Евгений Вучетич. Великая победа в величественных монументах

Победа в Великой Отечественной войне досталась советскому народу ценой огромных потерь – 27 миллионов советских граждан, погибших на фронтах, в оккупации, в плену и в концлагерях. Это всё равно, как население двух немаленьких стран - Швеции и Голландии вместе взятое,- исчезло, перестало существовать. И памятники о такой войне и таких жертвах не могли быть мелкими и незначительными. Великая эпоха отражена в великих монументах.

 Евгений Вучетич


Самые известные монументальные ансамбли были созданы известным советским скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем, участником войны.

Он родился в Екатеринославе (сейчас – Днепропетровск) в 1908 году. Детское баловство – лепка из глины, хлебного мякиша разных фигурок, постепенно переросло в серьёзные занятия скульптурой. Семья к тому времени переехала в Ростов, и Евгений 4 года обучался в местной художественной школе, затем – обучение в Ленинграде, в институте пролетарских искусств, с 1934 года проходил обучение на курсах повышения квалификации скульпторов. Участие в парижской художественно-промышленной выставке 1937 года принесло ему Золотую медаль за конную статую Клима Ворошилова. С 1935 года Вучетич живёт в Москве и участвует в строительства Библиотеки имени В. Ленина, гостиницы «Москва». Пять лет спустя Евгения Викторовича назначили руководителем художественных мастерских при строительстве Дворца Советов.

Когда началась война, Вучетич уходит на фронт добровольцем. После контузии его комиссовали в 1943 году, и скульптор начинает работу в известной студии военных художников им. Грекова, где его талант скульптора-портретиста раскрылся более полно.

Вучетич – ярчайший представитель соцреализма, его скульптурные портреты Ленина, Сталина, Дзержинского, полководцев Великой Отечественной, просто выдающихся людей (портрет художника Герасимова, писателя Белинского, героя А. Матросова и др.) были установлены во многих городах СССР.

 

Но самыми важными и значимыми стали его монументальные скульптуры, посвящённые подвигу советского народа в Великой войне.
После окончания войны советские военачальники предложили воздвигнуть памятник на месте захоронения советских солдат, погибших при взятии Берлина. По мнению Ворошилова, это должен быть памятник Сталину, который держит в руках земной шар. Сталин эту идею не принял, предложив установить памятник солдату-освободителю. После рассмотрения разных вариантов решили установить памятник солдату, держащему на левой руке спасённую немецкую девочку (такой факт действительно имел место, Н. Масалов спас ребёнка в разрушенном Берлине), а в правой руке - держал автомат. Иосиф Виссарионович предложил заменить автомат мечом. Меч, по рассказам историков, был точной копией двухпудового меча псковского князя Всеволода (в крещении Гавриила), чтобы подчеркнуть преемственность поколений. Вот с мечом и вышла чистой воды легенда. Дело в том, что настоящего меча Всеволода, первого псковского князя, избранного народом, никто из наших современников не видел, он пропал ещё в XIV веке. Тот меч, который можно увидеть и сегодня как «меч Всеволода», никакого отношения к святому князю не имеет. Это – изделие более позднего времени, века 14-15, представляет собой рыцарский тяжёлый двуручный меч, а начертанный на мече девиз, в переводе с латыни «Чести своей никому не отдам», принадлежит графскому роду Зайн-Витгенштейн.

 

 

 

 


После трёх лет работы, в берлинском Трептов-парке 8 мая 1949 года состоялось торжественное открытие мемориала советским воинам. Главную фигуру композиции представлял 12-метровый бронзовый солдат с маленькой девочкой и огромным мечом, разрубившим нацистскую свастику.

  

После ухода советских войск из зоны оккупации в 1949 году, немецкая сторона взяла на себя обязательства по сохранению мемориала, эти обязательства соблюдаются неукоснительно и поныне.
Самый большой, самый известный мемориальный комплекс, в создании которого принимал участие Евгений Викторович Вучетич, это, безусловно, ансамбль на Мамаевом кургане в Сталинграде (позже – Волгоград). Скульптура Родины-матери, выполненная по проекту Вучетича, поражает своими размерами, движением, застывшим в камне. Это фигура не столько матери, сколько воительницы-валькирии, зовущей за собой, не призывающей к битве, но участвующей в ней.

Когда создавался проект, никто не планировал статую матери-родины делать такого размера, а в 2 раза ниже, да и весь комплекс предполагалось выполнить более компактным. Но, великий знаток архитектуры и всех прочих наук, товарищ Никита Хрущёв пожелал, чтобы памятник матери-родине превосходил по высоте известную всему миру статую «Свобода, озаряющая мир», находящуюся в Нью-Йорке на острове Бедлоу. Высота этого памятника от поверхности земли до высшей точки факела составляет 93 метра. Пришлось Вучетичу и соавторам проект переделать. Находящиеся на кургане три братские могилы, где похоронены 34 тысячи павших бойцов, были засыпаны 150 тысячами тонн земли, благодаря чему высота холма составила почти 15 метров. Сама статуя Матери-родины вознеслась ввысь на 52 метра, а длину меча увеличили до 33 метров, масса скульптуры – более 8 тысяч тонн. Меч сделали непропорционально большим по двум причинам, первая – превзойти американскую «Свободу» по высоте, а вторая причина – это обычный закон перспективы. Если меч сделать пропорциональным длине тела, то зрителям, смотрящим снизу, он будет казаться меньше, чем есть на самом деле, как-то мелковато.

 

Женскую фигуру лепили из нескольких натурщиц, так что образ действительно получился собирательным. На создание монументального комплекса ушло почти 8,5 лет – с 1958 по 1967 год. И вот, на продуваемом всеми ветрами кургане, стоит огромная статуя Матери-родины, и кажется, что эти вечные ветра колышут её бетонные одежды, женская рука не устаёт держать 14-тонный огромный меч. Её горло охрипло от многолетнего крика, а ветер уносит его со 100-метровой высоты за Волгу.


 

 

 

 

 

Выдающийся советский скульптор Е. В. Вучетич прожил 65 лет, его руки успели делать очень много бюстов, скульптурных портретов, памятников, горельефов. Но, даже если бы всё его творческое наследие составили эти два памятника, можно было бы уверенно сказать, что он прожил не зря, и оставил по себе большую память.

 

Популярное по теме - Советское художественное искусство

No More Articles

Ещё по теме - Советское художественное искусство

No More Articles

Новые публикации по теме - Советское художественное искусство

No More Articles
Яндекс.Метрика