Математический анализ в примерах и задачах, ч.1. Введение в анализ, производная, интеграл (Ляшко, Боярчук, Гай, Головач) 1974 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Допущено Министерством высшего и среднего специального образования УССР в качестве учебного пособия для студентов университетов и технических высших учебных заведений
Пособие состоит из четырех глав. В начале каждого параграфа помещен соответствующий теоретический материал, а затем подробно рассмотрены примеры и контрпримеры. Книга содержит свыше 1400 примеров и задач, к которым поданы подробные решения.
Пособие предназначено для студентов механико-математических и физических факультетов, а также факультетов кибернетики университетов, физико-математических факультетов педагогических институтов и для студентов технических вузов.
© "Вища школа" Киев 1974
Авторство: Ляшко Иван Иванович, Боярчук Алексей Климентьевич, Гай Яков Гаврилович, Головач Григорий Петрович
Формат: DjVu Размер файла: 5.74 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Глава I
Введение в анализ
§ 1.Вещественные числа
§ 2. Теория последовательностей
§ 3. Понятие функции
§ 4. Предел функции
§ 5. Графическое изображение функции
§ 6. Непрерывность функций
§ 7. Обратная функция. Функции, заданные параметрически
§ 8. Равномерная непрерывность функций
§ 9. Функциональные уравнения
Задачи и примеры для самостоятельного решения
Глава II
Дифференциальное исчисление функций одной переменной $ 1. Производная явной функции 192
§ 2. Дифференциал функции 217
$ 3. Производная обратной функции. Производная функции, заданной пара* метрически. Производная функции, заданной в неявном виде 223
$ 4. Производные и дифференциалы высших порядков 228
$ 5. Теоремы Ролля, Лагранжа, Коши 254
§ 6. Возрастание и убывание функции. Неравенства 270
§ 7. Направление выпуклости графика функции. Точки перегиба 285
§ 8. Раскрытие неопределенностей 291
§ 9. Формула Тейлора 302
§ 10. Экстремум функции. Наибольшее и наименьшее значения функции . . 316
§11. Построение графиков функций по характерным точкам 330
§ 12. Задачи на максимум и минимум функции 347
Задачи и примеры для самостоятельного решения 354
Глава III Неопределенный интеграл
§ 1. Простейшие неопределенные интегралы 363
§ 2. Интегрирование рациональных функций 392
§ 3. Интегрирование иррациональных функций 413
§ 4. Интегрирование тригонометрический функций 430
§ 5. Интегрирование различных трансцендентных функций 445
§ 6. Разные примеры на интегрирование функций 455
Задачи и примеры для самостоятельного решения 467
Г л а в a IV
Определенный интеграл
§ 1. Определенный интеграл как предел суммы 470
§ 2. Вычисление определенных интегралов с помощью неопределенных . . 492
§ 3. Теоремы о среднем 535
§ 4. Несобственные интегралы 546
§ 5. Вычисление площадей 576
§ 6. Вычисление длин дуг 591
§ 7. Вычисление объемов 601
§ 8. Вычисление площадей поверхностей вращения .621
§ 9. Общая схема применения определенного интеграла. Вычисление моментов, координат центра тяжести 632
§ 10. Задачи из механики и физики 645
§11. Приближенное вычисление определенных интегралов 654
Задачи и примеры для самостоятельного решения 664
Ответы
Глава I 670
Глава II 671
Глава III 674
Глава IV 676
Скачать бесплатный учебник СССР - Математический анализ в примерах и задачах, ч.1. Введение в анализ, производная, интеграл (Ляшко, Боярчук, Гай, Головач) 1974 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга является учебным пособием по математическому анализу в его прикладном аспекте для студентов физико-математического профиля и кибернетики университетов, а также для студентов педагогических и технических вузов.
Пособие охватывает разделы анализа, изучаемые на первом курсе: введение в анализ, производная, интеграл и их применение.
В книге помещено свыше 1400 решенных примеров и задач, а также свыше 150 графиков. Материалом для нее послужили в основном задачи и примеры из сборника Б. П. Демидовича; были использованы и другие источники.
При изучении курса математического анализа студенты младших курсов обычно встречаются с трудностями, возникающими из-за отсутствия необходимой практики в решении задач, а позже — в связи с большим объемом информации.
Главная цель этой книги состоит в том, чтобы способствовать глубокому усвоению теории, развитию конкретного математического мышления студентов, привитию им навыков решения примеров и задач, пониманию их физической сущности.
В начале каждого параграфа в конспективной форме даны краткие сведения по теории. Для самостоятельного решения предлагается большое количество примеров и задач.
Эта книга поможет студенту овладеть методикой применения теоретического материала к ре-
шению конкретных задач, приобрести творческий подход к их решению.
Пособие будет полезным также преподавателям, которые проводят практические занятия по математическому анализу.
Авторы выражают глубокую благодарность доктору физико-математических наук, профессору Киевского педагогического института Н. И. Шкилю, доцентам Киевского университета М. И. Ядренко, А. Я- Дороговцеву, В. Н. Нагорному, В. А. Панасовичу за ряд ценных замечаний, способствовавших улучшению содержания книги.
Критические замечания и пожелания просим направлять по адресу: 252054, Киев, 54, Гоголевская, 7, Головное издательство издательского объединения «Вища школа», редакция литературы по математике и физике.
Авторы
ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ
§ 1. Вещественные числа
1°. Множества. Математическое понятие множества элементов принимается в качестве интуитивного.
Запись х £ Е означает: является элементом множества Е», а запись х g Е означает, что «х не является элементом множества Е».
Если каждый элемент из F является элементом из £, то пишут F с: cz Е или Е ZD F.
2°. Метод математической индукции. Предположим, что установлено следующее: 1) из того, что утверждение Q предполагается правильным для какого-нибудь натурального а, следует его справедливость для натурального числа, следующего за а; 2) существует хотя бы одно натуральное число Ь, для которого утверждение Q выполняется.
Тогда утверждение Q справедливо для любого натурального числа, большего b или равного ему.
3°. Сечение. Множество А рациональных чисел называется сечением, если: 1) множеству А принадлежит хотя бы одно рациональное число, но не всякое рациональное число; 2) для р £ А и q р (q — рациональное число) имеем q g А; 3) в множестве А нет наибольшего числа.
Из определения сечения следует, что если p^Auqg А, то р q. Элементы множества А называют нижними числами сечения А, а рациональные числа, не принадлежащие множеству А, называют верхними числами сечения А. Множество всех верхних чисел сечения обозначают через Л'.
Если в множестве А' есть наименьшее число г, то сечение А называют рациональным и говорят, что оно определяет рациональное число г.
Если в множестве А' нет наименьшего числа, то говорят, что сечение А определяет иррациональное число.
Множество всех рациональных и иррациональных чисел называют множеством вещественных или действительных чисел.
4°. Абсолютная величина. Если х — вещественное число, то абсолютной величиной | х | называется неотрицательное число, определяемое следующими условиями