Сталинский культ личности.
Иосиф Виссарионович Джугашвили, более известный как Сталин, несколько десятилетий был неотъемлемой частью облика стран Восточной Европы. Деятельность этой личности наложила отпечаток на жизнь сотен миллионов людей, а образ вождя надолго стал доминирующим элементом «иконосферы», включавшей многочисленные портреты, почтовые марки и открытки, названия улиц, журналов и газет, посвященные «отцу народов» фильмы, книги и трудовые рекорды. Когда находящийся в ссылке Иосиф Сталин был заочно избран членом ЦК РСДРП(б), а после революции - народным комиссаром по делам национальностей, ничто не предвещало его будущего восхождения к вершинам власти в огромной стране.
Это был тип кабинетного политика, который не любил и не умел говорить на собраниях, если не был тщательно подготовлен заранее. Занятия Джугашвили-Сталин также предпочитал типично бюрократические - например, подготовку рекомендаций и директив или написание статей. В качестве военного руководителя будущий диктатор не достиг особых успехов: так, ряд историков считает именно его виновным в катастрофическом провале наступления Красной Армии на Варшаву. Тем не менее, не талант оратора, а именно скрупулёзность в мелочах и огромная работоспособность оказались теми чертами характера, что потребовались для управления молодой страной рабочих и крестьян.
В процессе постепенного перехвата власти, непосредственным тылом Сталина были отнюдь не кадры закалённых подпольем революционеров, а многочисленный аппарат безымянных чиновников, сосредоточенных в Генеральном секретариате ЦК, которым Иосиф Виссарионович руководил. На руку Сталину была всеобщая усталость от революционных экспериментов, потребность в едином руководстве. На этой должности Сталин оставался почти до конца жизни, а также начал выполнять и функции председателя Совнаркома.
Переломным для укрепления культа личности стало празднование 50-летия Сталина. С этого времени советскому обществу настойчиво - и небезуспешно - внушали, что именно Сталин был создателем Красной Армии и вёл её к новым победам, именно он был главным защитником ленинской партийной линии, а также выдающимся теоретиком науки и искусств. Верноподданничество порой доходило до абсурда: в частности, предлагалось ввести новое летоисчисление, отправной точкой которого был бы год и день рождения Сталина. Интересно, что ещё до Второй мировой войны культ Сталина расширился далеко за пределы СССР - хотя, конечно, в несколько иной форме. Значительную роль в этом сыграл «салонный большевизм».
Интеллектуалы и политики Запада, не понимая сути сталинской системы власти, сами верили и вкладывали в сознание своих избирателей идеализированный образ Советского государства. Ещё сильнее позитивный образ советского диктатора укрепился на Западе благодаря американской и английской пропаганде военных лет: в ней Иосиф Сталин выступал как симпатичный усатый «Дядюшка Джо». Культ личности считался элементом советской пропаганды и мировоззрения. Как гласит меткая пословица, свято место пусто не бывает, и это явление действительно можно считать примером своеобразной светской религии.
Последняя позволяла свести сложную действительность к простой картине, ликвидировать диссонанс между традиционными ценностями и необходимостью приспосабливаться к новой общественно-политической ситуации, в которой массовые репрессии быстро приобрели черты обыденного явления. Примечательно, что человеку, сосредоточившему в своих руках почти абсолютную власть, совершенно чужда была потребность в комфорте. В Кремле Сталин жил в квартире, которую во времена царской России занимала прислуга, и долго ездил на старом «Руссо-Балте», в то время как его соратники вовсю пользовались комфортабельными английскими «роллс-ройсами».
Некоторые особенности характера Сталина проявлялись во время нечастого отдыха. Даже тогда его окружали, прежде всего, подчинённые; традиционно это общество собиралось в подмосковной резиденции вождя в Кунцево. Иосиф Виссарионович пил немного, главным образом выдержанные вина высоких сортов, чтобы не утратить контроль над собой, но собеседников в то же время старался напоить до бесчувствия. Свидетели вспоминают о его своеобразном чувстве юмора: Сталин, например, любил подкладывать в кресла не ожидавших подвоха людей спелые помидоры.
Хотя «грузин со стальным взглядом» у многих вызывал чувство страха, сам он тоже не был чужд подобного чувства. Это был страх за собственную жизнь: похоже, Сталин панически - и, возможно, небезосновательно - боялся покушений. Если он отправлялся куда-либо по железной дороге, то всё, что касалось его поезда и маршрута следования, становилось строжайшей тайной. Ясно также, что зачастую диктатор даже не допускал мысли о том, что многие заговоры, которые были «предотвращены» путём кровавых репрессий, существовали исключительно в воображении - его собственном или близкого окружения.
Нет никаких сомнений и в том, что, пребывая на вершине властной пирамиды, Сталин оставался необычайно одиноким человеком - это становится понятно хотя бы из воспоминаний членов его семьи. Московское радио сообщило о последовавшей за день до того смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Вся страна погрузилась в траур. Почти на всех домах были вывешены флаги и портреты вождя с траурными лентами, а рыдающие на улицах люди стали нормой, причём зачастую это, было не эффектом безвольного подчинения атмосфере, организованной средствами массовой информации, а искренним проявлением испытываемых к покойному чувств.
В дни прощания со Сталиным на московских улицах в давке погибло несколько сотен человек. Руководства стран социалистического лагеря одно за другим принимали решение о переименовании населённых пунктов в честь «великого вождя и учителя»: например, Катовице в Польше было переименовано в Сталинград, в ГДР появился Сталинштадт, а в Венгрии - Сталинварош. Однако почти сразу же после окончания траура культ Сталина начал постепенно подвергаться сомнению, хотя черты тоталитарной системы по инерции сохранялись. В условиях нарастающего кризиса новому главе СССР требовалось найти мотивировку, которая объясняла бы отступление от прежних принципов управления и была бы легко принята обществом.
Заботясь о нерушимости канонов коммунизма, руководитель партии и государства Никита Хрущёв решил возложить ответственность за все преступления системы на того, чьё имя ранее было окружено предельным обожанием. На XX съезде КПСС он представил доклад «О культе личности и его последствиях», который делал Сталина и только его главным виновником ошибок прошлого. Очередной шаг был предпринят на XXII съезде КПСС, который постановил вынести гроб с телом Сталина из Мавзолея и захоронить его у Кремлёвской стены.