Беседы по искусству в средней школе (Краснов) 1970 год

Скачать Советский учебник

 Беседы по искусству в средней школе (Краснов) 1970

Назначение: Школьная программа, рекомендованная Министерством просвещения РСФСР, предусматривает проведение бесед по изобразительному искусству и архитектуре. Так как объем книги не позволяет достаточно подробно осветить все произведения искусства, включенные в программу, пришлось ограничиться кратким обзором лишь некоторых памятников архитектуры Древнего мира (Египет и античная Греция) и наиболее значительных произведений живописи начиная от эпохи Возрождения.

Если предлагаемая книга в какой-то мере удовлетворит учителей, поможет им в работе по эстетическому воспитанию учащихся, автор будет считать свою задачу выполненной.

© "Искусство" Москва 1970 

Авторство: Краснов Николаи Васильевич

Формат: PDF Размер файла: 28.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Памятники искусства древнего мира (Египет и античная Греция)

Пирамиды в Гизе

Статуя писца

Афинский Акрополь

Парфенон 

Поликлет 

Дорифор

Искусство эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи

Мона Лиза. Джоконда

Рафаэль

Сикстинская мадонна

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Микеланджело

Давид 

Габы

Зарубежное искусство 17—19 веков

Рубенс 

Охота на львов

Крестьянский танец

Рембрандт 

Автопортрет 

Портрет жены брата художника

Веласкес 

Пряхи 

Гойя

Расстрел испанских повстанцев в ночь па 3 мая 1808 г

Делакруа

Свобода на баррикадах 

Домье

Прачка

Курбе

Дробильщики камня

Русское искусство 19 — начала 20 века

О. А. Кипренский

Портрет Е. В. Давыдова

В. А. Тропинин

Портрет Арсения Тропинина, сына художника . .

А. Г. Венецианов

Захарка

К. П. Брюллов

Последний день Помпеи

А. А. Иванов

Явление Христа народу

П. А. Федотов

Завтрак аристократа 

В. Г. Перов

Сельский крестный ход на пасхе

И. Н. Крамской

Н. А. Некрасов в период „Последних песен“ . . . .

И. Е. Репин 

Бурлаки на Волге

Не ждали

В. И. Суриков

Утро стрелецкой казни

Боярыня Морозова

И. И. Левитан

Владимирка

В. А. Серов

Портрет М. Н. Ермоловой

Советское искусство 

М. Б. Греков

В отряд к Буденному

А. А. Дейнека

Оборона Петрограда 

Г. Г. Рижский

Председательница

И. И. Бродский

В. И. Ленин в Смольном

М. В. Нестеров

Портрет И. П. Павлова

Б. В. Иогансон

Допрос коммунистов

На старом уральском заводе

А. А. Пластов

Фашист пролетел

Т. Н. Яблонская

Хлеб

Список рекомендуемой литературы

Список иллюстраций

 

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Беседы по искусству в средней школе (Краснов) 1970 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Знакомство учащихся с изобразительным искусством в средней школе осуществляется главным образом на уроках рисования. Некоторые сведения по искусству даются в процессе преподавания истории и литературы. Но программа по рисунку ограничивает время на проведение бесед о жизни и творчестве выдающихся художников. Поэтому надо часть бесед перенести на внеклассные занятия, в кружки изобразительного искусства. Опыт многих учителей показывает, что, несмотря на необязательный характер внеклассных занятий, школьники охотно их посещают. Благодаря восприимчивости детей к прекрасному их не приходится принуждать к изучению истории искусства. Благоприятный результат этого изучения всецело зависит от подготовки учителя и его умения вести занятия интересно, с душой. В беседе по искусству надо приводить больше поучительных фактов, ярких деталей, характеризующих жизнь и творчество художника, эпоху, когда создавались замечательные произведения искусства. Учащиеся всегда бывают недовольны общими, отвлеченными рассуждениями и прочно усваивают интересные конкретные данные.

Можно предложить школьникам завести специальные тетради для записи кратких сведений по истории искусства, составлять альбомы репродукций или художественных открыток по изучаемой теме, самостоятельно описывать содержание и художественные достоинства картины. Это будет содействовать углублению их знаний, заставит обратиться к литературе по искусству. Надо всячески поощрять живой интерес школьников к местным памятникам искусства и архитектуры, посещать вместе с учениками картинные галереи и художественные выставки. Очень желательно, хоть изредка, привлекать к внеклассным занятиям по искусству местных художников и искусствоведов.

Учителю, проводящему беседы с учениками средней школы, необходимо дополнить, расширить характеристику тех художников, о которых шла речь в начальной школе. Это поможет учащимся понять творчество того или иного художника и ту эпоху, в которую он жил и работал. В беседе надо дать понятие о единстве идейного содержания и художественной формы его воплощения. Учителю следует рассказать, как к данному произведению относились современники художника и как оно оценивается теперь. Последовательное знакомство с жизнью и творчеством различных художников будет развивать у школьников представление о многообразии художественной культуры, созданной человечеством.

