Упражнения по логике (Богуславский) 1952 год

Скачать Советский учебник

 Упражнения по логике (Богуславский) 1952

Назначение: Пособие для средней школы

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР  Москва 1952 

Авторство: В.М. Богуславский

Формат: PDF Размер файла: 9.75 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Глава первач. Понятие 3

1. Понятие и слово

2. Обобщение и ограничение понятия 5

3. Понятия общие и единичные (индивидуальные) . . 9

4. Употребление понятий в собирательном и в разделительном смысле

5. Отношения между понятиями по объему 11

6. Определение понятий 17

7. Деление понятий 23

Глава вторая. Суждение 29

8. Нахождение логического подлежащего и логического сказуемого суждения

9. Качество суждений 33

10. Количество суждений 35

11. Суждения категорические, условные, разделительные и соединительно-разделительные 38

12. Суждения возможности, действительности и необходимости 40

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

13. Отношения между суждениями 42

14. Уточнение логического смысла суждения 45

Глава третья. Основные законы логического мышления 50

15. Законы мышления

Глава четвёртая. Дедуктивные умозаключения 63

16. Отыскание терминов и посылок силлогизма 

17. Правила силлогизма 67

18. Фигуры силлогизма 72

19. Условно-категорический силлогизм 79

20. Разделительный силлогизм

21. Энтимема

22. Сложный силлогизм

Глава пятая. Индуктивные умозаключения 100

23. Индукция полная и неполная, популярная и научная —

24. Методы исследования причинной связи явлений . . 106

25. Отыскание в тексте умозаключений и связи между ними 122

Глава шестая. Доказательство и опровержение    129

26. Анализ доказательства  

27. Правила доказательства и ошибки в доказательствах 156

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Упражнения по логике (Богуславский) 1952 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ОТ АВТОРА

Это учебное пособие предназначено для учащихся десятых классов средней школы.

Чтобы успешно усвоить курс логики и научиться применять эти знания в жизни, учащийся должен выполнить известное количество логических упражнений. Для этого необходимо, чтобы каждый ученик сделал по указанию учителя по крайней мере 15—20% упражнений, вошедших в настоящий сборник, или подобных им упражнений по всем разделам курса.

Выполнение упражнений по логике осуществляется в различных формах. Если упражнения выполняются в классе во время урока, то либо весь класс выполняет одно и то же упражнение, либо от-дельные группы учеников (например, сидящие в одном ряду парт) выполняют различные упражнения.

Если упражнения выполняются учащимися дома, то также иногда даётся одинаковое задание всему классу, а иногда отдельные ученики или группы учеников получают неодинаковые задания. В учебном процессе могут применяться все эти различные формы организации упражнений по логике. Поэтому в сборник включено значительно большее количество упражнений, чем это необходимо для одного ученика. Кроме того, для тех учащихся, которые пожелают более углублённо изучить предмет, в сборнике дано некоторое количество более сложных примеров.

Следует иметь в виду, что успешное выполнение упражнений по логике может быть осуществлено лишь при условии, что содержание примера известно и понятно учащемуся. Прежде чем решать логическую задачу, нужно хорошо уяснить себе содержание этой задачи. Самое хорошее знание логики не может обеспечить успешного выполнения логического упражнения, если существо вопроса, о котором идёт речь в примере, недостаточно хорошо понято учащимся.

Глава первая ПОНЯТИЕ 1. Понятие и слово

Понятие—это мысль, отражающая общие и существенные признаки предметов и явлений природы и общественной жизни.

•Какие бы мысли ни возникли в голове человека и когда бы они ни возникли, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз* (И. В. Сталин).

Всякое понятие является мыслью, и, следовательно, понятие не может ни возникнуть, ни существовать без слов, в которых оно выражается.

С другой стороны, всякое слово служит для выражения понятия. Есть много слов, каждое из которых выражает понятие, например, .школа”, .город”, но есть и такие слова, которые выражают понятия лишь совместно с другими словами. Например, предлог .в* служит для выражения понятия .революция в Китае* вместе со словами .революция* и .Китай*.

Но не всякое понятие можно выразить одним словом. Существует немало понятий, каждое из которых выражается несколькими словами. Например, слова .столетие опубликования .Манифеста Коммунистической партии* все вместе выражают одно понятие.

Упражнение

1. Найдите несколько понятий, каждое из которых выражено несколькими словами.

Различные слова могут иногда выражать одно и то же понятие, например, .оте’кстьо* и .родина*. Такие слова называются синонимами. Однако не всякие близкие по смыслу слова можно считать синонимами. Например,

слова .школьник* и .учащийся* не являются синонимами, потому что эти два слова хотя и близки по смыслу, но выражают два различных понятия.

С другой стороны, различные понятия могут выражаться одним и тем же словом. Например, словом .мотив* обозначается то, что побуждает нас к тому или иному поступку. И этим же словом .мотив* пользуются для выражения понятия .мелодия*.

В связи с этим встречаются логические ошибки двоякого рода: во-первых, когда смешивают различные смыслы (понятия), в которых употребляется слово, во- вторых, когда считают синонимами слова, вовсе ими не являющиеся. Эти логические ошибки допускаются не только бессознательно (по незнанию истинного смысла слов или по невнимательности), но и вполне сознательно, для искажения истины. Последним часто пользуются в политической борьбе представители буржуазной реакции. Именно о них, о врагах рабочего класса, В. И. Ленин писал: .Злоупотребление словами — самое обычное явление в политике*.

Примером использования многозначных слов для лживой пропаганды может служить клеветническое обвинение реакционеров, мракобесов, предъявляемое сторонникам единственно научного материалистического мировоззрения в том, будто материалисты отвергают благородные идеалы и призывают каждого человека руководствоваться лишь корыстными целями. Эти реакционеры злоупотребляют тем, что слово .материалист* употребляется и в другом смысле. Это слово означает в науке: .сторонник взгляда, согласно которому природа, материя произвела на известной ступени своего развития мышление, и это мышление способно верно отражать явления природы и общества*. Это же сло-во в буржуазном быту имеет совершенно другой смысл: .человек, ставящий выше всего свою материальную выгоду и отвергающий всякие идеалы*. Научный материализм не имеет ничего общего с буржуазной жаждой наживы, а реакционеры сознательно смешивают эти два понятия, чтобы оклеветать материализм, науку и борцов за истинное знание.

Упражнения

2. Приведите два-три слова, выражающие одно и то же понятие (синонимы).

3. Укажите, какие различные понятия выражает каждое из следующих слов.

1) Совет. 2) Пионер. 3) Кружок. 4) Ток. 5) Порог. 6) Строй. 7) Логика. 8) Класс. 9) Закон. 10) Ударник. 11) Поле. 12) Белок. 13) Эфир. 14) Перемена. 15) Воля. 16) Общество.

2. Обобщение и ограничение понятия

Чтобы обобщить понятие, нужно выяснить, к какому роду принадлежит в качестве вида класс предметов, отраженных в обобщаемом понятии. Например, обобщая понятие .капиталист*, получаем понятие .эксплуататор*, ибо капиталисты—это вид эксплуататоров; класс капиталистов принадлежит к числу эксплуататорских классов. Следовательно, понятие .эксплуататор* является родовым по отношению к понятию .капиталист*.

Чтобы ограничить понятие, нужно подыскать вид того рода предметов или явлений, которые нашли своё отражение в ограничиваемом понятии. Например, ограничивая понятие .стахановское движение в сельском хозяйстве*, получаем понятие .движение пятисотниц*, ибо начавшееся по инициативе М. Демченко движение пятисотниц за высокие урожаи свёклы есть вид стахановского движения в советском сельском хозяйстве, и, следовательно, понятие .движение пятисотниц* является видовым по отношению к понятию .стахановское движение в сельском хозяйстве*.

Нужно отличать ограничение понятия от мысленного расчленения предмета, отражённого в данном понятии. Когда мы ограничиваем понятие (1), то в получаемом в результате ограничения понятии (2) сохраняются все признаки, имевшиеся в понятии (1), и, кроме того, в содержание его входят ещё другие, видообразующие признаки.

Например, ограничивая понятие .машиностроительный завод*, мы получаем понятие .тракторный завод*. Тракторный завод имеет все признаки машиностроительного завода и, кроме того, ещё те особые признаки, которые характеризуют производство тракторов. Но если мы перейдём от понятия .машиностроительный завод* к понятию .цех машиностроительного завода*, то последнее

в своём содержании не будет иметь всех признаков понятия .машиностроительный завод*, ибо отражаемое им явление — цех—не имеет всех признаков завода. Цех машиностроительного завода — это часть завода, а не вид машиностроительного завода. Здесь мы мысленно расчленили предмет, а не ограничили понятие.

Чтобы проверить, правильно ли произведено ограничение понятия, можно перед словом, обозначающим ограничиваемое понятие (машиностроительный завод), поставить слово, обозначающее понятие, полученное в результате ограничения (тракторный завод), и прибавить слово .всякий* (или .всякая*, .всякое*). Если полученное таким способом предложение верно отражает действительность, если оно истинно (.всякий тракторный завод — машиностроительный завод*), то это означает, что ограничение проделано правильно. Если же получается предложение, не соответствующее действительности (.всякий цех машиностроительного завода—машиностроительный завод*), то ограничение произведено непразильно.

