Учебно-наглядные пособия по математике - Сборник статей (Пышкало) 1965  год

Скачать Советский учебник

Учебно-наглядные пособия по математике - Сборник статей (Пышкало) 1965

Назначение: Сборник статей составлен по материалам Программно-методического управления Министерства просвещения РСФСР

Настоящий имеет информационно-методическое назначение.
В каждой статье дается краткое описание конструкции или содержания учебно-наглядного пособия (прибора, таблицы, диафильма, кинофильма), сопровождаемое рисунками, а также некоторые рекомендации по использованию этих пособий в школе. Все описываемые пособия рассмотрены комиссией Учебно-методического совета и Бюро по делам рационализации и изобретательства Министерства просвещения РСФСР и рекомендованы для использования в школе. В составлении сборника принял участие инженер БРИЗа МП РСФСР Е. Г. Гаврилов.

© "Просвещение" Москва 1965

Авторство: Редактор и составитель А.М. Пышкало

Формат: PDF Размер файла: 15.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

А. М. Пышкало — Проблемы создания и применения учебно-наглядных пособий по математике 3

II. Модели, приборы, инструменты

Планиметрия

А. Г. Парджанадзе — Учебный треугольник 28

М. М. Лиман — Простейший биссектор 29

М. Н. Трубецкой — Универсальный центроискатель 30

М. М. Лиман — Прибор для измерения и построения углов 32

М. Н. Трубецкой — Динамическое приспособление для демонстрации взаимного положения двух окружностей 34

М. М. Лиман — Прибор, основанный на свойствах равнобедренного треугольника 38

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Г. И. Кабанов — Пропорциональный циркуль и его использование на уроке 41

//. Ф. Тесленко — Прибор для демонстрации преобразования гомотетии 46

Г. В. Дементьев — Приборы, иллюстрирующие возможные приложения геометрии при конструировании 49

Стереометрия

И. Б. Вейцман — Стереометрический комплект для восьмилетней школы 52

В. А. Попова — Простейшие модели геометрических тел 56

В. С. Проценко — Набор моделей геометрических тел 58

И. К. Середа — Индивидуальное ученическое пособие по стереометрии 64

Арифметика

В. П. Казанский — Модели для устного счета. 71

А. И. Брянцев — Прибор для иллюстрации обыкновенных дробей 75

В. А. Зотов, В. П. Казанский — Прибор для иллюстрации кратного изменения десятичной дроби 77

Алгебра, тригонометрия

В. П. Дзондэа — Прибор для иллюстрации графиков функций 80

А. М. Пышкало — Наглядное пособие, иллюстрирующее изменение графика функции у = kf (х) в зависимости от значения k 85

В. И. Тиховодов — Модель для иллюстрации свойств функций 86

И. С. Александровский — Координатная доска для индивидуального пользования 87

И. Н. Калинин, А. В. Андреев — Электрифицированная демонстрационная логарифмическая линейка 92

Д. В. Ездаков — Тригонометр 95

III. Таблицы и плакаты

С. А. Пономарев — Таблицы по геометрии 98

И. Б. Вейцман — Таблицы и плакаты в преподавании геометрии 116

В. П. Казанский — Таблицы-задания для изучения приближенных вычислений в школе 133

О. С. Шрамко — Подвижные таблицы по алгебре для VI—VIII классов ! %

/О. Я. Макарычев — Таблицы-задания по изучению свойств функций в восьмилетней школе НЗ

IV. Кинофильмы

А. Л1. Пышкало — «Прямоугольная система координат» и «Счетная техника»

Р. 3. Ляндрес — «Графическое решение уравнений и систем уравнений». Фрагменты 164

К. С. Барыбин — «Гомотетия». 168

И. Б. Вейцман — «Переменная и ее предел. Функция. Предел функций» 173

А. М. Пышкало — Фильмы-фрагменты, посвященные формированию геометрических понятий и пространственных представлений 180

И. Б, Вейцман — «Начала стереометрии» 191

V. Диафильмы

Ю. Н. Макарычев, А. М. Пышкало — «Графическое решение уравнений и систем уравнений» 196

В. С. Семаков — «Геометрический материал в курсе арифметики» 199

А. П. Громов — «Измерения на местности в курсе геометрии восьмилетней школы» 200

В. С. Семаков — «Стереометрический материал в курсе геометрии» 203

Т. Д. Кабзон — «Углы» и «Сечение многогранников плоскостью» 205

В. С. Семаков — «Практическое применение геометрии». 211

VI. Приложения

А. М. Пышкало — Справочные материалы и библиография по вопросам создания и использования учебно-наглядных пособий по математике 214

£. Г. Гаврилов — О новом порядке оформления и рассмотрения заявок на изобретения и рационализаторские предложения 228

Скачать бесплатный учебник СССР - Учебно-наглядные пособия по математике - Сборник статей (Пышкало) 1965 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

I. ВВЕДЕНИЕ

Л. М. Пышкало

Москва

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Решение разнообразных вопросов, связанных с перестройкой системы образования, вызвало интенсивную деятельность большого числа учителей, методистов, ученых-математиков в направлении критического анализа и пересмотра содержания методов математического образования и воспитания учащихся. В ходе этой работы, особенно в ходе экспериментальных исследований, проводимых научно-исследовательскими институтами Академии педагогических наук РСФСР, кафедрами университетов, кафедрами математики педагогических институтов в Москве, Новосибирске и других городах, выявляются большие возможности и резервы, которые позволят уже в ближайшем будущем говорить о заметном повышении уровня математической культуры выпускников школы. Эти резервы скрыты не только в изменении содержания школьного курса математики и его структуры, но и в новых формах и методах преподавания.

Передовой опыт лучших преподавателей математики, получивший широкое распространение в ряде областей РСФСР, показывает возросшую роль специально подготовленных учителем (для каждого урока, темы, раздела) дидактических материалов (карточки, плакаты и др.).

Характерной чертой пособий подобного типа является тщательная продуманность системы отобранных упражнений, обеспечивающей максимум возможностей для активной мыслительной деятельности учащихся, возможность самостоятельного овладения знаниями, возможность осуществления индивидуального подхода при обучении. Большое значение в процессе создания и использования такого рода пособий имеет правильное истолкование принципа наглядности, понимание специфики его применения в процессе формирования абстрактных математических понятий.

Стремление максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся сказалось и на заметном усилении дидактической направленности таких наглядных пособий, как таблиц, диафильмов, кинофильмов и даже приборов. Многие из них уже теперь правильнее назвать дидактическим материалом, а не наглядным пособием в традиционном смысле этого слова. Описание некоторых из них, например таблиц-заданий по алгебре, таблиц-заданий по геометрии, диафильмов, читатель найдет в статьях И. Б. Вейцмана, В. К. Семакова, В. П. Курского, Ю. Н. Макарычева и в других статьях настоящего сборника.

Однако проблема применения наглядности в обучении математике, несмотря на устоявшиеся традиции, принадлежит к таким, в которых еще нет полной ясности.

Обширный и многолетний опыт по созданию и использованию различных наглядных пособий, его обобщение в большом числе печатных работ (в центральной и местной печати), наблюдение большого числа уроков, на которых применяются эти пособия, убеждают в том, что часто имеет место неправильные толкования принципа наглядности и его специфики, определяемой особенностями изучаемых математических объектов.

Наиболее типичным в этом отношении является механический перенос в старшие классы форм, методов применения наглядности, имеющих место в начальных классах школы, в которых еще не ставится вопрос о формировании научных математических понятий.

Узкое толкование наглядности проявляет себя в тенденции сопровождать весь систематический курс математики приборами, моделями.

Инспектора, методисты, администрация школ требуют от учителя систематического применения наглядности на каждом уроке математики. По крайней мере «оценка» урока снижается, если на нем не оказалось ни одного наглядного пособия (чертеж, график, часто не считаются наглядными пособиями).

Влияние этих и других факторов приводит к тому, что учителя изготовляют большое число самодельных пособий, обладающих сомнительными дидактическими качествами. Часто, например, можно встретить самодельные наборы моделей и приборов, которые служат для иллюстрации всех предложений курса планиметрии на протяжении почти четырех лет его изучения1. То же самое относится и к наборам моделей по курсу стереометрии.

Не требуется специального исследования для того, чтобы утверждать, что непрерывное и продолжительное использование материальных (конкретных вещей) моделей довольно быстро перестает содействовать формированию правильных математических представ

1 На протяжении 1961 —1964 гг. в БРИЗ МП РСФСР пришло около 30 предложений с описанием подобных наборов и «комбайнов», заменяющих такие наборы.

лений и понятий. Более того, начинает серьезно тормозить этот процесс и в конечном итоге приводит к результатам, противоположным ожидаемым.

Поэтому возникает насущная необходимость научно обоснованно решить вопрос о месте и роли наглядности в процессе обучения математике на отдельных этапах.

Для полного ответа на поставленный вопрос следует решить в первую очередь следующие проблемы:

1) теоретические, 2) методическиеи 3) техни- к о-к о нстр у ктор с кие.

1. В процессе решения теоретических проблем выявляются два направления: определение психолого-педагогической роли наглядных пособий и их дидактической роли.

В результате использования модели вырабатываются представления, являющиеся основой для формирования понятий. Это использование часто понимается узко и односторонне— только как работа с материальной моделью. Однако совершенно очевидно, что в математике модель мы должны понимать шире и чаще всего как объект более низкой ступени абстракции по отношению к следующему объекту, более высокой степени абстракции. В процессе формирования научных математических понятий ученик постепенно поднимается на следующую, более высокую ступень, а поэтому должны изменяться и формы и характер применения наглядности.

Так, например, в процессе формирования и расширения понятия числа можно пронаблюдать изменение характера модели как средства наглядности.

Конкретная вещь является моделью, используемой в начальных классах при формировании понятия натурального числа (палочки, флажки, треугольники и т. д.). На более высоком этапе, при ознакомлении учащихся с буквенными выражениями, в качестве модели уже начинает выступать само число. Очевидно, что и буква может служить моделью по отношению к более абстрактным и общим понятиям математики. Аналогичную цепь ступеней наглядности можно проследить и в геометрии:

Вещь -> геометрическая модель -* чертеж -» пространственное представление, воображение.

В этом смысле моделью является и числовой луч, и график, и алгебраическое выражение.

Можно предположить, что привлечение в качестве средства наглядности модели, соответствующей не предшествующему, а более низкому уровню абстракции («перепрыгивания» через ступень «вниз» или «вверх»), окажется бесполезным в любом случае.

Если учащиеся хорошо усваивают весь материал, то использование наглядности оказывается просто ненужным, а в случае, когда не справляются с усвоением материала, привлечение наглядности низкой ступени не обеспечивает им возможности преодолеть трудности понимания этого материала.

Дидактическая роль наглядных пособий — обеспечить усвоение учащимися математических знаний. При этом наглядные пособия, например таблицы, диафильмы, фильмы, используются не только (и не столько) как иллюстрации, но и как содержательный дидактический материал для обеспечения активной познавательной деятельности учащихся. Роль, которую играет система наглядных пособий по математике, еще нуждается в исследовании.

2. Основной методической проблемой следует считать выяснение норм использования разнообразных средств наглядности в педагогическом процессе. Известны, например, случаи «вредного» влияния моделей в их материальной реализации, но где лежит эта «норма» в отношении таких моделей, как графики, чертежи и т. д. Можно говорить о недостаточном использовании в процессе обучения алгебре, например, графиков, но где «потолок» этого использования?! Или, например, мы совершенно не знаем когда, начиная с какого момента представления могли бы стать действительно моделью для формирования пространственного воображения. Упомянутые вопросы ждут своего научного обоснования.

Другой методической проблемой является проблема рационального применения разработанной (вернее, разрабатываемой) системы средств наглядности для достижения целей обучения.

Известно, например, что модель (или другое наглядное пособие) можно применить до или после формального изучения математического вопроса. В каком случае мы получим лучший эффект? Для каждого пособия этот вопрос требует самостоятельного ответа.

Сложным в методическом отношении является определение моментов, когда учитель вынужден обращаться к самой низкой ступени (форме) наглядности. Часто говорят о бесполезности наглядности или о ее вредном влиянии, что, по-видимому, связано с «перескоком» на самый низкий уровень (обращение к материальной модели). Такой перескок служит помехой образования и использования в дальнейшем процессе познания модели следующей, более высокой ступени абстракции. Без четкого ответа на подобные вопросы затруднено применение принципа наглядности в обучении математике.

Важной методической проблемой является разработка педагогических требований как к отдельным пособиям, так и к их системе.

3. Техник о-к о нстр у кт и в ные проблемы. Развитие кино, телевидения, появление новых материалов открывают большие возможности для создания средств обучения, среди которых учебно-наглядные пособия, несомненно, сохранят серьезное значение. Поэтому особым направлением исследований являются разнообразные технике-конструктивные проблемы.

Упомянутые выше проблемы выявляются в процессе изучения творческой деятельности большого числа учителей, методистов, преподавателей педагогических вузов и студентов, работающих

над созданием и использованием учебно-наглядных пособий по математике. Многие из авторов статей настоящего информационнометодического сборника в практическом плане участвуют в решении некоторых из указанных проблем (в частности, технике-конструктивных).

Интересен, например, опыт работы студенческого кружка по конструированию и созданию наглядных пособий. Кружок проводит работу под руководством преподавателя Курского педагогического института В. П. Казанского. Темы для творческих работ студентов берутся из аннотированного темника, опубликованного в журнале «Математика в школе», № 2, 1964 г.1. Результаты работы студентов находят применение в школах г. Курска й частично рекомендованы Программно-методическим управлением Министерства просвещения РСФСР для использования в широкой практике обучения. Опыт этой работы нашел свое отражение в статьях В. П. Казанского и В. А. Зотова.

Как мы упоминали выше, важным вопросом является разработка е д и н о й системы учебно-наглядных пособий, где было бы обоснованно отобрано их минимальное число. В настоящей статье мы предлагаем вниманию читателей материалы, которые, на наш взгляд, могут лечь в основу создания такой системы.

В них содержится перечень учебн о-н аглядны х пособий по всему курсу математики; указаны не только новые пособия, но целый ряд уже известных, получивших в самых различных вариантах широкое распространение в школьной практике. Эти материалы по отдельным частям рассматривались УМСом и Программно-методическим управлением МП РСФСР и были рекомендованы для использования. Однако нам представляется возможным обратить внимание на необходимость усовершенствования предлагаемой системы и отдельных пособий как в техническом, так и в методическом отношениях. Это может быть связано как с совершенствованием методики преподавания математики в школе, с изменением содержания, так и с неограниченными возможностями использования новых материалов и последних достижений техники при разработке учебно-наглядных пособий.

Перечень учебно-наглядных пособий по математике

Восьмилетняя школа. V — VIII классы Арифметика и алгебра

А. Модели, приборы, таблицы, инструменты

1. Серия таблиц-заданий по арифметике. Таблицы служат для использования при формировании основных понятии и навыков в процессе изучения систематического курса арифметики. Таблицы могут быть выполнены со сменными и подвижными деталями.

1 Этот материал был опубликован в сборнике «Наглядные пособия по математике», М., Учпедгиз, 1962, в статье А. М. Пышкало.

2. Комплект моделей ткал измерительных приборов. Навыки чтения шкал измерительных приборов важны для подготовки школьников к производственному труду и при изучении большого числа вопросов курса математики, физики, химии. Шкалы могут быть выполнены в виде моделей-макетов с подвижными стрелками или указателями, а также в виде таблиц со сменными и подвижными деталями.

3. Комплект моделей и приборов для изучения вопросов измерения длин, площадей и объемов. Эталоны мер длины, площади, объема. Этот комплект включает набор моделей геометрических фигур и тел для проведения практических работ в курсе арифметики и геометрии. В курсе арифметики практическим путем изучается большой геометрический материал. Многие вычислительные примеры и задачи построены на этом материале, например определение периметров и площадей геометрических фигур, вычисление поверхностей и объемов и т. п.

С целью упражнения учащихся в узнавании отдельных геометрических образов и фигур, а также обучения их проведению необходимых построений и измерений желательно иметь в классе комплекты плоских геометрических фигур и геометрических тел небольших размеров, которые учитель сможет раздавать учащимся для выполнения указанных выше практических работ.

В курсе геометрии практическим путем производится вычисление поверхностей и объемов геометрических тел: призм, пирамид, конусов, цилиндров, шаров.

4. * Наглядные пособия, иллюстрирующие образование дробей, преобразование их и действия с ними. Во многих случаях пятиклассники испытывают трудности при изучении действий над дробными числами. Эти трудности связаны с непониманием природы происхождения дробных чисел, существа их преобразований и качественных особенностей действий над ними. Наглядные пособия должны помочь преодолеть эти трудности. Пособия могут быть выполнены в виде таблиц или приборов.

5* Ученическая счетная линейка. Индивидуальная счетная линейка для учащихся восьмилетней школы более простая, чем логарифмическая линейка. Она может также содержать шкалы арифметической линейки.

6. Серия таблиц, иллюстрирующих выполнение действий при помощи счетной линейки. Для изучения линейки желательно иметь таблицы, иллюстрирующие приемы выполнения действий на линейке. При создании таблиц следует учитывать особенности ее изучения в восьмилетпей школе.

7. Справочные таблицы по математике. Таблицы, содержащие справочный материал, необходимый для проведения уроков по математике в восьмилетней школе.

