Учите детей петь - песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет (Орлова, Бекина) 1986 год

Скачать Советский учебник

 Учите детей петь - песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет  (Орлова, Бекина) 1986

Назначение: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада

© "Просвещение" Москва 1986 

Авторство: Т.М. Орлова, С.И. Бекина

Формат: PDF Размер файла: 4.83 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Скачать бесплатный учебник  СССР - Учите детей петь - песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет  (Орлова, Бекина) 1986  года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоят ответственная задача - научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, - и для слушания, п для разучивания. Необходимо расширить репертуар п первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно- воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине. родной природе.

Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.

Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные пески вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука что может быть лучше, чем

русская народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров русской песни - от протяжной до плясовой.

Надо расширять репертуар и за счет современных советских песен, доступность музыки и текста которых способствуют быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Это песни композиторов Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова и других.

Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития.

Практика показывает, что некоторые педагоги детских садов формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью использования их па праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков, так необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе. Часто такие педагоги не задумываются, да и не умеют определить программное содержание песни, проанализировать ее трудности, наметить приемы их преодоления с тем, чтобы работа, над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.

Настоящее пособие ставит своей целью помочь педагогам дошкольных учреждений понять содержание работы над песней, научить видеть ближнюю и дальнюю перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средней группах детского сада.

Основная часть пособия содержит учебный песенный материал (упражнения для развития голоса и музыкального слуха, песни первой и второй степени сложности) для детей 3-4 и 4-5 лет.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лег. У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края - отсюда легкость н недостаточная звонкость звучания.

Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, 4 события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков: доступный певческий диапазон {ми - си): короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Педагог должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускать форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.

Важно создать благоприятную' атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пенис взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио, и телепередач, магнитофонных записей.

Музыкальный руководитель должен систематически проводить индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. Необходимо объяснить, насколько опасно позволять ПС7Ь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду,

"Программа воспитания и обучения о детском саду" определяет следующие задачи в области пения детей 3-4 лет;

1) учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

2) внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слои;

3) правильно передавать мелодию я диапазоне ми - си: петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;

4) формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Возрастные особенности слуха н голоса детей 4-5 лет. На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опит. У них окреп голос, увеличился диапазон {ре - си), дыхание стало более организованным, хотя псе еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т. е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты; слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Программа предусматривает следующие задачи по пению для детей 4-5 лет:

1) продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; 

2) правильно передавать мелодию в пределах ре - си

3) различать звуки по высоте;

4) внятно произносить слова;

5) брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

6) вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;

7) уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

8) петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).

Важная задача при обучении детей пению - это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, надо первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.

Педагог должен помнить, что качество исполненной им песни играет большую роль D процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух к привиты навыки чистого интонирования. когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но к и повседневной жизни.

Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения н крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость н приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, гот или иной звук.

Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пенни у него высокое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать спой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком.

Вот почему с первых занятий в младшей группе надо уделить этому особое внимание. Например, песенка "В огороде заинька" доступна детям 3 лет уже о начале года. Чтобы вызвать у детей активное желание петь ее" применяются разнообразные методические приемы, вводятся игровые, зрелищные моменты, благодаря чеху можно длительно использовать эту песню, повторяя се на многих занятиях. Заключительные слова "Скок, скок, побежал в лесок> надо произносить на высокой интонации. Дети, подражая голосу педагога, невольно и сами повышают интонацию, что поможет им найти более высокий, естественный звук в пепин этой песни.

Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному се исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного характера, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию. Работая над песней "В огороде заинька", голос у детей укрепляется на звуках ля, соль первый октавы, что помогает разучиванию другой песни "Петушок", мелодия которой начинается с этих же звуков.

Дли улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. 

 

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика