Курс элементарной алгебры ЧАСТИ 1 И 2 (Извольский) 1924 год

Старые учебники

Курс элементарной алгебры ЧАСТИ 1 И 2 (Извольский) 1924 год

Извольский

Издательство: БРОКГАУЗ-ЕФРОН ЛЕНИНГРАД 1924

Авторство: Николай Александрович Извольский

Формат: DjVu, Размер файла: 1.98, 2.49 MB

 Допущено Государственным Ученым Советом

СОДЕРЖАНИЕ

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 

I. Обзор арифметических действий 1 

II. Относительные числа 10 

Сложение относ. чисел 12 

Вычитание относ. чисел 17 

Умножение относ. чисел 22 

Деление относит. чисел 27 

Возведение в степень относ. чисел 80 

III. Одночлены и многочлены; нх преобразования 33 

Сложение и вычитание одночл я многочл 45 

Умножение одночл и многочл 48 

Деление одночл и многочл 61 

IV. Разложение многочленов иа множители 72 

V. Алгебраические дроби 82 

 {spoiler=Смотреть оглавление полностью......}

VI. Уравнения первой степени с одним неизвестным 101 

Задачи на составление ур-ий с 1 неизв. 121 

VII. Уравнения 1-ой степени с несколькими неизв. 126 

Ур-ния с двумя неизвестный. 126 

Ур-ния с тремя неизвестн. 142 
Ур-ния с четырьмя и более неизвестн 162 
VIII. Применение уравнений к различным вопросам 164 
Свойства пропорций 170 
Задачи на составление уравнений 176 
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 
 
I. Изучение действия извлечения корней 
Извлечение корня из одночлен и простейших многочлен 12 
Извлечение квадратного корня из чисел 13 
Простейшие квадратные уравнения 26 
 
II. Иррациональные числа 
Возникновение понятия об иррадиация и мнимых числах 31 
Сравнение какого-либо иррадиация числа с рациональным 34 
Понятия о действиях над иррациональными числами 39 
Вычисление прапор чисел с некоторою точностью 42 
 
III. Квадратные уравнения 
Неполные квадратные уравнения 72 
Основные принципы решения уравнений высших степеней 75 
 
IV. Преобразования иррациональных выражений 
Освобождение знаменателей алгебра дробей от праотец 97 
Решение радикальных уравнений 102 
 
V. Изучение корней квадратного уравнения 
Разложение квадратного трехчлена на множители 114 
О симметрических функциях корней квадрат, уравнения 119 
 
VI. Уравнения высших степеней, приводимые к квадратным 
Уравнения второй степени с двумя неизвестными 
 
VII. Прогрессии 
Арифметические прогрессии 132 
Геометрические прогрессии 143 
Понятие о бесконечно больших и бесконечно малых 149 
Понятие о пределах 155 
 
VIII. Обобщение понятия о степени 
Нулевые и отрицательные показатели 161 
Дробные показатели 169 
Иррациональные показатели 173 
 
IX. Логарифмы 
Логарифмирование 186 
Потенцирование 188 
Десятичные логарифмы 190 
Устройство логарифмических таблиц 195 
Вычисления при помощи таблиц логарифмов 204 
Показательные и логарифмические уравнение 
 
X. Вычисления Финансового характера 
Сложные проценты 217 
Ежегодные вклады 224 
Срочные уплаты 226

  {/spoilers}

  

Скачать учебник  СССР - Курс элементарной алгебры ЧАСТЬ 1 1924 года  

Скачать

Скачать...

Скачать учебник  СССР - Курс элементарной алгебры ЧАСТЬ  2 1924 года  

Скачать

Скачать...

 

 {spoiler=См.  ПРЕДИСЛОВИЕ........}

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      

      Основным моментом, отделяющим алгебру от арифметики, является введение в сознание учащихся относительных чисел. Вопрос о том, как именно относительные числа ввести в курс и как установить выполнение действий над ними, вызывал среди педагогов большие споры. Моя точка зрения на этот вопрос такова: 

      Относительные числа, если проанализировать вопрос об их генезисе, вошли в математику или 1) как необходимое обобщение понятия о числе, имеющее целью придавать определенный смысл выражению а — b, каковы бы ни были а и b („чтобы вычитание оказалось всегда возможным") или 2) как обобщение понятия о числе, вызванное стремлением вылить в математические символы ряд фактов действительности, для каковой цели арифметические числа оказывались бы не совсем пригодными. Первая точка зрения, если развивать ее последовательно, должна привести к теории пар чисел (в обычной или, быть может, несколько замаскированной форме). Отвлеченность этой теории должна явиться источником больших затруднений для педагога. Поэтому в элементарном курсе алгебры от нее следует отказаться. Вторая точка зрения позволяет придать каждому действию над относительными числами определенный конкретный смысл, и, следовательно, более приемлема для педагога. Поэтому в настоящем курсе я провожу эту 

      вторую точку зрения. Однако, имея в виду 1) то, что курс алгебры должен постепенно приучать учащихся переходить от конкретно-практического смысла какой-либо операции к формально-отвлеченному ее определению и 2) то, что построение методики обучения обратным действиям (вычитанию и делению) на конкретных фактах действительности оказывается для учащихся достаточно трудным, я в настоящем курсе вычитание и деление относительных чисел излагаю, исходя из их определений, как действий, обратных сложению и умножению. 

      Следующая часть курса, а именно: теория рациональных преобразований и ур-ия первой степени — проведены в настоящем курсе со следующими особенностями: 

      1) я никогда не начинаю с правил; правила с моей точки зрения должны появиться лишь в конце работы над рядом частных примеров, да и самый вывод правила должен быть не формальнологическим, как это имеет место в большинстве курсов алгебры (например, вывод правил умножения и деления дробей), а должен являться результатом тех постепенных обобщений, какие моглп бы иметь место в сознании человечества при переходе от действий над арифметическими числами к действиям над алгебраическими выражениями; этим самым учащиеся приучаются смотреть на эти алгебраические выражения, лишь как на новые формы тех же относительных чисел, действия над которыми уже усвоены учащимися. 

      Да и очень плохое впечатление получается от нашей традиционной привычки скорее «доказать" правило и заставлять учащихся в дальнейшем ему следовать: как будто центр тяжести обучения алгебре состоит в том, чтобы учащиеся научились аккуратно подставлять в ту словесную или символическую формулу, которую они запомнили, вместо букв или слов соответствующего числа, а не в том, чтобы учащиеся приучались осознавать каждый шаг выполняемой ими операции (особенно это бросается в глаза в дальнейшем, а именно'—при решении квадратных уравнений). 

      2) При прохождении уравнений первой степени отнюдь нельзя ограничиваться стремлением научить решать уравнения; необходимо надо, чтобы учащиеся привыкли и к тому, что можно извлечь из уравнений помимо нахождения их корней; так уравнение первой степени с двумя неизвестными устанавливает определенную зависимость между двумя переменными, и это обстоятельство дает хорошее средство подготовить учащихся к усвоению общего понятия о функции; неопределенные системы уравнений, не давая возможности найти корни уравнений, дают иной раз возможность установить какое-либо свойство входящих в уравнения переменных — на все это обращено много внимания в настоящем курсе. 

      Добавлю еще, что я не начинаю с определений уравнения и тожества, — взамен того я стараюсь достигнуть того, чтобы учащиеся привыкли видеть в каждом уравнении символическую запись известной задачи. 

      3) Я не являюсь сторонником того, модного в настоящее время направления, которое вводит в курс уравнения с самых первых шагов (даже в курсе арифметики). Я думаю, что стремление заменить арифметические методы решения задач методом уравнений не целесообразно, ибо при этом в результате должна появиться односторонность в математическом развитии учащихся, тем более, что иногда арифметические методы куда изящнее и предпочтительнее метода уравнений. Для примера вспомним задачу, торговка продала первому покупателю половину всего числа бывших у нее яиц и еще х/а яйца, второму — половину остатка и еще пол яйца, третьему — половину нового остатка и еще пол яйца и четвертому — половину остатка и еще пол яйца, после чего у нее яиц вовсе не осталось. Сколько яиц было у нее первоначально? 

