Математика в школе - № 4 Июль-Август 1948 год - Академическая и специальная литература Времен СССР
Скачать старые советские нехудожественные книги

Описание: Методический журнал - орган министерства просвещения РСФСР
Историко-математическое исследование, посвященное эволюции письменных обозначений чисел в различных цивилизациях. Автор прослеживает путь от простейших зарубок и узлов до сложных числовых систем, анализирует принципы формирования числовых обозначений (аддитивный, субтрактивный, мультипликативный) и их связь с развитием письменности и вычислительных практик. Материал развенчивает популярные мифы об "арабских" цифрах и "алфавитных" обозначениях финикийцев. Статья иллюстрирована подробными таблицами числовых символов разных народов и эпох, собранными автором на основе многочисленных исторических источников. Особенно ценна для педагогов и учащихся, интересующихся историей математики.
© УЧПЕДГИЗ РСФСР Москва 1948
Авторство: Редактор Барсуков А.Н., авторы статей - Сушкевич А.К., Новоселов С.И., Шепелев В.М., Маргулис А.Я. и др.
Формат: PDF Размер файла: 11.3 MB
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ОТДЕЛ
А. К. Сушкевич. «Обозначение чисел у разных народов ...» 1
Статья открывается размышлением о важности чисел и счета в человеческой цивилизации. Автор рассматривает эволюцию числовых обозначений от простейших форм до сложных систем. Первый раздел объясняет причины возникновения числовых обозначений - необходимость фиксации промежуточных результатов при вычислениях и долговременного сохранения числовой информации. Далее описываются различные способы отметки чисел: камешки, узлы на веревках, зарубки, пальцевый счет. Основная часть статьи посвящена классификации письменных числовых систем на четыре категории. Подробно анализируется первая категория (примитивные системы с аддитивным принципом) на примере египетских иероглифов, финикийских, критских, римских обозначений. Затем автор переходит ко второй категории - системам слитных знаков, возникшим для упрощения записи сложных чисел.
МЕТОДИКА
С. И. Новоселов. Понятие пределл в курсе IX класса. 16
В. М. Шепелев. О преподавании пределов в средней школе 26
В. Л. Минковский. Об одном приеме борьбы с ошибками учащихся 30
ИЗ ОПЫТА
С. М, Чуканцов. Больше внимания технике арифметических вычислений 33
К. Е. Агринский. Решение косоугольных треугольников 42
С. М. Кипнис. Из опыта преподавания математики в X классе 43
РУССКИЕ ПЕДАГОГИ И МАТЕМАТИКИ
А. Я. Маргулис. А. П. Киселев 45
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
В. А. Невский. Новая литература по математике 47
ХРОНИКА
И. Я. Депман. В Ленинградском институте усовершенствования учителей 52
ЗАДАЧИ
Решение задач 53
Задачи 60
Задачи для математических кружков 61
Сводка решений задач 62
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Математика в школе - № 4 Июль-Август 1948 года
Ссылки на скачивание:
ТЕЛЕГРАМ ВКОНТАКТЕ ЯНДЕКС ДИСК
Эволюция числовых обозначений в истории человечества
Числа пронизывают всю человеческую деятельность – от простейшего счета до сложнейших научных исследований. Профессор А.К. Сушкевич в своей статье прослеживает эволюцию обозначений чисел у разных народов на протяжении тысячелетий.
Истоки числовых обозначений
Первоначально люди отмечали числа по двум причинам: для временного использования при вычислениях (камешки, пальцы, черточки на песке) и для долговременного хранения информации (зарубки, узлы на веревках, письменные знаки).
От простого к сложному
Профессор Сушкевич выделяет четыре категории систем обозначения чисел, последовательно сменявших друг друга с развитием цивилизации.
Первая категория – примитивные системы, где одна черточка означала единицу, две – двойку и т.д. Для десятков, сотен и тысяч использовались особые знаки. Этот аддитивный принцип применялся в древнеегипетских иероглифах, критской, финикийской и римской системах. В римской системе появился также субтрактивный принцип: IV означает 5-1=4.
Вторая категория – системы слитных знаков, возникшие как "скоропись" при усложнении экономической жизни. К ним относятся иератические и демотические знаки египтян, древнеиндусские, сингалезские и китайские цифры. В них появились отдельные знаки для чисел 4, 5, 6 и т.д., что значительно упростило запись больших чисел.
Особо отмечается, что современные цифры неправильно называть "арабскими" – вероятнее всего, они имеют индийское происхождение.
К сожалению, в популярной литературе о происхождении цифр повторяются одни и те же ошибки. Исследование профессора Сушкевича, основанное на многолетнем изучении различных источников, представляет собой ценный вклад в историю математики и предлагает достоверную информацию по этому вопросу.
СЕРИЯ - Математика в школе - Методический журнал
БОЛЬШЕ НЕТ
МАТЕМАТИКА - СБОРНИКИ СТАТЕЙ
БОЛЬШЕ НЕТ
Математика - ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА - ДИСЦИПЛИНЫ
БОЛЬШЕ НЕТ
Математика в школе - Методический журнал, Математика - Сборники статей, История математики, Периодика по математике, Автор - Новоселов С.И., Автор - Сушкевич А.К., Методика преподавания математики
