Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе (Абдуллин) 1983 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе (Абдуллин) 1983

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

© Издательство  Просвещение Москва 1983 

Авторство: Эдуард Борисович Абдуллин

Формат: DjVu, Размер файла: 2.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая. Цель и задачи музыкального обучения 

      1. Музыкально-эстетическое обоснование дели музыкального обучения 

      2. Психолого-педагогическое обоснование цели музыкального обучения 

      3. Задачи музыкального обучения 

      

      Глава вторая. Содержание музыкального обучения 

      1. Музыкальный материал 

      2. Музыкальные знания 

      3. Музыкальные умения и навыки 

      4. Межпредметные связи в содержании музыкального обучения 

      5. Взаимосвязь содержания музыкального обучения с учебным процессом 

      {spoiler=См. оглавление полностью...}

 

      Глава третья. Методы музыкального обучения 

      1. Метод музыкального обобщения 

      2. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному 

      3. Метод эмоциональной драматургии 

      4. Приемы педагогического контроля и оценка на уроке музыки 

      

      Глава четвертая. Урок музыки 

      1. Уроки введения в тему 

      2. Уроки углубления темы 

      3. Уроки обобщения темы 

      4. Заключительный урок-концерт года 

      

      Глава пятая. Дидактические принципы музыкального обучения — завершающее звено характеристики предмета «Музыка» 

      Литература 

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе (Абдуллин) 1983 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 Книга написана в соответствии с новой программой по музыке. Автор, опираясь на музыкально-педагогическую концепцию Д Б. Кабалевского, раскрывает задачи и дидактические принципы музыкального обучения, его содержание (в пределах начальной школы) и ведущие методы. 

      Особое внимание уделяется в книге организации процесса музыкального обучения. 

 

      Введение 

      Важная задача формирования духовного мира человека, развития его эстетических чувств ставится прежде всего перед общеобразовательной школой. «А где, как не в школе, — подчеркивает Ю. В. Андропов, — может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству?»1 

      Особое значение в решении этой задачи приобретает повышение эффективности преподавания дисциплин художественно-гуманитарного цикла, в том числе музыки. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» подчеркивается значение предмета «Музыка», необходимость улучшения его преподавания 2. 

      Результаты преподавания музыки в школе зависят от многих причин, среди которых одной из важнейших является теоретическая разработанность вопросов музыкальной педагогики. А теория, в свою очередь, не может не опираться на живую практику преподавания музыки в школе. Именно так происходил процесс создания новой системы музыкального обучения, формировалась основанная на ней новая программа по музыке для I — VII классов. Программа утверждена Министерством просвещения РСФСР, одобрена Министерством просвещения СССР, Академией педагогических наук СССР, Союзом композиторов СССР. 

      В настоящем пособии делается попытка рассмотреть музыкально-педагогическую концепцию Д. Б. Кабалевского и построенную на ее основе новую программу по музыке с позиций общей дидактики, как она трактуется в современной советской педагогике. Источником наших размышлений явилась также творческая педагогическая работа Д. Б. Кабалевского со школьниками, опыт передовых учителей, общение с ними на семинарах, совещаниях, конференциях, личный опыт работы в школе. 

      В пособии с дидактических позиций дается характеристика предмета «Музыка» — его цели, принципов, содержания, методов, урока как основной формы учебно-воспитательной работы со школьниками. Целостное дидактическое представление о предмете помогает учителю в процессе его подготовки к работе по программе. Вместе с тем оно дает возможность соотнести современные достижения музыкальной педагогики с теорией и методикой обучения по другим дисциплинам и обогатить их своим творческим опытом. 

      Особое значение придается рассмотрению цели музыкального обучения. Уже на первом этапе становления советской школы первостепенное внимание было обращено на определение цели музыкального обучения. В Уставе единой трудовой школы, в программных положениях цель музыкального обучения была максимально приближена к общей цели школы. 

      В материалах и документах по музыкальному образованию тех лет дается эстетическое обоснование роли музыкального искусства. Первые программные установки, относящиеся к общему музыкальному образованию в советской школе, подчеркивали социальную роль искусства в жизни социалистического общества, его партийную, идеологическую функцию. В них нашел выражение ленинский завет: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников п развивать их»1. Необходимость рассмотрения в школе искусства как социального явления подчеркнута в принципиальном тезисе A. В. Луначарского: «Без изучения искусства как явления социального его никак нельзя изучить вообще» 2. 

      Следует отметить, что в программных установках 20-х годов, в музыкально-педагогических трудах Б. В. Асафьева, С. Т. и B. Н. Шацких, Б. В. Яворского и других советских педагогов отмечалась особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, высокой идейной ценности классического музыкального наследия для формирования духовной культуры подрастающего поколения. Именно в 20-е годы был выдвинут тезис: музыкальное воспитание должно стать неотъемлемой частью всего коммунистического воспитания в трудовой школе. 

      Понятно, конечно, что теми скромными средствами, которыми располагала школа в первые послереволюционные годы, цель музыкального обучения, провозглашенная в программных установках, не могла быть достигнута в полном объеме. Острая нехватка педагогических кадров, отсутствие необходимых средств, единой программы и т. д. затрудняли ее реализацию. Связь музыкальных занятий с жизнью осуществлялась в основном в рамках хорового пения, а ознакомление с мировым музыкальным наследием было почти невыполнимо. 

      В 30-х годах решается задача всеобщего начального образования в стране, усиливается внимание к проблеме качества обучения в среднем звене школы, улучшаются условия обучения. В связи с этим происходят существенные изменения в практике организации музыкальных занятий- В государственных программах по музыке подчеркивается особое значение систематического усвоения музыкальных знаний и навыков, очерчивается круг педагогических требований. В методических работах все большее внимание уделяется обучающей стороне урока. В программах 40-х годов задачи формирования специальных знаний и навыков становятся доминирующими 1. 

      В 50-е и особенно в 60-е годы делается попытка связать задачи музыкального воспитания с его содержанием. Эту проблему разрабатывает в первую очередь В. Н. Шацкая. К числу важных показателей результатов обучения она относит интерес к музыке, музыкальный вкус, выделяет вопрос развития восприятия музыки. В. Н. Шацкая подчеркивает необходимость преодоления сугубо обучающего характера музыкальных занятий. Главное внимание в ее работах уделяется развитию способности слышать и эстетически переживать музыку, понимать значение ее выразительных средств. На факультативных занятиях со старшими школьниками педагог избирает тематический способ введения учащихся в сферу музыкального искусства 2. Здесь еще нет системы обобщенных музыкальных знаний, необходимых школьнику, но предложенное В. Н. Шацкой построение занятий развивалось в этом направлении. 

      Определенные достижения в организации музыкальных занятий связаны со стремлением преодолеть расчлененность урока на «разделы». Необходимо отметить деятельность Н. Л. Гродзенской, которая стремилась установить единство урока на основе ведущей роли музыкального восприятия. На ее уроках уже в начальной школе учащиеся знакомились с произведениями выдающихся композиторов-классиков: В. А. Моцарта и Л. Бетховена, М. П. Мусоргского и А. П. Бородина, С. С. Прокофьева и др.3. 

      М. А. Румер впервые предпринимает попытку рассмотреть музыкальное обучение с позиций музыкознания (выделяя элементы музыкальной речи), психологии (музыкально-слуховые, представления и элементарные музыкальные способности) и общей дидактики 4. 

      О. А. Апраксина в своих работах выдвигает проблему соотношения воспитания и образования в процессе музыкального обучения, специфического преломления на уроке музыки общевоспитательных задач. Она указывает вопросы, решение которых должно способствовать достижению цели музыкального обучения. Какая музыка может служить достижению воспитательной цели? На каких общедидактических и специальных принципах должно строиться музыкальное обучение? Что должно обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса? На какой основе будет осуществляться связь уроков музыки с общим развитием учащихся, связь музыки с жизнью? Какие методы должны обеспечить активность школьников на уроке? Какие требования должна предъявлять музыкальная педагогика к учителю с учетом названных вопросов?1 

      В 70-е годы становится особенно ясной необходимость создания педагогической концепции, которая бы давала определенное направление формированию музыкальной культуры школьников, соответствующей основным принципам ее развития в условиях социалистического общества. 