      Поэтому статья об уравнениях 1-ой степени оставлена мною на ее традиционном месте, зато читатель найдет в этой статье много деталей, позволяющих, с моей точки зрения, получше укоренить идею уравнения в сознании учащихся. 

      4) Я также не придаю существенного значения введение в начала курса алгебры построения график. С моей точки зрения графики для математики дают (в начале курса) слишком мало, но поглощают много времени. Если графики полезны для прохождения других предметов, то преподаватели этих предметов и должны, не перекладывая эту свою обязанность на преподавателя математики, научить учащихся и строить их и пользоваться ими. Не следует считать неразрывно связанною с графиками идею функциональной зависимости. В настоящем курсе много уделено внимания понятию о функциях (см., например, пункт 2-ой этого предисловия), и я полагаю, что в курсе элементарной математики есть много поводов для постепенного освоения учащихся с этою основною идеею математики, я лишь думаю, что раннее введение график может, пожалуй, помешать выполнению этой задачи, ибо часто приходилось видеть, что для учащихся графика является мнемоническим средством, которое как бы усыпляет сознание учащегося, и он уже не стремится проникнуть в происхождение рассматриваемой функции. 

      Итак в начале курса алгебры я не даю знакомства с методом координат, зато в III части курса я даю краткие сведения из аналитической геометрии, которые позволяют иллюстрировать исследование уравнений 1-ой степени с одним и двумя неизвестными соответствующими задачами на пересечение прямых и тем самым удалить из курса задачи вроде задачи о курьерах. 

      Вторая часть настоящего курса охватывает извлечение квадратного корня, понятия об иррациональных и мнимых числах, квадратные уравнения, теорию преобразований иррациональных выражений, прогрессии и логарифмы. По поводу этой части ограничусь лишь 3 замечаниями. 

      1. В статьях об извлечении квадратного корня и о преобразованиях иррациональных выражений я стараюсь избегнуть по возможности формально-механических правил. Особенно это можно подметить в главе о преобразованиях иррациональных выражений: здесь, следуя развитию вопросов, возникающих в естественном порядке, получаем основные равенства, которыми и направляется работа над выполнением преобразований в каком-либо данном иррациональном выражении. 

      2. Квадратные уравнения введены в курс дважды (здесь можно видеть, что настоящий курс алгебры не чужд принципа концентричности): в первый раз — после извлечения квадратного корня из чисел, что естественно, так как извлечь У а значит, в сущности, решить уравнение Xs=а, а развитие этой мысли ведет к решению и более сложных квадратных уравнений. Во второй раз квадратные уравнения появляются после статьи о преобразованиях иррациональных выражений, и здесь заканчивается работа изучения этих уравнений. 

      3. В статье об арифметических прогрессиях можно видеть мое желание воспользоваться наглядностью в особой форме: наблюдение самых математических символов дает иной раз возможность установить то или иное свойство объектов, выражаемых этими символами. 

      По поводу III части курса, посвященной дополнительным статьям (теория соединений, Бином Ньютона и т. д.) уже 

      было выше указано, что здесь вводятся в курс краткие сведения из аналитической геометрии. Замечу еще, что глава о неравенствах построена на представлении чисел точками прямой линии. 

      Курс, как это видно из выше изложенного, разделен на 3 части: первая часть посвящена рациональным преобразованиям, вторая — иррациональным и третья — дополнительным статьям. Такое деление представляется мне и последовательным и целесообразным. 

      Н. Извольский.

  {/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО АЛГЕБРЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО АЛГЕБРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - АЛГЕБРА

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО АЛГЕБРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика