Как говорить правильно - Заметки о культуре русской речи Головин) 1988 год
Скачать Советский учебник
Назначение: В книге дается общее понятие о культуре речи, рассказывается о нормах современного русского языка, анализируются наиболее часто встречающиеся нарушения языковых норм. Настоящее издание воспроизводит с необходимыми редакционными уточнениями издание 1979 г. (г. Горький).
Книга предназначена учащимся, учителям, работникам печати, пропагандистам — всем, кто интересуется культурой устной и письменной речи.
Авторство: Головин Б.Н.
Формат: PDF, Размер файла: 8.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Могучее орудие общественного развития
Важнейшее средство общения
Как построен язык
Роль языка
Великое дело
Обработанный мастерами
Говорят и по-вятски
Единый для всех
Разнообразие в едином
Языковые нормы
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Язык в действии — речь
Зачем «речь», если есть «язык»?
А вот это — плохо
Правильно — значит хорошо
Хорошо, но мало?
И другие
Правильная речь и грамматика литературного языка
Похвальное слово грамматике
Почему нельзя «вылить чая»?
«Быть в отпуску» — не обязательно
«Инженера» против «инженеров»
Можно ли купить «пять килограмм яблоков»?
«Невежествен» или «невежественен»?
«Водяная вода»
«Упрямство» имен числительных
Когда вежливость не знает границ
Язык не разрешает «подытоживать»
Разве «остынул»?
И «мурлычут» и «мурлыкают»
«Выдающие товарищи» тоже бывают
О том, как «большая честь окончила учебный год»
«Молодежь поет»
О борьбе формы и содержания
Страдательные причастия форму предпочитают содержанию
«Колебания» определений
Имена склоняются перед законом
Падежи мешают друг другу
«Эго», да не то
Свобода в пределах необходимости
Правильная речь и ударение литературного языка
Повторение — мать учения
В этих именах ударение неподвижно
А в этих оно передвигается
Вы «правы» или «правы»?
«Роздала», «раздала» или «раздала»?
Частица «-ся» побеждает
Два слова о трех словах
Ударение и причастия
Дурную траву с поля вон!
Наша речь должна быть чистой
Вопрос о вопросах
Людоедка Эллочка рядом с вами
Когда допустимы «местные» слова?
Лучше «устранять недостатки», чем «ликвидировать дефекты»
Оказывается, и слова прилипают
Уважать Человека!
О сорняках пустословия
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы
Что это такое — точность?
Слова-конкуренты
Абонент имеет абонемент
Не каждая дорога — путь
Об электропоездах и электричках
Русский язык велик и могуч
О речевом богатстве и речевой бедности
Неиссякаемые запасы разнообразия
Интонация обогащает речь
И синтаксис — тоже обогащает
Меткое слово
Главный источник речевого богатства
Что такое хорошо и что такое плохо
Нужные, хотя и «другие»
За простоту, против упрощения
Логика нужна и здесь
Нельзя говорить механически
О вежливости и грубости
Язык и Манилов
Стиль, отвечающий теме
Добрым людям — добрые слова
Вместо итогов
Что читать о культуре речи.
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Как говорить правильно - Заметки о культуре русской речи Головин) 1988 года
Скачать...
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
МОГУЧЕЕ ОРУДИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ.
В Древней Греции и Риме уже развивалась культура родного слова. Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов — мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории выдающихся ораторов, ставивших и решавших важные вопросы речевого мастерства. В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять родной язык. Приемы образцового использования языка изучались в особых школах. Позже в различных странах, в том числе и в России, передовые общественные крути ревниво оберегали родной язык от порчи и, искажения. Крепло сознание того, что речь — могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться. Это сознание становилось тем яснее и определеннее, чем успешнее и шире развивалась художественная, научная и публицистическая литература.
В России борьба за речевую культуру получила всестороннее развитие в творчестве М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и А. П. Чехова, А. И. Куприна и М. Горького — в творчестве тех, кого мы называем классиками русского художественного слова; содействовали становлению образцовой русской речи политические и судебные деятели, ораторы, ученые. В их практической деятельности и теоретических высказываниях все яснее и отчетливее формировалось понимание многосторонней роли языка в развитии художественной литературы, науки, журналистики. Все полнее оценивались самобытность, богатство и красота русского языка, участие народа в его развитии.
{/spoilers}