Если беседа будет проводиться не в музее, следует заранее подобрать нужные репродукции или диапозитивы, а возможно, и достать соответствующий короткометражный кинофильм.

В заключение я хотел бы принести благодарность искусствоведу Е. И. Бодановой за помощь, оказанную мне при работе над книгой. 

ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО МИРА

(Египет и античная Греция)

Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе видны отовсюду, с какой бы стороны вы ни приближались к городу. Построенные в третьем тысячелетии до нашей эры, в эпоху Древнего царства, эти грандиозные надгробия — немые свидетели всех жестокостей рабовладельческого строя, неограниченного произвола фараонов, земельной знати и жрецов, заинтересованных в том, чтобы держать народ и многотысячную армию рабов в повиновении.

С целью обожествления фараона, «наместника бога на земле», возводились храмы, гробницы-пирамиды, священные сфинксы. Эти храмы и гробницы украшались статуями богов и фараонов. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому старались создать все «удобства» для будущей жизни человека в потустороннем мире.

В Гизе сохранились до наших дней три громадные пирамиды и сфинкс — колоссальная каменная скульптура с головой человека и туловищем льва. Пирамиды высятся среди моря песка, в выжженной солнцем пустыне, на расстоянии километра от города. Вначале они были облицованы белыми плитами известняка, но ветер и время разрушили эту нарядную оболочку. По выбоинам в каменной кладке, как по лестнице, взбираются теперь туристы на вершину пирамид, предводительствуемые находчивыми гидами.

Строились пирамиды в честь фараонов четвертой династии Хуфу, Хафра и Менкаура (которых греки называли Хеопс, Хефрен и Микерин), царствовавших в период 2900—2750 годов до н. э. Архитектура пирамид строго геометризована и статична. Самая большая из них — пирамида Хуфу (Хеопса).

Греческий историк Геродот пишет: «Царь египетский Хеопс поверг Египет во всевозможные беды... он заставлял всех египтян работать на него. Одни были обязаны таскать камни из каменоломен... и работали непрерывно в течение каждых трех месяцев по сто тысяч человек. Народ томился десять лет над проведением дороги, по которой таскали камни... и строились подземные покои в том холме, на котором стоят пирамиды, покои эти он сооружал для себя как усыпальницы... само сооружение пирамиды длилось 20 лет, сделана она из шлифованных камней, в совершенстве пригнанных друг к другу».

Несмотря на некоторые неточности, описание Геродота дает в общем правильное представление о грандиозных масштабах строительства и жестокой эксплуатации народа. На сооружение пирамиды Хуфу пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, причем вес отдельных блоков достигал тридцати тонн. Высота пирамиды почти 150 м, длина каждой стороны у основания — 233 м. Сплошная каменная кладка пирамиды прорезана узкими коридорами, которые вели к погребальной камере, где стоял саркофаг с мумией царя. С восточной стороны к пирамиде примыкал заупокойный, поминальный храм, соединявшийся с пирамидой крытым каменным проходом. Вокруг пирамиды располагались мастаба: усыпальницы царских родственников и придворных вельмож.

Преемники Хуфу фараоны Хафра (Хефрен) и Менкаур (Микерин) тоже построили в Гизе пирамиды-усыпальницы для себя. Размерами они лишь немного уступают пирамиде Хуфу. Мастаба вокруг них образовали целый «город мертвых». Эти каменные склепы, высотой от трех до двенадцати метров, имели форму срезанных, усеченных пирамид.

Вблизи пирамиды Хуфу (на расстоянии трехсот метров) сохранился громадный сфинкс с телом льва и лицом человека. Его основание только недавно откопали из завалов песка, обнаружив под песчаными сугробами поврежденные лапы. «Сколько раз мы слышим и произносим слово «сфинкс» в сочетании с эпитетом «загадочный»,— пишет художник Орест Верейский, побывавший в Египте.— Я не заметил загадочности. Я видел абсолютно зрячие глаза каменного сфинкса, взгляд удивительно живой и зоркий. Лицо у сфинкса гордое, величественное и прекрасное, несмотря на раны, нанесенные ему временем и завоевателями. Французская артиллерия обстреливала это чудо древнего искусства, простоявшее сорок веков. И Наполеон, чьи солдаты избрали себе это мишенью, называл арабов варварами...» !.

Все украшения гробниц-мастаба, храма и внутренних помещений пирамиды были разграблены в глубокой древности. Теперь точно установлено, что в конце 3-го тысячелетия до н. э. весь Египет был охвачен восстанием. «Восстали даже пивовары, прачки и кондитеры, опустели царские амбары. Богач засыпал голодным, а те, кто раньше выпрашивали его опивки, те пьют крепкое пиво. Кто прежде имел платье, ходил в лохмотьях» (слова из папируса, который хранится в Государственном Эрмитаже). Восставший униженный и голодный народ разрушал все, что было связано с именами фараонов.

В Каирском национальном музее хранятся уцелевшие памятники старины.

Архитектура в Древнем Египте вела за собой скульптуру и живопись, определяла их характер. Основная черта египетского искусства — это его монументальность, выраженная в простых и ясных и вместе с тем величественных формах архитектурных сооружений. Стены гробниц — «жилища мертвого» — египтяне украшали многоярусными рельефами, изображающими слуг, которые покорно работают на своего господина, увеселяют его музыкой и танцами, несут корзины с продуктами, разделывают тушу быка и т. д. Эти рельефы, вытянутые по горизонтали, отличаются такой же строгостью построения, как и архитектура, застывшая в спокойных линиях. Фигуры людей находятся на равном расстоянии друг от друга, руки согнуты в локтях под прямым углом, лицо изображается, как правило, в профиль при фасовом положении глаза, плечи тоже показываются в фас (профильное изображение тела допускалось только для малозначительных персонажей). Веками выработанные правила композиции распространились и на круглую скульптуру, подчиненную строго определенным канонам.

Вместе с этим необходимо отметить, что искусство египтян несет в себе черты реализма: даже в рамках, казалось бы, незыблемой канонизации искусства талантливые художники сумели создать ряд замечательных портретных статуй знатных людей. Одна из лучших статуй такого типа — «Статуя писца Каи» (хранится в Луврском музее, Париж),

Статуя писца

«Должность писца — великая должность, письменный прибор его и свиток папируса доставляют ему блага и богатства»,— записано в одном из египетских папирусов. Поступив на государственную службу, писцы составляли списки плательщиков подати, списки крестьян и ремесленников, призываемых в армию либо на строительство пирамид, храмов, плотин и т. д. Писцы могли «руководить работами всех людей», говорится в том же папирусе.

Статуя писца создана в середине третьего тысячелетия до нашей эры, в царствование фараонов V и VI династий, правивших Египтом после Хуфу, Хафра и Менкаура.

Писец сидит на земле, скрестив, по восточному обычаю, ноги. На коленях у него лежит развернутый свиток папируса. Современные египтологи установили, что это сам владелец гробницы. Раньше считалось, что статуя изображает слугу.

Замкнутая пирамидальная композиция скульптуры построена на строго параллельных линиях. Скульптор главное внимание сосредоточил на портрете писца. Глаза его широко раскрыты. Они инкрустированы — сделаны из алебастра (белки глаз) и горного хрусталя, в который вставлен серебряный штифт (зрачки). На губах писца легкая улыбка, лицо живое, выразительное. Инкрустацию и раскраску скульптуры египетские художники использовали довольно часто; это позволяло усиливать портретное сходство, выйти за пределы канонических форм.

При всей условности позы и композиции «Статуя писца», как и многие другие позднейшие памятники искусства Древнего Египта, поражает нас жизненной силой.

Афинский Акрополь

Акрополь, или верхний город,— величайший памятник древнегреческой архитектуры. Он высится на укрепленном холме с крутыми склонами в центре Афин, вновь отстроен и реконструирован в период наивысшего расцвета античного искусства, в так называемый «золотой век» Перикла, вождя афинской демократии (5 в. до н. э.).

Этот период в истории античной Греции характеризуется политическим и экономическим подъемом Афин, коренной перестройкой всей греческой общественной жизни, выдвинувшей новые идеалы и новые принципы в философии, науке и искусстве.

Характерной чертой древнегреческой архитектуры этого периода была постройка величественных общественных зданий — храмов, театров, помещений для гимнастических соревнований и состязаний певцов на празднествах в честь богов. Вся творческая энергия афинян была обращена на постройку общественных зданий. Афины в 5 веке были рабовладельческой демократической республикой, богатым городом-государством (полисом), способным вложить огромные средства в строительство архитектурно-скульптурных комплексов.

Частные дома у греков были скромными и простыми, зато все общественные здания красивы и величавы. Эти здания были общинно-государственной собственностью. Понятия о личном и общегосударственном у греков сливались. Сама форма правления в Афинах как демократическом полисе требовала частого проведения народных собраний, своеобразных народных вече, для решения государственных и общественных вопросов. Хотя эта народная власть в классовом обществе с острыми кризисами и переворотами была подчас призрачной, иллюзорной, она все же способствовала развитию идей равенства и единства.

