопряда. Борьба с малярийными комарами и мухами 50
Рыб ы. Содержание рыб и наблюдения над ними 100
Земноводные. Добывание и содержание земноводных. Наблюдения над тритонами, над лягушкой и её развитием. Условные рефлексы 116
Пр есмы кающиеся. Добывание и содержание пресмыкающихся, наблюдения над ними 126
Птицы. Наблюдения над прилётом, отлётом, гнездованием и искусственными гнездовьями птиц. Наблюдения над голубями, дятлом цыплятами и утятами. Зимние наблюдения над птицами в природе 139
Млекопитающие. Наблюдения над белкой, кроликами, кошкой и котятами, собакой и щенятами. Наблюдения над следами животных зимой 186
Скачать бесплатный учебник СССР - Зоология. Учебник для педагогических училищ. (Плавильщиков) 1955 года
СКАЧАТЬ DjVu
ВВЕДЕНИЕ
Зоология как наука. Наука, изучающая животных, называется зоологией. Она изучает строение и жизнь животного в связи с условиями его существования.
Всё необходимое для своей жизни — пищу, воду, кислород для дыхания и т. д. — живые существа берут из внешней среды, с которой они теснейшим образом связаны. У каждого животного есть свои требования к условиям внешней среды. Они появились не сразу. Многие тысячи поколений предков каждого вида животных жили и развивались в определённых условиях. С каждым новым поколением связь их с этими условиями становилась всё теснее и теснее. У каждого вида образовалась потребность в тех условиях, в которых происходило развитие и формирование его предков, образовалась, так сказать, своя природа. У разных животных природа различна, различны и условия, потребные для их жизни. Для коровы, курицы, свиньи, зайца, ежа, для каждого из этих животных нужны свои условия жизни, у каждого из них есть свои требования к внешней среде.
С условиями жизни неразрывно связаны и строение, и образ жизни, и повадки каждого животного. Глядя на то или иное животное, часто бывает нетрудно сказать, какие требования оно предъявляет к окружающей среде, как и где живёт: в лесу или на болоте, в воде или на поле, хищное оно или травоядное.
Не всегда животное находится в условиях, полностью соответствующих его природе: они могут оказаться несколько иными. Тогда животное вынуждено усваивать новые, не привычные ему условия. Это сказывается на его природе: она начинает изменяться, несколько отличаться от той, которая была у его предков. Потомство такого животного будет рождаться несколько иным, изменённым сообразно новым условиям внешней среды. Таким образом, с одной стороны, природа животного требует определённых условий, а с другой стороны, от изменения их изменяется и сама.
Научиться управлять этими изменениями в желательном нам направлении — задача мичуринской биологии. Для того чтобы разрешить её, нужно хорошо изучить все условия жизни животного и те изменения, которые происходят у него при
изменении этих условий. Мичуринская биология не изучает животное вне окружающей среды и вне условий его жизни: организм и условия, необходимые для его существования, составляют единство.
Взаимоотношения животного с внешней средой очень сложны. Они регулируются нервной системой. Чем выше организовано животное, тем сложнее его взаимоотношения с внешней средой и тем совершеннее его нервная система. Наибольшее совершенство её и самое сложное поведение мы находим у высших млекопитающих животных.
Учение о высшей нервной деятельности животных, созданное крупнейшим учёным нашей
страны академиком Иваном Петровичем Павловым, позволяет понять не только поведение животного. Оно дает в наши руки верный способ переделки природы животного: умело воздействуя на регулятор всех жизненных процессов — нервную систему, мы получаем возможность изменять эти процессы, а через них — организм. Управление природой домашних животных, переделка её в нужную для нас сторону — важная задача. Успехи, достигнутые в этом направлении, — результат применения на практике мичуринского и павловского учения. С каждым годом это применение становится всё шире: оно входит в жизнь широких колхозных масс.
Мичуринская биология позволяет зоологии превратиться из науки, объясняющей происхождение особенностей строениями жизни животных, в науку об изменении природы животных. Павловское учение открывает пути для управления жизненными процессами, протекающими в их теле.
Характерные признаки животного организма.
Неразрывная связь с внешней средой, постоянный обмен с ней веществами — характерное свойство всего живого. Без обмена веществ нет жизни.
Каждый организм питается: усваивает из окружающей среды те или иные вещества. Без питания он существовать не может. По способу питания организмы разделяются на растительные и животные.
Большинство растений усваивает из окружающей среды н е-органические вещества и за их счёт строит своё тело.
Животные не обладают этой способностью: им необходим готовый органический материал. Они получают его от растений. Травоядное животное непосредственно питается растениями, хищник поедает травоядных животных. Таким образом, любое животное в конечном счёте получает органические вещества от растений.
В связи с различиями в питании жизнь и строение растений и животных сильно разнятся между собой.
Растения, как правило, берут своё питание из почвы и воздуха. Им не нужно передвигаться в поисках пищи: она окружает их. Растение поглощает потребные для его питания и дыхания вещества через поверхность своего тела. Чем больше эта поверхность, тем больше питательных веществ получает растение. Поэтому тело растений сильно расчленено: ветвится или мелко рассечено.
Животные, как правило, не всасывают питательных веществ наружной поверхностью тела, а заглатывают их и затем переваривают внутри своего организма. Добывая пищу, животное обычно разыскивает её, передвигается для этого с места на место. Поэтому тело животного более или менее плотное, компактное. Пищеварительные и дыхательные органы имеют у животного очень большую поверхность, но они скрыты внутри тела, удерживающего свою компактность.
Передвижение в поисках пищи создаёт особые условия жизни: организм оказывается в более или менее заметно изменяющейся среде. Разыскивание еды, выбор её требуют особых качеств от организма. С подвижным образом жизни связано возникновение нервной системы. Она служит посредником между животным и окружающей его средой. У растений нервной системы нет.
Не все растения способны усваивать неорганические вещества. Есть растения, которые, подобно животным, нуждаются в готовых органических веществах. Одни из них живут за счёт мёртвых организмов и органических продуктов их разложения, другие паразитируют. Это сглаживает различия в способах питания растений и животных, стирает резкую границу между растительным и животным миром.
Значение животных в хозяйстве человека. В жизни и в хозяйстве человека животные имеют огромное значение. Одомашненные и приручённые животные доставляют нам продукты питания — мясо, жир и сало, молоко, яйца; их кожа, шерсть, пух, перо идут на изготовление одежды и многого другого; наконец, некоторые из них являются рабочими животными.
Не менее велико хозяйственное значение и животных диких: они могут приносить вред и пользу. Множество животных живёт за счёт растений. Среди них много вредных: одни, уничтожая или ослабляя культурные растения, снижают урожай, другие наносят ущерб лесам. Немало животных существует за счёт животных же. От вредителей терпит ущерб готовая продукция. От паразитов и кровососов болеет и гибнет множество домашних и полезных диких животных. Миллионы людей страдают от "червей-паразитов и болезней (часто смертельных), разносимых и передаваемых животными.
Среди диких животных немало и полезных. Одни из них доставляют нам различные продукты, другие являются нашими союзниками в борьбе с вредителями.
Ни одно свободно живущее дикое животное не бывает исключительно полезным или исключительно вредным. Выяснение хозяйственного значения животных нередко является очень сложной задачей. Для разрешения её требуется тщательное изучение и образа жизни животного, и той среды, в которой оно живёт. Только зная во всех подробностях жизнь того или другого животного, можно судить о его хозяйственном значении в данных условиях. Чем лучше изучено животное, тем большие возможности открываются для борьбы с ним или для его использования. Всё шире и шире используя природу, человек всё чаще и чаще встречается с деятельностью животных. Поэтому всестороннее изучение животного, выяснение его действительного хозяйственного значения в различных условиях с каждым годом приобретает всё большее значение. Именно в этом изучении и заключается основная задача зоологии.
Значение курса зоологии в педагогическом училище. Строительство коммунистического общества требует широчайшего использования природных богатств. Молодые поколения должны быть воспитаны не как созерцатели природы, а как люди, активно её изменяющие.
