Как СССР осваивал Арктику - полярная станция «Маточкин Шар»
Ночную стоянку использовали для встречи с судами Карской экспедиции, а утром двинулись дальше. Пролив был узок: в широких местах до двух километров, а в узких — до пятисот метров и длиной чуть меньше ста километров.
Уже почти у выхода из него, на левом берегу, показались мачты и домики с дымом из труб, собаки и люди у метеобудок. Это была та самая полярная станция с названием «Маточкин Шар», первая метеорадиостанция, созданная на острове в советское время. Расположенная за 73 градусом северной широты, она долгое время была самой северной полярной станцией в мире и держала это первенство до тех пор, пока не была пущена обсерватория в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа, оказавшаяся за 80 градусом.
Обсерватория Маточкин Шар. Облака. 1931 г.
В числе тех, кто зимовал на станции «Маточкин Шар» в первый год ее основания (1923), была Ирина Леонидовна. Везло этой женщине на «первенство». Всего одну зиму (1922—1923 годы) провела Русинова на материке, и снова оказалась на Новой Земле. А в третий раз она зимовала с сентября 1927 года по август 1928 года, и местом ее зимовки опять были Малые Кармакулы.
Полярная станция «Маточкин Шар» впервые известила о себе эфир в октября 1923 года. Ее открытие диктовалось суровой необходимостью обеспечивать Карские экспедиции точными данными о состоянии погоды и льда. Станция расположена на берегу одноименного пролива в восточной части Северного острова, недалеко от Карского моря, за которым издавна держится название «мешок со льдом». И это действительно так. Стоит подуть северному ветру, как в море скапливается огромное количество льда. Выйти ему некуда: запад закрыт островами Новая Земля, восток — архипелагом Северная Земля, а с юга — материк.
Несмотря на это, в начале XX века через Карское море настойчиво прокладываются транспортные пути к великим рекам Сибири — Оби и Енисею. Когда Карское море забито льдом, то два основных пролива, связывающих его с Баренцевым морем, — Югорский Шар и Карские Ворота, — обычно бывают закрыты. И тогда остается надежда на третий пролив — Маточкин Шар.
Пролив Маточкин Шар
Самый узкий пролив России находится в Северном Ледовитом океане, он разделяет острова Северный и Южный архипелага Новая Земля. Пролив в самом узком месте имеет ширину в 600 метров. Его название – Маточкин Шар. Слово «шар» на языке поморов обозначает просто «морской пролив», а название Маточкин (от слова «матка») якобы присвоено проливу за то, что здешние места очень богаты промысловыми животными, особенно птицей.
В Белом море бушевал шторм. До пролива Маточкин Шар добирались шесть дней. «Малыгин» осторожно шел по узкому проливу, пока у подножия гор не увидели высокий крест, поставленный Федором Розмысловым, который в XVIII веке первым составил подробное описание пролива Маточкин Шар. Здесь, в устье Ночуева ручья, где в 1768—1769 годах зимовал вместе с судном господин Розмыслов, и решено было строить полярную станцию.
Станция "Маточкин Шар" 1912 г.
В первую очередь выгрузили железную дорогу: 150 метров узкоколейки. И хотя паровоза не было, а только вагонетка, как она их выручила при постройке станции!
За полтора месяца построили не только дом для проживания на 15 комнат, но и радиостанцию, две кладовые, баню, павильоны, две шестидесятиметровые деревянные радиомачты, разбили метеоплощадку.
Здание обсерватории Маточкин шар занесенное снегом
На станции был полный штат: начальник, метеоролог, ботаник, геолог, магнитолог, радист, повар, доктор и электромеханик.
Начальник обсерватории Лескинен 1931 г.
Рядом с домом протекала речушка, вернее, ручеек, сбегавший с высокой горы. На его берегу стояли павильоны. Метеорологические наблюдения проводились четыре раза в сутки и в сущности не были бы ничем примечательны, если бы, отправляясь «на срок», не надо было нырять в темень и пургу, иа ходу уверяя себя, что в такую погоду медведь не дурак, чтобы тащиться на станцию.
Ледокольный пароход "Сибиряков"
Весь путь от полярной станции «Маточкин Шар» до выхода в Карское море (около 12 километров) Ирина Леонидовна простояла на палубе «Сибирякова».