Дидактические игры на уроках математики в начальных классах школы (Варегина, Смирнова) 1987 год

Скачать Советский учебник

 Дидактические игры на уроках математики в начальных классах школы (Варегина, Смирнова) 1987

Назначение: Предназначено для студентов факультетов учителей начальных классов педвузов при изучении курса методики математики в период педпрактики; может быть использовано учителями начальных классов в работе в школе.

Раскрывается сущность дидактической игры, ее структура, функции в обучении младших школьников математике, излагается материал по организации и методике проведения дидактической игры на уроке. Предлагается сборник дидактических игр по всем основным темам курса математики 1-4 классов.

© Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н. Толстого Тула 1987

Авторство: Фаина Васильевна Варегина, Светлана Васильевна Смирнова

Формат: PDF Размер файла: 4.65 MB,Формат: DjVu Размер файла: 4.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Дидактическая игра и ее структура.   4
  • 21 Классификация дидактических игр и методические основы их использования на уроках математики. 9
  • 22 Технологическая карта использования дидактических игр в обучении математике в 1-4 классах 15
  • 23 Дидактические игра для 1-го класса четырёхлетней школы.
  • 24 Дидактические игры и занимательные упражнения при изучении нумерации целых неотрицательных чисел 40
  • 25 Дидактические игры и занимательные упражнения, при изучении арифметических действий. 49
  • 26 Дидактические игры и занимательные упражнения при изучении геометрического материала…. 72

Список рекомендуемой литературы. 88

Скачать бесплатный учебник СССР - Дидактические игры на уроках математики в начальных классах школы (Варегина, Смирнова) 1987 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

В свете решений МУП съезда КПСС в связи с реформой шкального образования и перестройки высшего и среднего специального образования чрезвычайную важность приобретает совершенствование профессиональной подготовки учителя.

Перед современным учителем стоит задача поиска и реализации форм, методов и приемов обучения в воспитания, наиболее соответствующих возрастным особенностям детей.

В дошкольном Возрасте основным видом деятельности детей является игра. На основании преемственности в воспитания и обучении младших школьников игра изучение должны быть органически соединены. Поэтому использование дидактических игр в обучении Младших школьников относится к актуальным вопросам дидактики и частных методик.

Настоящее пособие призвано содействовать углублению и обобщению знаний студентов о сущности дидактической игры, о функциях в обучении младших школьников. В пособии раскрыты условия, способствующие эффективному использованию игры на уроках математики, и методические основы организации их в работе с шестилетками" Изложенные положения (структура дидактической игры, их классификация и т.д.) легли в основу опирания всех дидактических игр и разработки технологической карты.

  • I. ДОДАКППЛЖАЯ ИГРА Или СТРУКТУРА

В настоящее время з первый класс школы приходят дети шести- семи лет, у них вне сильна потребность в игре, и пренебрежение игровыми приемами означало бы нарушение очного из принципов советской педагогики -учета возрастных особенностей детей.

Игра как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, как основной источник знаний широко используется в дошкольных учреждениях. В школе же она еде не заняла подобающего ей места. Здесь дают знать о себе пережитки ошибочного взгляда на игру как на забаву детей. Школа должна учить, а не забавлять учеников развлекательными играми. Еще в свое время Н.К. Крупская отмечала, что "... школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы".

Своеобразной формой парохода игровой деятельности - основного источника знаний в дошкольный период - к учебной служит дидактическая игра. Она приближает содержание учебного материала и сем процесс обучения к возрастным возможностям детей, тем самым обеспечивает одну из линий преемственности дошкольного и школьного периодов развития детей.

Основная цель проведения дидактических игр на уроке - обучающая, В процессе игры дети усваивают новые знания, у них формируются математические умения и навыки. Главная особенность дидактической игры состоит в том, что в ней учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, на перле плане оказываются игровые задачи. Школьник, выполняя игровые действия, непроизвольно, непреднамеренно выполняет большое число математических действий, упражнений, задач.

Игровая ситуация сближает учебную деятельность ребенка о деятельность в дошкольный период. Зато способствует снятию умственного и нервного напряжения при выполнении учебных заданий, поддерживает в течение длительного времени внимание, сводит до минимума утомляемость ребенка.

Психологи, в частности А.В.2апорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывают, что дидактическая игра должно быть не только формой усвоения знаний и умений, не и способствовать общему развитию ребенка, формированию познавательных интересов, познавательных способностей.

Действительно, возникающие в игре положительные мотивы и эмоции активизируют деятельность детей, направленную на развитие произвольного внимания, памяти, умений анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать. Кроме того, ряд познавательных игр способствуют интенсивному развитию у детей воображения и творческого мышления.

Игровая ситуация требует от ребенка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. Сначала учеников увлекает желание одержать личную победу, но постепенно переживания личного успеха или неудачи уходят на второй план, на первом плане оказывается успех своей команды. У детей растет чувстве коллективизма, взаимопомощи. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волю, развивать способность к правильной оценке и самооценке своих возможностей, приучает считаться с интересами товарищей, учит подчинять свои действия правилам игры, воспитывает дисциплину. Игра благотворно влияет на развитие у детей положительных эмоций.

Дидактические игры дают возможность осуществлять связь уроков математики с жизнью.

Ряд игр позволяет детям увидеть практическое применение математических знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя различные профессиональные "функции": летчика, водителя машин, оператора ЭШ, космонавта, художника, конструктора и т.д. В этом смысле дидактические игры выполняют про ориентационную роль.

Таким образом, в процессе дидактической игры реализуются три функции обучения: образовательная, развивающая и воспитательная.

Остановимся на более детальном раскрытии сущности дидактической игры.

В педагогике дидактическую игру рассматривают как особую форму обучения, в психологии игра трактуется как деятельность, характеризуемая свободой выбора игровой задачи. Дидактическая игра - явление сложное, в ней обнаруживаются элементы, характеризующие игру как форму обучения и как игровую деятельность

одновременно. Мы будем понимать лед дидактической игрой такую игровую деятельность детой, я процессе которой происходит формирование учебных умений или навыков, а также развитие познавательных способностей и воспитание положительных качеств личности. Игровая деятельность, как я любая другая, имеет следующие структурные компоненты; мотив, цель, условия, в которых дана цель, действия, направленные на реализацию цели, и результат деятельности. Известно, что цель, данную в определенных условиях, называют задачей,

Дидактическая игра от обычной игровой деятельности отличается тем, что в ней имеются одновременно две задачи: учебно-воспитательная и игровая. 3 соответствии о этим учитель обучает детей, играя с ними, а дети, играя, учатся. Учебная задача определяется учителем я отражает его обучающую деятельность. Поэтому учебная задача* является одним из основных компонентов игры. Перед учеником учебная задача выступает в замаскированном виде, у него на первом плане игровая задача. Реализуя её в процессе игровой деятельности, ученик непреднамеренно, непроизвольно выполняет учебную задачу. Часто игровая задача заключается в названии игры. Например: ''Кто где живет?", "Кто больше соберет ягод?", "Кто быстрее, не споткнувшись, обежит круг" и т.д..

Любая деятельность планируется. Игровая деятельности осуществляется на основе системы правил. В связи о этим неотъемлемой частью дидактической игры являются ее правила. Они позволяют учителю управлять учебно-познавательной и игровой деятельностью детей. Правила игры определяют, какие действия и в каком порядке надо выполнять, чтобы решить игровую, а значит, и учебную задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей-в игре. Важно, чтобы правила игры были простыми, кратко и четко сформулированными, доступными пониманию детей.

Следующим компонентом дидактической игры являются действия. Они характеризуются тем, что имеют действительно игровой характер, выполняются в условиях игровой ситуации и направлены на реализацию игровой задачи. Чем разнообразнее и интереснее игровые действия, тем успешнее будут решены учебно-познавательные задачи. И что естественно, ведь реализуя игровые действия, ученик фактически выполняет учебное действие. Таким образом, игровое и учебное действия взаимосвязаны

Однако для учителя на первый план выступает результат выполнения учебной задачи - o насколько хорошо владеют дети знаниями, умениями, навыками. Эффект игры будет больше, если учитель при обсуждении результатов выполнения игровой задачи подведет детей к осознанию того, что условием успеха были их хорошие знания, умения быстро и правильно вычислять результаты действий. Важно отметить, что стимулом учебно-познавательной деятельности, мотивом решения учебных задач является не прямое указание учителя на выполнение учебных задач, а желание выиграть (решить игровую задачу).

Таким образом, дидактическая игра может быть представлена в виде следующей структуры:

2. Игровая задача.

3. Правила игры.

4. Игровые действия.

5. Итог игры (результат игры).

Структурные компоненты дидактической игры представлены нами в виде схемы.

Схема I

Структура дидактической игры

На ней наглядно отражена органическая взаимосвязь в дидактической игре учебной и игровой деятельности.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Яндекс.Метрика