      Такая музыкально-педагогическая концепция была создана Д. Б- Кабалевским и получила свое воплощение прежде всего в «Основных принципах и методах программы по музыке для общеобразовательной школы» — статье, предваряющей разработанную под его руководством новую программу по музыке, где она наиболее полно реализована, а также в ряде книг, в других статьях и многочисленных выступлениях. 

      Концепция Д. Б. Кабалевского исходит из музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с жизнью. Выполняя эстетическую, воспитательную и познавательную функции, музыкальное искусство вместе с тем составляет неотъемлемую часть самой жизни. Д. Б. Кабалевский пишет: «Искусство неразрывно связано с жизнью, искусство всегда часть жизни»2. Он подчеркивает, что «искусство, созданное человеком, создается им о человеке и для человека — в этом принципиальный смысл связи музыки и жизни... Именно поэтому искусство всегда обогащало и одухотворяло идейный мир людей, укрепляло их мировоззрение, умножало силы. Оно всегда обнаруживало себя как действенное оружие в идейной и политической борьбе»3. 

      Руководящим принципом музыкального развития школьников, осуществляемого на основе нового содержания обучения, стало постепенное, все более широкое и глубокое раскрытие связей между музыкой и жизнью. 

      Данный подход призван связать процесс обучения музыке в неразрывное целое с общим процессом развития музыкальной культуры в нашем обществе. Это вызвало необходимость построения принципиально новой системы музыкальных занятий, что нашло свое выражение в новой школьной программе. 

      В музыкальной педагогике ранее ставилась задача приобщения детей к музыкальному искусству, привития школьникам интереса к музыке, формирования у них определенных художественных умений и навыков. Д. Б. Кабалевский выдвигает цель: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении. Композитор видит огромную силу музыки в ее способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские и юношеские годы, и потому рассматривает музыкальное воспитание как ничем не заменимое средство формирования мировоззрения школьников. 

      Данная система характеризуется прежде всего тем, что в ней по-новому раскрыта общественная функция музыкального воспитания школьников. Музыкальное воспитание детей есть основа музыкальной культуры народа, и «попытка дальнейшего развития музыкальной культуры в стране при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента!»1. 

      В соответствии с пониманием особой воспитательной роли музыкального искусства в формировании духовной культуры школьника в программе значительно увеличилось количество произведений народной, классической, современной музыки. Многолетний опыт общения с детьми убедил Д. Б. Кабалевского в том, что многие произведения музыкальной классики вполне доступны школьникам, способны оказать на них огромное нравственное воздействие. Он считает, что на современном этапе развития советской школы ленинский тезис о том, что «настоящее великое искусство должно стать достоянием всего народа», может быть в полной мере адресован подрастающему поколению 2. 

      С особой остротой ставится проблема интереса, увлеченности как фундаментальная проблема не только музыкальной, но и общей педагогики школы. Как художник Д. Б. Кабалевский нетерпимо относится к любым проявлениям формального. обучения школьников музыке. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено прежде всего на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей к музыке. В противном случае этот процесс может принести музыкальному воспитанию больше вреда, нежели пользы. 

      Школьникам на уроке музыки нужно учиться, в частности, прилагать усилия к достижению более высоких художественных результатов в исполнении музыки. Но процесс духовного познания музыки — это деятельность эстетически окрашенная, она должна прежде всего приносить радость при живом соприкосновении с искусством. Выполнение технических заданий, непосредственно не связанных с художественной образностью музыкальных произведений, чуждо уроку музыки. Проблема построения занятий в большой мере связана с тем, как учитель увлечет искусством своих воспитанников. «Учитель музыки, — отмечает Д. Б. Кабалевский, — всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпима она на уроке искусства». Проблема интереса, увлеченности поднимается до уровня основополагающего принципа музыкальной педагогики.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика