Методика преподавания природоведения (Горощенко, Степанов) 1977 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика преподавания природоведения (Горощенко, Степанов) 1977

Назначение: Для учителя

© Издательство  Просвещение Москва 1977 

Авторство: Вера Павловна Горощенко, Игорь Алексеевич Степанов

Формат: DjVu, Размер файла: 4.79 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение 

      § 1. Задачи изучения природы в начальных классах 

      § 2. Предмет и задачи методики преподавания природоведения 

      § 3. Из истории развития преподавания природоведения в начальной школе 

      

      Глава I. Анализ программы и учебников по природоведению. 

      § 4. Анализ программ 

      § 5. Анализ учебников природоведения для II и III классов 

      

      Глава II. Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий у учащихся 

      § 6. Введение 

      § 7. Восприятия отдельных природных явлений 

      § 8. Представления 

      § 9. Понятия 

      § 10. Приемы и методы формирования природоведческих представлений и понятий на уроках 

      {spoiler=См. оглавление полностью...}

 

      Глава III. Материальная база обучения природоведению. 

      § 11. Краткий обзор типового оборудования и учебно наглядных пособий по природоведению 

      § 12. Самодельные наглядные пособия 

      § 13. Уголок живой природы. 

      § 14. Краеведческий уголок. 

      § 15. Географическая площадка 

      

      Глава IV. Формы организации обучения природоведению 

      § 16. Основные типы уроков природоведения 

      § 17. Предметные уроки 

      § 18. Природоведческие экскурсии 

      § 19. Домашние задания 

      

      Глава V. Методы и приемы обучения 

      § 20. Понятие о методах и приемах обучения 

      § 21. Наблюдение — один из основных методов самостоятельного изучения природы 

      § 22. Работа с натуральными наглядными пособиями 

      § 23. Беседа на уроках природоведения 

      § 24. Рассказ в преподавании природоведения 

      § 25. Работа с учебником. 

      § 26. Работа с изобразительными наглядными пособиями § 27. Методика работы с экранными пособиями. 

      § 28. Работа с планом, картой, глобусом 

      § 29. Опыты на уроках природоведения. 

      § 30. Рисование на уроках природоведения 

      § 31. Использование игровых приемов и занимательных материалов 

      § 32. Работа в малокомплектной школе 

      

      Глава VI. Повторение и проверка знании 96 

      § 33. Повторение в процессе преподавания природоведения 

      § 34. Проверка знании учащихся 97 

      

      Глава VII. Внеклассная работа 101 

      § 35. Значение внеклассной работы 

      § 36. Индивидуальные формы внеклассной работы. 102 

      § 37. Групповые формы внеклассной работы 

      § 38 Массовые формы внеклассной работы 105 

      

      Глава VIII. Методика работы по изучению природы в I классе 110 

      § 39 Знакомство с природой — 

      § 40. Наблюдения. 111 

      § 41. Экскурсии 112 

      

      Глава IX. Методика преподавания природоведения во II классе 116 

      § 42 Наблюдения — 

      § 43. Экскурсии 9 118 

      § 44 Предметные уроки 121 

      § 45. Уроки сообщения новых знаний с использованием наглядных пособий 125 

      § 46. Обобщающие уроки 127 

      

      Глава X. Методика преподавания природоведения в III классе 130 

      § 47. Наблюдения — 

      § 48. Экскурсии 

      § 49. Опыты и практические работы 134 

      § 50. Предметные уроки 143 

      § 51. Уроки сообщения новых знаний с использованием наглядных пособий 144 

      § 52. Уроки по теме «Охрана природы» 147 

      Приложение. Справочный материал для учащихся 149 

      

      

      Под редакцией проф. А. И. Соловьева 

      Методика преподавания природоведения. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2001, М., «Просвещение», 1977, 158 с. с ил. 

      Данное пособие имеет два больших раздела. В первом даны характеристики основных вопросов методики преподавания природоведения, анализ программ и учебников; во второй — методика работы в I, II, III классах, отмечены особенности и трудности преподавания в каждом классе, прослежена последовательность и взаимосвязь изучения отдельных тем.

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика преподавания природоведения (Горощенко, Степанов) 1977 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 ВВЕДЕНИЕ 

      

      § 1. Задачи изучения природоведения в начальных классах 

      Изучение природоведения школьники начинают во II классе. Но уже в I классе дети знакомятся с окружающими природными явлениями на экскурсиях, наблюдают отдельные объекты природы, записывают свои наблюдения в «Дневник наблюдений». 

