Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет (Касабуцкий, Скобелев, Столяр, Чеботаревская) 1991 год

Скачать Советский учебник

 автор-учебник - Т.М. Чеботаревская

Назначение: Адресована книга воспитателям детских садов и родителям. Она будет интересна широкому кругу читателей.

Книга поможет воспитателям детских садов и родителям сформировать у детей 5—6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

Гонорар за эту книгу перечислен в Советский детский фонд имени В. И. Ленина

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Касабуцкий Николай Иванович Скобелев Геннадий Никитич Столяр Абрам Аронович Чеботаревская Тамара Матвеевна

Формат: PDF Размер файла: 13.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов .... 3

Как пользоваться книгой 5

Описание игр 6

Скачать бесплатный учебник  СССР - Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет (Касабуцкий, Скобелев, Столяр, Чеботаревская) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 От авторов

Уважаемые родители и воспитатели!

Мы предлагаем вам эту книгу и думаем, что она заинтересует не только взрослых, но и детей, будет для них полезным и интересным собеседником, с вашей помощью, конечно. Ведь мы предлагаем заниматься их умственным развитием по определенной системе и в увлекательной для дошкольников игровой форме.

Общеизвестно, как много для своих любимых внучат делают бабушки и дедушки, и не принимать их во внимание было бы несправедливо. Мы обращаемся к воспитателям и родителям исключительно ради краткости, принимая во внимание, что в процессе воспитания дошкольников активно участвуют бабушки и дедушки.

Ради той же краткости мы допустили еще одно сокращение, о котором должны обязательно сказать. Говоря «Давайте поиграем», мы имеем в виду «Давайте поиграем в математику и информатику»: в книге имеются игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая работой вычислительной машины, формирование основных логических операций—«не», «и», «или» и др.). Возможно, что некоторые из перечисленных здесь терминов незнакомы читателю. Это не важно, так как они не используются в предлагаемых играх, что не помешает взрослым успешно играть с детьми в математические игры. Знакомство с этими терминами позволяет лишь оценить значимость этих игр.

Что же значит «играть в математику»? Разве можно вообще играть в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику, «самую грозную» из всех наук? (Мы заключили это определение в кавычки, потому что в действительности это не так.)

Предлагаем вам поиграть с детьми 5—6 лет в игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не потребуют от взрослых и, разумеется, от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении ма-тематических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету — математике.

Дети 6—7 лет радостно идут первого сентября в первый класс. Это объясняется тем, что от природы они любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира. Но уже на следующий день, второго сентября, на лицах многих из них можно прочесть разочарование. Со временем это разочарование охватывает все большее число детей. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих или троечников, а сам предмет кажется учащимся недоступным.

Чем можно объяснить это явление? Неадекватностью методов обучения интересам детей. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парты для «серьезного» изучения наук, в том числе и математики. Распространено и такое мнение, что с помощью игр нельзя ничему обучать. Конечно, не всякая игра чему- то обучает и что-то развивает. Рекомендуемые нами игры направлены на подготовку детей 5—6 лет к изучению математики и информатики, поэтому мы и предлагаем перед тем, как посадить детей за парты, изучать математику или хотя бы одновременно с началом их обучения математике «поиграть» с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» (в смысле, математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Однако в установившейся методике обучения реализуется лишь незначительная часть этих возможностей. Именно поэтому развивающий эффект такой методики недостаточно высок. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить.

Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоили больший объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Мы отвечаем на этот вопрос утвердительно. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного, весьма негативного результата.

Известный советский психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» (Выготский Л. С. Собр. соч.—М., 1982.—Т, 2.—С. 198) > Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам.

Может возникнуть вопрос о доступности предлагаемых игр для детей 5—6 лет. Все включенные в эту книгу игры были проверены в экспериментальном обучении детей старших и подготовительных к школе групп детского сада в течение 6 лет. Результаты эксперимента подтвердили не только доступность этих игр, но и их высокую эффективность.

Итак, шестилетние дети идут в школу. Их надо готовить к этому уже с пяти лет. Дети нуждаются во внимании и помощи взрослых независимо от того, посещают они детский сад или нет. Мы надеемся, что, несмотря на свою занятость, вы найдете необходимое время, чтобы оказать им эту помощь, используя нашу книгу.

Как пользоваться книгой

Прежде чем приступить к играм с детьми, ознакомьтесь с их описанием. Описание игры включает название, цель, игровой материал и правила игры.

Цветные иллюстрации, помещенные на вклейке, служат своеобразными игровыми досками, с помощью которых можно решить то или иное игровое задание. При необходимости цветные.иллюстрации можно перерисовать на листы большого размера.

Дидактический материал (цв. табл. 60) перерисовывается в размере, соответствующем размерам игровых листов. Он вырезается и хранится в конверте. В каком же порядке следует подготовиться к играм?

Взрослый сам или вместе с ребенком вырезает дидактический материал, приведенный в конце книги, и кладет его в конверт, который хранится вместе с книгой. Затем знакомится с описанием игры, чтобы во время игры уже не заглядывать в описание.

Специфика предлагаемых игр такова, что в большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как меняются (варьируются) исходные данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе игры задача меняется. Лишь несколько игр, предназначенных для развития внимания детей, не удовлетворяют этим условиям.

В каком порядке играть в предлагаемые игры? При первом знакомстве с ними целесообразно играть в том порядке, в каком эти игры расположены в книге, так как порядок их расположения следует принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип. С пятилетними детьми не надо стремиться играть во все предлагаемые игры. Для них достаточно поиграть в первые 30 игр или же в каждой серии игр огра-ничиваться самыми простыми ситуациями. В дальнейшем можно возвращаться к любым играм в произвольном порядке. Причем чаще к тем играм, которые вызвали наибольший интерес у детей. Экспериментальная проверка игр показала, что все они вызывают интерес у детей. Некоторые игры можно видоизменять или совершенствовать.

ОПИСАНИЕ ИГР

(Номер игры совпадает с номером цветной таблицы)

1. Снеговики

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное).

Начиная игру, взрослый может обратиться к ребенку примерно так:

«Вот зайчишка у реки Встал на задних лапках... Перед ним снеговики С метлами и в шапках. Заяц смотрит, он притих, Лишь морковку гложет, Но что разного у них — Он понять не может.

А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки...»

2. Матрешки

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу че- 6

тыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

3. Мальчики

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а Затем ответить на вопросы.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева — самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, й Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик: Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика