Физическая география 5 класс (Максимов) 1965 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 5 КЛАССА
Авторство: Николай Александрович Максимов
Формат: DjVu, Размер файла: 7.13 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
§ 1. Что изучает физическая география
План и карта
§ 2. Ориентирование на местности 5
§ 3. Ориентирование по Полярной звезде и компасу 7
§ 4. Измерение расстояний 8
§ 5. Изображение направлений и расстояний на чертеже 10
§ 6. План класса 12
§ 7. Как составить план местности.13
§ 8. Чтение плана местности 15
§ 9. От плана к карте 17
§ 10. Части света и океаны. Карта полушарий 19
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Формы поверхности суши
§ 11. Равнины 22
§ 12. Относительная высота 24
§ 13. Низменности, возвышенности, плоскогорья 25
§ 14. Гиры. Породы, слагающие горы 27
§ 15. Молодые и старые горы. Покорение вершин 29
§ 16. Жизнь в горах 32
Воды суши
§ 17. Круговорот воды в природе. Источники
§ 18. Колодцы.
§ 19. Реки. Равнинные и горные реки
§ 20! Питание рек. Бассейн реки. Водораздел
§ 21. Работа текучих вод на равнинах
§ 22. Пороги и водопады
§ 23. Озёра. Болота
§ 24. Использование рек в хозяйственной деятельности человека. Охрана водоёмов
Мировой океан
§ 25. Океаны, моря,-заливы, проливы 54
§ 26. Острова и полуострова 55
§ 27. Глубины океанов и морей. Морская вода 57
§ 28. Движение воды в океане 59
§ 29. Океан на службе у человека 60
§ 30. Звёздное небо
§ 31. Солнечная система
§ 32. Солнце
§ 33. Луна — спутник Земли
§ 34. Освоение космоса
§ 35. Суточное вращение Земли, смена дня и ночи
§ 36. Полюсы, экватор, параллели, меридианы
§ 37. Нахождение нужной точки на глобусе и на карте
§ 38. Время на разных долготах
§ 39. Смена времён года
§ 40. Годовое движение Земли вокруг Солнца. Тепловые пояса
Погода и климат
§ 41. Атмосфера
§ 42. Температура воздуха
§ 43. Нагревание воздуха в тропосфере
§ 44. Атмосферное давление
§ 45. Ветер
§ 46. Определение направления и силы ветра. Ветер на службе у человека
§ 47. Туман и облака
§ 48. Атмосферные осадки
§ 49. Погода и её предсказание
§ 50. Климат. Зависимость климата от широты места
§ 51. Зависимость климата от близости океанов, от океанических течений, от высоты места над уровнем океана, от расположения горных хребтов, от господствующих ветров
Природные зоны
§ 52. Как меняется растительность на земном шаре
§ 53. Ледяная зона. Зона тундры
§ 54. Леса умеренного пояса
§ 55. Охрана лесных богатств в стране
§ 56. Зона степей
§ 57. Зона пустынь.
§ 58. Зона саванн
§ 59. Зона тропических лесов
Задания
На уроках географии и во время подготовки домашних заданий вам, кроме этого учебника, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для V класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.
Работая дома над тем или иным параграфом учебника:
1. Прочитайте текст.
2. Разделите его на части и перескажите своими словами каждую из них, а затем — весь параграф.
3. Читая текст, отыщите на карте все географические объекты, упомянутые в нём (после географического названия в скобках стоит цифра, с помощью которой вы легко найдёте нужный географический объект на картах полушарий или СССР.
4. Ответьте на вопросы и выполните задания, помещённые после каждого параграфа.
5. Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.
Часть пособий, необходимых для выполнения практических работ, вы можете сделать в школьных мастерских. Чертежи и рисунки этих пособий даны на форзацах учебника.
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Физическая география 5 класс (Максимов) 1965 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.
Вы приступаете к изучению физической географии. Наука эта — одна из самых древних на Земле.
Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Возвращаясь из дальних странствий, они рассказывали своим соотечественникам о природе и людях других стран, о растениях и животных и многом, многом другом. Они как бы описывали отдельные участки Земли. Слово география в переводе с греческого языка на русский означает землеописание.
Тысячи лет понадобились для того, чтобы описать земной шар, его горы, равнины, моря и океаны. И сейчас уже почти нет такого уголка, где бы не побывали географы, о котором они не написали бы.
Не только описанием Земли занимаются географы. Они раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря исследованиям и наблюдениям географов мы уже можем
ответить на многие вопросы, например: почему идет дождь или дует ветер? Почему в одних местах земного шара в январе бывают морозы, а в других в это же время тепло и деревья стоят в летнем зелёном наряде? В каких районах Земли следует искать каменный уголь, нефть или другие полезные ископаемые?
Но природа таит ещё много тайн, над раскрытием которых работают географы вместе с другими учёными.
Большой вклад вносят географы в осуществление грандиозного плана строительства коммунистического общества в нашей стране. Ни одно крупное строительство в Советском Союзе не начинается без предварительного изучения местности географами. Так, например, перед тем как начали строить одну из крупнейших в мире — Волжскую гидроэлектростанцию имени XXII съезда КПСС (40), специалисты-географы внимательно изучили район строительства. Они сказали, где следует сооружать плотину, из каких горных пород сложены берега реки в районе строительства, какая местность после постройки плотины будет затоплена водами реки, и ответили на многие другие вопросы.
Сейчас перед географами-учёными стоят ещё более грандиозные задачи: научиться изменять, преобразовывать природу в интересах народа. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС, говорится: «Советский человек сможет осуществить дерзновенные планы изменения течения некоторых северных рек и регулирования их вод с целью использования мощных гидроресурсов для орошения и обводнения засушливых районов».
Эти смелые проекты будут осуществлены народами нашей страны. Большую помощь в этом окажут географы.
Вопросы и задания. 1. Чем занимались географы в далёком прошлом?
2. Какие задачи решают географы в настоящее время? 3. С первых дней сентября ведите наблюдения над погодой. Свои наблюдения заносите в календарь погоды (см. форзац учебника), где в одно и то же время по указанию учителя отмечайте температуру воздуха, направление ветра, облачность и осадки.
Форму календаря погоды перечертите в тетрадь для каждого месяца на отдельной странице. Из календаря погоды, помещённого в учебнике, видно, что 1 сентября температура воздуха была +15°, ветер — юго-западный, облачность — переменная, осадков не было; а 20 сентября температура воздуха была +9°, ветер — северо-западный, пасмурно, шёл дождь.
ПЛАН И КАРТА
§ 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.
О середине сентября группа пятиклассников отправилась с учителем на экскурсию в окрестности школы. Ребята подошли к деревьям, росшим посреди поля. Здесь они и устроили привал.
Во все стороны расстилались колхозные поля, с которых недавно был собран урожай. Школьники отдохнули.
— А теперь скажите,— обратился к ним учитель,— в каком направлении нам следует идти, чтобы возвратиться к школе.
Мнения разделились: некоторые говорили, что надо идти в одном направлении, другие предлагали иной путь.
— Внимательно послушайте меня,— сказал учитель и начал свой рассказ.
— Посмотрите вокруг. Вы видите перед собой местность, которая представляется кругом. Видимую часть земной поверхности называют горизонтом. Слово «горизонт» греческое и и переводе на русский язык означает «ограничивающий». И действительно, мы видим с вами часть земной поверхности, как бы ограниченную линией, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью. Линия эта называется линией горизонта. Местность вокруг нас можно назвать открытой — ведь нашему взору не мешают ни строения, ни лес, ни холмы. Па открытой местности линия горизонта видна всегда хорошо. А в лесистой местности, например, линия горизонта видна плохо, и такую местность называют закрытой.
Вы уже знаете, что стороны горизонта имеют названия. Напомним, что та сторона горизонта, где солнце сегодня взошло, называется восток, а та, где вечером солнце зайдёт за горизонт,— запад. В полдень солнце бывает на юге, а направление, противоположное южному, называется северным. Скоро наступит полдень, и мы с вами точно определим все стороны горизонта.
Рис.1. Определение полуденной линии.
По указанию учителя ребята вбили в землю шест в полтора метра длиной, выравняли его по отвесу и с помощью верёвки с северной стороны провели полуокружность (рис. 1) радиусом немного меньшим, чем тень от шеста.
Через некоторое время конец тени от шеста коснулся проведённой полуокружности. В точке касания ученики вбили колышек. А тень становилась всё короче и короче. Но вот наступил момент, когда тень стала удлиняться и опять коснулась полуокружности, только в другом месте. В точке пересечения вбили второй колышек. После этого две точки на полуокружности, отмеченные колышками, соединили прямой линией и поделили её пополам. От шеста к середине этой линии протянули бечёвку.
— Это и есть направление тени, которую отбрасывал шест в полдень,— сказал учитель.— Она направлена точно на север и называется полуденной линией.
После того как учащиеся провели направления на юг, восток и запад, т. е. на основные стороны горизонта, учитель предложил им провести промежуточные: на северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад (рис. 2).
Ну, а теперь скажите, в каком направлении следует идти к школе, если известно, что от школы мы всё время двигались на юго-восток?
Учащиеся без труда ответили на этот вопрос.
Так с помощью несложного инструмента, называемого гномоном, учащиеся нашли север и определили своё местоположение на местности по отношению к сторонам горизонта, или, другими словами, ориентировались на местности и определили, в каком направлении от них находится школа.
Вопросы и задания. 1. Что называется горизонтом? 2. Какая местность называется открытой, какая — закрытой? 3. Что значит «ориентироваться»? 4. В каком направлении двигались школьники от места экскурсии к школе? 5. В каком направлении от вашей школы местность открытая, в каком — закрытая? 6. На открытом месте у школы вбейте в землю шест длиной 1 м. В двадцатых числах каждого месяца в одно и то же время, желательно в полдень, отмечайте длину тени (в сантиметрах), отбрасываемую шестом. Данные измерений заносите в календарь погоды.
Рис. 2. Основные и промежуточные стороны горизонта.
{/spoilers}