      Знакомство с природой продолжается на уроках чтения и развития речи, где учащиеся читают небольшие рассказы и статьи природоведческого содержания. 

      Во II и III классах школьники продолжают наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Наблюдения расширяются и углубляются. Под руководством учителя дети не только проводят наблюдения, но и обобщают их, устанавливают простейшие связи и взаимозависимости природных явлений, выявляют взаимосвязи между живой и неживой природой. Например, во II классе дети видят, что осенью температура воздуха понижается, листья на деревьях изменяют окраску, начинается листопад. Эти факты должны быть взаимосвязанны в сознании ребят. Они должны понимать причинные связи наблюдаемых в природе явлений. Таким образом закладываются основы материалистического понимания природы, в результате у детей формируются начатки атеистических убеждений. 

      Изучая с учащимися окружающую природу, прививая им любовь к ней и желание ее охранять, учитель воспитывает у младших школьников любовь к Родине, своему краю. Знакомясь с особенностями природы своей местности, с различием природы в разных районах Советского Союза, школьники выясняют причины этих различий. Таким образом учитель формирует у детей пространственные представления, закрепляя их с помощью работы по планам, картам и глобусу (III класс). 

      Знакомство с взаимоотношениями человека и природы, с использованием природы в хозяйственной деятельности населения, с сезонным трудом сельского и городского населения способствует воспитанию учащихся в духе уважения к труду и людям труда. В свою очередь, это является основой психологической подготовки детей к посильному общественно полезному труду и будущей деятельности. 

      Изучение природы в младших классах предоставляет учителю богатые возможности для эстетического воспитания детей. Во время любой экскурсии он должен обращать внимание школьников на красоту леса, поля, луга, заката солнца, пение птиц, шум леса и т. д.

      В начальных классах прививаются также практические навыки в обращении с термометром, компасом, в проведении простейших опытов. 

      Видное место в изучении природоведения занимают вопросы охраны природы и мероприятия по непосредственному участию детей в этом важном деле. Главная задача — подвести учащихся к пониманию необходимости охраны природы. Октябрятам можно посоветовать взять шефство над зелеными насаждениями в сквере, на улице, в парке, на пришкольном участке, организовать патрули друзей природы. Это приучит детей к бережному и заботливому отношению к зеленым насаждениям. 

      Итак, начальное природоведение должно заложить основы материалистического понимания явлений природы, дать детям конкретные сведения о самых обычных реальных предметах и явлениях окружающего мира, доступно объяснить простейшие связи между отдельными природными явлениями и причины изменяемости последних, на ярких примерах показать, как человек использует силы и богатства природы в интересах общества, ведет работу по охране природы. 

      

      § 2. Предмет и задачи методики преподавания природоведения 

      Методика преподавания природоведения включает анализ содержания курса природоведения по классам в соответствии с возрастными особенностями детей и их подготовкой. Задача методики— отбор форм, методов и приемов сообщения детям содержания курса. Методика отвечает на вопрос, как наилучшим способом донести до школьников содержание того или иного материала. 

      Методика природоведения, как и всякая методика обучения, опирается на принципы дидактики, психологические закономерности усвоения детьми новых знаний, содержание курсов природоведения в предыдущих классах. 

      Методика преподавания природоведения относится к циклу педагогических наук. Будущему учителю необходимо четко представлять себе содержание курса природоведения в начальных классах, основные формы, методы и приемы обучения детей этому предмету. 

      Необходимо усвоить, как общие дидактические принципы, изучаемые в педагогике, применяют непосредственно на уроках 

      природоведения в зависимости от цели урока, объема изучаемого материала, особенностей усвоения его школьниками. 

      Чтобы будущие учителя могли осуществлять задачи, которые стоят перед начальной школой в области естественнонаучного образования, они должны хорошо знать программы по природоведению, содержание учебников, их идеи и принципы построения: уметь осуществлять в процессе преподавания задачи коммунистического воспитания, общего развития детей и их политехнической и трудовой подготовки; владеть всем многообразием форм, методов и методических приемов преподавания; уметь организовать и вести разнообразную внеклассную природоведческую работу. 

      

      § 3. Из истории развития преподавания природоведения в начальной школе 

      В этом параграфе мы кратко остановимся на истории развития обучения естествознанию и географии в дореволюционной и советской начальной школе, выделим отдельных методистов и познакомимся с их взглядами на преподавание природоведческих дисциплин (естествознания, географии, природоведения). 

      Ушинский Константин Дмитриевич (1824 — 1870) — крупнейший методист и педагог в области начального обучения. Он придавал большое значение изучению естествознания и географии в начальных школах для развития логического мышления и языка младших школьников. Он считал, что обучение детей должно строиться не на словесной основе, а на основе впечатлений, полученных ими непосредственно из окружающего мира. 

      К. Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение дает детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. 

      К. Д. Ушинский подчеркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развертывает свою деятельность, используя ее в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет ее служить себе. «Естественные науки, — писал он, — во всем их объеме представляют собою эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». 

      «До тех же пор, — указывал К. Д. Ушинский, — покуда мы не знаем своей родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые предоставляют нам природа и население кашей страны, и будем бедны, потому что невежественны». 

      Взгляды К. Д. Ушинского на изучение географии и естествознания в начальных классах раскрыты им в книгах «Родное слово» и «Детский мир», предназначенных для чтения младшими школьниками, а также в «Родном слове» — книге для учащих и в предисловии к учебнику «Детский мир». Так, в начале книги для II класса «Родное слово», в разделе «Вокруг да около», помещены планы класса, дома, двора с садом и огородом. В книге для учащих К Д. Ушинский выделяет специальную главу «Изучение окрестности», в которой указывает, как надо учить детей, читать и чертить планы, как постепенно, расширяя кругозор учеников, подходить к изучению окружающей школу местности. В «Родном слове» (для второго года обучения) даются статьи, содержащие элементы географии и естествознания: «Времена года», «Как человек ездит по земле», «Город», «Путешествие воды» и др. К. Д. Ушинский подчеркивал, что «если ученье не хочет быть сухим, отвлеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы развивать дитя во всей его живой, гармонической природной целости, то не должно никогда терять из виду места и времени»2. 

      В книгу «Детский мир» внесено еще больше элементов географии и естествознания. Дети знакомятся с временами года, им даются понятия о разной продолжительности дня и ночи, указывается на разную высоту солнца над горизонтом по временам года. К. Д. Ушинский не только описывает разные географические и естествоведческие факты и явления, но и дает их истолкование, например, в статьях «Вода», «Воздух», «Путешествие воды», «Дождь», «Роса, иней, снег и град», «Поваренная соль» и др. 

      Рассказ о земном шаре автор начинает с рассмотрения горизонта, постепенно сообщая ребятам новые физико-географические снедения (статьи и рассказы «Вблизи и вдали», «Земля», «Глобус», «Христофор Колумб», «Магеллан» и др.). 

      «Детский мир» был первым пособием по географии, которое коренным образом отличалось от всех существовавших до него учебников. Язык книги был доступен для детей младшего школьного возраста, изложение просто и увлекательно, материал ясен и понятен. Умелый отбор фактического материала и географических названий, даваемый с правильным научным объяснением, отличал учебники К. Д. Ушинского от учебников других авторов, к которым он относился критически. 

      Основную задачу своей книги К. Д. Ушинский видел в том, чтобы дать учащимся начальной школы в качестве материала для чтения тот цикл элементарных знаний о природе, географии и отечественной истории, которым должен овладеть каждый грамотный человек. 

      В соответствии с этим, излагая, например, сведения по естествознанию, К. Д. Ушинский группировал их так, чтобы учащиеся систематически уясняли единство строения животного и растительного мира, единство состава органической и неорганической природы и т. д. Центральной частью его книги все же оставалась задача умственного и нравственного развития детей на доступном и понятном для них материале реальной жизни, жизни природы и общества. 

      Талантливая книга К. Д. Ушинского была прогрессивным явлением в русской педагогике. 

      В методическом отношении книга К. Д. Ушинского обладает большим достоинством и разработана с исключительным педагогическим умением. Она построена на основе наглядности и систематической активизации самостоятельного мышления учащихся. По всей книге выдержан принцип расположения материала от легкого и простого к трудному и сложному, каждая отдельная статья является законченным целым, вместе с тем текст ее связан с последующим материалом. 

      Географический раздел «Детского мира» побуждал учащихся и учителей к работе с картой, картинами, другими наглядными пособиями. 

      К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость использования в преподавании природных объектов и явлений, считая, что дети должны не только понимать прочитанное о природе, но и научиться правильно рассматривать предметы природы, замечать их отличие и особенности. Учитель обязан научить детей раньше наблюдать, затем обобщать свои наблюдения и делать умозаключения. К. Д. Ушинский указывает, почему он выбрал для «Детского мира» преимущественно предметы из естественной истории, считая эти предметы самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, что и составляет главную цель чтений и рассказов. Он считал, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей» 

      «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а, напротив, — приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукой и жизнью. Вот на каком оснфвании я охотнее знакомлю дитя с хвойным лесом, с домашними животными, с самыми обыкновенными металлами, чем с электрическим угрем, тропическими колибри, с мухоловкой и другими диковинками природы, о которых дитя с удовольствием и само прочтет в какой-нибудь детской книжке»2. 

      К. Д. Ушинский считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога. 

      Наглядность понималась К. Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов, теллуриев, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в их сознании определенный образ предмета или явления. 

      Герд Александр Яковлевич (1841 — 1888) — основоположник передовой русской методики преподавания естествознания в школах России. Он боролся за возможность правильного обучения детей в начальных классах основам естественных наук, был последователем Ч. Дарвина, переводчиком его трудов и одним из первых в России воплотил в учебнике зоологии для средней школы идеи дарвинизма. 

      В своих методических высказываниях А. Я. Герд отстаивал передовые методы и приемы обучения: самостоятельные наблюдения учащихся в природе, экскурсии детей в природу, проведение лабораторных работ, предметных уроков. До настоящего времени огромное методическое значение имеет разработанная 

      А. Я. Гердом система изучения природы в начальных классах. Созданный им учебник по изучению природы для 2-го и 3-го годов обучения в начальной школе назывался «Мир божий» и состоял из двух частей: «Земля, воздух и вода» для учеников среднего отделения (2-й год обучения) и «Растения, животные и человек» для учеников старшего отделения (3-й год обучения). В предисловии к «Миру божьему» А. Я. Герд писал: «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов. Только таким путем, а никак не чтением статей, могут быть с пользой переданы знания и детям... Ученики должны под руководством учителя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и, где можно, проверять их простыми, доступными опытами» 

      В методическом пособии «Предметные уроки» для учителей начальной школы А. Я. Герд объяснял учителям, как следует работать по изучению природы в начальных классах, и обосновывал, почему необходимо сначала изучать природу неживую, а потом живую. Он писал, что целью предметных уроков, помимо развития учеников, является сообщение им правильного и цельного представления об окружающем мире, о Земле и о тех живых существах, которые обитают на Земле. В «Предметных уроках» А. Я. Герд дает образцы этих уроков с показом того, какими пособиями следует пользоваться, какие опыты и каким образом проделывать учащимся, к каким выводам они должны придти. 

      В журнале «Учитель» на протяжении ряда лет публиковались статьи А. Я. Герда, в которых ярко проявлялась его последовательная борьба с консерватизмом и идеализмом в преподавании естествознания в школе. 

      A. Я. Герд часто выступал перед учителями с лекциями, в которых показывал необходимость систематического изучения естествознания и подчеркивал связь в природе отдельных ее элементов между собой. Он развивал мысль о необходимости непосредственного общения детей с природой и в связи с этим обязательность проведения экскурсии в природу. 

      Вахтеров Василий Порфирьевич (1853 — 1924) — педагог-методист начальной школы. 

      Будучи в течение 15 лет инспектором народных училищ, В. П. Вахтеров стремился помочь учителям в работе, широко пропагандировал всеобщее обязательное начальное обучение, организовывал школы для рабочих, боролся против формализма в обучении. 

      После Великой Октябрьской социалистической революции В. П. Вахтеров работал народным учителем, занимался с учителями на различных курсах, был лектором на педагогическом факультете 2-го Московского университета. 

      B. П. Вахтеров часто выступал со статьями на педагогические темы в печати: «Спорные вопросы образования» (1907), «Предметный метод обучения» (1907), «Основы новой педагогики» (1913), «Всенародное школьное и внешкольное образование» 

      (1917) и др. 

      В своих методических взглядах он продолжал и развивал теоретические основы школьного образования К. Д. Ушинского и А. Я. Герда. 

      Особый интерес представляют его книги для чтения «Мир в рассказах для детей». Они были построены на осуществлении принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся, проведения опытов, наблюдений природных явлений, применения разнообразных методов и приемов преподавания. 

      В своем основном труде «Предметный метод обучения» (1918) он раскрывает перед учителями требования к проведению наглядного обучения, применения предметных уроков, экскурсий и уроков на воздухе, а также подчеркивает значение активности детей при обучении их в школе. Взгляды В. П. Вах-терова на преподавание естествоведческих наук в начальных классах не устарели до настоящего времени. 

      В первые годы существования молодой Советской республики для развития народного образования открылись совершенно новые перспективы. В равной степени это можно отнести и к школьному преподаванию предметов естественного цикла. В частности, география становится одним из средств воспитания человека новой эпохи, создает основы марксистско-ленинского мировоззрения. 

      Советское правительство, несмотря на тяжелые условия интервенции и борьбы с контрреволюцией, провело коренную перестройку всего народного образования страны. Была организована единая трудовая школа. Начинается период исканий лучшего содержания и обучения разным предметам в начальных классах, поиски наиболее целесообразных методов обучения. 

      Ряд лет в стране отсутствовали единые программы по начальным классам. Составлением новых программ и разработкой методических приемов обучения занимались местные отделы народного образования, учительские объединения и даже отдельные школы. 

      Отсутствие четких программных установок и прожектерские уклоны привели к недостаточности, а подчас к отсутствию настоящих географических знаний у школьников. Особенно слабой была подготовка учащихся в ориентировании по карте. 

      Положение не исправилось и при переходе к новым программам, известным под названием «программы ГУСа». Исчезли из обихода школ учебники географии, географические карты и атласы, географические хрестоматии и книги для чтения. Они были заменены «рассыпными», «лабораторными» материалами для работы по отдельным темам, «рабочими книгами» и т. д. 

      К началу 30-х годов вопрос о народном образовании приобретает особую остроту. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» внесло существенные изменения в организацию школьного обучения. Подчеркнутая постановлением необходимость дать учащимся, кончающим школу, основы географической науки подняла престиж обучения географии в школе и прекратила вредную практику распыления географического материала среди других предметов. 

      В сентябре 1932 г. последовало новое постановление партии — «Об учебных программах и режиме для начальной и средней школы», которое определило содержание обучения, организацию и методы преподавания в школе. И, наконец, постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. «О преподавании географии в начальной и средней школе» имело особенно важное, поистине историческое значение в деле преподавания географии в школе, в частности преподавания начальной географии. 

      Введение нового учебного плана, по которому во II классе отводилось 2 ч в неделю на изучение естествознания, а в III и IV классах по 4 ч в неделю на географию и естествознание; создание новых программ для начальных классов по естествознанию и географии; выход новых учебников по естествознанию М. Н. Скаткина и по географии Л. Г. Тереховой, П. Г. Терехова, В. Г. Эрдели; введение соответствующих курсов методик естествознания и географии в педагогических училищах (техникумах) — все это способствовало решению главной задачи: дальнейшему улучшению усвоения учащимися основ географических наук. 

      На уроках естествознания во II классе дети знакомились с окружающей их природой; в III классе — со строением тела человека, окружающими его природными явлениями; в IV классе изучали неживую природу. На уроках географии в III классе школьники изучали осноеы физической географии: получали представление о форме и движении Земли, об условиях жизни в жарких, холодных и умеренных странах. Дети учились работать с планом, картой, глобусом — у них развивались пространственные представления. 

      В IV классе учащиеся знакомились с географией Советского Союза, изучали «Положение СССР на земном шаре», «Картины природы и жизни населения СССР» (по природным зонам), «Общий обзор СССР» (сведения о физической географии страны, промышленности, путях сообщения), «Политический обзор СССР» (положение на карте союзных республик, народы, живущие в стране). 

      Новые программы и учебники начальных классов потребовали и иного подхода к методике работы, поэтому изменилось содержание курсов методик преподавания географии и естествознания в педагогических училищах. 

      Среди советских методистов по географии и биологии, сыгравших большую роль в развитии начального обучения этим предметам, выделяются А. А. Половинкин, К. П. Ягодовский, К. А. Сонгайло, А. А. Перроттё, М. Н. Скаткин, П. А. Завитаев и др. 

      Половинкин Александр Александрович (1887 — 1955), проф. Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, свои основные труды посвятил методике преподавания географии в средней школе. В 1939 г. им совместно с В. А. Грузинской написана и издана первая методика преподавания географии в помощь учителям, работающим в III — IV классах. В ней довольно подробно показаны пути осуществления идей активизации учащихся на уроках, раскрыта необходимость проведения экскурсий в природу для непосредственного ознакомления школьников с окружающей их местностью, обращается внимание на работу с планом и картой, на применение педагогического рисунка на уроках географии. 

      Выступая перед учителями начальных классов, А. А. Половинкин указывал на необходимость тщательной подготовки к урокам и правильного использования наглядных пособий. 

      Сонгайло Константин Антонович (1890 — 1961) — методист-географ, работавший преимущественно в области содержания и методики преподавания географии в начальных классах. 

      С 1935 г. в школах (III — IV классы) действовали составленные им программы по географии, в которых он последовательно излагал требования к изучению детьми плана и карты, проведению практических работ, экскурсий и наблюдений в классе и на местности, систематическому ознакомлению школьников с окружающей природой и жизнью населения на основе применения краеведческого принципа. 

      К. А. Сонгайло проводил очень большую и последовательную работу по созданию различных типов наглядных пособий: стенных картин и методических указаний к ним; диапозитивных серий и диафильмов по всем географическим темам III — IV классов; учебных кинофильмов и методических указаний к ним. Систематически выступая перед учителями с лекциями, он раскрывал содержание и методику работы по географии в начальных классах. В течение ряда лет К. А. Сонгайло работал преподавателем географии и методики географии в педагогических училищах, а затем в Академии педагогических наук. 

      В его основных печатных произведениях большое внимание уделяется указаниям учителю на необходимость систематически работать с планом, картой, глобусом, развивая пространственные представления у школьников. К. А. Сонгайло последовательно раскрывал содержание и методику проведения практических работ на местности и экскурсий в природу. Он постоянно подчеркивал обязательность проведения систематических наблюдений и их обобщения и подведения учащихся к определенным выводам на их основе. 

      В помощь учителям начальных классов им составлены хрестоматии («Книга для чтения по географии» (1940); «Хрестоматия для начальной школы» (1955). 

      Таким образом, вся работа К. А. Сонгайло преследовала цель дать детям знания о своей местности и на их основе сведения по географии Советского Союза, используя разнообразные наглядные пособия; привить им навыки наблюдений в природе и систематической работы с планом, картой и глобусом. 

    Александра Александровна (1880 — 1963) — методист по естествознанию в начальных классах. Она проводила большую работу с учителями, практически обучая их работе по естествознанию, вела систематические семинары в институте усовершенствования учителей, выступала на курсах и в печати с работами по методике естествознания. Работая в школах, А. А. Перротте проводила показательные уроки и различные внеклассные занятия по естествознанию в I — IV классах. Опыт своей работы и работы других учителей она обобщала, делала выводы. Ею написаны и изданы следующие труды: «Из опыта преподавания естествознания в начальной школе», «Опыт преподавания курса неживой природы в начальной школе», «Опыт работы по изучению природы в 3 классе», «Опыт изучения природы в связи с уроками русского языка в I — II классах», «Экскурсии по естествознанию в начальной школе», раздел «Естествознание в IV классе» в книге «Изучение природы в начальных классах» и т. п. Большое значение она придавала наглядным пособиям по естествознанию. Ею созданы коллекции «Известняки», «Соль», «Торф» и методические рекомендации к ним. 

      Ягодовский Константин Павлович (1877 — 1943) — автор большого количества работ по методике преподавания естествознания в начальной школе: «Уроки по естествознанию в начальной школе», «Практические занятия по естествознанию в начальной школе», «Как преподавать естествознание в начальной школе», «Живой уголок в школе и дома», «Уголки природы в начальной школе», «Практика преподавания естествознания» и др. 

      В работах К. П. Ягодовского впервые ярко и убедительно была раскрыта психологическая потребность детей младшего школьного возраста в изучении природы. Он считал, что решающим при построении системы получения знаний о природе в начальной школе должен быть методически целесообразный отбор материала для изучения, а также воспитание у учащихся навыков в обращении с конкретными фактами. 

      Итогом всей его научной деятельности является книга «Вопросы общей методики естествознания». Стремясь обосновать методику естествознания, автор требует прежде всего связывать ее с педагогикой и психологией, справедливо считая, что без общих теорий воспитания и обучения, без учета психологических и физиологических особенностей детей научно построить методику нельзя. Рассматривая вопрос об образовании понятий, автор особое внимание уделяет руководству познавательным процессом учителя в учебно-воспитательной работе, считая, что «методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательного процесса, протекающего в сознании ученика» 

      К. П. Ягодовский показывает цели и требования, которые предъявляются к содержанию материала по естествознанию в программах. Интересными являются его доводы, что естествознание надо изучать как можно раньше, ибо это является необходимой основой для изучения будущих систематических курсов. 

      1 Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания. М., 1954, с. 61. 

      В целях общего развития учащихся он считал необходимым как можно раньше создавать у детей навыки простейших обобщений, наполняя правильным содержанием слова о природе. 

      К. П. Ягодовский на конкретных примерах показывал методику образования у младших школьников первичных обобщений, основанных на небольшом числе ярких и образных представлений. Особое внимание он уделял работе учителя над общим развитием учащихся, сознательным усвоением ими изучаемого материала. 

      Завитаев Петр Алексеевич (1890 — 1970) внес существенный вклад в методику преподавания природоведения в начальных классах. В своих работах он стремился показать, как формировать природоведческие представления и понятия методами, которые свойственны естественным наукам. Разработанная им методика проведения наблюдений, опытов и экскурсий помогала создавать конкретно-чувственную основу для формирования природоведческих понятий. П. А. Завитаев наметил систему предметных уроков, определил их содержание и методику проведения («Экскурсии и предметные уроки в I — IV классах»). Много внимания он уделял занятиям на пришкольном участке («Учебно-опытный участок I — IV классов», «Труд учащихся I — IV классов на учебно-опытном участке»), где учащиеся приобретают умения и навыки по выращиванию растений. Он считал, что естествознание составляет начальную ступень политехнического обучения учащихся. 

      Успех проведения наблюдений и опытов, экскурсий и предметных уроков определяется широким применением разнообразных средств наглядности. П. А. Завитаев много работал над совершенствованием методики применения оборудования и наглядных пособий на уроках природоведения («Оборудование занятий по изучению природы в 1 — 4 классах», «Оборудование для опытов на уроках естествознания в начальных классах»). 

      Успех обучения природоведению в начальных классах связан с соответствующей подготовкой дошкольников. С этой целью в 1956 г. П. А. Завитаев проводил исследования по установлению запасов представлений и понятий о растениях и животных у учащихся первых классов. Полученные результаты показали, что, хотя и имеется весьма разнообразный в количественном и качественном отношении запас представлений и понятий о природе, запас этот, однако, недостаточен и нередко включает нечеткие, а иногда и ошибочные знания об окружающих ребенка предметах и явлениях природы. 

      Валерьяновна Екатерина Александровна (1885 — 1970) — методист по естествознанию в начальных классах. Много сил и времени она уделяла работе с учителями, подчеркивая большую роль и значение принципа наглядности при обучении естествознанию. Ею созданы «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для учеников I, II, III, IV классов, которые не утратили своего значения и в настоящее время. 

      Е. А. Валерьяновна создала ряд наглядных пособий и методических руководств к ним, в том числе диафильмов, диапозитивных серий, была консультантом учебных кинофильмов, автором ряда печатных работ в помощь учителю начальных классов. 

      Скаткин Михаил Николаевич (1900) — методист по преподаванию естествознания в начальных классах и политехнического обучения школьников; автор программ по естествознанию в начальной школе; автор учебников по природоведению для III и IV классов. Он уделяет большое внимание вопросам методики преподавания природоведения, особенно вопросам методики проведения экскурсий, ведению календарей, наблюдениям в природе, активизации познавательной деятельности учащихся, внеклассной работе по природоведению в начальных классах, путям повышения эффективности обучения. Им созданы серии наглядных пособий, таблиц, картин, коллекций, кинофильмов, а также методические указания к их применению на уроках.

{/spoilers}

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО БОТАНИКЕ - ПРИРОДОВЕДЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БОТАНИКЕ И ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - БОТАНИКА, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика