Деятельность советских "цеховиков", нелегально производивших и продававших меховые изделия в СССР

Феномен "цеховиков" возник в СССР в условиях тотального дефицита товаров народного потребления. "Цеховики" - это предприниматели, которые нелегально организовывали производство востребованных дефицитных товаров в своих кустарных цехах и на фабриках. Особенно широко "цеховики" занимались выпуском модной одежды, обуви и меховых изделий, пользующихся большим спросом у населения. Продукция "цеховиков" сбывалась на "черном рынке" по спекулятивным ценам.

Деятельность советских "цеховиков"

Причины появления "цеховиков"

Причины появления "цеховиков" кроются в самой системе плановой экономики СССР. Централизованное планирование приводило к хроническому дефициту многих товаров повседневного спроса, в то время как у населения росли потребности в более разнообразных и качественных вещах. Особенно высоким был неудовлетворенный спрос на модную одежду из дефицитных материалов, обувь и меховые изделия. Этим и воспользовались "цеховики", наладив нелегальное производство таких дефицитных предметов роскоши.

Как работали "цеховики"

Деятельность "цеховиков" носила строго конспиративный характер. Они организовывали нелегальные цеха, как правило, на частных квартирах или в сараях. Там

трудились нанятые ими рабочие-надомники. Производственные мощности цехов были невелики, но позволяли выпускать дефицитные товары мелкими партиями.

Для закупки сырья и материалов "цеховики" прибегали к разным уловкам. Они скупали у государства якобы бракованные ткани, меха, кожу по заниженным ценам. Использовали списанные предприятиями остатки - обрезки, вымоченные химикатами шкурки. Нередко просто воровали материалы со складов.

Такими методами "цеховикам" удавалось доставать даже дефицитнейшую норку или каракуль для пошива модных меховых изделий.

Ассортимент и качество нелегальной продукции

Ассортимент продукции, выпускаемой "цеховиками", был весьма широк. Это были прежде всего модные вещи - джинсы, кожаные куртки, обувь на толстой платформе, пальто из дефицитных тканей.

Особо ценились меховые изделия - шубы, шапки, воротники.

Качество таких подпольно произведенных товаров зачастую было невысоким. Использовались не лучшие материалы, примитивная технология пошива. Широко практиковались различные фальсификации. Меха искусственно "выцвечивали" и вываривали, чтобы придать им вид дорогих. Простые ткани мастерили под дефицитные импортные.

Тем не менее, спросом у населения пользовалась вся продукция "цеховиков". Люди были рады любой модной вещи, пусть и сомнительного качества. Главное - заполучить дефицитный товар, который недоступен в госмагазинах.

Сбыт и цены на нелегальные меховые изделия

Продукция "цеховиков" сбывалась через нелегальные каналы, на "черном рынке". Изготовленные меховые шапки, воротники, шубы тайно привозили в отдаленные районы страны, где устраивали импровизированные "распродажи" в сельской местности или прямо с машин.

"Цеховики" широко использовали спекуляцию, продавая свои товары по завышенным ценам. Например, шубу из мутона, которая в госмагазине стоила 150 рублей, на "черном рынке" можно было купить за 300-400. Такие цены были обусловлены дефицитом и повышенным спросом населения на модные вещи.

Люди охотно покупали продукцию "цеховиков" по спекулятивным ценам. Это позволяло нелегальным производителям получать сверхприбыли от своей деятельности.

Масштабы деятельности "цеховиков"

Масштабы нелегальной деятельности "цеховиков" в СССР были весьма значительными.

Географически они охватывали практически всю страну - от Прибалтики до Средней Азии. Особенно много цехов было в крупных городах и промышленных центрах - Москве, Ленинграде, на Украине, в Казахстане.

Объемы производства также впечатляли. Только в Караганде подпольные цеха ежегодно выпускали десятки тысяч меховых изделий - шапок, воротников, жилетов. По оценкам КГБ, в начале 1970-х общий нелегальный оборот меховой продукции в СССР составлял около 2 миллионов долларов.

Такие масштабы свидетельствуют, что "цеховики" заполнили огромную нишу в советской "теневой экономике", удовлетворяя потребность населения в дефицитных товарах.

Борьба властей с нелегальным производством меховых изделий

Советские власти вели активную борьбу с нелегальной деятельностью "цеховиков".

Уже в конце 1950-х годов были введены суровые уголовные наказания за частнопредпринимательскую деятельность и спекуляцию. За это полагались длительные сроки тюрьмы вплоть до расстрела.

Проводились рейды по выявлению нелегальных цехов, изымалось произведенное ими имущество. Только в 1974 году в ходе операции "Картель" было арестовано около 500 человек, в том числе видные деятели "меховой мафии".

Громкие судебные процессы над "спекулянтами" и "расхитителями социалистической собственности" широко освещались в прессе. Лидеров "цеховиков" приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества.

Однако искоренить это явление советским властям так и не удалось. Спрос на дефицит продолжал рождать нелегальное предложение.

Значение феномена "цеховиков" для советской экономики.

Несмотря на преследования со стороны властей, феномен "цеховиков" сыграл важную роль в советской экономике дефицита. Их нелегальное производство отчасти компенсировало неспособность плановой системы удовлетворить спрос населения на многие потребительские товары. Деятельность "цеховиков" также продемонстрировала жизнеспособность рыночных механизмов даже в условиях командной экономики, став своего рода "предвестником" последующих реформ.

Явления цеховиков с современных позиций.

С позиций сегодняшнего дня деятельность "цеховиков" в СССР можно оценить неоднозначно. С одной стороны, это были предприниматели, которые по сути заполняли ниши спроса, неудовлетворенного государством. Их инициатива шла на пользу рядовым потребителям. Но с другой стороны, методы "цеховиков" часто были незаконными, а качество их продукции - сомнительным. Тем не менее, это уникальное явление советской эпохи дефицита, порожденное командно-административной системой.

Новые публикации по теме - Период застоя

No More Articles

Ещё по теме - Период застоя

No More Articles

Популярное по теме - Период застоя

No More Articles
Яндекс.Метрика