Методика преподавания арифметики в начальной школе (Пчёлко) 1945 год

Скачать Советский учебник

Методика преподавания арифметики в начальной школе (Пчёлко) 1945 

Назначение: Учебное пособие для учителя

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1945

Авторство: Александр Спиридонович Пчёлко

Формат: DjVu, Размер файла: 18.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

В предлагаемой «Методике преподавания арифметики» автор стремился собрать и до некоторой степени обобщить богатый и разнообразный опыт советской школы в области преподавания арифметики.

     Воздавая должное опыту передового советского учительства, дающего образцы высокого методического мастерства, автор вместе с тем использовал высказывания русских дореволюционных методистов — Арженикова, Егорова. Беллюстина и др., создавших полноценную, во многом самобытную и оригинальную методику, отразившую в себе черты русского национального характера: ставку на смётку и сообразительность, на ясное понимание и сознательное усвоение изучаемого, на инициативу и самостоятельность в работе, на простоту и безыскусственность приёмов обучения. Эти традиционные черты русской методики автор стремился сохранить и в этой книге.

ОТКРЫТЬ:   полностью...

     Автор сохранил преемственность с «Методикой» И. Н. Кавуна и Н. С. Поповой, которые с достаточной полнотой отразили в своей книге основные тенденции в развитии нашей отечественной методики, а также учёл высказывания наиболее крупных методистов по начальной школе: Н. Никитина, В. Эменова, Г. Поляка, В. Игнатьева, Я. Чекмарёва и др.

     Создавая «Методику», автор имел в виду широкие слои учительства: начинающих и малоопытных учителей, равно как и учителей с большим стажем и опытом. В соответствии с запросами и интересами начинающих учителей в «Методике» даны подробные и конкретные методические разработки наиболее трудных вопросов программы, а также подробно изложены вопросы организации преподавания арифметики; в интересах учителей второй группы шире освещены некоторые принципиальные вопросы методики.

     При отборе методов и приёмов обучения арифметике автор отдавал предпочтение методам наиболее простым, общедоступным, быстрее ведущим к цели, имея в виду, что высокие задачи часто достигаются простыми средствами. Автор старался избегать всего того, что без нужды усложняет процесс обучения и замедляет темпы продвижения учащихся.

     Материал изложен без распределения его по классам. В таком распределении нет необходимости. По оглавлению учитель легко найдёт всё необходимое для его класса, между тем поклассное распределение материала привело бы к неизбежным повторениям и к увеличению объёма книги.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика преподавания арифметики в начальной школе (Пчёлко) 1945 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Проверка и оценка знаний учащихся.

      Одним из непременных условий успешного обучения арифметике является правильная постановка наблюдения и контроля за работой ученика, систематическая проверка знаний учащихся. Можно хорошо объяснять материал и давать много упражнений, но если не проверять регулярно знания учащихся, не учитывать с должным вниманием выполнение домашних заданий, то нельзя добиться от учащихся твёрдых знаний и полной успеваемости. В преподавании арифметики проверка исполнения играет такую же большую роль, как и во всяком другом деле. Не проверив знания материала предыдущей ступени, нельзя переходить к изучению последующей.

      Проверка знаний для ученика — добавочный стимул к борьбе за знания: сознание того, что его работа будет проверена, мобилизует ученика на лучшее её выполнение.

      Когда ученик отвечает заданный урок,то на его ответе, на дополнительных вопросах учителя и ответах ученика учится весь класс, а это время углубляется понимание изучаемого, твёрже усваиваются знания.

      Всё это обязывает учителя к систематической и тщательной проверке знаний учащихся. «Дал задание — проверь его выполнение, узнай, как усвоил ученик заданное. Не оставляй без проверки ни одной самостоятельной работы ученика. Не иди дальше, пока не убедишься, что все ученики твёрдо усвоили заданное», — такова должна быть установка учителя в деле учёта успеваемости учащихся. Она будет держать ученика в состоянии некоторого напряжения и воспитывать у него привычку к точному выполнению заданий.

      Существуют два основных способа проверки знаний учащихся по арифметике: I) устный опрос и 2) письменные контрольные работы. Кроме этих основных способов, для учёта знаний учащихся должны быть использованы также данные повседневных наблюдений учителя за работой ученика и письменные домашние работы учащихся.

      При господствующей в начальной школе вопрос оответной форме обучения учитель часто обращается к ученикам с вопросами, получает от них ответы и этим выявляет их знания. Во время классной самостоятельной работы учащихся учитель имеет возможность наблюдать за работой каждого ученика и видеть, что ученик знает твёрдо, в чём сомневается и чего не знает. Проверяя домашние работы учащихся, учитель в сущности проверяет их знания и навыки. Всё это даёт ему возможность составить общее представление о знаниях и навыках учащихся по арифметике. Однако эти впечатления, получаемые учителем от отдельных работ и ответов ученика, недостаточны для оценки его знаний: они отрывочны, разрозненны, получаются тогда, когда вызов ученика связан с другими целями. Их надо дополнить специальным опросом ученика, направленным исключительно на то, чтобы с возможно боль-, шей полнотой выявить его знания, и поставить ему оценку. Для этого учитель, планируя урок, намечает двух-трёх учеников для опроса, соединяя этот опрос с проверкой домашних заданий.

     

      Устный опрос.

      При устном опросе могут быть проверены: а) устный счёт, б) письменные вычисления, в) решение задач.

      Для проверки навыков в устном счёте и в письменных вычислениях ученикам предлагаются для решения примеры. Для проверки умения решать задачи даются 2—3 устные задачи или одна письменная, причём для последней цели может быть использована задача из домашнего задания.

      При оценке ответов обращается внимание: в устном счёте — на правильность и быстроту вычислений, на умение пользоваться наиболее рациональным для каждого данного случая приёмом вычислений; в письменных вычислениях — на знание цравил производства арифметических действий и преобразований и умение объяснять выполнение действия; в решении задач — на знание способов и приёмов решения задач и умение объяснить решение.

      Если учащийся при устном опросе правильно решает и толково объясняет задачу, правильно и быстро решает все устные примеры, правильно решает и связно объясняет решение письменного примера, обнаруживая умение пользоваться рациональными приёмами, устных и письменных вычислений, — ему ставится отметка «5».

      Если ученик правильно решает и толково объясняет решение задачи, допуская несущественные ошибки (вроде неточной формулировки вопроса, пропуска наименований и т. д.), правильно решает устный пример, допуская 1—2 недочёта, правильно решает письменный пример, — ему ставится отметка «4».

      Если же при решении задачи ход решения правилен, но сделана ошибка в вычислениях или неправильно поставлен вопрос; если при решении 3—4 устных примеров какой-либо один из них решён неправильно, при решении письменного примера допущена грубая ошибка, — ставится отметка «3».

      Если задача решена неправильно, из 3—4 примеров для устного счёта 2 примера решены неправильно, в письменном примере сделаны 2 грубых ошибки, то ставится отметка «2».

      Дальнейшее увеличение ошибок, приводящее к неправильному решению задачи и примеров, влечёт за собой отметку «1».

      Содержание задач и примеров должно соответствовать пройденному материалу.

      Для опроса учащихся можно использовать и то сравнительно небольшое время, когда всему классу предлагается самостоятельная работа. В это время можно вызвать одного ученика к классной доске и производить опрос по тому плану, который указан выше. Желательно, чтобы в течение четверти такой опрос каждого ученика производился несколько раз. Опенка в таких случаях ставится в классном журнале и учитывается при выводе оценки за четверть.

 

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика