Физическая география 5 класс (Максимов) 1965 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Физическая география 5 класс (Максимов) 1965

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 5 КЛАССА

© Издательство  Просвещение Москва 1965 

Авторство: Николай Александрович Максимов

Формат: DjVu, Размер файла: 7.13 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3 

      § 1. Что изучает физическая география 

      

      План и карта 

      § 2. Ориентирование на местности 5 

      § 3. Ориентирование по Полярной звезде и компасу 7 

      § 4. Измерение расстояний 8 

      § 5. Изображение направлений и расстояний на чертеже 10 

      § 6. План класса 12 

      § 7. Как составить план местности.13 

      § 8. Чтение плана местности 15 

      § 9. От плана к карте 17 

      § 10. Части света и океаны. Карта полушарий 19 

      

См. оглавление полностью...

      Формы поверхности суши 

      § 11. Равнины 22 

      § 12. Относительная высота 24 

      § 13. Низменности, возвышенности, плоскогорья 25 

      § 14. Гиры. Породы, слагающие горы 27 

      § 15. Молодые и старые горы. Покорение вершин 29 

      § 16. Жизнь в горах 32 

      

      Воды суши 

      § 17. Круговорот воды в природе. Источники 

      § 18. Колодцы. 

      § 19. Реки. Равнинные и горные реки 

      § 20! Питание рек. Бассейн реки. Водораздел 

      § 21. Работа текучих вод на равнинах 

      § 22. Пороги и водопады 

      § 23. Озёра. Болота 

      § 24. Использование рек в хозяйственной деятельности человека. Охрана водоёмов 

      

      Мировой океан 

      § 25. Океаны, моря,-заливы, проливы 54 

      § 26. Острова и полуострова 55 

      § 27. Глубины океанов и морей. Морская вода 57 

      § 28. Движение воды в океане 59 

      § 29. Океан на службе у человека 60 

      § 30. Звёздное небо 

      § 31. Солнечная система 

      § 32. Солнце 

      § 33. Луна — спутник Земли 

      § 34. Освоение космоса 

      § 35. Суточное вращение Земли, смена дня и ночи 

      § 36. Полюсы, экватор, параллели, меридианы 

      § 37. Нахождение нужной точки на глобусе и на карте 

      § 38. Время на разных долготах 

      § 39. Смена времён года 

      § 40. Годовое движение Земли вокруг Солнца. Тепловые пояса 

      

      Погода и климат 

      § 41. Атмосфера 

      § 42. Температура воздуха 

      § 43. Нагревание воздуха в тропосфере 

      § 44. Атмосферное давление 

      § 45. Ветер 

      § 46. Определение направления и силы ветра. Ветер на службе у человека 

      § 47. Туман и облака 

      § 48. Атмосферные осадки 

      § 49. Погода и её предсказание 

      § 50. Климат. Зависимость климата от широты места 

      § 51. Зависимость климата от близости океанов, от океанических течений, от высоты места над уровнем океана, от расположения горных хребтов, от господствующих ветров 

      

      Природные зоны 

      § 52. Как меняется растительность на земном шаре 

      § 53. Ледяная зона. Зона тундры 

      § 54. Леса умеренного пояса 

      § 55. Охрана лесных богатств в стране 

      § 56. Зона степей 

      § 57. Зона пустынь. 

      § 58. Зона саванн 

      § 59. Зона тропических лесов 

      Задания 

      

     

      На уроках географии и во время подготовки домашних заданий вам, кроме этого учебника, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для V класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку. 

      Работая дома над тем или иным параграфом учебника: 

      1. Прочитайте текст. 

      2. Разделите его на части и перескажите своими словами каждую из них, а затем — весь параграф. 

      3. Читая текст, отыщите на карте все географические объекты, упомянутые в нём (после географического названия в скобках стоит цифра, с помощью которой вы легко найдёте нужный географический объект на картах полушарий или СССР

      4. Ответьте на вопросы и выполните задания, помещённые после каждого параграфа. 

      5. Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся. 

      Часть пособий, необходимых для выполнения практических работ, вы можете сделать в школьных мастерских. Чертежи и рисунки этих пособий даны на форзацах учебника.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Физическая география 5 класс (Максимов) 1965 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ 

      

      § 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. 

      Вы приступаете к изучению физической географии. Наука эта — одна из самых древних на Земле. 

      Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Возвращаясь из дальних странствий, они рассказывали своим соотечественникам о природе и людях других стран, о растениях и животных и многом, многом другом. Они как бы описывали отдельные участки Земли. Слово география в переводе с греческого языка на русский означает землеописание. 

      Тысячи лет понадобились для того, чтобы описать земной шар, его горы, равнины, моря и океаны. И сейчас уже почти нет такого уголка, где бы не побывали географы, о котором они не написали бы. 

      Не только описанием Земли занимаются географы. Они раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря исследованиям и наблюдениям географов мы уже можем 

      ответить на многие вопросы, например: почему идет дождь или дует ветер? Почему в одних местах земного шара в январе бывают морозы, а в других в это же время тепло и деревья стоят в летнем зелёном наряде? В каких районах Земли следует искать каменный уголь, нефть или другие полезные ископаемые? 

      Но природа таит ещё много тайн, над раскрытием которых работают географы вместе с другими учёными. 

      Большой вклад вносят географы в осуществление грандиозного плана строительства коммунистического общества в нашей стране. Ни одно крупное строительство в Советском Союзе не начинается без предварительного изучения местности географами. Так, например, перед тем как начали строить одну из крупнейших в мире — Волжскую гидроэлектростанцию имени XXII съезда КПСС (40), специалисты-географы внимательно изучили район строительства. Они сказали, где следует сооружать плотину, из каких горных пород сложены берега реки в районе строительства, какая местность после постройки плотины будет затоплена водами реки, и ответили на многие другие вопросы. 

      Сейчас перед географами-учёными стоят ещё более грандиозные задачи: научиться изменять, преобразовывать природу в интересах народа. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС, говорится: «Советский человек сможет осуществить дерзновенные планы изменения течения некоторых северных рек и регулирования их вод с целью использования мощных гидроресурсов для орошения и обводнения засушливых районов». 

      Эти смелые проекты будут осуществлены народами нашей страны. Большую помощь в этом окажут географы. 

      

      Вопросы и задания. 1. Чем занимались географы в далёком прошлом? 

      2. Какие задачи решают географы в настоящее время? 3. С первых дней сентября ведите наблюдения над погодой. Свои наблюдения заносите в календарь погоды (см. форзац учебника), где в одно и то же время по указанию учителя отмечайте температуру воздуха, направление ветра, облачность и осадки. 

      Форму календаря погоды перечертите в тетрадь для каждого месяца на отдельной странице. Из календаря погоды, помещённого в учебнике, видно, что 1 сентября температура воздуха была +15°, ветер — юго-западный, облачность — переменная, осадков не было; а 20 сентября температура воздуха была +9°, ветер — северо-западный, пасмурно, шёл дождь. 

      

      

      ПЛАН И КАРТА 

      

      § 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. 

      О середине сентября группа пятиклассников отправилась с учителем на экскурсию в окрестности школы. Ребята подошли к деревьям, росшим посреди поля. Здесь они и устроили привал. 

      Во все стороны расстилались колхозные поля, с которых недавно был собран урожай. Школьники отдохнули. 

      — А теперь скажите,— обратился к ним учитель,— в каком направлении нам следует идти, чтобы возвратиться к школе. 

      Мнения разделились: некоторые говорили, что надо идти в одном направлении, другие предлагали иной путь. 

      — Внимательно послушайте меня,— сказал учитель и начал свой рассказ. 

      — Посмотрите вокруг. Вы видите перед собой местность, которая представляется кругом. Видимую часть земной поверхности называют горизонтом. Слово «горизонт» греческое и и переводе на русский язык означает «ограничивающий». И действительно, мы видим с вами часть земной поверхности, как бы ограниченную линией, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью. Линия эта называется линией горизонта. Местность вокруг нас можно назвать открытой — ведь нашему взору не мешают ни строения, ни лес, ни холмы. Па открытой местности линия горизонта видна всегда хорошо. А в лесистой местности, например, линия горизонта видна плохо, и такую местность называют закрытой. 

      Вы уже знаете, что стороны горизонта имеют названия. Напомним, что та сторона горизонта, где солнце сегодня взошло, называется восток, а та, где вечером солнце зайдёт за горизонт,— запад. В полдень солнце бывает на юге, а направление, противоположное южному, называется северным. Скоро наступит полдень, и мы с вами точно определим все стороны горизонта. 

      Рис.1. Определение полуденной линии. 

      По указанию учителя ребята вбили в землю шест в полтора метра длиной, выравняли его по отвесу и с помощью верёвки с северной стороны провели полуокружность (рис. 1) радиусом немного меньшим, чем тень от шеста. 

      Через некоторое время конец тени от шеста коснулся проведённой полуокружности. В точке касания ученики вбили колышек. А тень становилась всё короче и короче. Но вот наступил момент, когда тень стала удлиняться и опять коснулась полуокружности, только в другом месте. В точке пересечения вбили второй колышек. После этого две точки на полуокружности, отмеченные колышками, соединили прямой линией и поделили её пополам. От шеста к середине этой линии протянули бечёвку. 

      — Это и есть направление тени, которую отбрасывал шест в полдень,— сказал учитель.— Она направлена точно на север и называется полуденной линией. 

      После того как учащиеся провели направления на юг, восток и запад, т. е. на основные стороны горизонта, учитель предложил им провести промежуточные: на северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад (рис. 2). 

      Ну, а теперь скажите, в каком направлении следует идти к школе, если известно, что от школы мы всё время двигались на юго-восток? 

      Учащиеся без труда ответили на этот вопрос. 

      Так с помощью несложного инструмента, называемого гномоном, учащиеся нашли север и определили своё местоположение на местности по отношению к сторонам горизонта, или, другими словами, ориентировались на местности и определили, в каком направлении от них находится школа. 

      

      Вопросы и задания. 1. Что называется горизонтом? 2. Какая местность называется открытой, какая — закрытой? 3. Что значит «ориентироваться»? 4. В каком направлении двигались школьники от места экскурсии к школе? 5. В каком направлении от вашей школы местность открытая, в каком — закрытая? 6. На открытом месте у школы вбейте в землю шест длиной 1 м. В двадцатых числах каждого месяца в одно и то же время, желательно в полдень, отмечайте длину тени (в сантиметрах), отбрасываемую шестом. Данные измерений заносите в календарь погоды. 

      Рис. 2. Основные и промежуточные стороны горизонта.

 

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика