Развитие речи учащихся нерусских школ (Квитинский) 1973 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Творческие сочинения на русском языке
© "Эльбрус" Нальчик 1973
Авторство: Н.М. Квитинский
Формат: DjVu, (Одностраничный) Размер файла: 3.01 MB, Формат: PDF, (Двухстраничный) Размер файла: 58.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы развития русской речи имеют для нерусских школ первостепенное значение. Виды занятий, списанных с стой проблемой, по содержанию и форме настолько разнообразны, что в одной работе автор имеет возможность остановиться лишь на некоторых из них. В настоящем пособии делается попытка предложить учителю материалы и методические рекомендации к ним по развитию речи учащихся в связи с творческими сочинениями. Лексические занятия, работа над предложен next, стилистические упражнения и обучение связному устному и письменному выступлению — асе это органически между собой связано: слово получает свое конкретное значение и предложении, а связкой речь состоит из предложений. Руководствуясь этим, мы старались рассматривать занятия, подчиняя, однако, словарную работу, построение предложений к стилистические упражнения целям и содержанию связного высказывания, устного и письменного творческого сочинения. Термин "творческие сочинения" в значительной степени условный: всякое сочинение должно быть творческим. И псе же самостоятельность ученика и выполнении письменных работ не одинакова. Одно дело написать характеристику литературного персонажа, другое — описать своего знакомого. В первом случае автор оперирует фактами литературного произведения, во втором — он волен избрать объект описания, отобрать материал для его характеристики, более свободен он и в личной оценке изображаемого человека.
{spoiler=ОТКРЫТЬ: ВВЕДЕНИЕ полностью...}
Сочинении дают богатый материал для воспитания ценных качеств строителя коммунистического общества: советского патриотизма, ненависти к деспотизму, коммунистического отношения к труду. Выполняя письменные работы, школьники учатся преодолевать стоящие перед ними трудности, нередко исправляют и переделывают написанное, в результате чего воспитывается настойчивость, приобретается навык самоконтроля. Творческие работы учат анализировать и обобщать, развивают художественное воображение учащихся, обогащают их речь: словарь, фразеологию, навыки связного высказывания. И наконец для будущей практической деятельности учеников велико значение умения логично, грамотно, образно и убедительно излагать собственные мысли.
Существенным недочётов! в организации письменных работ в настоящее время их однообразие, «натаскивание» учеников к экзаменам по наиболее ходким темам сочинений, опора на заучивание и недостаточно чуткое отношение к личности учащегося, его интересам. Отсюда бедность сочинений — штампы, общие фразы, отсутствие собственной мысли. Читая такие работы, трудно раскрыть индивидуальность ап- тора — так нивелируются их содержание и форма материалом учебника и объяснением учителя.
В практике многих школ вопросам творческих сочинений уделяется явно недостаточно внимания. А ведь в жизни человек гораздо чаще говорит к пишет о виденном и слышанном, о конкретных людях, чем о литературных героях. Само собою разумеется, писать на литературные темы полезно и нужно, однако нельзя держать учащихся лишь в мире литературных образов, не уча наблюдать окружающую действительность, не развивая навыков самостоятельного показа жизненных явлений и их оценки. Если ученики поупражняются п передаче собственных наблюдений, мыслей, переживании, то они внесут и в литературно-критические сочинении личное отношение к людям и событиям, чего так не хватает многим ученическим работам.
В настоящем пособии мы хотим проследить взаимосвязь и преемственность занятий по обучению творческим сочинениям: как один вид письменных упражнений, постепенно усложняясь, переходит в другой. Важно при этом установить, на какой основе, на базе каких знаний и навыков совершенствуется умение школьников писать сочинения.
Разнообразно письменных работ» их взаимосвязь, последовательное усложнение заданий и повышение требовательности к написанному — все ото обязывает учители строить систему упражнений, в которой возможно повторение, вернее, постепенное усложнение той или иной темы в разных классах. Этим, конечно, т* следует злоупотреблять во избежание однообразия работ.
Сочинение «Как я провел выходной день», например, уместно в любом классе. Преемственность упражнений скажется в том, что навыки и знания (опыт наблюдения, лексика, фразеология и стилистика), приобретенные в одном классе, используются и дополняются учениками в последующей работе на эту же тому. Свежие впечатления, иной, чем прежде, подход к отбору и освещению фактов, обогащенный словарь — все это делает новое сочинение, хотя бы и на прежнюю тему, дальнейшим шагом и творческом развитии учащихся.
Основой для творческих сочинений ученику служат:
1. Произведения живописи. 2. Литературные тек- Г7Ы. 3. Личный опыт: труд, ученье, отдельные эпизоды жизни, наблюдения под окружающим. 4. Творческий вымысел, б. Навыки связной речи.
07и источи и к и органически связаны между собой. Ток, свой личный опыт ученик нередко дополняет в сочинении творческим вымыслом. В построении сочинения — в отборе и расположении его частой — в качестве образца он использует композицию известного ему литературного текста; опирается как па литературное, так и на живописное произведения, взаимно дополняющие одно другое.
Нам представляется неоправданным стремление строго отграничивать творческие сочинения на основе литературного чтения от сочинений на занятиях по русскому языку. такое деление в ряде случаен искусственно. Многие виды письменных работ с рапным основанием могут быть отнесены как к занятиям по литературному чтению, так и к обучению языку. Поэтому задачи преподавания языка и литературы решаются в сочинениях комплексно. Разумеется, в каждом конкретном случае та или иная сторона обучения может играть большую или менышую роль, тем не менее узкая локализация задач в творческих сочинениях как руководящий принцип вряд ли приемлема.
Задача учителя при обучении сочинениям — стимулировать интерес учащихся к работе, оказывать им помощь в творческом использовании имеющихся п их распоряжении материалов — жизненного опыта, результатов наблюдений, произведений изобразительного искусства, .литературных, лексического накопления и стилевых навыков.
{/spoilers}