Упражнения

4. Из приводимых ниже понятий постройте такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.

Злак

Генри Форд

Произведение советской скульптуры

Тело Животное Стачка Капиталист Мичуринское учение Скульптура Мухиной .А. М. Горький*

Растение Млекопитающее Организм Озимая пшеница Наука

Скульптура Мухиной Пшеница растение, принадлежащее к семенным эксплуататор классовая борьба материя биологическая теория произведение искусства позвоночное член классового общества борьба произведение советского искусства

б. Проверьте, правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:

1) Комсомольская организация; районная комсомольская организация.

2) Колхоз; хлопководческий колхоз.

3) Отряд пионеров; звено пионеров.

4) Совет депутатов трудящихся; член Совета депутатов трудящихся.

5) Газета; «Правда*.

6) Партийность науки; партийность истории.

7) Декабрист; К. Ф. Рылеев.

8) Комсомол; комсомолец.

9) Пионер; ученик V класса.

10) Стипендиат; сталинский стипендиат.

11) Первомайская демонстрация; начало первомайской демонстрации.

12) Революция; социалистическая. революция.

13) Страна народной демократии; Польша.

14) Революционер; народоволец.

15) Общество; общественный класс.

16) Марксизм; марксист.

17) Первая сталинская пятилетка; первый год первой сталинской пятилетки.

181 Ленские события; значение Ленских событий.

19) Соединение с кислородом; горение.

20) Изуверство расистов; линчевание негров в США. 21) Кислота; H2SO4.

22) Буржуазия; Черчилль.

23) Зверства империалистов; кровавые злодеяния американских войск в Корее.

24) Молекула; атом.

25) Белок; живой белок.

Следует помнить, что все признаки понятия, полученного в результате обобщения, должны иметься в содержании обобщаемого понятия. Иначе получится мысленное соединение предметов, но не обобщение понятия. Например, нужно обобщить понятие .колхозник*. Так как все колхозники принадлежат к числу трудящихся, то понятие .трудящийся* есть родовое по отношению к понятию .колхозник*. Поскольку в действительности всякий колхозник является трудящимся, в содержании понятия .колхозник* имеются все признаки понятия «трудящийся* (и сверх того ещё признаки, отличающие колхозника от других трудящихся, не-колхозников). Но

если бы мы попытались обобщить понятие .колхозник* при помощи понятия .колхоз*, то совершили бы ошибку, ибо колхозник не вид колхоза, а член колхоза.

Упражнения

6. Проверьте, правильно ли обобщены понятия в приводимых ниже примерах:

1) Протоплазма; живая клетка.

2) Глагол; часть речи.

3) Совхоз; социалистическое предприятие.

4) Трактор Сталинец*; советский трактор.

5) 100-летие завода .Красное Сормово*; юбилей советского завода.

6) План ярового сева; посевной план.

7) Ткацкая фабрика; текстильное предприятие.

8) .Динамо*; советское спортивное общество.

9) Глава романа А.М. Горького; роман А. М. Горького.

10) Дуга; окружность.

11) Красная площадь; Москва.

12) Щорс; герой гражданской войны на Украине.

13) Герой романа А. Фадеева; герой советского романа.

14) .Рефлексы головного мозга*; труд И. М. Сеченова.

15) Сражение у Курской дуги; Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

16) Увертюра к опере .Князь Игорь*; опера .Князь Игорь*.

17) Разгром японцев в районе Халхин-Гола; разгром японцев Советской Армией.

18) Вейсманист; биолог-идеалист.

7. Произведите обобщение и ограничение следующих понятий.

1) Крестьянство. 2) Комсомолец. 3) .Передвижник*. 4) Промфинплан. 5) Советский кинофильм. 6) Денежная реформа. 7) История СССР. 8) Вечер. 9) Дружба. 10) Герой Советского Союза. 11) Двадцатипятитысячник. 12) Член .Могучей кучки*. 13) Стихотворение В. В. Маяковского. 14) Пролетариат. 15) Классовая борьба. 16) Открытие советских учёных. 17) Произведение И. П. Павлова. 18) Социалистическое соревнование. 19) Субботник. 20) Теплота. 21) Свет. 22) Динамо машина. 23) Синус. 24) Катализатор. 25) Американский империалист.

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО ЛОГИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ЛОГИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЛОГИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ЛОГИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика