Воспитание у дошкольников правильной речи (Генинг, Герман) 1976 год

Скачать Советский учебник

 Воспитание у дошкольников правильной речи (Генинг, Герман)1976

Назначение: Учителям первых классов массовой школы также приходится работать над произношением звуков и над звуковым анализом слов. Поэтому материалы данного пособия могут быть частично использованы в I классе массовой школы.

      Книгу можно рекомендовать также для занятий в яслях с детьми в возрасте двух с половиной лет и старше, тем более что дети нередко задерживаются в яслях и поступают в детсады с опозданием.

      Картинки-образы (большого формата) и картинки-слова, прилагаемые к пособию, необходимо вырезать и наклеить на плотную бумагу. Их можно использовать в работе над закреплением и дифференциацией звуков.

© Чувашское книжное издательство, Чебоксары 1976

Авторство: М. Генинг и Н. Герман

Формат: DjVu, Размер файла: 5.49 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

      ВВЕДЕНИЕ

      Значение речеслухового и речедвигательного анализаторов 4

      Обследование речи

      Работа в детском саду по исправлению звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте

      Развитие правильной артикуляции звуков 9

      Закрепление правильного произношения 10

      Развитие фонематического восприятия 12

      Работа по сюжетным картинкам 13

      Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в различных возрастных группах 14

      Звуковой анализ слов и предложений в старшей и подготовительной группах 24

     

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

      МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИИ

      Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков 34

      Гласные звуки а, о, у, и, ы, э (для младшей и средней групп) 37

      Дифференциация звуков и — ы 41

      Гласные звуки а, о, у, и (для старшей и подготовительной групп) 42

      Йотированные звуки я, ё, ю, е 44

      Звуки т, д 45

      Дифференциация звуков т — д в словах 47

      Звуки п, б 49s

      Дифференциация звуков п — б в словах 51

      Звуки к, г, х 54

      Дифференциация звуков к — г в словах 56

      Дифференциация звуков к — х в словах 58

      Твердые и мягкие согласные 59

      Дифференциация мягких и твердых согласных 61

      Звуки с, з, ц 62

      Звук с 63

      Звук з 66

      Дифференциация звуков с — з 68

      Дифференциация звуков с — з в словах 69

      Звук ц

      Дифференциация звуков ц — с в словах 71

      Звуки ф, в 73

      Дифференциация звуков с — ф в словах

      Дифференциация звуков с — т в словах 74

      Звуки ш, ж 75

      Дифференциация звуков ш — ж в словах 81

      Дифференциация звуков с — ш 82

      Дифференциация звуков с — ш в словах 83

      Дифференциация звуков з — ж в словах 84

      Звуки ч, щ 85

      Дифференциация звуков ч — ть в словах 88

      Дифференциация звуков ч — ц в словах —

      Дифференциация звуков ч — щ в словах

      Дифференциация звуков щ — сь в словах —

      Звуки л, ль

      Дифференциация звуков л, ль в словах 94

      Звуки р, рь 95

      Дифференциация звуков р, рь в словах 99

      Дифференциация звуков л — р в словах —

      Дифференциация звуков ль — рь в словах 100

      Дифференциация звуков л — р, ль — рь в словах 101

      Рассказы и стишки для закрепления произношения звуков 102

      Приложение

      Картинки-слова и картинки-образы 113

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Воспитание у дошкольников правильной речи (Генинг, Герман)1976 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

     

      ВВЕДЕНИЕ

      Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. В нашей стране многие дети получают подготовку к школе в детских садах. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи в детсадах следует уделять большое внимание.

      Работа над развитием речи включает следующие разделы:

      1) пополнение словаря;

      2) усвоение грамматического строя;

      3) обучение рассказыванию и

      4) выработка правильного произношения звуков.

      Если с тремя первыми разделами воспитатели детских садов успешно справляются, то четвертый раздел, т. е. выработка правильного произношения у детей, обычно представляет для них большие трудности. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или другие недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р, оглушение звонких согласных и др.

      

     

      ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕСЛУХОВОГО И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРОВ

      В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

      1) слух и фонематическое восприятие;

      2) моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи — языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.

      Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Поэтому при сложном косноязычии всегда надо проверить слух ребенка и выяснить, не вызвано ли данное нарушение речи снижением слуха.

      Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие.

      Фонематическим восприятием называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно звуки, близкие по звучанию, например, п — б, с — ш, л — р.

      Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они четко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать на речевых занятиях.

      Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с боль- той задержкой и часто искаженно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители и воспитатели детского сада обычно говорят: «Он может произнести звук, ко он не хочет правильно говорить!» Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются

      в школе со. звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и -к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замена букв) й является причиной их неуспеваемости.

      Ребенок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии косноязычия, т. е. при неумении правильно произнести какой-нибудь звук, в чужой речи хорошо его узнает, связывает с соответствующей буквой и ошибок в письме не делает. Отсюда ясно, насколько важно своевременно начать работу по развитию фонематического восприятия.

      Но чистая речь зависит не только от фонематического восприятия. Для того, чтобы точно воспроизвести даже правильно воспринятый звук, нужно обладать совершенным речевым аппаратом, чтобы органы речи были достаточно подвижны и пластичны, для произведения артикуляционных движений.

      Дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое речевое движение.

      Большинство согласных звуков произносится при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдоха и приводит к искаженному произношению звуков. Напряженный, узкий, толстый, малоподвижный или вялый язык вызывает различные формы шепелявости и картавости.

      Иногда малоподвижность языка вызвана короткой уздечкой языка. В таких случаях ребенок не может даже высунуть язык. Этот дефект можно устранить хирургическим способом — путем подрезания уздечки.

      Нарушение моторики языка часто сочетается с малоподвижностью верхней губы: ребенок не может ее поднять и показать верхние зубы. Это мешает правильной артикуляции свистящих, шипящих и звука р.

      Недостатки моторики языка и верхней губы большей частью хорошо исправляются путем упражнений. Попытка добиться произношения звуков без предварительного устранения недостатков моторики языка и верхней губы обычно приводит к формированию искаженных звуков и затрудняет в дальнейшем исправление произношения.

      Родители и воспитатели должны знать, что заикание, стойкие формы картавости и другие дефекты произношения, различные формы недоразвития речи не исправляются с возрастом. Для выяснения причин недоразвития речи ребенка необходимо его показать невропатологу и отоларингологу. Исправление искажений произношения звуков и выработка правильного произношения требует систематической логопедической работы.

     

      Карточка обследования речи ...

     

      ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ

      Прежде чем приступить к занятиям по развитию правильного произношения, необходимо предварительно обследовать речь детей. С этой целью в начале каждого учебного года воспитательница должна в течение 2 — 3 недель тщательно изучить речь детей своей группы. На каждого ребенка заводится индивидуальная речевая карточка, которая ведется в течение всех лет его пребывания в детском саду.

      В речевой карточке кратко отмечаются данные о запасе слов, развитии и грамматизации речи, строении слова, звукопроизношения. Указываются особенности голоса и темпа речи ребенка.

      . При заполнении раздела «Развитие речи» в соответствующей графе ставится отметка V. В графе «Смешение звуков» следует указать, какие звуки смешивает ребенок.

      Темп речи отмечается словами: замедленный, спокойный, торопливый. Здесь же надо отметить заикание.

      В графе «Голос» следует указать на особенности детского голоса: звонкий, тихий, хриплый, крикливый. Обязательно отмечается состояние слуха ребенка. В разделе «Звукопроизношение» при правильном произношении звука ставится в соответствующей графе знак «+». Если же звук опускается — знак «—». В случае замены звука пишется звук-заменитель. Искаженное произношение звуков отмечается словами: межзубное, боковое, носовое, картавое.

      Подвижность языка и губ, четкость артикуляции указываются в примечании.

      Часто детсад посещают дети разных национальностей. В этих случаях в примечании надо указать, насколько ребенок понимает русскую речь, и может ли он сам говорить по-русски.

      Образец речевой карточки приведен на стр. 6, 7.

     

      РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

      Длительное пребывание ребенка в детском саду создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи. Предлагаемый нами метод фронтальных речевых занятий в детских садах ставит задачу ознакомить детей в игровой форме со звуками нашей речи и научить их узнавать эти звуки в словах.

      Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов: 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи; 4) развитие фонематического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова. Речевые упражнения в пределах каждого вида работы расположены в порядке возрастающей трудности.

      Необходимым условием успешной работы над произношением является тщательное обследование речи детей. Воспитатели должны располагать точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребенка. Без этих данных невозможно организовать работу. При правильной постановке речевой работы в детских садах дети будут поступать в школу с нормальной речью и с навыками звукового анализа, а это является предпосылкой успешного обучения в школе.

     

      РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ

      Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют для воспитателей детских садов значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука. Кроме теоретических знаний нужно еще уметь наглядно показать ребенку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Такое умение достигается тренировкой перед зеркалом.

      Но сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и мало доходчивы не только для детей, но и для взрослых. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. Каждая песенка Язычка связана с определенным конкретным образом: звук з — с комаром, звук ж — с большим жуком, звук ш — с сердитым гусем, звук р — с мотором самолета и т. д. Это конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в старшей группе — с буквой.

      Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки ф, в, с, з, ц, ш, ч, р, л даются изолированно. Например, в рассказе «Комар» дети знакомятся со звуком з, в рассказе «Не дразни гусей» — со звуком ш, звук с преподносится в рассказе «Песенка водички» и т. д.

      Изолированное произношение звуков п, б, т, д, к, г, х трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах. Например: би,би,би — сигналит машина; пи, пи, пи — пищит птенчик; ко, ко, ко — кудахчет курочка.

      Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков даются в форме сказок о Веселом Языке. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка — хвостиком, твердое нёбо — потолком, нижние зубы — крылечком, верхние зубы — дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звуков — ветерком.

      Положительная эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении речевых занятий.

      Примерный план речевого занятия следующий: акустическое знакомство со звуком по рассказу; знакомство с артикуляцией звука по сказкам Веселого Язычка; шутки-чистоговорки на данный звук; речевая игра.

     

      ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

      Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Часто дети легко произносят новый звук, например р, в начале слова (рама, рыба) но в середине и конце слова и в сочетании с согласными звук р им не удается (например, ворота, топор, горка, пробка). Иногда ребенок .хорошо произносит звук р в словах с гласным а (например, ракета), но с другими гласными звук не удается.

      Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слотах и в начале слова. Слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток-чистоговорок. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков.

      Легкие шутки-чистоговорки можно уже применять в период формирования речи ребенка, в старшей ясельной группе. В этом возрасте дети с удовольствием слушают шутки-чистоговорки, запоминают их и постепенно сами повторяют.

      Слоговой компонент шутки-чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

      Рифма также воспринимается ребенком и он делает попытки рифмовать и придумывать шутки-чистоговорки. При этом воспитатель или родители должны исправлять возможные ошибки при подборе рифмы.

      Произношение шуток-чистоговорок проводится следующим образом. Воспитательница произносит четко шушу-чистоговорку, например, ра, ра, ра — высокая гора. Затем ее один раз повторяют все дети вместе, а после этого воспитательница вызывает 2 — 3 детей, которые только недавно усвоили произношение этого звука, но в речи еще его не употребляют. Первую часть чистоговорки — ра, ра, ра — произносит ребенок, только что усвоивший изолированный звук р, вторую часть — высокая гора — ребенок, который уже может выговорить слова со звуком р. С теми детьми, которые еще не умеют произносить звук, проводится работа по вызыванию этого звука. Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков проговариваются двумя подгруппами коллективно, а также в форме индивидуального опроса детей.

      Сложные шутки-чистоговорки (вариант для подготовительной группы) прорабатываются с детьми только индивидуально.

      От шуток-чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. На первом занятии надо дать слова со звуком в начале слова, на другом — со звуком в середине слова между гласными, затем со звуком в конце слова и в сочетании с другими согласными. Дидактическим материалом служит набор картинок слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Воспитательница вызывает отдельных детей, предлагает ;взять картинку и назвать ее. Она следит за тем, чтобы ребенок говорил медленно, четко и громко, правильно артикулируя звуки. Затем предлагает ребенку придумать предложение с этим словом. Например, рыба — Рыба плавает в реке.

      Для закрепления звуков в речи детям можно предложить вопросы, составленные так, что ответ требует включения слова на данный звук. Например: Где растут помидоры и огурцы? — Помиёоры и огурцы растут в огороде (звук р). При этом необходимо добиваться, чтобы дети отвечали полными предложениями.

      Для закрепления звука в речи даются также предложения, которые дети произносят в сочетании с действиями и с использованием игрушек. Например, для звуков с, з даются выражения «Я поставлю на стол», «Я возьму со стола» и игрушки (миска, стакан, солонка, собака, слон); для звуков ш, ж — «Я положу в шкаф», «Я положу на этажерку», «Я возьму из шкафа» и игрушки (Мишка, кошка, шапка, шашки, карандаши) и т. д.

      Для закрепления звуков в речи даны рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входит много слов на данный звук. Воспитательница читает рассказ 2 — 3 раза. Затем предлагает ответить на вопросы, а после этого пересказать рассказ. На эти занятия привлекаются и дети со слаборазвитой речью. Если они не могут сделать самостоятельно пересказ, то участвуют в ответах на вопросы. С детьми, которым надо закрепить правильное произношение, шутки-чистоговорки, стишки и рассказы на данный звук заучиваются во время индивидуальных занятий.

      На занятиях по закреплению произношения звуков в речи можно также использовать сюжетные картины.

Расширения для Joomla

УЧЕБНИКИ "РОДНАЯ РЕЧЬ, ЧТЕНИЕ" СПИСКОМ

 
 
Яндекс.Метрика