100 страниц в час (Вормсбехер, Каби) 1980 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга рассчитана на безмашинное обучение самого широкого круга читателей.
В эпоху НТР колоссально увеличился поток информации, справиться с которым традиционными методами чтения нельзя. Книга знакомит с физиологическими и психологическими основами метода динамического чтения, с методикой обучения скорочтению. В книге разработан курс обучения, по которому за несколько месяцев можно увеличить эффективность чтения в два-три раза. Книга рассчитана на безмашинное групповое и самостоятельное обучение скорочтению самого широкого круга читателей.
Авторство: Вормсбехер В.Φ., Кабин В.А.
Формат: PDF Размер файла: 26.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Читать надо быстрее, читать можно быстрее.
Краткая история вопроса.
Физиологические аспекты чтения.
Что влияет на процесс чтения.
Каналы восприятия информации.
Поле зрения.
Внутреннее проговаривание.
Регрессия.
Психологические аспекты чтения.
Внимание.
Память.
Структура текста.
Типы текстов.
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Композиция текста. Логика повествования.
Синтагма.
Абзац.
Слова-ориентиры.
Избыточность информации.
Методика работы над текстом.
Поиск информации.
Компрессия текста. Конспект. Тезисы.
Прогнозирование.
Чтение по вертикали.
Крупноблочное чтение.
Рациональное чтение.
Планирование бюджета времени.
Библиография.
Гигиена чтения.
Уроки динамического чтения.
Приложения.
График динамического чтения.
Определение скорости чтения в зависимости от объёма текста.
Таблицы.
Шаблоны.
Тексты.
Ссылки.
Библиография.
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - 100 страниц в час (Вормсбехер, Каби) 1980 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
Известный поэт, один из образованнейших людей начала XX века Валерий Брюсов, когда ему исполнилось 40 лет, писал: «В наш век нельзя быть энциклопедистом. Но я готов плакать, когда думаю о том, чего я не знаю»1.
Жажда знаний — характерная черта многих образованных людей. В нашей стране созданы наиболее благоприятные условия для того, чтобы стать высокообразованным человеком.. Но получение аттестата о среднем образовании или диплома об окончании вуза еще не делает человека таковым, а только создает возможность стать им. XX век потребовал от людей постоянно пополнять свои знания, чтобы не отстать от жизни. В вопросах самообразования чтение — один из самых главных источников получения знаний. Книги, журналы, газеты читают все, но далеко не все умеют читать.
Чтению мало учат в школе. В начальных классах ученики овладевают элементарными навыками чтения, где главное внимание уделяется выразительному громкому чтению, скорость которого в третьем классе определена в 90 слов в минуту. Нормативы скорости чтения в 5—10-х классах у нас не разработаны. Многие учителя убеждены, что надо читать как можно медленнее, чтобы лучше усваивать материал. Вот почему ученики старших классов читают, как правило, со скоростью 90—100 слов в минуту, а усвоение не превышает 50 процентов.
На начальном этапе обучения это, очевидно, оправдано, так как там чтение играет большую роль в развитии устной речи.
В старших классах традиционное чтение становится тормозом в освоении знаний. На смену старому методу чтения должен прийти более совершенный — метод динамического и рационального чтения. А может быть, стоило бы и в начальных классах вводить элементы динамического чтения. В вузах всех студентов надо обучать методу динамического и рационального чтения.
С большим удовлетворением мы восприняли слова первого заместителя министра высшего и среднего специального образования. СССР Н. Ф. Краснова в беседе с корреспондентом журнала «Студенческий меридиан»: «Интенсификация обучения требует все более новых, активных методов — деловых игр, знания техники самостоятельной работы. Возьмите хотя бы скорочтение. Овладение его методикой позволяет убыстрить в три-четыре раза работу над книгой. Представляете, сколько мы сэкономим времени, если научим учащихся правильно читать?! Это дело стоящее.
Вспомните, с каким восхищением и творческой завистью пишут мемуары об искусстве В. И. Ленина читать. Он достиг этого самостоятельно. Мы же благодаря разработанной методике можем приобщить к скорочтению практически каждого студента»2.
В нашей стране вопросами, динамического чтения занимаются отдельные энтузиасты в Актюбинске, Алма- Ате, Караганде, Ленинграде, Москве, Минске, Новокузнецке, Одессе, Усть-Каменогорске, Чите и других городах. Работа ведется разрозненно, зачастую кустарно. Нет единого методического центра.
А пока каждый исследователь и педагог разрабатывает самостоятельно свою методику обучения, затрачивает много времени на изготовление таблиц и приборов, подготовку текстов и упражнений. Все это значительно снижает эффективность научно-исследовательской и учебной работы.
В Новокузнецком педагогическом институте в 1970 году была организована лаборатория динамического и рационального чтения на общественных началах. Сначала в ее работе принимали участие немногие энтузиасты. Сейчас в активе лаборатории более тридцати человек. На научных конференциях было заслушано 56 докладов по вопросам теории и методики обучения динамическому чтению.
На основе зарубежного и отечественного опыта и результатов исследований нашей лаборатории была подготовлена рукопись курса скорочтения, состоящего из восьми уроков. После экспериментальной проверки этот курс был издан в 1976 году в Кемеровском книжном издательстве под названием «100 страниц в час». Курс многократно апробирован, усовершенствован и дополнен в настоящем издании.
Нами обучено более 1500 человек различных категорий читателей. Среди них были учащиеся 9—10-х классов, студенты, учителя, инженеры. Обучение проходило по разным программам в объеме от 8 до 32 часов. Наиболее целесообразным мы считаем курс обучения, состоящий из одной вступительной лекции и восьми практических занятий по два часа. Занятия проходят в группах по 20—25 человек. Срок обучения два месяца. Ежедневные самостоятельные тренировки по выполнению упражнений составляют 30 минут, а чтение текстов —1,5 часа. Для лиц, изучающих этот метод чтения самостоятельно, срок обучения рассчитан на три месяца.
Мы проверяли целесообразность и эффективность технических средств обучения: фразоскоп, лентопротяжные устройства, диапроектор, кодоскоп, фотоаппарат и др. Не отрицая целесообразности использования технических средств обучения при групповых занятиях, мы пришли к выводу, что можно обойтись и без них, особенно при самостоятельных тренировках, когда можно использовать более простые средства обучения, которые доступны каждому без особых затрат — шаблоны, таблицы и др. v
Надо учитывать, что специальных приборов и машин наша промышленность пока не выпускает, а кустарное производство несовершенно. Вот почему наш курс рассчитан на безмашинное обучение, а поиски были главным образом направлены на отработку методики, на решение педагогических и психологических проблем.
Мы осознаем все трудности в нашей работе, однако многолетний опыт показывает, что поставленные нами задачи увеличения скорости чтения в 2—3 раза и значительного повышения эффективности усвоения вполне реальны.
До начала занятий мы проводим диагностическое исследование навыков чтения. Ниже приведены некоторые данные о результатах этой работы (см. табл. 1).
{/spoilers}