Ещё в начальной школе следует приучать детей к правильному взгляду на природу, воспитывать в них любовь к ней. Это легче всего сделать, организовав наблюдения над местными, часто встречающимися животными. При этом важно освещать те особенности строения и поведения их, которые позволяют наиболее ярко показать животное в тесной связи с условиями его жизни, с окружающей природой, частью которой оно является.
Знания, необходимые учителю для осуществления этих задач, не могут быть получены только книжным путём. Необходимы наблюдения над животными в природе, па школьном учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Поэтому по каждой группе животных в учебнике приведены задания для самостоятельных наблюдений и работ учащихся — будущих учителей. Наблюдения в природе позволят видеть животное в его естественной обстановке. Работы в школьном уголке не только послужат для выполнения опытов и наблюдений, которых нельзя провести в природе, но и дадут навыки по содержанию животных, что особенно необходимо для учителя начальной школы. Работы по уходу за животными помогут лучше понять основы мичурин-
ского учения и учения И. П. Павлова, руководствуясь которыми переделывают природу организма.
Исключительно важное значение при наблюдениях над животными имеют подробные записи, дневники и зарисовки. Они не только фиксируют увиденное, но и помогают критически разобраться в нём, дают материал для сравнений, позволяют исправить допущенные ошибки и установить оставшееся невыясненным.
Наблюдения следует вести в первую очередь над теми животными, которым уделено особое внимание в курсе начальной школы. Именно с ними учитель должен быть особенно хорошо знаком. Сделанные записи и зарисовки следует сохранить: они очень помогут в будущем при работе в школе.
Сообразно задачам курса зоологии в педагогических училищах, различные группы животных приведены в учебнике не с одинаковой полнотой. Большинство беспозвоночных, характерные представители которых изучались в семилетке, описано очень кратко. Таким группам, как насекомые и позвоночные, наоборот, отведено больше места. Основное внимание при их описании сосредоточено на биологии отдельных видов.
По каждой группе животных приведён примерный список практических работ, при выборе которых учитель должен считаться с местными возможностями их выполнения. Работа проводится учащимися попутно с прохождением соответствующего материала по учебнику, и лишь некоторые наблюдения сезонного характера переносятся на иное время.
КРАТКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЖИВОТНОГО МИРА
§ 1. Классификация животного мира
Присматриваясь к животным, нетрудно заметить, что одни из них разнятся между собой больше, другие — меньше, а некоторые вполне схожи друг с другом.
Вид. Из жизненной практики известно, что животный мир (как и мир растительный) состоит из отдельных форм. Все особи, относящиеся к одной форме, схожи между собой по строению, образу жизни и особенностям развития. Вместе с тем они отличаются от особей других форм. Серая ворона, галка, грач — отдельные формы животных. Эти формы качественно отличны одна от другой, то есть каждая из них обладает особыми, свойственными только ей качествами. Внешне эти качественные особенности проявляются в признаках, по которым мы и отличаем серую ворону от грача или галки.
Рис. 1. Городской воробей (1 и 2) и полевой воробей (3 и 4): 7 и 3 — самцы; 2 и 4 — самки.
В городах обычен воробей городской, в сельских местностях живёт воробей полевой, или деревенский. Оба воробья очень похожи друг на друга, но между ними есть ряд постоянных различий. У каждого из них есть свои признаки, благодаря которым мы отличаем воробья городского от воробья полевого (рис. 1).
Воробей городской
У самца темя и затылок темносерые, щёки светлые, без чёрного пятна; на горле и верхней части груди большое чёрное пятно. Самка грязно бурая, с тёмными пестринами на спине, горлового пятна нет. Молодые воробьи окрашены, как самка, но светлее её.
Воробей полевой
Темя и затылок коричневые, на светло серых щеках чёрное пятно в виде скобки, чёрное горловое пятно небольшое, узкое. Самка отличается от самца только меньшими размерами горлового пятна и скобки на щеках. Окраска молоды немного туск-: лее, чем взрослых.
Городской и полевой воробьи разнятся не только окраской., но и повадками. Они не скрещиваются друг с другом. Эти две формы Воробьёв качественно различаются между собой, они являются двумя разными видами.