Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика - часть 1 (Сапгир, Левинова, Стацинский) 1977 год

Скачать Советский учебник

"Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика" 

Назначение:  Математика для самых маленьких, математика дома, в детском саду — таково содержание книги, предлагаемой вниманию родителей, воспитателей детского сада. Книга знакомит детей с элементарными математическими представлениями.

Цветные иллюстрации дополняют текст и помогают ребенку воспринимать и усваивать прочитанное.

Авторы знакомят детей 4-5 лет с элементарными математическим понятиями, учат их считать, пользуясь правильными приемами счета, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, различать их форму и прочее.

© "Мартин" "Полина" Москва 1995 

Авторство: Генрих Сапгир, методист Людмила Левинова и художник Виталий Стацинский

Формат: PDF, Размер файла: 26.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Главе 1. ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КУБАРИ К 6

Глеев 2. КАК У ТОМАТИКА ПОЯВИЛСЯ ПОМОЩНИК 11

Главе 3. ДРУЗЬЯ РИСУЮТ 13

Глава 4. ЧТО ЕЩЕ РИСОВАЛИ ТОМАТ И К И КУБАРИК 17

Глава 5. КАК НОЧНАЯ БАБОЧКА УЗНАЛА ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ ДНЕ 20 Глава 6. ЧТО СНИЛОСЬ ТОМАТИКУ 23

Главе 7. ЧТО ДЕЛАЛ ТОМАТИК. КОГДА ЕЩЕ СОЛНЦЕ НЕ ВСТАВАЛО 25 Глава В. КАК ТОМАТИК ПЕЧКУ ТОПИЛ, НА СТОЛ НАКРЫВАЛ 29

глава 9. КАК НАЧАЛСЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 32

Глава 10. КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ 36

Глава 11. КАК У ВРЕДНОГО ПАУКА ВОЛЧИЙ ХВОСТ ВЫРОС 40

Главе 12. КАК ВРЕДНОГО ПАУКА КУБАРИК ПРОУЧИЛ 44

Глава 13. КАК КОЛПАЧКИ ПЛЯСАЛИ 47

Глава 14. КАК ОКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 50

Глава 15. КАК ДРУЗЬЯ УЗНАЛИ. ПО КАКОЙ ДОРОГЕ УБЕЖАЛ

ВРЕДНЫЙ ПАУК 54

Глава 16. КАК ДРУЗЬЯ ДЕЛАЛИ КАРЕТУ 58

Главе 17. КАК КУБАРИК РЕШИЛ ДОМОЙ ВЕРНУТЬСЯ 62

Глава 18. КАК ТОМАТИКУ САБЕЛЬКУ ПОДАРИЛИ 65

Глава 18. КОГО ТОМАТИК И КУБАРИК НА ДОРОГЕ ВСТРЕТИЛИ 68

Глава 20. КАК ДРУЗЬЯ ВСТРЕТИЛИ МИХМИХА 72

Глава 21. ПОЧЕМУ ЧАСЫ ОСТАНОВИЛИСЬ 77

Глава 22. КАК ТОМАТИК ПОТЕРЯЛСЯ 83

Глава 23. ЧТО УВИДЕЛ ТОМАТИК В НЕБЕ 87

Глеев 24. КАК ТОМАТИК НА ЗЕМЛЮ ВЕРНУЛСЯ 94

Глава 25. КАК ИСКАЛИ ТОМАТИКА 100

Глава 26. ЧТО УВИДЕЛ КУБАРИК В ВОЛШЕБНУЮ ТРУБУ 103

Глава 27.0 ТОМ, КАК ТОМАТИК ПОМИРИЛ СЛОНА И ЗАЙЦА 106

Глава 28. КАК КУБАРИК ВЫРУЧИЛ КРОКРО 109

Глава 29. КАК ГНОМ УКАЗАЛ ТОМАТИКУ ДОРОГУ 114

Глава 30. КАК КУБАРИК НЕ ТУДА ПРИШЕЛ 116

Глеев 31. КАК ПЕЧАЛЬНЫЙ КЛОУН УЛЫБНУЛСЯ 122

Главе 32. КАК КУБАРИ КУ ГНОМ ДОРОГУ ПОКАЗАЛ 126

Глава 33. КАК ДРУЗЬЯ ВСТРЕТИЛИСЬ 130

Глава 34. КАК ПАУКУ ЕГО ХИТРОСТИ ПОМОГЛИ 133

Глава 35. КАК ТОМАТИК ЛЕТУЧЕГО ТИГРА ВЫРУЧИЛ 137

Глава 36. КАК ЛЕТУЧИЙ ТИГР ВЫРУЧИЛ ДРУЗЕЙ 141

Глава 37. КАК ТОМАТИК С ВРЕДНЫМ ПАУКОМ СРАЖАЛСЯ 144

Глава 38. КАК ВСЕ РАДОВАЛИСЬ 148

Глава 39. КАК В ГОРОДЕ ИГРУШЕК КЛУМБУ СДЕЛАЛИ 150

Глава 40. КАК ТОМАТИК СТАЛ НЕМНОЖКО ВОЛШЕБНИКОМ 152

ПРИЛОЖЕНИЕ 155

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика - часть 2 (Сапгир, Левинова, Стацинский) 1977 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Уважаемые родители! Ваши малыши, как и вы когда-то, ребят слушать сказки. Мы надеемся, что им понравится книга «Кубарик и Тематик, или Веселая математика». Но скажем вам по секрету: это не сказка. Мы хотим, чтобы ваши дети, которые еще не скоро пойдут учиться, приобрели некоторые математические представления. Вы удивлены: какая математика в три года!

И тем не менее это так. Прежде всего потому, что сама окружающая жизнь предъявляет ребенку требования: нужно уметь определить, сколько Гостей пришло на день рождения и хватит ли для всех стульев, нужно разделить пополам пирожное, нужно нарисовать предмет определенной формы... Хочешь не хочешь, а без некоторых математических знаний это сделать невозможно. Желание ребенка понять окружающем мир, побольше узнать обо всем, что он видит и слышит, позволяет рано начать его обучение. Конечно, кое-что ребенок узнает без помощи взрослых во время игр, общения со сверстниками. Но без участия взрослых опыт ребенка будет случайным, бессистемным. Ведь только взрослый может помочь отобрать из всего окружающего многообразия

самое необходимое, нужное для развития ребенка. Впечатления детских лет, опыт ребенка — это фундамент, на котором впоследствии будут формироваться знания.

Все родители знают, что ребенка надо готовить к школе. При этом многие ошибочно полагают, что такая подготовка необходима лишь непосредственно перед поступлением в школу. На самом деле ребенок готовится к обучению на протяжении всего дошкольного возраста: ведь для того, чтобы начать учиться в школе, он должен получить определенные знания, у него должны быть выработаны многие довольно сложные навыки. И конечно, необходимо уделить внимание развитию у детей элементарных математических представлений.

Однако дать определенный круг значил — это еще не все. Главная задача: научить ребенка пользоваться этими знаниями сначала в привычной, а затем и в непривычной для него обстановке.

В нашей сказке на доступных для ребенка дошкольного возраста гримерах сообщаются элементарные математические сведения. Математический материал книги отобран с учетом «Программы воспитания в детском саду». Если ваш ребенок не посещает детский сад, книга поможет ему приобрести элементарные математические представления, которые получают дети в детских садах. Книга полезна и тем малышам, которые ходят в детский сад: она поможет уточнить и закрепить знания, полученные в детском саду.

Какие же элементарные математические представления необходимо сформировать у дошкольника? Некоторые полагают, что главная задача — это научить ребенка считать до возможно большего числа: до двадцати, до ста, до тысячи. Умение считать необходимо, но не это главное в развитии элементарных математических представлений.

Современная математика изучает не только числа, но и ряд ветчин, которые могут быть выражены с помощью чисел и без них, изучает свойства основных отношений тел, которые поддаются или количественной оценке, или пространственному описанию. Чтобы подготовить детей к усвоению современной математики, уже в дошкольном возрасте необходимо давать детям знания не только о числе, но и о величине, форме предметов, развивать у детей пространственные и временные представления. Книга «Веселая математика» адресована детям от трех до четырех пет. Конечно, сказку можно читать и детям постарше, но математический материал этой части доступен ребенку четвертого года жизни и слишком прост для более старших детей.

Рассмотрим, какие математические знания мы можем и должны сообщить ребенку до четырех лет. Прежде всего, научить выделять из группы предметов один предмет и составлять из отдельных предметов группу предметов, которую ребенок будет называть словом много, а мы с вами — словом множество. Множество — это первичное, неопределяемое понятие математики. Под множеством можно подразумевать любое количество предметов; один, два, сто, миллион... Когда мы говорим цветы, машины, то подразумеваем множество цветов, множество машин. Множество может состоять из неоднородных предметов; например, можно представить та кое множество: стул, звезда, ягода. Для усвоения понятий один и много мы советуем проделать с детьми определенные упражнения. Возможно, они вам покажутся слишком простыми. И все-таки постарайтесь их провести не меньше, чем рекомендуется в книге. Повторение обеспечит прочное усвоение предлагаемых знаний, и, кроме того, дети этого возраста (три-четыре года) с удовольствием выполняют то, что они уже научились делать, особенно если надо действовать с новыми игрушками.

Составляя группу из отдельных предметов и выделяя этот предмет из группы, ребенок учится пользоваться словами: один, много, по одному. Когда он научится выделять из множества один предмет и составлять из отдельных предметов множество, необходимо показать ему, что отсутствие предметов обозначается словами совсем нет, ни одного. После этого уже можно задавать ребенку вопрос «сколько?». Не умея считать, малыш может ответить: один, много, ни одного. Затем начинайте учить детей сравнивать одну группу предметов с другой и отвечать на вопросы: «Где больше?» — «Где меньше предметов?» Чтобы ответить на эти вопросы, ребенок должен воспользоваться приемом наложения: наложить, когда это возможно, один предмет на другой, например, на кружок из бумаги положить пуговицу, поставить на каждое блюдце одну чашку. Не всегда возможно наложить один предмет на другой, в этих случаях малыш будет пользоваться приемом приложения, т.е- подкладывать предметы один под другим. Прием приложения более сложен, чем прием наложения: подкладывать предметы надо строго один под одним, соблюдая между ними одинаковые интервалы. Первое время малыш будет ошибаться, подкладывать предметы или слишком близко друг к другу, или, наоборот, далеко один от другого. Каждый раз необходимо поправлять ребенка, объясняя, что расстояние (ребенку вы скажете «окошечки») должно быть одинаковым. Раскладывая предметы в ряд, учите ребенка действовать правой рукой в направлении слева направо. Сравнивая группы предметов с помощью приемов наложения и приложения, ребенок учится правильно употреблять выражения столько — сколько, поровну, здесь больше, в там меньше, здесь столько же, сколько и там.

И все это время не надо учить детей пользоваться словами-числительными для обозначения количества предметов. Гораздо важнее сформировать у детей прочные до числовые представления. Действуя с множествами, дети учатся сравнивать, сопоставлять, делать выводы, не отвлекаясь на действия с числами. В книге уделяется много внимания обучению детей сравнению величин. В математике величиной называется множество, в отношении которого установлены критерии сравнения; больше, меньше, равно. Дети учатся сравнивать реальные предметы подлине, ширине, высоте. Первое время для сравнения надо брать два предмета, значительно отличающиеся друг от друга по величине. Сравнивать эти предметы нужно только по одному признаку: или подлине, или по ширине, или по высоте. При этом объясните малышу, что мы называем высотой, длиной, объяснять это можно с помощью жестов, например разведя широко руки в стороны или поднимая их вверх. Главная ваша задача при обучении ребенка сравнению величин: научить его пользоваться способами сравнения. Конечно, если предложить малышу две пирамидки разной высоты, он правильно покажет, какая пирамидка выше, а какая — кике. Но если вы поставите низкую пирамидку на стол, а высокую — на стул, то малыш будет думать, что пирамидка, которая находится Via высокой плоскости (на столе), выше, чем та, которая стоит на стуле. Поэтому, сравнивая предметы по высоте, обязательно ставьте их рядом, близко друг к другу (матрешки, пирамидки, чашки, куклы); сравнивая подлине, учите подравнивать края предметов с одной стороны (карандаши, кисточки, линейки, ленты); для сравнения предметов по ширине подбирайте такие, чтобы их можно было наложить один на другой (ленты, дощечки, платья кукол). Во время сравнения учите ребенка обозначать результаты сравнения словами длиннее — короче, равные по длине; выше — ниже, равные по высоте; шире — уже, равные по ширине; больше — меньше, одинаковые по величине. Слова больше — меньше предполагают общую оценку размера предметов, без выделения отдельных признаков, поэтому ими пользуйтесь только в тех случаях, когда трудно выделить отдельные признаки или в этом нет необходимости, например при оценке величины предметов, имеющих круглую форму (кружочки, мячи, шары). Если ребенок пользуется словами больше — меньше при сравнении предметов подлине, ширине, высоте, необходимо поправить его; «Правильно, эта лента больше, чем та. Но правильнее сказать «длиннее». Постарайтесь и сами в своей речи слова выше—ниже, длиннее —короче, шире — уже не заменять словами больше — меньше.

Кроме того, учите детей различать и называть круглые предметы. Конечно, ребенок знает, что пряник круглый, а книга — нет. Но необходимо учить детей видеть, что в окружающей обстановке все предметы имеют разную форму, и из всего многообразия форм выделять одну, название которой знакомо, — круглую. Не забудьте показать, что круглые предметы бывают большие и маленькие. Учите ребенка различать пространственные направления от себя; вперед, назад, сзади, направо (вправо, справа), налево (слева, влево)—и пользоваться словами, обозначающими направление. Не огорчайтесь, если ребенок будет ошибаться, путать правую и левую стороны. Первое время необходимо добавлять к слову, обозначающему направление, уточнение: справа, около стола; слева, возле двери, постепенно все реже прибегая к подобным уточнениям. Учите малыша правильно ориентироваться во времени, употребляя слова утро, день, вечер, ночь.

