Вещевой рынок 90-х: возможность прикоснуться к «заграничному»
К концу 80-х годов XX-го века в стране полным ходом шла перестройка. Перестройка была не только в политике. Коснулась она и экономики, огромным жерновом прошлась по легкой промышленности.
Советские люди, до этого ходившие в стандартно сшитой одежде и стачанной обуви, ошалели от потока информации, который выплеснулся на них с началом гласности. Стало возможным почти все: немыслимые прически, яркая и замысловатая одежда, обувь неожиданных и непривычных фасонов. По всей стране открывались новые вещевые рынки, а старые начали свою вторую, бурную, жизнь.
В моду вошло понятие «заграница», «заграничное». Свободный выезд в страны дальнего зарубежья дал возможность людям покупать вещи за пределами СССР, чтобы потом ввозить их для перепродажи на наших рынках.
Сегодня мода этого периода вызывает улыбку, но в те годы это был своего рода протест против застоя, в котором все выравнивалось под одну гребенку. Неоднозначная, неординарная, нелепая, смелая – так можно охарактеризовать моду 90-х.
В то время появились вещи ярких, как говорится «кислотных» цветов и кричащих расцветок: лосины, юбки ламбады, пиджаки, футболки. Одежда носилась или вызывающе обтягивающей, или нарочито свободной, мешковато сидя на фигуре.
Тогда же пришло время малиновых пиджаков и массивных золотых цепей. Обладателями этих аксессуаров были «новые русские», стремительно взлетевшие вверх на волне всеобщего бардака и вседозволенности. Этот «кусочек» моды соприкасался с другим стилем – спортивными костюмами, кроссовками, бритыми затылками и накачанными мускулами «братков», охраняющих своих хозяев в малиновых пиджаках.
Мода на джинсу – тоже неотъемлемая часть той эпохи. В «самопальных» рваных джинсах, «варенках», «бананах» со всевозможными «иностранными лейблами» щеголяла постсоветская молодежь. Приобрести настоящие фирменные вещи получалось далеко не у всех, и рынок наводнил «самошив», в основном отвратительного качества, но всегда востребованный по причине низкой цены.
Небольшая часть молодежи ходила в кожаных куртках-косухах, кожаных штанах, рваных джинсах – это был так называемый андеграунд: неформалы, противопоставляющие себя массовой культуре.
В 90-е годы из-за всеобщих неплатежей в стране стал широко распространяться бартер – обмен вещами, товарами. Предприятия, работающие с капиталистическими странами, обменивали свою продукцию на польские и японские куртки, финские дубленки и кроссовки, германские юбки и блузки. Работники этих предприятий не только смогли одеть всех своих родных и близких, но часть продукции продавать на вещевых рынках. В отличие от низкокачественного самопала эта продукция была неплохого качества, и тоже всегда пользовалась спросом.
Челноки – еще один источник поступления относительно неплохой по качеству и недорогой по цене одежды из стран Запада в Россию. Это время теток неопределенного возраста, таскающих на себе огромные «китайские» сумки, забитые всевозможным товаром. Челноки были везде – в поездах, в самолетах, в автобусах дальнего следования. Их узнавали издали по этим огромным пузатым клетчатым сумкам.
Небольшую, но очень оригинальную нишу вещевого рынка 90-х занимали товары, привезенные из стран ближнего зарубежья (бывших союзных республик – Киргизии, Узбекистана, Таджикистана) и Китая. Торговали ими выходцы из этих стран, которые не только заняли часть рынков городов и поселков Сибири, Урала и Дальнего Востока, но с огромными сумками ходили по предприятиям, частному сектору и многоквартирным домам, предлагая очень недорогое, но достаточно прочное в носке и неплохое по качеству нательное белье, одежду, кожаные куртки. Немного яркий и аляповатый дизайн этих вещей неплохо вписался в моду этих лет.