Греки любили всенародные праздники (их было девять), театральные драматические и комические представления, для чего по склону Акрополя был построен театр в честь веселого бога Диониса, вмещавший тридцать тысяч зрителей. Все строилось и делалось так, чтобы афинский гражданин чувствовал себя свободным и сильным.

Площадь Акрополя, расположенного на обрывистой скале, невелика (45 тысяч кв. м), но на ней разместились: Парфенон (447—438 гг. до н. э.), храм Бескрылой Победы Ники (449—421 гг.), Пропилеи — вход на Акрополь (437—432 гг.), Эрехтейон (421—406 гг.), бронзовая статуя богини Афины Промахос (около 460 г., сооружена скульптором Фидием в честь победы над персами), скульптурная группа «Афина и Марсий» и другие.

План застройки Акрополя, верхнего укрепленного города, был намечен Периклом и разработан Фидием. Архитектурные формы и размеры зданий Фидий сумел контрастно сопоставить и композиционно уравновесить в свободном асимметричном расположении на местности. Архитектура зданий носит общественный характер, созвучна новым идеалам греков, вызывает чувство радости, не подавляет собой человека, как египетские храмы и пирамиды. Включив здания Акрополя в окружающий ландшафт, с лазурным сверкающим морем и южным голубым небом, Фидий создал один из самых совершенных архитектурных ансамблей мирового искусства. Перикл говорил: «Мы любим прекрасное, соединенное с простотою, мудрость без изнеженности». В этих словах заключается идеал греков того времени.

Вход в Акрополь был только с одной стороны — через Пропилеи и по мраморной лестнице с трехрядными колоннами дорического ордера. Из общего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя особенно сильное впечатление оставляют Парфенон, статуя Афины и сияющий белый храм Бескрылой Победы, или так называемый храм Ники-Аптерос, с его изящными ионическими колоннами.

В дни празднеств Панафиней афиняне поднимались по широкой каменной лестнице, проходили через колоннаду Пропилей, приближались к девятиметровой бронзовой статуе богини Афины, преисполненной достоинства, величия и покоя, и шли вправо к монументальному Парфенону. Левее этого шествия оставался храм Эрехтейон с шестью кариатидами — стройными женскими статуями, поддерживающими перекрытие здания.

Праздник Панафиней в честь Афины — покровительницы города и богини войны, а позднее покровительницы ремесел, науки и искусства — был общегосударственным, всенародным праздником. В отличие от египтян греки проводили свои праздники весело и свободно, с плясками, песнями, музыкальными и гимнастическими состязаниями. Боги, по представлению греков, во многом были похожи на обыкновенных людей, любили весело жить и наслаждаться. Афродита считалась богиней любви, Дионис — богом виноделия, Деметра — покровительницей земледелия и плодородия и т. д. Жрецы также, в отличие от египетских, были полноправными гражданами общины, избираемыми народом.

Парфенон

Парфенон является вершиной древнегреческого зодчества, лучшим образцом античной архитектуры. Построен из больших белых мраморных блоков архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия в честь богини Афины. Это главное здание Акрополя, хотя размеры его небольшие: высота 24 м, длина около 50 м, ширина около 30 м. План здания кажется очень простым — прямоугольник, окруженный колоннами. Несмотря на это, здание величественно, монументально и необычайно красиво. Выразительность Парфенона достигнута гармоническими пропорциями, завершенностью всех архитектурных форм, соразмерностью всех частей.

Здание покоилось на мраморном трехступенчатом постаменте, увенчивалось двускатной крышей. Организующим началом здания, задающим тон всему сооружению, являются колонны. Их насчитывалось 84 (46 внешних и 38 внутренних). Высота колонн невелика — 10,5 м. По форме (усеченный конус) они кажутся очень простыми. Средняя часть колонн утолщена; создается впечатление, что под тяжестью крыши они немного осели. Больше того, кажется, что колонны стоят вертикально, а в действительности они чуть-чуть наклонены внутрь. Этим наклоном нейтрализуется обман зрения: при внимательном рассмотрении высокого здания нам кажется, что стены немного наклонены наружу. Эти небольшие отклонения от математической точности придали архитектуре Парфенона особую красоту.

Внутри Парфенона было всего два помещения: святилище с грандиозной скульптурой богини Афины, созданной Фидием, и хранилище для государственной казны. Статуя Афины была выполнена скульптором хрисоэлефантинной техникой: на деревянный каркас фигуры набивались золотые листы и пластинки подкрашенной слоновой кости. Шлем, щит и одежда были сделаны из чистого золота, а обнаженные части тела — лицо и руки — из пластинок слоновой кости. Около двух тысяч килограммов чистого золота ушло на покрытие статуи Афины. Все золотые пластины были съемными, и каждые четыре года взвешивался этот золотой государственный фонд. 

{/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика