Геометрия - Пробный учебник для 6-8 классов (Болтянский, Волович, Семушин) 1979 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие по геометрии для учеников с 6 по 8 класс средней школы
© "Просвещение" Москва 1979
Авторство: ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ БОЛТЯНСКИЙ МАРК БЕНЦИАНОВИЧ ВОЛОВИЧ, АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ СЕМУШИН
Формат: PDF Размер файла: 14.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
6 класс
Глава I. Фигуры и движения 5
1. Характеристическое свойство окружности
2. Пересечение фигуры с окружностью 7
3. Внутренняя и внешняя области окружности 9
4. Граница области 11
5. Неравенство треугольника 14
6. Движения 17
7. Свойства движений 20
Глава II. Осевая симметрия 23
8. Построение симметричных фигур —
9. Применение осевой симметрии к решению задач 26
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
10. Понятие о теореме 27
11. Перпендикуляр и наклонная 29
12. Расстояние от точки до фигуры 31
13. Касательная к окружности 34
14. Свойство биссектрисы угла 36
15. Задачи на построение 38
16. Знак общности 40
17. Структура теоремы 42
Глава III. Центральная симметрия 44
18. Поворот
19. Параллельность центрально-симметричных прямых 47
20. Накрест лежащие углы 49
21. Обратная теорема 51
22. Признак параллельности двух прямых ... 52
23. Сумма величин углов выпуклого много¬угольника 54
24. Параллелограмм 57
25. Свойства параллелограмма 59
26. Признаки параллелограмма 60
27. Необходимые и достаточные условия ... 63
28. Ромб 65
29. Прямоугольник. Квадрат 67
7 класс
Глава IV. Измерение длин 70
30. Предикат
31. Знак существования 72
32. Средняя линия треугольника 74
33. Средняя линия трапеции 76
34. Измерение длины отрезка 79
35. Действия с длинами отрезков 82
36. Отношение длин отрезков 84
37. Теорема о пересечении двух прямых параллельными прямыми 86
38. Следствие из теоремы о пересечении двух прямых параллельными 88
39. Измерение величин вписанных углов 91
Глава V. Измерение площадей 94
40. Отрицание
41. Контрпример 97
42. Измерение площади фигуры 100
43. Действия с площадями фигур 103
44. Формула площади параллелограмма 105
45. Формула площади треугольника 108
46. Формула площади трапеции 111
47. Площадь произвольного многоугольника
Глава VI.
Векторы и параллельный перенос 116
48. Композиция движений
49. Свойства композиции движений 119
50. Вектор 121
51. Сумма векторов 125
52. Композиция параллельных переносов 129
53. Свойства суммы векторов 133
54. Сходство в действиях над векторами и числами 136
55. Доказательство от противного 139
56. Противоположная теорема 141
57. Группа отображений плоскости 143
58. Группа самосовмещений фигуры 146
Глава VII. Гомотетия и подобие 149
59. Гомотетия
60. Свойства произведения вектора на число . . 152
61. Свойства гомотетии 154
62. Применение векторов к решению задач . . 157
63. Центр тяжести треугольника 160
64. Отображения, сохраняющие и меняющие ориентацию 162
65. Подобие 166
66. Подобие как композиция гомотетии и движения 169
67. Отношение площадей подобных фигур ... 171
8 класс
Глава VIII. Координаты векторов 174
68. Логические союзы «и», «или»
69. Определение 177
70. Линейная комбинация векторов 179
71. Координатная запись действий над векторами 183
72. Косинус и синус 186
73. Формулы приведения 189
74. Отрицание в теоремах и определениях 192
Глава IX. Скалярное произведение векторов 195
75. Определение скалярного произведения
76. Свойства скалярного произведения 198
77. Применение скалярного произведения к ре¬шению задач 201
78. Вычисление скалярного произведения в ко¬ординатах 203
79. Вектор, перпендикулярный прямой .... 205
80. Теорема косинусов 208
81. Теорема синусов 211
82. Решение треугольников 213
Глава X. Понятие об аксиоматическом методе . . . 216
83. Аксиомы Евклида
84. Противоречивость 219
85. Непротиворечивость и понятие модели... 221
86. Н. И. Лобачевский и его геометрия .... 223
87. Завершение аксиоматизации геометрии. . . 226
88. Понятие метрического пространства .... 229
89. Эрлангенская программа Ф. Клейна .... 232
Дополнительные задачи 234
Задачи с практическим содержанием 265
Приложения (косинусы и синусы) 268
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Геометрия - Пробный учебник для 6-8 классов (Болтянский, Волович, Семушин) 1979 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие шестиклассники!
Уже пять лет вы изучаете в школе математику. С этого года у вас будут два различных математических предмета: геометрия и алгебра. Геометрия изучает предметы окружающего мира с точки зрения их размеров, формы и взаимного расположения,— отвлекаясь от их цвета, температуры, полезности и других «негеометрических» свойств.
Некоторые первоначальные сведения, относящиеся к геометрии, вы уже имеете. Например, вам знакомы различные геометрические фигуры: треугольник, круг, прямая линия, угол и другие. Вы можете измерить длину отрезка и величину угла, знаете, что во всяком треугольнике сумма величин углов равна 180°, умеете строить параллельные и перпендикулярные прямые и т. п. Теперь эти знания нужно углубить и пополнить новыми фактами. В этой книге, предназначенной для изучения в VI, VII и VIII классах, речь будет идти не о пространственных предметах, а лишь о фигурах, расположенных в плоскости.
Геометрия (как, впрочем, и любая другая наука) очень интересна. Но интерес не приходит сам по себе, он завоевывается в труде. Решайте задачи, возвращайтесь (без напоминания учителя) к тому, что было пройдено вчера, на прошлой неделе, месяц назад, проверяйте, все ли помните, все ли понятно. И чем меньше непонятного, неясного будет оставаться, тем большее влечение вы будете чувствовать к математике, тем более привлекательной и интересной она будет казаться.
Изучая геометрию, вы получите представление о том, как нужно рассуждать при решении задач, как делать правильные умозаключения, или, как говорят, логически мыслить. Навыки логического мышления нужны всем—и не только на уроках математики, а в самых различных случаях жизни: они помогают сделать верный вывод, найти выход из затруднительного положения, убедить других в правильности найденного решения и т. д.
Ответов к задачам вы в конце книги не найдете. Ведь мы хотим, чтобы вы научились верно рассуждать, были уверены в правильности логических доводов, в разумности найденного пути решения. Мы хотим, чтобы вы смогли применять свои геометрические и логические знания в жизни, в вашей будущей работе,— а ведь жизнь не дает ответов на те вопросы, легкие и трудные, которые она ставит. Поэтому привыкайте решать задачи без «подглядывания» в ответ. А если иногда решение ваше окажется не совсем правильным, неточным,— вас поправят товарищи и учитель.
Математика — и, в частности, геометрия — нужна и полезна буквально всем: инженерам и космонавтам, врачам и спортсменам, строителям и геологам. Уже сейчас, в двадцатом столетии, математика все более прочно завоевывает позиции в различных областях—даже в медицине, живописи, музыке,— не говоря уже о технике. А ведь вам придется жить и работать, быть участниками коммунистического строительства не только в 20-м, но и в 21-м столетии, когда роль математики еще более возрастет. И хотя нравится математика не всем одинаково—одним больше, другим меньше,—но изучать и хорошо знать ее нужно всем.
Желаем вам успехов!
Авторы
{/spoilers}