Эстонская автомобильная промышленность — была ли такая?

Мы все прекрасно знаем, что тяжелая промышленность, в том числе строительство грузовых машин, была прекрасно развита в СССР. Пример тому — огромное количество разнообразных автомобильных заводов, разбросанных по всей территории СССР. Украина — это КрАЗы, Беларусь — МАЗы, БелАЗы, Грузия — КАЗы, РСФСР — Уралы, КамАЗы, ЗиЛы. Однако принято считать, что на территории Прибалтийских республик автопредприятий вовсе не было, ну разве что Латвийский РАФ (Рижская автобусная фабрика). Конечно, крупных предприятий типа МАЗ на территории Прибалтики может, и не существовало, однако своя автоистория была даже у небольшой Эстонии.

Автобус на фоне Тартуского авторемонтного завода (проходная)

Тартуский авторемонтный завод

 В послевоенные годы, в конце 40-х годов автомобильная промышленность СССР находилось в крайне тяжелом положении. Восстанавливающему силы СССР требовались автомобили в огромном количестве, и прежде всего грузовики для нужд промышленности, сельского хозяйства, армии, автобусы, тягачи, всего и не перечислишь.   А ведь большая часть территории СССР находилась в развалинах, в том числе и промышленные предприятия. Тогда на автопредприятиях было принято довольно оригинальное решение. Для того чтобы построить один автобус "под ключ", требовалось много человеко-часов, а для постройки шасси грузовика в несколько раз меньше. Такие грузовые базы автопредприятие могло выпускать в огромном количестве, отправляя их затем на авторемонтные предприятия. Где на них навешивали любой кузов по желанию республиканских, районных и краевых властей. Так было и с авторемонтной мастерской города Тарту, которая подчинялась Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог ЭССР. Позже мастерская будет переименована в Тартуский опытный завод ремонта автомобилей.

 

Пионер этой мастерской — автобус ТА-1, чья основа представляла собой грузовик ГАЗ-51. У него удлинили колесную базу, построили деревянный остов, обшитый жестяным листом. У автобуса была так же удлинённая задняя часть, что давало автобусу лишние пассажирские места, но и затрудняло управление.    Когда на Горьковском автозаводе была произведена модернизация, ГАЗ-51 модернизировали свой автобус и в Тарту, создав более комфортный, эстетически приятный на вид ТА-6. Вообще у идеи создавать автотехнику на местах была масса плюсов. Прежде всего, это позволяло автоинженерам воплощать свою автофантазию в реальность. Ведь от проекта автомобиля до его массового выпуска могли проходить годы, десятилетия и это в лучшем случае. А здесь от идеи до малоопытной партии буквально проходила пара месяцев. Кроме этого автомобили тут же ремонтировались, что улучшало состояние автопарков. Тот же Тартуский опытный завод регулярно обслуживал, модернизировал им же выпущенные автомобили. Но отдельно стоит поговорить именно о воплощении творческих замыслов автоинженеров.

Эстонский автобус TA 6-1Эстонский автобус TA 6-1 

Кроме автобусов в мастерских завода Тарту производили различные фургоны, например, для перевозки быстро портящихся продуктов, таких как кондитерские изделия, цветы в цветочные ларьки. Более того, Эстония была известна своим сельским хозяйством и молочными коровами. Но гонять "молоковоз" от одного хутора до другого крайне накладно, да и молоко может прокиснуть. Вот тогда в Тарту создали небольшой изотермический фургон. Он ездил, прежде всего, по частным предприятиям собирая в бидоны молоко, после чего оно тут же попадало на молокозаводы. Дешево, практично и комфортно.

 

Еще одну услугу жителям села предлагал автобус ТА-942Т, внутри которого помещалась обувная мастерская, два салона стрижки, мужская и женская. Производились на этом автопредприятии и фургоны для ведения телерадиовещания, хлебовозки, машины сопровождающие велогонки и многое другое, до чего у больших автозаводов не доходили "ручки".

 Таллинская автобаза

Прототип мини-грузовика ЭТ-500 конструкции В.А. Ките, выпущенный в 1967 г. Прототип мини-грузовика ЭТ-500 конструкции В.А. Ките, выпущенный в 1967 г.

 

Интересной была продукция и у Таллинской автобазы Эстонского республиканского союза потребительских обществ. На этом автопредприятии в конце 60-х годов смогли наладить опытное производство небольших грузовиков собственной конструкции ЭТ-500/600, грузоподъёмностью до 500 кг. Главное их отличие, передний привод и футуристический дизайн кабины. Кроме этого, на основе узлов от ЗАЗ, взяв электромотор, аккумуляторные батареи, таллинские умельцы создали первый в своем роде гибридный микрогрузовик ЭТ-800 "Электра".

 

Кроме этого серийным производством и переделкой автомобилей марки УАЗ, ГАЗ занимались различные авторемонтные мастерские в городах Кохтла-Ярве, Нуйа, Отепя.

Ещё по теме - Эстонская ССР

No More Articles

Популярное по теме - Эстонская ССР

No More Articles

Новые публикации по теме - Эстонская ССР

No More Articles
Яндекс.Метрика