Как видите, объем математических знаний для детей трех-четырех лет невелик. Но важно, чтобы эти небольшие по объему знания были усвоены прочно. Не бойтесь повторения: одни и те же упражнения, нов разной обстановке, с другими игрушками могут долгое время привлекать внимание детей. Всего в нашей книге сорок глав. Если читать по одной главе один-два раза в неделю (не чаще!), книга будет прочитана за шесть-восемь месяцев. Такое распределение во времени необходимо для того, чтобы ребенок получал математические знания постепенно. Ведь он не может сразу усвоить большое количество новых сведений, так как объем его внимания и памяти невелик. Вы нанесете большой вред ребенку, если будете читать более одной главы за один раз. У ребенка не сформируются правильные представления. Конечно, малыш будет просить читать сказку дальше, но вы не должны уступать этим просьбам: не забывайте, что цель сказки не просто позабавить ребенка, а развить у него некоторые элементарные математические представления.

Итак, одно чтение—одна глава. Если ребенок просит почитать еще, прочитайте ещё раз эту же главу. Следующую главу начинайте читать не раньше, чем через два-три дня, и не позже, чем через неделю. За это время постарайтесь выполнить упражнения, рекомендованные к каждой главе. Перед чтением новой главы вспомните то, что вы читали в прошлый раз, задавайте вопросы из прошлой главы, — этим вы проверите, что усвоил ребенок, а что — нет.

У каждой главы есть предисловие и послесловие, адресованные взрослому. Перед тем как начать чтение очередной главы, внимательно прочитайте предисловие: вы узнаете, развитию каких математических представлений поможет чтение этой главы, на какие моменты следует обратить внимание малыша. Почти в каждой главе есть вопросы, набранные крупным шрифтом, и ответы, которые вы должны получить от детей. Там, где по ходу сказки предлагаются ребенку вопросы, при первом чтении не требуйте, чтобы он отвечал на них. Закончив чтение главы, рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации к ней, предложите ему ответить на вопросы, объясните ему то, что он не понял. Чтение одной главы, рассматривание иллюстраций, ответы ребенка на вопросы займут десять—пятнадцать минут.

Этого вполне достаточно, чтобы обратить внимание малыша на некоторые понятия математики, но слишком мало для того, чтобы он мог полностью усвоить предлагаемые знания. Поэтому покажите ему, что предметы, которые окружают нас в комнате, во дворе, на улице, внесу, можно сравнивать, описывать и рассматривать с точки зрения тех или иных математических зависимостей.

Советы о том, как можно использовать окружающую обстановку для развития и закрепления тех или иных математических представлений у детей, даются в послесловии к каждой главе. Составляя примерные задания, мы хотели поде казать вам виды занятий с ребенком (наблюдение, игра, упражнения, беседа), показать, в какой форме следует предлагать детям вопросы и каких ответов добиваться от них, помочь выбрать предметы, игрушки для занятий с ребенком. Не зная конкретных условий вашей жизни, трудно предусмотреть, что именно из окружающей обстановки лучше использовать для развития математических представлений ребенка. Поэтому наши советы следует рассматривать не как обязательные требования, а как примеры, на основе которых вы сами сможете придумать разнообразные задания своим детям.

Полезно повторно читать некоторые главы и даже всю книгу. При повторном чтении книгу можно читать ежедневно по две-три главы, но не более пятнадцати минут. Так же рекомендуется читать книгу в первый раз тем детям, которым к началу чтения исполнилось четыре-пять лет. Хорошо, если при повторном чтении ребенок без помощи взрослого ответит на все поставленные вопросы. Закончив чтение книги, можно продолжать выполнять рекомендуемые упражнения, чтобы закрепить знания детей.

Книга написана специально для развития элементарных математических представлений детей. Поэтому те вопросы, которые мы предлагаем в каждой главе ребенку, касаются только математических представлений: мы хотели обратить ваше внимание на то, в какой форме следует задавать вопросы. Но все-таки эта книга не учебник, а сказка. И, как в любой сказке, здесь действуют добрые и злые герои. Идет борьба за справедливость, и в конце концов добро побеждает зло. Прочитав главу, задайте вопросы, выделенные нами, и не забудьте побеседовать о том, как малыш оценивает поступки героев, кто из них ему нравится, а кто нет, кому ребенок хотел бы помочь, на кого хотел бы быть похожим, как относится ребенок к разным героям книги.

Итак, желаем вам успеха!

 

Расширения для Joomla
 
 
Яндекс.Метрика