8*. Серия таблиц-заданий для изучения свойств функций. Таблицы должны иллюстрировать основные вопросы, возникающие при изучении функции в восьмилетней школе; содержать материал, необходимый для усвоения изучаемых свойств функций и «чтения» этих свойств по графику, и т. д.

9*. Координатная доска с приспособлениями для иллюстрации свойств функций, построения их графиков и приемов графического решения уравнений. Доска должна быть максимально проста по устройству и позволять, в частности, иллюстрировать графическое решение уравнений и систем уравнений в курсе восьмилетней школы.

10*. Таблицы и приборы для изучения действий над рациональными числами. Наглядные пособия для общеклассного пользования должны облегчить учащимся понимание и усвоение действий над рациональными числами.

Для иллюстрации сложения и умножения рациональных чисел в пособиях желательно использовать числовую ось. Необходимо также продумать вопрос об иллюстрации обратных действий — вычитания и деления.

* В дальнейшем звездочкой отмечаются только те пособия, которые известны в практике школы, выпущены или готовятся к выпуску.

//*. Таблицы для устного счета на уроках алгебры в V!—VIII классах. В процессе обучения алгебре, особенно при приведении подобных членов, изучении формул сокращенного умножения и деления, а также при изучении раздела «Алгебраические дроби», большое значение имеют устные вычисления.

Существенную помощь для проведения устного счета на уроках алгебры могут оказать специальные таблицы общеклассного пользования. Эти таблицы желательно составить так, чтобы учитель мог организовать с их помощью решение примеров, в которых были бы использованы законы арифметических действий, правила порядка выполнения действий, перемены знаков перед дробью и перед одним из членов дроби и др.

Таблицы могут быть электрифицированными, с подвижными и сменными деталями.

Б. Диафильмы

1. «Образование и преобразование дробей» — 1 часть. Диафильм предназначен для использования в V—VI классах в процессе формирования понятия дробного числа.

2. «Диаграммы» — 2 части. Диафильм рассчитан для использования в V классе при изучении вопроса о построении прямоугольных и секторных диаграмм.

3*. «Меры и метрическая система мер» — 1 часть. Диафильм рассчитан для использования в V классах при изучении метрической системы мер и мер времени.

4. «Задачи на движение» — 1 часть. В диафильме иллюстрируются такие понятия, как скорость, время, движение, путь, и зависимость между этими величинами; рассматриваются наиболее типичные задачи «на движение».

5. «Четырехзначные математические таблицы в курсе математики восьмилетие й школы» — 1 часть. Диафильм рассчитан для использования в VII—VIII классах в связи с изучением таблицы квадратов чисел, таблицы квадратных корней, таблицы тригонометрических функций, таблицы кубов чисел.

6. «Счетная линейка в восьмилетней школе» — 1 часть. Диафильм рассчитан для использования в VIII классе при изучении шкал линейки и выполнения арифметических действий.

7*. «Система координат и простейшие графики» — 1 часть. Диафильм рассчитан для использования в VII—VIII классах в связи с изучением темы «Координаты и простейшие графики» и построения графиков пропорциональных зависимостей и квадратного трехчлена.

8*. «Геометрический материал в курсе арифметики V класса» — 1 часть.

9. «Изображение чисел отрезками и точками» — 1 часть. Диафильм рассчитан для использования в V—VI классах.

В. Кинофильмы

/♦. «Измерение величин» — 2 части. Звуковой. Фильм рассчитан для использования в VI—VIII классах в связи с изучением вопросов, связанных с геометрическими величинами (длина, площадь, объем).

2*. «Задачи на движение» — 2 части. Звуковой. Фильм, в котором должны быть иллюстрированы понятия «скорость», «движение», «время», «путь» и зависимость между ними. В нем иллюстрируется несколько основных видов задач на движение. Фильм предназначен для использования в V—VI классах на уроках арифметики.

3*. «Система координат и простейшие графики» — 2 части. Звуковой. В фильме иллюстрируются основные понятия системы координат. За-

Примечания:

1. Модели и образцы представлять одновременно с заявкой не следует. При необходимости они могут быть затребованы Комитетом.

2. Для специальных предприятии или организаций указываются только те сведения, которые допустимы в открытой переписке.

3. Заявление заполняется на пишущей машинке или разборчиво чернилами.

4. Если заявка составлена на иностранном языке или языке народностей СССР, то к ней должен быть приложен полный, надлежаще заверенный (для иностранцев Всесоюзной торговой палатой) перевод на русский язык.

Требования к описанию

Описание изобретения с формулировкой предмета изобретения (формула изобретения) является основным документом заявки. В описании, формулировке предмета изобретения и в чертежах раскрывается сущность изобретения, а именно эти документы рассматриваются экспертами при решении вопроса о выдаче авторского свидетельства. От того, насколько ясно и точно составлено описание, зависит, поймет ли правильно эксперт существо заявки.

Изобретение должно быть описано таким образом, чтобы его можно было отличить от всего того, что уже было известно в данной области. Описание и формула изобретения должны полностью характеризовать особенности предлагаемого устройства, пояснять его действие и показывать, где оно может быть применено.

Описание должно быть составлено четко и ясно и написано грамотно, чтобы из него можно было понять сущность предполагаемого изобретения. В описании желательно указать наилучший, по мнению заявителя, способ осуществления изобретения.

Описание предполагаемого изобретения должно включать:

1) название предполагаемого изобретения;

2) вводную часть;

3) перечень фигур на чертежах;

4) детальное описание изобретения;

5) формулу изобретения.

Название должно быть точным, кратким и конкретным и соответствовать сущности изобретения. Оно не должно носить абстрактного характера или выражаться условным символом.

Название изобретения в описании должно совпадать с названием, указанным в заявлении о выдаче авторского свидетельства. Если заявитель ходатайствует о присвоении изобретению имени автора или какого-либо специального названия, то присваиваемое имя или название указывается в описании.

Вводная часть должна начинаться с указания, к какой отрасли народного хозяйства или области техники относится предполагаемое изобретение и где оно может быть применено; указывается, какое известное устройство, способ или вещество предполагаемое изобретение усовершенствует, какие пробелы оно предназначено восполнить или конкретные недостатки известного исправить; какие цели достигаются или какие задачи разрешаются в результате применения предполагаемого изобретения.

В вводной части описания не следует делать ссылки на чертежи.

После вводной части в описании должен быть приведен перечень всех изображений на чертеже с кратким пояснением, что показано на каждом из них. При этом к каждой фигуре должно быть дано отдельное пояснение. На фигурах следует обозначить арабскими цифрами все существенные узлы и детали, которые упоминаются в тексте описания.

Детальное описание устройства изобретения должно показывать его в статическом состоянии и содержать характеристику конструкции или схемы устройства (электрическая, кинематическая, энергетическая и пр.), перечисление основных узлов и важных деталей с указанием их назначения и взаимодействия.

Изобретение следует описывать как сочетание новых и известных узлов, деталей и их взаимосвязей. Упоминаемые в описании связи между известными и новыми узлами, деталями или частями устройства должны быть показаны на чертежах или схемах.

После описания устройства необходимо показать его действие (работу) или способ пользования им, ссылаясь на цифровые обозначения на чертежах.

Детальное описание способа (технологии) должно содержать: перечисление приемов (операций) способа, указание, в какой последовательности, при каких режимах (температуры, давления и т. п.) эти приемы осуществляются. В описании способа следует привести конкретные примеры его осуществления, а также сведения о результатах опытной проверки, если она проводилась.

Описание вещества должно содержать характеристику и перечисление его ингредиентов (состав вещества), а также указать предельные процентные соотношения ингредиентов (от до ).

Кроме того, необходимо указать физическое состояние и качество этих ингредиентов в исходном виде.

К описанию вещества следует приложить документальное подтверждение возможности его получения и сведения о результатах его испытания, подтверждающие свойства вещества.

Примечание. На вещества, полученные химическим путем, авторские свидетельства и патенты не выдаются.

В описаниях предполагаемых изобретений, существо которых заключается в применении известных устройств, способов или веществ по новому назначению, следует указать, какие задачи в новой области они выполняют и какой при этом получается новый положительный эффект.

В тексте описания следует привести ссылки на цифровые обозначения всех упоминаемых деталей и узлов, показанных на чертежах, а также, если это имеет значение, характерные размеры. Цифровые обозначения соответствующих частей, узлов или деталей проставляются по мере их упоминания в возрастающем порядке, начиная с единицы. Этими же цифрами должны быть помечены части, узлы или детали на чертежах.

Описание следует заканчивать формулой изобретения, т. е. кратким описанием существа изобретения, сделанным по установленным правилам и характеризующим объем изобретения, его новизну и цель.

Формула изобретения должна содержать: наименование изобретения; признаки, характеризующие уже известные элементы изобретения; цель изобретения; отличительные признаки, т. е. новые (по мнению заявителя), характеризующие вклад изобретателя.

При этом нужно помнить, что изобретением признается объект, обладающий совокупностью всех перечисленных в формуле признаков — известных и новых.

В соответствии с этим формула состоит из следующих двух частей: в первой части даются наименование изобретения и перечень важных известных признаков; важными называются те признаки, без которых невозможно осуществление описываемого объекта;

во второй части описываются новые (отличительные) признаки изобретения. При этом нельзя выдвигать в качестве отличительного признака тот эффект, достижение которого является целью изобретения.

Цель изобретения, т. е. какую пользу принесет изобретение, следует кратко и четко указать перед перечислением отличительных признаков.

Формула изобретения должна начинаться с названия изобретения, которое дословно повторяет название, указанное в описании и заявлении. Первая часть формулы отделяется от второй ее части словом отличающийся (а я с я, е е с я), после которого должна быть кратко указана цель изобретения. Формулу желательно изложить в виде одного предложения. При необходимости излагать в двух или нескольких пунктах с указанием подчиненных признаков, развивающих или дополняющих признаки первого пункта.

При составлении формулы изобретения на устройство указываются конструктивные или схемные признаки, т. е. применение новых узлов и механизмов, новое сочетание, расположение, взаимодействие или новая форма известных деталей узлов и механизмов.

При составлении формулы изобретения на способ описываются технологические признаки, применение новых операций или приемов, новый порядок чередования известных приемов или операций, новый температурный, электрический, временный или другой режим, использование новых для данного способа материалов, приспособлений и инструментов.

После формулы изобретения автор, подающий заявку самостоятельно, а не через организацию, должен указать, где, на каких предприятиях или в каких организациях целесообразно использовать предполагаемое изобретение и какие организации или предприятия могут дать отзыв о его полезности.

Точное и полное описание предполагаемого изобретения ни в какой части не может быть заменено отсылкой к описанию этой части в каком- либо другом документе (например, в ранее поданной заявке, в описании к выданному авторскому свидетельству или в каком-либо литературном источнике).

Представление четких чертежей или схем не освобождает заявителя от необходимости составления подробного текстового описания.

Наименование деталей, узлов, приемов, ингредиентов в описании изобретения должно соответствовать принятым в научно-технической литературе. Следует применять обычные и известные специалистам выражения. Нельзя допускать употребления не принятых в литературе терминов.

Наименования деталей, узлов, приемов, ингредиентов должны быть одни и те же на протяжении всего описания, т. е. в описании и формуле должно соблюдаться единство терминологии.

Ни в тексте, ни на полях описания не должно быть никаких чертежей или схем. В описании можно помещать только химические, математические и иные формулы, если они необходимы для пояснения содержания изобретения. Все буквенные обозначения, входящие в математические формулы, должны быть расшифрованы.

Единицы измерения обозначать в соответствии с действующими Государственными стандартами (ГОСТ). Предпочтительно применять обозначения по Международной системе единиц (ГОСТ 9867—61).

В описании недопустимо применение различного рода сокращений, за исключением общепринятых: «т. е.», «и т. д.», «и т. п.», «и др.», «к. п. д.».

Условные обозначения марок, типов, серий, изделий или веществ в описании не допускаются.

Описание следует отпечатать с интервалом 0,5—0,7 см с одной стороны на белой бумаге форматом 21 X 29 см. С левой стороны листа оставить поля шириной 3—4 см. Листы описания пронумеровать.

Наверху первой страницы описания следует оставить незаполненное место в 8—9 см для пометок Комитета, затем на первой странице указываются фамилия, имя и отчество автора (авторов) или наименование предприятия.

В описании не должно быть исправлений.

Требования к чертежам

Если к описанию предполагаемого изобретения прилагаются чертежи, они должны составлять единое целое с описанием. На чертежах, выполненных в линейном масштабе, следует воспроизводить предмет изобретения в плоскостном изображении, в разрезе и в плане.

Чертеж может содержать одну или несколько фигур, может быть выполнен на одном или нескольких листах.

Чертежи выполняются тушью или черными чернилами на кальке или белой плотной бумаге. Второй и третий экземпляры чертежей допускается представлять в виде светокопий или фотокопий на светлом фоне. Формат листов 29,7 X 21 см. Со всех сторон листа необходимо оставлять поля размером 2,5 см.

Детали располагаются на чертеже так, чтобы чертеж можно было читать при вертикальном расположении листа.

При выполнении чертежа толщина линий должна соответствовать ГОСТу. Для буквенных обозначений на чертежах следует использовать латинский алфавит, для обозначения углов — греческий. Разрезы показывать штриховкой с промежутками не менее 2 мм.

Масштаб должен обеспечить удобочитаемость чертежа и допускать фотографирование с уменьшением в — величины, чтобы на фотокопии были хорошо различимы детали и цифровые обозначения.

Количество изображений на чертеже должно быть достаточным для уяснения сущности предложения по заявке.

На одном из них должен быть показан общий вид объекта или той детали или узла, которые являются предметом изобретения.

Отдельные проекции, части и узлы устройства могут быть изображены на том же или других чертежах.

Изображения на чертеже целесообразно располагать так, чтобы не занимать лишнего места, но в то же время они должны быть четко ограничены.

В тех случаях, когда это целесообразно, устройство может быть показано на чертеже в аксонометрической проекции.

Заявка на электро- и радиотехнические устройства должна содержать основные (принципиальные) схемы, причем обозначение элементов схем для правильного их понимания экспертизой желательно давать по ГОСТу.

Все изображения на чертежах последовательно нумеруются арабскими цифрами. Нумерация фигур для каждого листа чертежей отдельно не допускается.

Изображенные на чертежах узлы и детали обозначаются теми же цифрами, что и в описании. Одна и та же деталь или узел на нескольких чертежах обозначаются одной и той же цифрой. Лишних, не упоминавшихся в тексте описания, цифровых или иных обозначений на чертежах не должно быть.

На чертежах не должно быть никаких надписей, пояснений и т. п.

Все поясняющие чертеж данные должны быть изложены только в тексте описания. В виде исключения для облегчения понимания на чертежах допускаются краткие пояснения, как «вода», «пар», «открыто», «закрыто», «раз' рез по Л — Л» и т. п.

Цифровые обозначения узлов и деталей или буквенные обозначения разрезов и плоскостей следует выносить.

Цифровые и буквенные обозначения должны быть четкими. Толщина линий, букв и цифр должна соответствовать толщине линий чертежа: размер цифр и букв — не менее 5 мм.

Цифровые и буквенные обозначения не должны заключаться в кружки, кавычки, скобки и пр.

Размеры на чертежах не указываются. Если они имеют существенное значение, то их следует приводить в описании.

На чертеже не должно быть никаких поправок, подчисток, которые делают чертеж непригодным для снятия фотокопий.

Чертежи не рекомендуется перегибать. При пересылке чертежи должны быть так упакованы, чтобы не получить повреждений. Листы чертежей не должны скрепляться один с другим.

В правом верхнем углу чертежа указывается сокращенное название предполагаемого изобретения, а в правом нижнем углу ставятся дата и подпись заявителя и действительного автора (авторов) изобретения.

Представление рабочих чертежей не допускается.

Модели и образцы

Модели и образцы, характеризующие предполагаемое изобретение, представляются только по требованию Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР.

Модели могут быть затребованы для доказательства отдельных преимуществ изобретения.

Каждая модель или образец должны быть снабжены этикеткой с указанием заявки, к которой они относятся.

Модели и образцы могут быть возвращены по желанию заявителя, если они больше не нужны для целей экспертизы.

Дополнительные требования

Если у заявителя возникает необходимость дополнить или исправить принятые к рассмотрению описание, чертежи, не изменяя заявки по существу, то такие дополнения или исправления разрешается представить в месячный срок со дня принятия заявки к рассмотрению в трех экземплярах, каждый из которых должен быть подписан автором (всеми авторами). При подаче этих дополнений или исправлений следует указать номер, под которым дополняемая заявка зарегистрирована в Госкомитете по делам изобретений и открытий СССР.

Дополнительные материалы, изменяющие существо ранее поданной заявки, должны быть оформлены автором самостоятельной заявкой.

Изложенные требования к оформлению заявок на изобретение, а также организационная работа, которая проводится и будет проводиться в педагогических, научно-исследовательских институтах Академии педагогических наук, в институтах усовершенствования учителей несомненно будет способствовать улучшению организации изобретательской работы в целом в системе Министерства просвещения РСФСР.

МАТЕМАТИКА - СБОРНИКИ СТАТЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Математика - ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Математика - Обеспечение - материальная база, оборудование, Математика - Сборники статей, Математика - Для Учителей, Автор - Пышкало А.М.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Яндекс.Метрика