Три типа доходов в социалистических странах и в СССР в частности
По мнению советских исследователей, в социалистическом обществе были три характерные способа распределения доходов: социалистическое распределение по количеству и качеству труда, распределение через общественные фонды потребления и распределение на основе закона стоимости. В соответствии с этим существовали три типа доходов: доходы, полученные на основе распределения по количеству и качеству труда, доходы и потребление за счет общественных фондов потребления и доходы от личного подсобного хозяйства.
В Чехословакии было практически полностью огосударствленное сельское хозяйство и существовали жесткие ограничения на частные виды деятельности. Поэтому лишь очень незначительная часть доходов (5%) поступала из негосударственных источников дохода. В Советском Союзе примерно 14,4% доходов происходило из частных источников. В Болгарии, Югославии и Польше доля этих доходов превышала 20%. Доля доходов от труда (т.е. заработная плата) колебалась от 53% в Польше до 72% в СССР. Доля социальных трансфертов была наименьшей в структуре доходов семей в Югославии и СССР (13%), а наибольшей - в Чехословакии (25%).
Весомым источником доходов населения в СССР была заработная плата. Ее доля в совокупном доходе семей рабочих составляла около 80%, а семей колхозников - примерно 60%. По мнению советских экономистов, размеры заработной платы определялись количеством и качеством труда. Согласно марксистской теории, качество работы или ее сложность определяли пять факторов: 1) условия труда; 2) навыки; 3) роль отрасли в национальной экономике; 4) региональное размещение и 5) вид предприятия, на котором работает работник.
Стабильность доли заработной платы в структуре доходов населения объясняется двумя причинами. Во-первых, государство тщательно контролировало размеры фонда оплаты труда как меру макроэкономической стабилизации, которая ограничивала потребление. Во-вторых, заработная плата в экономике определялась тарифной сеткой, что не предусматривало возможности резкого увеличения зарплаты для отдельных работников или предприятий отрасли. Такая система организации заработной платы не способствовала материальному стимулированию работников, поскольку была установлена жесткая система тарифных ставок.
Разрыв между минимальной и максимальной тарифным ставкам по всем отраслям промышленности составлял 2,8 раза. Такая система не поощряла повышение уровня знаний, осуществление инвестиций в человеческий капитал. Поскольку размер заработной платы устанавливался централизованно, можно предположить, что неравенство в распределении заработной платы должно оставаться постоянным. Однако данные свидетельствуют, что с 1968 года неравенство в распределении заработной платы постоянно росло.
Динамика коэффициента Джини, рассчитанного для заработной платы в СССР, свидетельствует о росте неравенства в их распределении. Значение коэффициента Джини в 1986 году было на 30% больше чем в 1956 г., следовательно, неравенство существенно возросло. 1968-1976 гг. являются годами относительной стабильности в неравенстве распределения заработной платы - коэффициент Джини вырос только на 1%. Неравенство в распределении зарплаты существенно снижается в так называемом "застойном периоде" (1976-1981), о чем свидетельствует снижение коэффициента Джини на 4%. В первой половине 80-х годов неравенство в распределении заработной платы начало расти и за 1981-1986 гг. значение этого коэффициента возросло на 7%.